Файл: Алябьев, В. И. Самоходные лесопогрузчики учебник для проф.-тех. учеб. заведений.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 73
Скачиваний: 0
19 20
|
|
|
|
|
|
|
|
Рис. |
50. |
Система |
охлаждения двигателя: |
|
|
|
|
|
|
|
||||
/ — водяной |
|
центробежный |
насос; |
2 — водяная |
рубашка |
блока |
цилиндров; |
3 — водяная |
рубашка |
пускового |
двигателя- |
4 — |
||||||||||
каДЯГ -в е РрУхнТйКабаГпаВ™Ят ^ а ИН? Р0В:Яп5_ПаТРУб0К’ 0ТВ0ДЯЩИЙ |
в° ^ |
ю ™ловки блока; |
5 - дополнительный б а ч о к ? /-п р о б - |
|||||||||||||||||||
™иЯ пЯп«£™«Й |
/?к |
радиат?Ра- 5 — заливная |
|
горловина водяного радиатора; |
10 — пробка |
водяного |
радиатора- |
11 — сердце- |
||||||||||||||
SS® Радиатора; |
/ 2 |
- нижний бак |
радиатора; |
/3 -п атрубок |
нижнего бака радиатора; /4 - |
сливной |
кран* V -п а т р у б о к |
5ом - |
||||||||||||||
гателю* |
?9 |
и |
% патоуб2иаСотиопят51 |
ИЛЯТ°Р: |
из |
? И /5 ~ |
патРУбки- |
подводящие воду от |
блока |
цилиндров |
к |
пусковому |
дви |
|||||||||
гателю, |
19 |
и |
20 |
патрубки, |
отводящие |
воду |
|
головки |
пускового |
двигателя |
в головку |
блока |
основного |
двигателя; /Г— воз* |
дух; Б — вода
нагнетаемым крыльчаткой вентилятора 16. Охлажденная вода снова нагнетается центробежным насосом в водяные рубашки основного и пускового двигателей.
При работе пускового двигателя нагретая вода из водяной ру башки пускового двигателя поднимается в водяные рубашки основного двигателя, прогревая стенки цилиндров и темсамым улучшая условия запуска основного двигателя. По нижнему соеди нительному трубопроводу охлажденная вода снова поступает в водяную рубашку пускового двигателя.
Впереди радиатора установлены жалюзи, управление которыми производится при помощи рукоятки, находящейся в кабине ма шиниста. Прикрывая и открывая жалюзи, можно уменьшать или увеличивать количество охлаждающего воздуха, поступающего к трубкам сердцевины радиатора, и тем самым регулировать тем пературу охлаждающей воды.
Температура воды контролируется термометром. Датчик тер мометра установлен в отводящем патрубке головки цилиндров. Сам термометр установлен на щитке приборов. Если температура
воды в |
системе охлаждения |
близка к температуре кипения, |
в пробке |
компенсационного |
бачка при давлении пара 0,28— |
0,38 кГ/см2 открывается выпускной клапан и пар выходит через отводную трубку, которая припаяна к горловине бачка.
При остывании воды в системе охлаждения в последней обра зуется разрежение. При давлении 0,01—0,12 кГ!см2 открывается впускной (воздушный) клапан и воздух поступает в систему. Гер метичность системы достигается уплотнительной прокладкой пробки.
Спускается вода из системы охлаждения через сливной кран 14, установленный на патрубке 13. Для доступа к крану в раме трак тора выполняется специальный лючок. С внутренней стороны ре шетки радиатора для предохранения его от загрязнения устанав ливается сетка.
С и с т е м а с м а з к и (рис. 51) двигателей внутреннего сгора ния комбинированная, т. е. часть трущихся поверхностей смазы вается под давлением, а часть — разбрызгивающимся маслом. Для смазки двигателей применяется дизельное масло по ГОСТ 5304—54, зимой ДП-8, летом ДП-11. Категорически запрещается применять для смазки масла без присадок, другие масла и смеси дизельного масла с другими маслами.
