Файл: Алябьев, В. И. Самоходные лесопогрузчики учебник для проф.-тех. учеб. заведений.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 69
Скачиваний: 0
§9. Общее устройство и работа двигателя внутреннего сгорания
Удвигателей внутреннего сгорания процесс превращения хими ческой энергии топлива в тепловую энергию с последующим ее пре вращением в механическую работу происходит внутри самого ци линдра двигателя. Двигатели внутреннего сгорания подразде ляются:
по назначению (тракторные, |
автомобильные, стационарные |
и т. д.); |
(двигатели, работающие на твер |
по виду применяемого топлива |
дом, жидком и газообразном топливе); по способу смесеобразования (карбюраторные с внешним смесе
образованием, у которых горючая смесь приготовляется в специаль ном приборе— карбюраторе; эти двигатели работают на легком жидком топливе: бензине, лигроине, керосине; и дизели с внутрен ним смесеобразованием в рабочем цилиндре, с насосным или воз душным распыливанием жидкого тяжелого топлива — дизельного топлива, газойля, солярового масла);
по давлению сжатия (низкого сжатия — карбюраторные и высо кого сжатия — дизели);
по способу воспламенения горючей смеси (с воспламенением ее от электрической искры и с самовоспламенением, т. е. с воспламе нением от теплоты сжатия'—дизели);
по выполнению рабочего процесса (двухтактные и четырех тактные);
по числу цилиндров (одноцилиндровые, двухцилиндровые, четы рехцилиндровые и т. д.);
по расположению цилиндров (расположенные в один ряд, вер тикальные; расположенные в два ряда, наклонно под углом друг к другу или горизонтально и др.);
по способу охлаждения — с водяным и воздушным охлаждением. Двигатель внутреннего сгорания включает следующие основные
части:
кривошипно-шатунный механизм — для преобразования прямо линейного движения поршня во вращательное движение коленча того вала;
механизм газораспределения — для управления процессом ра боты двигателя путем своевременного открытия и закрытия впуск ных и выпускных клапанов, подающих в цилиндры свежую горю чую смесь (карбюраторные двигатели) или свежий воздух (дизель ные двигатели), а также выпуска отработанных газов;
систему смазки — для смазки трущихся'поверхностей двигателя; систему охлаждения — для отвода излишнего тепла от дви
гателя; систему питания — для приготовления горючей смеси (карбюра
торные двигатели) или подачи чистого воздуха (дизельные двига тели) ;
систему зажигания—для воспламенения рабочей смеси в ци линдре карбюраторного двигателя.
64
Рабочий процесс двигателя внутреннего сгорания состоит из процессов заполнения цилиндров свежей горючей смесью, сжатия ее перед сгоранием и ее сгорания, расширения газов и очищения цилиндров от образовавшихся продуктов сгорания. Вся эта сово купность процессов называется циклом работы двигателя.
Четырехтактный рабочий процесс дизельного двигателя про
исходит следующим образом. |
|
|
|
|
|
м. т. |
||||||
Т а к т |
в п у с к а . |
Поршень 2 (рис. 45, а) движется от в. |
||||||||||
(верхняя мертвая точка) |
к н. м. т. |
(нижняя мертвая точка). |
В ци |
|||||||||
линдре 1 образуется раз |
|
|
|
|
|
|
||||||
режение |
и |
вследствие |
|
|
|
|
|
|
|
|||
этого через открывшийся |
|
|
|
|
|
|
|
|||||
впускной клапан 4 посту |
|
|
|
|
|
|
||||||
пает чистый воздух. Дав |
|
|
|
|
|
|
||||||
ление |
в |
цилиндре |
на |
|
|
|
|
|
|
|
||
протяжении |
такта |
ниже |
|
|
|
|
|
|
|
|||
атмосферного, а темпера |
|
|
|
|
|
|
||||||
тура к концу такта до |
|
|
|
|
|
|
||||||
стигает |
80° С. |
|
|
Пор |
|
|
|
|
|
|
||
Т а к т |
2 |
с ж а т и я . |
|
|
|
|
|
|
||||
шень |
движется |
от |
|
|
|
|
|
|
|
