Файл: Алябьев, В. И. Самоходные лесопогрузчики учебник для проф.-тех. учеб. заведений.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 71

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Поршневые кольца компрессионные 6 и 7 отливаются из вольф­ рамового чугуна, а маслосъемные 8 и 11— из серого перлитного чугуна.

Верхнее компрессионное кольцо имеет хромированную цилинд­ рическую поверхность. Два других кольца — фосфатированную — для лучшей приработки к зеркалу гильзы цилиндра. Второе и третье компрессионные кольца предназначены для уменьшения проникновения масла в камеру сгорания. Маслосъемные кольца 8 и 11 имеют щели для отвода масла со стенок цилиндра внутрь поршня. Рабочие пояски колец покрываются хромом.

Шатун 13 штампованный стальной, имеет верхнюю и нижнюю головки. Верхняя головка цельная и имеет запрессованную брон-

Рис. 48. Коленчатый вал:

/ — чугунная

плита; 2

— бронзовый

упорный диск;

3, 5 — шпонки;

4, 17— маслосгонные

резьбы;

6 — шкив;

7 —

отверстие; 8,

9 — болты; 10 — гайка; И — шестерня; 12 — дистанци­

онная

втулка;

13,

16,

22 — пробки;

14 — противовес;

15 — шпилька;

18 — зубчатый венец;

 

19 — маховик; 20 — палец; 21 — болт; 23 — камера; 24

трубка

зовую втулку 12, нижняя головка разъемная и имеет два вкла­ дыша— верхний и нижний. От проворота и осевого смещения вкла­ дыши удерживаются «усиками». В середине верхнего вкладыша имеется отверстие, по которому масло поступает в канал в теле шатуна и затем проходит к бронзовой втулке в верхней головке. Во втулке 12 просверлены два отверстия и имеется канавка на внутренней поверхности, по которой масло после смазки пальца по­ ступает через отверстия в верхней головке на днище поршня для его охлаждения.

Коленчатый вал (рис. 48)— штампованный из стали 45Г2. На валу имеется четыре шатунных и пять коренных шеек. В коленах вала располагаются маслоподводящие каналы, соединяющие рабо­ чие поверхности шатунных и коренных шеек. Масло, поступившее от насоса, подвергается центробежной очистке в камере 23. Чи­

70


стое масло поступает по трубке 24 к шатунным вкладышам. Тех­ нологические отверстия в валу закрыты пробками 13 и 16-

На переднем конце вала на шпонках 3 и 5 устанавливаются ведущая шестерня 11 для привода шестерен распределения и шкив 6 для привода вентилятора. Шестерня И удерживается от осевого смещения гайкой 10, а шкив 6 — болтом 9, застопоренным болтом 8 с левой резьбой.

Бронзовый упорный диск 2, насаженный на шпонке 3 между двумя чугунными плитами 1, вращается вместе с валом и удер­ живает его от осевых смещений. Дистанционные втулки 12 предна­ значены для регулировки осевого зазора (0,1—0,5 мм).

Для возможного отбора мощности от коленчатого вала в шкиве предусмотрены восемь резьбовых отверстий 7. На носке вала и у пятой коренной шейки нарезаны маслосгонные резьбы 4 и 17.

Для уменьшения инерционных нагрузок на коренные подшип­ ники на валу устанавливаются четыре противовеса 14, прикреп­ ляемых к щекам вала шпильками 15:

На фланце коленчатого вала устанавливается чугунный махо­ вик 19 с зубчатым венцом 18, в зацепление с которым входит

шестерня механизма включения пускового двигателя.

Маховик

к фланцу вала крепится болтами 21.

два ци­

Головка блока цилиндров литая, чугунная, общая на

линдра и крепится к блоку шпильками. Между головкой и блоком устанавливается уплотнительная медно-асбестовая прокладка.

В каждой головке установлено четыре клапана по одному впуск­ ному и одному выпускному на каждый цилиндр. Клапаны при­ жимаются к седлу наружной и внутренней пружинами. Пружины удерживаются опорной шайбой и сухариками в сжатом состоянии.

Водяная рубашка головки сообщается с водяной рубашкой блока при помощи отверстий. В головке цилиндра имеются также отверстия под шпильки для крепления ее к блоку, окна для штанг толкателей и штанг декомпрессионного механизма и отверстия — направляющие для штанг декомпрессора.

Клапанно-распределительный механизм предназначен для свое­ временного впуска воздуха в цилиндры двигателя и выпуска из них отработавших газов.

Декомпрессионный механизм предназначен для уменьшения компрессии в цилиндрах двигателя путем принудительного откры­ тия впускных клапанов в период прокручивания коленчатого вала пусковым двигателем или вручную во время регулировок.

