Файл: Алябьев, В. И. Самоходные лесопогрузчики учебник для проф.-тех. учеб. заведений.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 73

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

19 20

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.

50.

Система

охлаждения двигателя:

 

 

 

 

 

 

 

/ — водяной

 

центробежный

насос;

2 — водяная

рубашка

блока

цилиндров;

3 — водяная

рубашка

пускового

двигателя-

4

каДЯГ -в е РрУхнТйКабаГпаВ™Ят ^ а ИН? Р0В:Яп5_ПаТРУб0К’ 0ТВ0ДЯЩИЙ

в° ^

ю ™ловки блока;

5 - дополнительный б а ч о к ? /-п р о б -

™иЯ пЯп«£™«Й

/?к

радиат?Ра- 5 — заливная

 

горловина водяного радиатора;

10 — пробка

водяного

радиатора-

11 — сердце-

SS® Радиатора;

/ 2

- нижний бак

радиатора;

/3 -п атрубок

нижнего бака радиатора; /4 -

сливной

кран* V -п а т р у б о к

5ом -

гателю*

?9

и

% патоуб2иаСотиопят51

ИЛЯТ°Р:

из

? И /5 ~

патРУбки-

подводящие воду от

блока

цилиндров

к

пусковому

дви­

гателю,

19

и

20

патрубки,

отводящие

воду

 

головки

пускового

двигателя

в головку

блока

основного

двигателя; /Г— воз*

дух; Б — вода


нагнетаемым крыльчаткой вентилятора 16. Охлажденная вода снова нагнетается центробежным насосом в водяные рубашки основного и пускового двигателей.

При работе пускового двигателя нагретая вода из водяной ру­ башки пускового двигателя поднимается в водяные рубашки основного двигателя, прогревая стенки цилиндров и темсамым улучшая условия запуска основного двигателя. По нижнему соеди­ нительному трубопроводу охлажденная вода снова поступает в водяную рубашку пускового двигателя.

Впереди радиатора установлены жалюзи, управление которыми производится при помощи рукоятки, находящейся в кабине ма­ шиниста. Прикрывая и открывая жалюзи, можно уменьшать или увеличивать количество охлаждающего воздуха, поступающего к трубкам сердцевины радиатора, и тем самым регулировать тем­ пературу охлаждающей воды.

Температура воды контролируется термометром. Датчик тер­ мометра установлен в отводящем патрубке головки цилиндров. Сам термометр установлен на щитке приборов. Если температура

воды в

системе охлаждения

близка к температуре кипения,

в пробке

компенсационного

бачка при давлении пара 0,28—

0,38 кГ/см2 открывается выпускной клапан и пар выходит через отводную трубку, которая припаяна к горловине бачка.

При остывании воды в системе охлаждения в последней обра­ зуется разрежение. При давлении 0,01—0,12 кГ!см2 открывается впускной (воздушный) клапан и воздух поступает в систему. Гер­ метичность системы достигается уплотнительной прокладкой пробки.

Спускается вода из системы охлаждения через сливной кран 14, установленный на патрубке 13. Для доступа к крану в раме трак­ тора выполняется специальный лючок. С внутренней стороны ре­ шетки радиатора для предохранения его от загрязнения устанав­ ливается сетка.

С и с т е м а с м а з к и (рис. 51) двигателей внутреннего сгора­ ния комбинированная, т. е. часть трущихся поверхностей смазы­ вается под давлением, а часть — разбрызгивающимся маслом. Для смазки двигателей применяется дизельное масло по ГОСТ 5304—54, зимой ДП-8, летом ДП-11. Категорически запрещается применять для смазки масла без присадок, другие масла и смеси дизельного масла с другими маслами.

На блоке двигателя имеется маслозаливной патрубок 23, через который производится заправка масла, Уровень масла опреде­ ляется щупом 24, на котором имеются две метки — П и Н. Метка П соответствует верхнему уровню, а метка Н — нижнему уровню масла в двигателе. Щуп установлен также на блоке двигателя ниже маслозаливного патрубка.

Масляный насос 2, который приводится во вращение от колен­ чатого вала двигателя, захватывает масло из картера двигателя через маслопрйемник 3 с сеткой и подает его по каналу 5 и тру­ бопроводу 6 к фильтрам грубой 8 и тонкой 7 очистки. Поток

75


Рис.

51.

Систе­

 

 

ма

смазки

дви­

 

 

 

гателя:

 

 

 

 

I — привод

 

мас­

 

 

ляного

 

 

насоса;

 

 

2 — масляный

на­

 

 

сос;

3 — масло-

 

 

приемник;

 

 

4

 

 

масляный

картер;

 

 

5 — канал

 

 

для

 

 

подвода

масла

от

 

 

насоса

к

фильт­

 

 

рам;

6 — трубо­

 

 

провод

для

под­

 

 

вода

масла

от

 

 

насоса

к

фильт­

 

 

рам;

7 — фильтр

 

 

тонкой

 

 

очистки

 

 

масла; 8 — фильтр

 

 

грубой

 

 

очистки

 

 

масла;

9 — трубо­

 

 

провод,

подводя­

 

 

щий

масло

 

от

 

 

фильтра

к

грубой

 

 

очистки

радиа­

 

 

тору;

10 — масля­

 

 

ный

радиатор;

 

 

II

— трубопровод,

 

 

отводящий

 

масло

 

филь

от

раДиатора

к корпусу

тров;

12 — канал,

подводящий

масло

в

главную

магистраль;

/3 — главная

 