На блоке двигателя имеется маслозаливной патрубок 23, через который производится заправка масла, Уровень масла опреде ляется щупом 24, на котором имеются две метки — П и Н. Метка П соответствует верхнему уровню, а метка Н — нижнему уровню масла в двигателе. Щуп установлен также на блоке двигателя ниже маслозаливного патрубка.
Масляный насос 2, который приводится во вращение от колен чатого вала двигателя, захватывает масло из картера двигателя через маслопрйемник 3 с сеткой и подает его по каналу 5 и тру бопроводу 6 к фильтрам грубой 8 и тонкой 7 очистки. Поток
75
Рис. |
51. |
Систе |
|
|
||||
ма |
смазки |
дви |
|
|
||||
|
гателя: |
|
|
|
|
|||
I — привод |
|
мас |
|
|
||||
ляного |
|
|
насоса; |
|
|
|||
2 — масляный |
на |
|
|
|||||
сос; |
3 — масло- |
|
|
|||||
приемник; |
|
|
4 — |
|
|
|||
масляный |
картер; |
|
|
|||||
5 — канал |
|
|
для |
|
|
|||
подвода |
масла |
от |
|
|
||||
насоса |
к |
фильт |
|
|
||||
рам; |
6 — трубо |
|
|
|||||
провод |
для |
под |
|
|
||||
вода |
масла |
от |
|
|
||||
насоса |
к |
фильт |
|
|
||||
рам; |
7 — фильтр |
|
|
|||||
тонкой |
|
|
очистки |
|
|
|||
масла; 8 — фильтр |
|
|
||||||
грубой |
|
|
очистки |
|
|
|||
масла; |
9 — трубо |
|
|
|||||
провод, |
подводя |
|
|
|||||
щий |
масло |
|
от |
|
|
|||
фильтра |
к |
грубой |
|
|
||||
очистки |
радиа |
|
|
|||||
тору; |
10 — масля |
|
|
|||||
ный |
радиатор; |
|
|
|||||
II |
— трубопровод, |
|
|
|||||
отводящий |
|
масло |
|
филь |
||||
от |
раДиатора |
к корпусу |
||||||
тров; |
12 — канал, |
подводящий |
||||||
масло |
в |
главную |
магистраль; |
|||||
/3 — главная |
|
масляная |
магист |
|||||
раль; |
14, |
15 и 16 — масляные ка |
налы в блоке, подводящие мас ло к подшипникам коленчатого вала и распределительного ва
лика; |
17 — вертикальный |
масля |
||
ный |
канал в |
блоке |
цилиндров; |
|
18 — вертикальный |
канал |
в го |
||
ловке |
блока; |
19 — горизонталь |
||
ный |
масляный |
канал в головке |
||
блока; 20 — трубопровод, |
подво |
дящий масло к шестерне топлив
ного |
насоса; |
21 — стойки |
валика |
|
коромысел; |
22 — валик коромы |
|||
сел; |
23 — маслозаливной |
патру |
||
бок; |
24 — щуп |
(указатель |
уров |
|
ня |
масла); |
|
25 — трубка |
мано |
метра масла; |
26 — датчик тер |
|||
|
мометра масла |
|
масла, выходящий из фильтров, разделяется на два потока. Мень ший поток после фильтра тонкой очистки поступает в картер, а больший после фильтра грубой очистки поступает по трубопро воду 9 в масляный радиатор 10.
Масло, охлажденное в радиаторе, по трубопроводу 11 посту пает в фильтры, а затем по каналу 12 в главную масляную ма гистраль 13 в блоке цилиндров параллельно коленчатому валу двигателя.
При низкой температуре окружающего воздуха, когда масло не нуждается в дополнительном охлаждении, масляный радиатор может быть отключен, для чего имеется специальный кран в кор пусе фильтров.
По каналам 14, 15 и 16, соединенным с главной масляной ма гистралью, масло направляется к коренным подшипникам колен чатого вала и к подшипникам распределительного валика.
