Файл: Алябьев, В. И. Самоходные лесопогрузчики учебник для проф.-тех. учеб. заведений.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 62

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

со

*

1 — гидрораспределитель Р75-ВЗ;

2 — гидромотор НПА-64;

3 — моментный

силовой

гидроцилиндр; 4 — силовой

гидроцилиндр

поворота

ковша;

5 — сетчатый

фильтр;

6 — силовой

гидроцилиндр

заднего моста;

7 — силовой гидроцилиндр

стрелы;

8 — силовой

гидроцилиндр

рукояти; 9 — силовой

гидроцилиндр зажима

челюстей грейфера; 10 — дроссель; 11 — клапаны

аварийно-запорные;

12 — дроссель;

13 — мано­

метр;

14 — кран-гайки манометра;

15 — гидрораспределитель ГРУ-25; 16 — обратный

клапан;

П — насос

шестеренный НШ-98;

18 — насос

шестеренный НШ-46Д;

19 — ручной золотник; 20 — предохранительный клапан;

21— пластинчатый фильтр;

22— бак

масляный

ник 19 сблокирован с рукояткой управления зажима и разжима захватного органа. При включении зажима или разжима челюстей насос 18 работает на слив, и разжим и зажим челюстей произво­ дятся только от насоса 17.

Расположение рычагов управления погрузчиком ПЛ-5 в кабине оператора показано на рис. 37.

Рис. 37. Расположение рычагов управления в кабине погрузчика:

1 — управление

двигателем;

 

2 — педаль

муфты

сцепления;

3 — рычаг

управления стрелой;

4 — ры­

чаг

управления

рукоятью;

5 —рычаг

управления

челюстями;

6 — рычаг переключения коробки пере­

дач;

7 — рычаг

стояночного

тормоза;

8 — рычаг

включения

насосов;

9 — рычаг

поворота

платфор­

мы;

10— рычаг

поворота

челюстей;

/ / —рычаг

 

 

поворота лесоукладчика

 

 

Погрузчик - штабелер

КМ-2Л. Этот погрузчик об­ ладает более ограниченны­ ми возможностями по срав­ нению с погрузчиком ПЛ-5: он не может быть применен на погрузке железнодорож­ ных вагонов, а для исполь­ зования его в качестве зем­ леройной машины необхо­ дима установка специаль­ ной стрелы.

Принципиально схема погрузчика КМ-2Л не отли­ чается от схемы погрузчика ПЛ-5.

Погрузчик - штабелер КЛ-4. Погрузчик предна­ значен для механизации процессов штабелевки и по­ грузки леса на нижних прирельсовых и приречных складах, выполнения раз­ личных вспомогательных работ по перемещению гру- , зов на территории склада, для строительных и мон­ тажных работ. Рабочее обо-

 

Техническая

характеристика погрузчика

КМ-2Л

Базовый

т р а к т о р

..........................................

 

 

....

.

ТДТ-75

Грузоподъемность

(на вылете 6 м), к Г ...........................

 

1500

Радиус действия (наибольший), м м

...............................

 

7800

Скорость

подъема ,

м/сек. . . . ' ......................................

 

 

0,15

Высота

подъема , м м ..........................................................

 

о б / м и н

 

 

6000

Угловая

скорость поворота ,

...............................

 

2

Угол поворота

платформы,

град ...................................

 

 

360

Угол поворота

захвата

в горизонтальной плоскости,

180

град

в гидросистеме, кГ/см2

\

Давление ...................масла

100

Масса с трактором

в заправленном

состоянии, кг . .

15 000

Время цикла .......................при

повороте на ISO3,

с е к

 

50

52


рудование погрузчика дает возможность грузить сортименты в ав­ томобили, в вагоны железной дороги широкой и узкой колеи.

Погрузчик снабжается сменными грузозахватными органами: грейфером для погрузки длинномерных сортиментов, грейфером увеличенной емкости для погрузки короткомерных сортиментов и дров, грейфером для погрузки остатков крон деревьев и кусковых отходов и грейфером для погрузки сыпучих грузов.

Рис.

38. Погрузчик-штабелер КЛ-4

(конструктивная схема):

/ — поворотная

колонна;

2 — специальная

рама;

3 — стрела;

4 — рукоять;

5 — телескопиче­

ский удлинитель

рукояти;

6 — грейферный

захват;

7 — поворотное

устройство грейфера; 8 —

плунжерный цилиндр стрелы; 9,

10 — цилиндры

рукояти

и

телескопического

удлинителя;

11 — рама для

крепления

грейферного захвата; 12 — рама

для

крепления

щита;

13 — пульт

управления;

14— аутригер;

/5 —трактор;

16 — бульдозерный

отвал;

17 — опора

В погрузчике-штабелере КЛ-4 (рис. 38) в качестве базового трактора используется трактор ТДТ-55, с которого снимают по­ грузочный щит и лебедку, а на их место устанавливают погрузоч­ ное оборудование.

Рабочее оборудование погрузчика состоит из шарнирно-сочле­ ненных стрелы 3 и рукояти 4 с телескопическим удлинителем 5. На конце удлинителя шарнирно закреплен грейферный захват 6 с ме­ ханизмом поворота 7. Стрела, рукоять и удлинитель стрелы при­ водятся в действие силовыми цилиндрами 8, 9 и 10.

Стрела шарнирно закреплена на поворотной колонне 1, кото­ рая устанавливается на специальной раме 2, опирающейся на раму трактора.