§ 11. Системы питания, охлаждения и смазки двигателей

Системы питания, охлаждения и смазки двигателя играют большую роль во время его эксплуатации. Удовлетворительное состояние этих систем во многом определяет долговечность и на­ дежность двигателя, способствует его безаварийной работе.

Принципиальное устройство этих систем для двигателей базо­ вых тракторов погрузчиков одинаково, поэтому для пояснения принципа их работы достаточно рассмотреть их на одном примере.

71


В двигателе Д75Т-АТ, применяемом в тракторе ТДТ-75, устрой­

ство их следующее.

(рис. 49) состоит из

С и с т е м а п и т а н и я д в и г а т е л я

следующих элементов: топливного бака 1, топливных фильтров грубой 5 и тонкой 14 очистки, ручного 9 и подкачивающего 8 на­ сосов, топливного насоса 7 с регулятором, форсунки 17, воздухо­ очистителя и впускного коллектора. В системе имеются топливо­ проводы низкого 4, 6, 12, 13, 15 и высокого 16 давления.

При работе двигателя топливо, профильтрованное в сетча­ том фильтре бака 1, поступает через расходный кран 3 и трубо­

провод 4 к фильтру

5 грубой очистки, затем по трубопроводу 6

к подкачивающему насосу 8.

Насос 8 создает

давление, под действием которого топливо

поступает в фильтр

тонкой очистки 14, откуда оно нагнетается

по топливопроводу 13 в головку топливного насоса 7 и плунжер­ ные пары. По трубкам 16 высокого давления топливо от топлив­ ного насоса с всережимным регулятором поступает определенными порциями к форсункам 17 в процессе работы цилиндров и в соот­ ветствии с загрузкой двигателя. Когда давление топлива дости­ гает 125 кГ/см2, приподнимается игла распылителя форсунки и распыленное топливо впрыскивается в вихревую камеру.

Подкачивающий насос 8 подает топливо в головку топливного насоса больше, чем требуется, когда двигатель работает на пол­ ной мощности, поэтому лишнее количество топлива направляется по перепускному топливопроводу 15 обратно в подкачивающий насос.

Воздух, необходимый для горения топлива, поступает через воздухоочиститель и впускной коллектор благодаря разрежению, образующемуся в цилиндрах при такте всасывания. При работе двигателя топливо непрерывно циркулирует в головке топливного

насоса, препятствуя скоплению

воздуха в

системе.

С и с т е м а о х л а ж д е н и я

(рис. 50)

двигателей внутреннего

сгорания закрытая, водяная, с принудительной циркуляцией воды. Система охлаждения состоит из водяного радиатора, дополнитель­ ного бачка 6, водяных рубашек 2, 3, 4 соответственно блока ци­ линдров, пускового двигателя и головки цилиндров блока, водяного насоса 1, шестилопастного вентилятора 16, а также дюритовых шлангов и патрубков.

В радиатор вода заливается через горловину 9 и через горло­ вину дополнительного (компенсационного) бачка 6, которая за­ крывается пробкой 7, после чего вода заполняет всю систему ох­ лаждения.

Когда двигатель работает, центробежный насос 1 забирает воду из нижнего бака 12 радиатора и нагнетает ее в водяные ру­ башки основного и пускового двигателей. В водяных рубашках вода поглощает тепло, выделяющееся при работе двигателя, и поступает в бачок 6, затем в верхний бак 8 радиатора, откуда по трубкам сердцевины 11 радиатора поступает в нижний бак 12. Проходя по трубкам сердцевины, вода охлаждается воздухом,

72


Рис.

49.

Систе­

ма питания дви­

1

 

гателя:

 

 

топливный

бак;

2 — залив­

ная

горловина;

3

расходный

кран

топливного

бака; 4 — топли­

вопровод

от

бака

к

фильтру

гру­

бой

очистки;

5 —

фильтр

грубой

очистки;

6 — топ­

ливопровод

 

от

фильтра

к

под­

качивающему

на­

сосу;

7 — топлив­

ный насос с ре­

гулятором;

8 —

подкачиваю щ и

й

насос;

9 — насос

ручной

подкачки

топлива;

 

10 —

пробка

сливного

отверстия

фильт­

ра грубой очист- j

ки;

11 — пробка

сливного

отвер­

стия фильтра

тон­

кой

очистки к топ­

ливному

насосу;

12

— топливопро­

вод

от

подкачи­

вающего

насоса

к

фильтру

тон­

кой

очистки;

13

топливопровод

от

фильтра

тонкой

очистки к

топливному

насосу; 14 — фильтры

тонкой

очистки

топлива;

15 — перепускной топливопровод;

16 — трубка высокого давления;

17 — форсунка;

18 — проду­

вочный

вентиль;

19 — сливной

кран

(штуцер)

топливного

 

 

 

бака