Файл: Барац, В. А. Водоснабжение судов речного флота.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 45

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

песчаной загрузки фильтра. Затем переключают арматуру, и вода после фильтра направляется в эжектор-смеситель, контактную ко­ лонну и накопительную цистерну.

Если станция имеет насос забортной воды поршневого типа, необходимо установить его подачу 0,5 м3/ч и отрегулировать пре­ дохранительный клапан на трубопроводе после насоса' на давле­ ние 4,5—5 кгс/см2.

П р и е ж е д н е в н ы х у х о д а х з а станцией производят следующие проверки и регулировки, которые выполняют также после вклю­ чения станции в работу. Проверяют:

напряжение, подаваемое на первичную обмотку трансформа­ тора по вольтметру на щите управления. Оно должно быть равно 100 В и регулируется реостатом

наличие коронного разряда и отсутствие искрения — визуально через смотровые окна на кожухе озонаторного агрегата;

количество воздуха, подаваемое на озонаторы по ротаметру. При необходимости его подачу регулируют клапаном, установлен­ ным перед ротаметром;

давление воздуха, подаваемое па озонаторы. Оно должно быть равно 1 кгс/см2 и регулируется с помощью редукционного клапана;

уровень воды в разделительной камере контактной колонны. Уровень разделения воды и озона должен быть примерно на сере­ дине смотрового окна камеры; регулируется он клапаном, уста­ новленным на трубопроводе, подающем воду из разделительной камеры в контактную колонну;

качество распыливания озоно-воздушной

смеси — визуально

через смотровое окно контактной колонны.

При прохождении

озоно-воздушной смеси через фильтросную пластину должна об­ разовываться густая сеть мелких пузырьков, поднимающихся вверх. Если поднимаются крупные пузырьки, то это свидетель­ ствует о неисправности фильтроса или нарушении герметичности крепления его к стенкам контактной колонны.

Отбирают несколько проб фильтрованной воды через пробный кран на трубопроводе между фильтром и эжектором-смесителем или через спускной кран сетчатого фильтра.

Прозрачность отобранных проб воды должна быть не менее 30 см по шрифту Снеллена, это свидетельствует об исправной ра­ боте фильтра. Кроме того, отобранные пробы воды не должны иметь песчинок. Наличие их в пробах говорит о нарушении цело­ стности дренажных колпачков.

Отбирают несколько проб воды через пробоотборный кран по­ сле контактной колонны и определяют по запаху наличие оста­ точного озона в воде. Резкий запах косвенно свидетельствует о до-

1 На станциях «Озон-4» и «Озон-18» применены трансформаторы титл ОМ,

повышающие /напряжение с 220 до 10 000 iB. В связи с этим напряжение не ре­ гулируют.

124


статочности подаваемого от озонаторов количества озона для на­ дежного обеззараживания обрабатываемой воды.

Наличие запаха озона целесообразно также проверять у вен­ тиляционного гуська, через который вентилируется накопительная цистерна. Воздух, выходящий из накопительной цистерны, дол­ жен иметь слабый запах озона.

Проверяют давление в верхней и нижней полостях фильтра по

показаниям манометров. В верхней полости

оно должно

быть

3,5—5 кгс/см2, а в нижней при чистом

фильтре — на

0,2—

0,3 кгс/см2 меньше чем в верхней.

 

 

Разница давлений в верхней и нижней полостях 0,7—0,8 кгс/см2 свидетельствует о загрязненности фильтрующей загрузки.

Проверяют работу автоматики и сигнализации станции в авто­ матическом режиме при включениях и выключениях последней.

При работе станций в помещении, где установлены озонаторы, может появиться характерный запах озона. Причиной этого могут быть неплотности соединений трубопроводов, по которым подается озоно-воздушная смесь. Их необходимо выявить и немедленно уст­ ранить, так как озон при попадании в дыхательные пути вреден для человека.

Наиболее удобно находить неплотности при выключенной стан­ ции и поданном сжатом воздухе. Проходя через образовавшиеся неплотности, воздух позволяет быстро их обнаружить.

При обслуживании станции следует помнить, что на озонаторы подается напряжение 10 000 В. Поэтому открывать дверцы озона­ торов для проведения работ внутри кожуха можно только после снятия электропитания на щите станции.

На всех рукоятках приводов выключателей и переключателей, с помощью которых подается напряжение к месту работы, долж­ ны быть вывешены плакаты «Не включать, работают люди».

Перед началом работы внутри кожуха озонаторов или с дру­ гим электрооборудованием станции нужно убедиться в том. что на отключенном участке нет напряжения.

В о в р е м я е ж е н е д е л ь н ы х у х о д о в за озонаторными станциями

производят все наблюдения и проверки, предусмотренные ежеднев­ ными уходами. Кроме того, выполняют 'Следующие работы.