|||
н.м.т. к |
в. м.т. (рис. |
|
|
|
|
|
|
|
||||
45,6), |
и |
находящийся |
|
|
|
|
|
|
|
|||
в цилиндре свежий воз |
|
|
|
|
|
|
|
|||||
дух сжимается в |
15—17 |
|
|
|
|
|
|
|
||||
раз при закрытых впуск |
|
|
|
|
|
|
|
|||||
ном 4 и выпускном 5 |
|
|
|
|
|
|
|
|||||
клапанах. В конце такта |
|
|
|
|
|
|
|
|||||
сжатия |
давление |
внутри |
|
|
|
|
|
|
|
|||
цилиндра |
достигает |
35— |
|
|
|
|
|
|
|
|||
38 кГ/см2, а температура |
|
|
|
|
|
|
|
|||||
600° С. |
В это |
время |
топ |
Рис. |
45. |
Схема рабочего процесса четырех |
||||||
ливным насосом 7, |
нагне |
|
тактного дизельного двигателя: |
|
||||||||
тающим топливо по топ |
/ — цилиндр; |
2 — поршень; |
3 — форсунка; 4 — впуск |
|||||||||
ной |
клапан; |
5 — выпускной |
клапан; 6 — топливопро-. |
|||||||||
ливопроводу |
6, |
через |
|
|
|
вод; 7 — топливный |
насос |
|
||||
форсунку |
3 |
впрыски |
|
|
|
|
|
|
|
|||
вается |
топливо, которое |
при этом |
распыливается и |
смешивается |
с горячим воздухом. Давление топлива в момент впрыска превы шает давление в цилиндре. Вследствие высокой температуры в цилиндре топливо воспламеняется. Сгорание топлива сопро вождается большим выделением тепла, и температура в цилиндре
достигает 1500—1800° С, |
а давление 80—85 кГ/см2. |
Т а к т р а с ш и р е н и я . |
Под воздействием давления газов пор |
шень движется от в. м. т. |
к н. м. т. (рис. 45, в). При этом оба кла |
пана остаются закрытыми и совершается рабочий ход. В течение рабочего хода топливо продолжает впрыскиваться и сгорать, по этому давление и температура на части рабочего хода остаются примерно постоянными. К концу рабочего хода давление снижается до 2—3 кГ/см2, а температура до 700—800° С.
65
Т а к т в ып у с к а . Поршень 2 движется от н. м. т. к в. м. т. (рис. 45,г), и отработанные газы выталкиваются из цилиндра 1 че рез открывающийся выпускной клапан 5. Давление газа 1,05— 1,1 кГ/см3, а температура 700—800° С.
Главной характеристикой двигателя внутреннего сгорания яв ляется его мощность. Мощность двигателя измеряется в лошади ных силах (л. с.). Различают индикаторную мощность, т. е. мощ ность, развиваемую газами внутри цилиндра, и эффективную, или действительную, мощность, развиваемую на коленчатом валу дви гателя и расходуемую на выполнение работы. Эффективная мощ ность составляет 80—90% от индикаторной мощности, так как часть мощности затрачивается на преодоление сил трения в двига теле, а также на привод вспомогательных механизмов, например на вращение валов привода масляного, водяного и топливного насо сов, подъем клапанов, привод вентилятора и т. д.
Механический коэффициент полезного действия (к. п. д .)— это отношение эффективной мощности к индикаторной; служит для оценки всех механических потерь в двигателе. Эффективный или экономический к. п. д.— это отношение количества тепла, превра щенного в механическую работу на коленчатом валу двигателя, ко всему количеству тепла, содержащемуся в топливе; служит для оценки степени использования тепла двигателя на выполнение по лезной работы. Величина экономического к. п. д. двигателя сни жается при неправильной его регулировке, плохой загрузке, неис правности и т. д.
Двигатель внутреннего сгорания характеризуется также числом эффективных лошадиных сил, которые снимаются с 1 л рабочего объема цилиндра двигателя; определяется путем деления эффек тивной мощности двигателя на его литраж.
Расход двигателем топлива в час при определенной нагрузке называется часовым расходом (кг/ч). Расход топлива в граммах на одну эффективную лошадиную силу в час называется удельным расходом топлива (г/л.с.-ч).
