Файл: Барац, В. А. Водоснабжение судов речного флота.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 46

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Хлорированная вода подается в сеть насосом питьевой воды. При этом открывают все концевые краны, а закрывают их после появления воды с ощутимым запахом хлора. Образовавшийся де­ фицит воды в емкости необходимо ликвидировать подачей порции свежей воды с добавлением соответствующего количества дезин­ фектанта. После заполнения всей системы обеспечивается не менее чем 8-часовой период контакта воды с хлором. В течение этого времени все концевые краны должны быть закрыты. Нужно пол­ ностью исключить возможность пользования водой.

По окончании контактного периода вся система водоснабже­ ния опорожняется чепез концевые краны. По завершении этой операции емкость заполняется чистой береговой водой, которой промывают систему водоснабжения. По окончании промывки си­ стемы берут пробу воды в наиболее отдаленной от цистерны точ­ ке и определяют количество остаточного хлора в ней. Если кон­ центрация его не более 0,5 мг/л, промывку системы заканчивают. При больших величинах остаточного хлора следует продолжить промывку, добавляя в емкость воду из питьевого водопровода. По окончании повторной промывки вновь определяют количество остаточного хлора в воде и, если его концентрация достигла 0,5 мг/л, отбирают пробу для бактериологического анализа. Если его результаты показывают, что вода по бактериологическим по­ казателям отвечает требованиям ГОСТа (коли-титр >300), систе­ му допускают к эксплуатации.

§ 21. ОБСЛУЖИВАНИЕ ОЗОНАТОРНЫХ СТАНЦИЙ

Одно из достоинств озонаторных станций — незначительное время, затрачиваемое на их обслуживание.

Тем не менее обслуживание станций необходимо, своевремен­ ное выполнение технических уходов обеспечит бесперебойную ра­ боту их и снабжение судна высококачественной водой для питье­ вых и мытьевых целей. Обслуживание станций предусматривает выполнение ряда работ перед началом навигации, ежеднев­ ных, еженедельных и ежемесячных уходов и работ по окончании навигации.

Перед началом навигации должны быть закончены заблаговре­ менно подготовительные работы по станции ППВ с тем, чтобы к моменту сдачи судна в эксплуатацию она проработала в нормаль­ ном эксплуатационном режиме одни-полутора суток. Для обеспе­ чения нормальной работы станции в течение указанного времени следует искусственно создать расход воды путем открытия кранов или слива обработанной воды за борт. Надо иметь в виду, что объем подготовительных работ достаточно велик, так как боль­ шинство их может быть выполнено только в теплый период. Это в первую очефедь касается работ по фильтру.

Подготовка к работе фильтра заключается в следующем. Фильтр промывают, очищают и, при необходимости, окрашивают внутреннюю поверхность его антикоррозионными красками или

120


лаками, разрешенными органами саннадзора. На время окраски пластмассовые дренажные колпачки должны быть сняты, так как пары, выделяемые синтетическими красками, могут их разрушить. Дренажные колпачки устанавливают на место, когда полностью

высохнет краска.

После установки дренажных колпачков корпус фильтра запол­ няют песчаной загрузкой, которая во время зимнего отстоя хра­

нилась на судне в специальных ящиках.

Нужно иметь в виду, что во время эксплуатации станции из-за истирания песчинок одна о другую при промывках фильтра пес­ чаная загрузка постепенно изнашивается, фракция песка умень­ шается и частично выносится за борт. Поэтому перед загрузкой песка в фильтр надо проверить количество и фракцию под­

готовленного песка и при необходимости пополнить или

заме­

нить его.

 

 

их

нужно

При пополнении фильтра новыми порциями песка

предварительно тщательно

промыть

от глинистых

включений.

В противном случае глина

растворится

и закроет поры

между

песчинками, что потребует многократной промывки песчаной за­ грузки непосредственно в фильтре. Такая промывка связана с значительными трудностями.

Кроме того, необходимо, чтобы при пополнении загрузки фильтра фракция песка верхнего слоя точно соответствовала пре­ дусмотренной проектной документацией, так как песок большей крупности не обеспечит очистку воды от взвесей до уровня, пре­ дусмотренного ГОСТом по прозрачности. Применение более мел­ кого песка приведет к увеличению сопротивления фильтра и вы­ мыванию песка при очередных промывках.

О всех работах, выполняемых по фильтру: замене загрузки, окраске внутренних поверхностей и других должен быть составлен акт на скрытые работы, который предъявляют органам саннадзо­ ра при сдаче в эксплуатацию системы водоснабжения.

По окончании работ по фильтру приступают к подготовке озо­ наторов. При этом удаляют со шлифованных поверхностей наруж­ ных и внутренних электродов консервирующую смазку, которой они были покрыты при консервации станции на время зимнего отстоя. Осматривают поверхности электродов. На них не должно быть забоин, раковин, задиров. При обнаружении последних нуж­ но их тщательно зашлифовать тонкой шкуркой. Проверяют пря­ молинейность внутренних электродов и стеклянных диэлектриков. Последние также не должны иметь заметной на глаз овальности, разностенности, наплывов и раковин. У стеклянных диэлектриков, выполненных из трубок люминесцентных ламп, часто появляются мелкие трещины на концах. При наличии указанных дефектов детали выбраковывают и заменяют запасными. Осматривают изо­ ляторы, нажимные втулки из фторопласта, центрирующие цанги из полиэтилена и крышки озонаторов из органического стекла. На поверностях перечисленных деталей не должно быть сколов, вмятин и выгоревших мест. Следует помнить, что центрирующие

121


цанги в

среде

озона

теряют эластичность, становятся

хрупкими

и могут

иметь

мелкие

трещины. При наличии таких

дефектов

цанги заменяют запасными.