Промывают фильтр. По данным опытной эксплуатации стан­ ции «Озон-0,5» промывку фильтра производят один раз в неделю, а фильтра станций «Озон-4» и «Озон-8» — через 25—30 ч работы. Следует иметь в виду, что фильтроцикл (время между промывка­ ми) изменяется в зависимости от количества взвешенных веществ в забортной воде и промывка фильтра, возможно, потребуется ча­ ще. О необходимости промывки фильтра указывает перепад дав­ лений между верхней и нижней полостями фильтра. Промывка фильтра требуется при перепаде давлений 0,8 кгс/см2. Ее рекомен­ дуется выполнять в ночное время, когда вода практически не рас­ ходуется и накопительная цистерна заполнена. Для промывки производят соответствующие переключения арматуры и насос питьевой воды подает питьевую воду в нижнюю полость фильтра.

125


Вода после промывки из верхней полости фильтра сливается за борт. Продолжительность промывки 8—10 мин, затем станция включается в работу, но еще в течение 20—25 мин вода после фильтра сливается за борт. В это время происходит уплотнение фильтрующей загрузки. По окончании ее переключением соответ­ ствующей арматуры включают подачу воды в накопительную ци­ стерну.

Проверяют работу невозвратного клапана, установленного на трубопроводе подвода озоно-воздушной смеси. Проверку произво­ дят после остановки станции. Наличие воды в водосборнике ука­ зывает на неисправность невозвратного клапана. Для устранения дефекта необходимо снять и разобрать невозвратный клапан, при­ тереть его рабочую поверхность и, поставив затем на место, про­ верить надежность закрытия.

Контролируют работу перепускного клапана, расположенного па контактной колонне. Проверку выполняют в момент остановки станции. После выключения станции перепускной клапан должен открыться и снять давление с верхней части контактной колонны, возникающее вследствие бурного выделения озона из воды. При необходимости регулируют открытие клапана с помощью регули­ ровочных гаек.

Спускают отстой из сетчатого фильтра.

Проверяют состояние электрооборудования, в том числе плот­ ность контактных соединений. При необходимости замеряют со­ противление изоляции токоведущих частей станции. Сопротивле­ ние изоляции электродвигателей должно быть не менее 0,5 МОм, а у аппаратуры управления — не менее 1 МОм.

В о в р е м я е ж е м е с я ч н ы х у х о д о в выполняют работы, предусмот­

ренные еженедельными уходами. Кроме того, производят (перебор­ ку и чистку электродов и диэлектриков озонаторов. После разбор­ ки озонаторов необходимо протереть чистой ветошью, смоченной спиртом, внутренний электрод, диэлектрик (наружную и внутрен­ нюю поверхности), внутреннюю поверхность наружного электрода и колпаки озонаторов. В случае, если на диэлектрике будет обна­ ружен коричневатый налет или на внутреннем электроде — налет, напоминающий цвета побежалости, после разборки их следует тщательно промыть горячей водой, протереть насухо, а затем — тампонами, смоченными спиртом.

Налет на внутренней поверхности наружного электрода удаля­ ют протиркой его влажной, а затем сухой ветошью н тампонами, смоченными спиртом.

При промывке деталей озонаторов, имеющих налет (следы окислов азотистых соединений), надо, наблюдать за тем, чтобы он не попал на кожу рук, так как окислы азота могут вызвать ожоги кожи. После промывки деталей нужно тщательно вымыть руки горячей водой с мылом.

Наличие на электродах налета свидетельствует о повышенной влажности воздуха, подаваемого в озонаторы из баллонов. Чтобы предотвратить попадание в озонаторы влаги, необходимо ' чаще

126


и более тщательно удалять конденсат из баллонов сжатого

воздуха.

Один раз в месяц следует также выполнять профилактические работы по насосу забортной воды. При этом его тщательно осмат­ ривают, чистят клапаны (у поршневых насосов) и производят другие работы, предусмотренные инструкцией заводов-изготовите-

лей насосов.

После выполнения работ по ежемесячному уходу включают станцию в действие и осуществляют все регулировки и проверки, предусмотренные ежедневным, обслуживанием.

П о о к о н ч а н и и н а в и г а ц и и , при постановке судна на ре:мо«т, станция должна быть законсервирована. Перед консервацией надо выпустить воду из фильтра, контактной колонны, водосборников

и трубопроводов

через

специальные спускные пробки и краны.

Затем снимают

верхнюю крышку фильтра и проверяют уровень

фильтрующей загрузки.