Рис. 46. Блок цилиндров двигателя КДМ-100 (вид слева с разрезом покоренным |
|
|
подшипникам): |
1 — крышка пятого |
коренного подшипника; 2 — нижний вкладыш пятого коренного подшип |
ника; 3 — верхний |
вкладыш пятого коренного подшипника; 4 — трубка подвода масла к пя |
тому коренному подшипнику; 5 — трубка подвода масла к четвертому коренному подшипнику;
6 — верхний |
вкладыш |
четвертого подшипника; 7 — нижний |
вкладыш |
четвертого |
подшипника; |
||||||||||||
8 — крышка |
четвертого |
подшипника; 9, |
13, |
23 — перегородки |
в блоке; |
10, 24 — трубки подвода |
|||||||||||
масла к валикам коромысел; |
11 — главный |
маслопровод |
(главная |
масляная магистраль); 12, |
|||||||||||||
17 — трубки |
подвода |
масла к |
третьему |
подшипнику; |
|
14 — нижний |
вкладыш |
третьего подшип |
|||||||||
ника; |
15 — верхний |
вкладыш третьего |
подшипника; |
16 — крышка |
третьего |
подшипника; |
18 — |
||||||||||
люк в |
блоке; 19 — трубка подвода масла ко второму |
коренному |
подшипнику; |
20 — нижний |
|||||||||||||
вкладыш второго подшипника; 21 — верхний вкладыш |
второго подшипника; 22 — крышка |
вто |
|||||||||||||||
рого подшипника; 25 — трубка |
подвода масла к первому коренному подшипнику; |
26 — верхний |
|||||||||||||||
вкладыш первого подшипника; |
27 — нижний вкладыш |
|
первого подшипника; |
28 — крышка |
пер |
||||||||||||
вого подшипника; 29 — штифт для соединения кожуха |
шестерен распределения с блоком; |
30 — |
|||||||||||||||
штуцер подвода масла к оси малой промежуточной |
|
шестерни; |
31 — трубка; 32 — передняя |
||||||||||||||
стенка |
|
блока; 33 — штуцер; 34 — штуцер подвода масла |
к |
коренным |
подшипникам; 35 — уп |
||||||||||||
лотнительная прокладка; 36 — полый болт; 37 — передний подшипник распределительного |
вала; |
||||||||||||||||
38 — штуцер |
подвода масла к |
переднему подшипнику распределительного |
вала; |
39 — трубка |
|||||||||||||
подвода |
масла; 40 — резиновые уплотнительные кольца; |
41 — крышка |
водораспределительной |
||||||||||||||
камеры; |
42 — блок цилиндров; |
43 — фланец; 44 — водяная |
рубашка |
блока; |
45 — отверстие для |
||||||||||||
валика |
|
декомпрессионного механизма; |
46 — медная |
уплотнительная |
прокладка; |
47 — гильза; |
|||||||||||
48 — шпильки крепления головок блока; 49— средние |
подшипники распределительного |
вала; |
66
|
$ $ 3 3 3 ^ |
es к? sj a ss |
|
|||
50 — шпилька; |
51 — пружина; |
52 — сальник |
валика декомпрессионного |
механизма; |
53 — спуск |
|
ная пробка; 54 — задний подшипник распределительного |
вала; 55 — заглушка; |
56 — задняя |
||||
стенка блока; |
57 — штифт; |
58 — вкладыш; |
59 — шпильки |
крепления |
кожуха маховика; 60 — |
|
|
|
деревянная прокладка |
|
|
|
67
§ 10. Кривошипно-шатунный и клапанно-распределительный механизмы двигателей
Кривошипно-шатунный механизм предназначен для преобразо вания поступательного движения поршней во вращательное дви жение коленчатого вала.
Устройство его, например, в двигателе КДМ-100 следующее. Блок цилиндров 42 (рис. 46) и верхняя часть картера выпол
нены в виде единой отливки из серого чугуна. В блоке запрессо ваны четыре гильзы 47, пространство между гильзами и стенками блока является водяной рубашкой 44, служащей для охлаждения двигателя во время работы. Литые вертикальные перегородки 9, 13 и 23, а также передняя и задняя стенки 32, 56 имеют гнёзда для коренных подшипников коленчатого вала. В прямоугольных пазах гнезд устанавливаются крышки 1, 8, 16, 22 и 28 подшипни ков. Крепятся они к блоку шпильками. К гнездам подводятся трубки, по которым смазка поступает из маслопровода 11 к под шипникам коленчатого вала.