От передней втулки распределительного валика по каналам 17. 18 н 19 масло подводится к клапанному механизму. Шатунные подшипники смазываются маслом, поступающим от коренных под шипников. Через отверстия в шатунах масло поступает к поршне вому пальцу; по трубопроводу 20 масло поступает к шестерне привода топливного насоса. Остальные детали двигателя смазыва ются маслом, которое разбрызгивается работающим коленчатым валом.
Для контроля за температурой масла на щитке приборов в ка бине трактора имеется термометр, датчик 26 которого установлен в корпусе фильтров. На щитке имеется также манометр для конт роля за давлением масла. Трубка 25 манометра подсоединяется к главной масляной магистрали.
Для спуска масла из картера 4 служит пробка с резьбой и магнитом для сбора металлических частиц, которые образуются при приработке деталей двигателя.
§ 12. Пусковые устройства двигателей
Процесс пуска основного двигателя происходит следующим об разом. Коленчатый вал проворачивается сначала с небольшим числом оборотов и без сжатия воздуха в цилиндрах. Это необхо димо для того, чтобы разогреть масло, загустевшее в подшипни ках. После этого скорость вала увеличивается и включается ком прессия (сжатие) сначала в двух, а затем и в остальных ци линдрах. При такой последовательности двигатель хорошо прогре вается и легко запускается при последующей подаче топлива.
Проворачивание коленчатого вала двигателя производится пу сковым устройством, которое после того, как основной двигатель начинает работать, отключается автоматически.
Ниже приводится описание пускового двигателя ПД-10М (рис. 52), применяемого в двигателях тракторов ТДТ-55 и ТДТ-75. Пусковой двигатель ПД-10М одноцилиндровый, двухтактный кар бюраторный с кривошипно-камерной продувкой и водяным охлаж
77
дением. При 3500 об/мин двигатель имеет номинальную мощность
10 л. с.
Основные части двигателя: картер цилиндра 22, головка 24 цилиндра, кривошипно-шатунный механизм, передаточные ше стерни, система питания, зажигания и регулятор.
Картер состоит из двух половин 7 и 12, скрепленных болтами, и одновременно является основанием двигателя и продувочной ка-
/ — электростартер; |
2 — промежуточная плита; 3 — ось промежуточной |
шестерни; 4 — про |
||||||||||||
межуточная |
шестерня; |
5 — шарикоподшипник |
промежуточной |
шестерни; |
6 — шестерня |
|||||||||
коленчатого вала; |
7 — картер двигателя (передняя |
половина); 8 — передняя |
полуось колен |
|||||||||||
чатого |
вала; |
9 — щека |
коленчатого вала; |
10 — палец кривошипа |
коленчатого |
вала; |
11 — |
|||||||
ролики |
подшипника нижней головки шатуна; |
12 — картер |
двигателя |
(задняя |
половина); |
|||||||||
13 — коренной |
подшипник (роликовый); 14 — сальниковое |
уплотнение; |
/5 — маховик; |
16 — |
||||||||||
крышка |
подшипника; |
17 — шатун; |
18 — поршень; |
19 — поршневой палец; |
20 — поршневое |
|||||||||
кольцо; |
21 — выпускной |
патрубок; |
22 —цилиндр |
двигателя; 23 — прокладка |
головки; |
24 — |
||||||||
головка |
цилиндра; |
25 — запальная |
свеча; |
26 — заливной |
краник; 27 — карбюратор; |
28 — |
||||||||
|
регулятор; |
29 — самоподжимной сальник; 30 — шарикоподшипник |
|
|
мерой. В картере находится кривошипный механизм и передаточ ные шестерни. На верхнем фланце картера крепится цилиндр 22 двигателя. Регулятор 28 и магнето устанавливаются на передней части картера 7 через промежуточную плиту 2.
Цилиндр двигателя литой, имеет водяную рубашку и газовые каналы. На рабочей поверхности выполнены три пары окон—• впускных и продувочных.
В верхней части цилиндр закрыт головкой 24. Она отлита вместе с водяной рубашкой и имеет камеру сгорания. В верхней части головки расположены запальная свеча 25 и заливной
78