Осмотры и дефектация деталей озонаторов перед сборкой не­ обходимы, так как установка деталей с браком приводит к на­ рушению зазоров между электродами и, следовательно, к нерав­ номерному распределению коронного разряда по поверхности электродов, а в итоге — к пробою диэлектрика.

После осмотра и дефектации все детали озонаторов, подготов­ ленные к сборке, тщательно промывают спиртом. Нужно обра­ щать внимание на то, чтобы на поверхностях не оставалось следов

окислов и жирных пятен

от консервирующей смазки.

производят

Затем приступают к

сборке озонаторов, которую

в такой последовательности (см. рис. 16).

(без отвер­

Устанавливают крышку 13 из органического стекла

стия для электрического контакта) на торец наружного электрода (со стороны, противоположной подводу электропитания) и крепят четырьмя болтами с помощью подвижного фланца 12 к корпусу наружного электрода.

Надевают на центрирующие стержни 1 внутреннего электрода изоляторы 2.

Надевают на один из концов внутреннего электрода центри­ рующую цангу 4 и навинчивают на один-два оборота нажимную втулку 3.

Поддерживая вертикально внутренний электрод за конец, на котором установлены центрирующая цанга и нажимная втулка, надевают стеклянный диэлектрик так, чтобы цанга вошла внутрь его. После этого нажимную втулку 3 навинчивают до тех пор, по­ ка лапки центрирующей цанги не прижмутся к внутренней по­ верхности диэлектрика.

Продолжая держать внутренний электрод с надетым диэлек­ триком в вертикальном положении, па верхний конец надевают вторую центрирующую цангу и нажимную втулку. Последнюю на­ винчивают также до тех пор, пока лапки цанги не коснутся внут­ ренней поверхности диэлектрика.

Регулируя усилие центрирующих цанг нажимными втулками, сдвигают диэлектрик так, чтобы центрирующие стержни с изоля­ торами выступали из диэлектрика б обоих концов одинаково. Цен­ тровка диэлектрика относительно внутреннего электрода достига­ ется равномерным усилием центрирующих цанг, осуществляемым нажимными втулками.

Вставляют пружину 8 в гнездо изолятора и, поддерживая внутренний электрод с надетым диэлектриком двумя руками, вставляют его в наружный эле.ктрод до тех пор, пока изолятор 2 не войдет в центрирующее отверстие крышки 13.

Устанавливают вторую крышку с отверстием для контакта, следя за тем, чтобы изолятор вошел в ее центрирующее отвер­ стие. Центрирующий стержень 1 должен плотно соприкасаться с контактом подвода электропитания 14.

г22


Крепят вторую крышку с помощью подвижного фланца 12 болтами к наружному электроду. Равномерный зазор между ди­ электриком и наружным электродом устанавливается за счет точ­ ных посадочных размеров изолятора и центрирующих гнезд в

крышке 13.

Присоединяют к контакту, выведенному на крышку, провод вы­

сокого напряжения.

У станций «Озон-4» и «Озон-8» с водяным охлаждением озона­ торов сборка внутреннего электрода с диэлектриком не отличается от описанной выше. Установка внутренних электродов с диэлек­ триками в наружные облегчается тем, что все озонаторные трубки

закрываются одной крышкой.

электродов относительно

наружных

Центровка

внутренних

(см. рис. 25)

обеспечивается

специальными опорными

дисками 2

с помощью промежуточных втулок 3 и изоляторов 6, надетых на центрирующие стержни внутренних электродов.

По окончании сборки озонаторов производят расконсервацию щита управления станцией. При этом удаляют смазку с неокра­ шенных металлических поверхностей; очищают и проверяют кон­ такты реле и контакторов; проверяют плотность контактов в ме­ стах присоединения кабелей и проводов, целостность и правиль­ ность установки плавких вставок; устанавливают штатные кон­ трольные приборы. •

Далее расконсервируют электродвигатели насоса забортной воды и вентилятора, их пусковую аппаратуру. Расконсервацию выполняют в соответствии с инструкциями заводов-изготовителей оборудования." Проверяют правильность подключения станции к судовой электрической сети и измеряют сопротивление изоляции электрооборудования станции. Подготавливают к действию насос забортной воды: у вихревых насосов проверяют, свободно ли вра­

щается

крылатка, а у поршневых — свободно ли

перемещаются

поршни

в цилиндрах. Для этого поворачивают

вручную ротор

электродвигателя. Продувают сжатым воздухом от судовой маги­ страли трубопровод подвода воздуха в озонаторы и от них к эжек­ тору-смесителю.

Перед пуском станции необходимо также проверить состояние сетчатого фильтра, диаметр отверстия сопла эжектора-смесителя, исправность невозвратного устройства и продувочного клапана, установленного в верхней части контактной колонны-

После выполнения всех перечисленных работ включают стан­ цию. Для этого автоматический выключатель ВА (см. рис. 19) устанавливается в положение «Включено», а переключатель рода работы ВРР — в положение «Автоматическая работа». При этом на щите управления загорается сигнальная лампочка, преду­ преждающая о том, что в схему управления станции подано питание.

При первом пуске станции переключением

соответствующей

арматуры на

трубопроводах фильтра

вода после него сливается

за борт. Это

производится в течение

25—30 мин

для уплотнения

123