Каждый коренной подшипник состоит из верхнего и нижнего вкладышей. Верхние вкладыши 3, 16, 15, 21 и 26 удерживаются от перемещения «усиками», входящими в пазы гнезд блока.
Нижние вкладыши 2, 7, 14, 20 и 27 располагаются в крыш ках подшипников и удерживаются от проворота и осевого смеще ния также «усиками», входящими в пазы крышек. Все крышки подшипников имеют специальные пазы для того, чтобы ломиком можно было снять крышку. В пятом подшипнике для этой же цели предусмотрено отверстие с резьбой под съемник.
К наклонной боковой плоскости прикрепляется пусковой дви гатель. Водораспределительная камера сообщается с водяной ру башкой двигателя специальными отверстиями. В передней крышке имеется фланец для крепления подводящей трубы, по которой вода подается в блок дизеля и водяную рубашку пускового дви гателя. Для спуска воды из водораспределительной камеры в ее задней крышке имеется спускная пробка 53. Люки 18 предназна чены для осмотра коренных и шатунных подшипников.
В блоке 42 имеются бобышки для запрессовки подшипников скольжения 37, 49 и 54 распределительного вала. К стенке блока крепится главный маслопровод 11. Подвижное крепление, состоя щее из шпильки 50 и пружины 51, позволяет маслопроводу сво бодно удлиняться при нагревании. Штуцера, ввернутые в отвер стия с конической резьбой, и трубки подводят масло от переднего коренного подшипника к передней опоре распределительного вала
ик осям большой и малой промежуточных шестерен.
Внижней плоскости блока расположены два канала, по од ному из которых поступает масло от масляного насоса к масло
распределительной плите, |
а |
по другому масло, |
очищенное |
в фильтре тонкой очистки, стекает в картер. |
|
||
Гильза 47 цилиндров отлита |
из легированного чугуна. Под |
||
бурт гильзы укладывается |
уплотнительная прокладка |
46. В ниж |
68
ней части гильза имеет кольцевые канавки, куда устанавлива ются уплотнительные кольца, препятствующие просачиванию воды
из водяной рубашки в картер. |
из алюминиевого |
сплава АЛ10В. |
Поршень 5 (рис. 47) отлит |
||
В верхние канавки поршня |
устанавливаются |
компрессионные, |
а в нижние канавки — маслосъемные кольца. В канавках под мас лосъемные кольца имеются отверстия для отвода излишков масла с рабочей поверхности цилиндра. В верхней части поршня распо лагается камера сгорания либо в виде полости, либо в виде сферической выемки.
■Ш
Рис. 47. Шатун и поршень двигателей:
а — Д-108; |
|
б — КДМ-100; |
1 — шатунный |
болт; |
2 — гайка; |
3 — стопорный |
|||||||
штифт шатунного |
болта; |
4 — камера |
сгорания; |
5 — поршень; 6 — верхнее |
|||||||||
компрессионное кольцо; 7 — конусные |
компрессионные |
кольца; |
8 — верх |
||||||||||
нее маслосъемное |
кольцо; |
9 — стопорное |
кольцо; |
10 — поршневой |
палец; |
||||||||
11 — нижнее |
маслосъемное |
кольцо; 12 — втулка |
верхней |
головки шатуна; |
|||||||||
13 — шатун; |
14 — верхний |
шатунный |
вкладыш; |
15 — нижний |
шатунный |
||||||||
вкладыш; |
16 — крышка |
нижней головки шатуна; |
17, |
19 —трубчатый |
штифт |
||||||||
шатунных |
вкладышей |
двигателя КДМ-100; |
18 — установочный |
штифт |
крыш |
||||||||
|
|
|
ки |
шатуна; 20 — сферическая |
выемка |
|
|
v |
|
Чтобы не было заклинивания поршня вследствие его нагрева ния, диаметр днища делается меньше диаметра юбки поршня, которая меньше нагревается по сравнению с днищем.
Палец 10 плавающего типа и удерживается от смещения сто порными кольцами 9• Палец изготавливается из стали 50Г и имеет закаленную наружную'поверхность.
69