масляная

магист­

раль;

14,

15 и 16 — масляные ка­

налы в блоке, подводящие мас­ ло к подшипникам коленчатого вала и распределительного ва­

лика;

17 — вертикальный

масля­

ный

канал в

блоке

цилиндров;

18 — вертикальный

канал

в го­

ловке

блока;

19 — горизонталь­

ный

масляный

канал в головке

блока; 20 — трубопровод,

подво­

дящий масло к шестерне топлив­

ного

насоса;

21 — стойки

валика

коромысел;

22 — валик коромы­

сел;

23 — маслозаливной

патру­

бок;

24 — щуп

(указатель

уров­

ня

масла);

 

25 — трубка

мано­

метра масла;

26 — датчик тер­

 

мометра масла

 


масла, выходящий из фильтров, разделяется на два потока. Мень­ ший поток после фильтра тонкой очистки поступает в картер, а больший после фильтра грубой очистки поступает по трубопро­ воду 9 в масляный радиатор 10.

Масло, охлажденное в радиаторе, по трубопроводу 11 посту­ пает в фильтры, а затем по каналу 12 в главную масляную ма­ гистраль 13 в блоке цилиндров параллельно коленчатому валу двигателя.

При низкой температуре окружающего воздуха, когда масло не нуждается в дополнительном охлаждении, масляный радиатор может быть отключен, для чего имеется специальный кран в кор­ пусе фильтров.

По каналам 14, 15 и 16, соединенным с главной масляной ма­ гистралью, масло направляется к коренным подшипникам колен­ чатого вала и к подшипникам распределительного валика.

От передней втулки распределительного валика по каналам 17. 18 н 19 масло подводится к клапанному механизму. Шатунные подшипники смазываются маслом, поступающим от коренных под­ шипников. Через отверстия в шатунах масло поступает к поршне­ вому пальцу; по трубопроводу 20 масло поступает к шестерне привода топливного насоса. Остальные детали двигателя смазыва­ ются маслом, которое разбрызгивается работающим коленчатым валом.

Для контроля за температурой масла на щитке приборов в ка­ бине трактора имеется термометр, датчик 26 которого установлен в корпусе фильтров. На щитке имеется также манометр для конт­ роля за давлением масла. Трубка 25 манометра подсоединяется к главной масляной магистрали.

Для спуска масла из картера 4 служит пробка с резьбой и магнитом для сбора металлических частиц, которые образуются при приработке деталей двигателя.

§ 12. Пусковые устройства двигателей

Процесс пуска основного двигателя происходит следующим об­ разом. Коленчатый вал проворачивается сначала с небольшим числом оборотов и без сжатия воздуха в цилиндрах. Это необхо­ димо для того, чтобы разогреть масло, загустевшее в подшипни­ ках. После этого скорость вала увеличивается и включается ком­ прессия (сжатие) сначала в двух, а затем и в остальных ци­ линдрах. При такой последовательности двигатель хорошо прогре­ вается и легко запускается при последующей подаче топлива.

Проворачивание коленчатого вала двигателя производится пу­ сковым устройством, которое после того, как основной двигатель начинает работать, отключается автоматически.

Ниже приводится описание пускового двигателя ПД-10М (рис. 52), применяемого в двигателях тракторов ТДТ-55 и ТДТ-75. Пусковой двигатель ПД-10М одноцилиндровый, двухтактный кар­ бюраторный с кривошипно-камерной продувкой и водяным охлаж­

77


дением. При 3500 об/мин двигатель имеет номинальную мощность

10 л. с.

Основные части двигателя: картер цилиндра 22, головка 24 цилиндра, кривошипно-шатунный механизм, передаточные ше­ стерни, система питания, зажигания и регулятор.

Картер состоит из двух половин 7 и 12, скрепленных болтами, и одновременно является основанием двигателя и продувочной ка-

/ — электростартер;

2 — промежуточная плита; 3 — ось промежуточной

шестерни; 4 — про­

межуточная

шестерня;

5 — шарикоподшипник

промежуточной

шестерни;

6 — шестерня

коленчатого вала;

7 — картер двигателя (передняя

половина); 8 — передняя

полуось колен­

чатого

вала;

9 — щека

коленчатого вала;

10 — палец кривошипа

коленчатого

вала;

11 —

ролики

подшипника нижней головки шатуна;

12 — картер

двигателя

(задняя

половина);

13 — коренной

подшипник (роликовый); 14 — сальниковое

уплотнение;

/5 — маховик;

16 —

крышка

подшипника;

17 — шатун;

18 — поршень;

19 — поршневой палец;

20 — поршневое

кольцо;

21 — выпускной

патрубок;

22 —цилиндр

двигателя; 23 — прокладка

головки;

24 —

головка

цилиндра;

25 — запальная

свеча;

26 — заливной

краник; 27 — карбюратор;

28 —

 

регулятор;

29 — самоподжимной сальник; 30 — шарикоподшипник

 

 

мерой. В картере находится кривошипный механизм и передаточ­ ные шестерни. На верхнем фланце картера крепится цилиндр 22 двигателя. Регулятор 28 и магнето устанавливаются на передней части картера 7 через промежуточную плиту 2.

Цилиндр двигателя литой, имеет водяную рубашку и газовые каналы. На рабочей поверхности выполнены три пары окон—• впускных и продувочных.

В верхней части цилиндр закрыт головкой 24. Она отлита вместе с водяной рубашкой и имеет камеру сгорания. В верхней части головки расположены запальная свеча 25 и заливной

78