Вынимают последнюю из фильтра. Если

э т у работу производят

при плюсовых температурах, рекомендует­

ся промыть песок, дать ему высохнуть и сложить в ящик па судне. При выполнении данной операции осенью объем подготовитель­ ных работ во время сдачи судна в эксплуатацию уменьшается.

После выемки фильтрующей загрузки осматривают и чистят внутреннюю поверхность корпуса фильтра.

Разбирают озонаторы, очищают электроды, диэлектрики и кон­ такты от налетов (окислов), смазывают их техническим вазели­ ном и на зиму оставляют в разобранном виде. Как свидетельству­ ет опыт, если озонаторы оставить на период зимнего отстоя в не­ разобранном виде, то следы окислов азотистых соединений разру­ шают шлифованные поверхности электродов.

Все контрольные приборы станции: манометры, вольтметры и

прочие — снимают и направляют на проверку.

станцией,

Вынимают предохранители на

щите управления

а щит продувают сжатым воздухом.

Одновременно

продувают

сжатым воздухом трубопроводы подвода воздуха к" озонаторам и от них к эжектору-смесителю.

Электродвигатели насосов и вентиляторов консервируют со­ гласно указаниям инструкций заводов-изготовптелей.

После выполнения указанных операций все обработанные н неокрашенные части станции смазывают техническим вазелином. На этом заканчивается консервация станции.

Как указывалось, имеются случаи выхода из строя озопаторных станций.

Опыт эксплуатации станций производительностью 0,5 м3/ч п результаты исследований, выполненных ГИИВТом и Горьковским ЦКБ МРФ в- 1972—1973 гг., позволили выявить наиболее харак­ терные случаи выхода из строя и их причины.

По данным ГИИВТа причины выхода станций из строя распре­ деляются следующим образом (в %): пробои стеклянного диэлек­

трика — 42, попадание воды в озонаторы из

контактной

колонны

при автоматической остановке станции — 32,

выгорание

крышек

127


озонаторов и изоляторов— 18, выход из строя вентиляторов и их

электродвигателей — 4,

выход из строя насосов забортной

воды

и их электродвигателей — 2, прочие

(перегорание

трансформато­

ров, засорение эжекторов и др.) — 2.

 

 

 

Анализируя более подробно каждую из этих причин отказов

станции, можно отметить следующее.

обусловлен

низким

каче­

Пробой стеклянного

диэлектрика

ством стеклянных трубок, из которых изготовляют диэлектрик, и попаданием в озонаторы влаги из-за недостаточной осушки воздуха.

Стеклянные трубки, из которых изготовляют диэлектрики, ча­ сто имеют кривизну, овальность, разностенность, наплывы. Это приводит к тому, что зазор между электродами становится нерав­ номерным, в отдельных местах сопротивление уменьшается и про­ исходит пробой. При сборке озонаторов необходимо выбраковы­ вать стеклянные трубки, не отвечающие требованиям, предъявляе­ мым к ним.

Для уменьшения количества влаги в воздухе, поступающем в озонаторы, его подают от системы сжатого воздуха. При сжатии до 25—30 кгс/см2 из воздуха выпадает часть влаги, вследствие чего он подсушивается. Однако на судах, где нет автоматической подкачки баллонов и персонал не осуществляет надлежащего кон­ троля. воздух в баллонах сжимается до меньших величин, в ре­ зультате чего он осушается недостаточно. Кроме того, в ряде случаев механики своевременно не продувают баллоны и не уда­ ляют из них скопившейся влаги. Это тоже может быть причиной подачи в озонаторы влажного воздуха.

Вообще, подсушка воздуха только за счет сжатия в баллонах оказывается недостаточной. Горьковским ЦКБ МРФ разработан снликагелевый осушитель с автоматической регенерацией, опыт­ ный образец которого будет испытан в лаборатории ГИИВТа. При положительных результатах испытаний подобные осушители будут устанавливаться на трубопроводах подачи воздуха в озо­ наторы. Внедрение осушителей наряду с повышением качества стеклянных трубок для диэлектриков должно исключить или, во всяком случае, значительно снизить количество случаев выхода из строя станций из-за пробоя диэлектриков.

При автоматической остановке станции влага в озонаторы по­ падает пз-за недостаточно надежной работы невозвратного уст­ ройства.

В момент остановки станции, когда озоно-воздушная смесь, бурно выделяясь в верхней части контактной колонны, повышает давление и выдавливает часть воды в эжектор-смеситель, невоз­ вратное устройство должно плотно закрываться и предотвращать попадание воды в трубопровод озоно-воздушной смеси. Однако недостаток конструкции невозвратного устройства, а также воз­ действие озона на органическое стекло, из которого выполнен кла­

пан, приводят к неплотной посадке последнего на седло и пропу­ ску воды.

128