53


Рама 11 служит для установки стрелы и грейфера в транспорт­ ное положение. Рама 12 с седельным устройством может устанав­ ливаться на погрузчике вместо специальной рамы и служит для присоединения полуприцепа. Пульт управления 13 рабочим обору­ дованием расположен на колонне и в зимнее время может закры­ ваться кабиной для защиты от снега и дождя.

Поперечная устойчивость погрузчика в рабочем положении обе­ спечивается аутригерами 14, представляющими собой гидравличе­ ские опоры.

При работе погрузчика для увеличения продольной устойчиво­ сти бульдозерный отвал трактора опускается на землю.

 

Техническая характеристика КЛ-4

 

 

Базовый

т р а к т о р ..........................................................

 

к Г

 

ТДТ-55

Грузоподъемность

(на вылете 5,5 м),

 

1500

Радиус действия, м:

 

 

до 6

с удлинителем

стрелы ...................

...............................

. .

без удлинителя

стрел ы ......................................

 

5,5

Скорость подъема грейфера, м/сек ...............................

 

 

до 0,5

Высота подъема,

м

поворота..............................................................,об/мин

 

 

до 7

Угловая

скорость

 

 

 

3,3

Угол поворота грейфера, град ................................................

 

.

230

Давление

масла

в гидросистеме, кГ/см2 . . . . . .

160

Масса без трактора, к г ...........................................................

сек

 

1700

Время цикла при

 

повороте на 180°, .......................

 

50

Поворотная колонна (рис. 39) состоит из основания 1, соб­ ственно поворотной колонны 2, мостика 3 и цилиндров 4 механизма поворота колонны. Поворотная колонна вращается на оси 5, за­ крепленной в основании 1 и опирается на опорное кольцо 6 из фторопласта. Поворот колонны происходит во втулках 7 и 8. В ос­ новании колонны установлен зубчатый венец 9, находящийся в за­ цеплении с зубчатой рейкой 10. На концах рейки закреплены поршни 11 цилиндров. Рейка опирается на чугунный вкладыш 12 и смазывается масленкой.

Уплотнение поршней цилиндров осуществляется резиновыми кольцами 18, 19 и металлическим кольцом 17. Для предохранения от выдавливания колец в зазор со стороны противоположной на­ правлению рабочего давления установлены фторопластные защит­ ные шайбы 20 и 16. К раме колонна крепится болтами через мо­ стик и проушины, приваренные к основанию.

Рукоять погрузчика имеет удлинитель для увеличения вылета. Удлинитель опирается на направляющие катки и приводится в дей­ ствие цилиндром. Механизм поворота захвата (рис. 40) представ­ ляет собой моментный силовой цилиндр, который состоит из кор­ пуса 5, вала 8, лопасти 1, разделительного сектора 2.

Рабочая жидкость подается и отводится через штуцера 11 и 12. Лопасть вставляется в паз вала 8 и прижимается пружинами 7 к цилиндрической поверхности корпуса. Лопасть окантована фто­ ропластом.

54


Вал опирается своим буртиком на подшипник, смонтированный в крышке 4 цилиндра. Уплотнение крышки цилиндра и вала осу­ ществляется резиновыми кольцами круглого сечения.

Нижняя подвеска 10 предназначена для соединения цилиндра с грейфером, верхняя 6 — для соединения цилиндра с рукоятью.

Рис. 39. Поворотная колонна:

/ — основание; 2 — поворотная

колонна;

3 —

мостик; 4 — силовые

гидроцилиндры; '5 —

ось; 6 — упорное кольцо; 7,

8 — втулки;

9

зубчатый

венец;

10 — зубчатая рейка;

// — поршни силовых гидроцилиндров;

12 — вкладыш;

13 — винт; 14, 15 — масленка;

16, 20 — защитные шайбы; 17 — металлическое кольцо; 18, 19 — уплотнительные кольца

При поступлении масла в полость Б через штуцер 11, лопасть 1 поворачивается до упора, выталкивая масло из полости В на слив через штуцер 12. При подаче масла в полость В через штуцер 12 лопасть 1 поворачивается в противоположную сторону, выталкивая масло на слив из полости Б.

Аутригеры погрузчика-штабелера КЛ-4 представляют собой гид­ равлические опоры, устанавливаются по обе стороны машины и крепятся к основанию колонны. В транспортном положении аутри­

55

геры со штоками цилиндров должны быть убраны вверх и зафикси­ рованы шкворнями. Опора состоит из корпуса, являющегося гиль­ зой силового цилиндра, штока с опорным диском и гидравличе­ ского замка с рукояткой управления. Уплотнение осуществляется кольцами круглого сечения.

Управление аутригерами осуществляется от распределителя, на­

ходящегося в кабине трактора, и рукояткой гидрозамка.

 

штока

 

 

 

Для

выдвижения

 

 

 

силового

цилиндра

необхо­

 

 

 

димо

рукоятку

гидрозамка

 

 

 

повернуть по

часовой

стрел­

 

 

 

ке и включить распредели­

 

 

 

тель. После того, как опор­

 

 

 

ный

диск

аутригера

обо­

 

 

 

прется на грунт, рукоятку

 

 

 

гидрозамка

нужно

устано­

 

 

 

вить

в

среднее

положение.

 

 

 

В этом положении она фик­

 

 

 

сируется

защелкой.

 

 

си­

 

 

 

В

 

гидравлической

 

 

 

 

стеме

 

погрузчика

 

КЛ-4

 

 

 

(рис. 41) установлен насос

 

 

 

НШ-50К, от которого

пи­

 

 

 

таются

силовые

цилиндры

 

 

 

бульдозерного отвала и по­

 

 

 

грузочного оборудования.

 

 

 

Насос 1 приводится во'

 

 

 

вращение

двигателем

трак­

 

 

 

тора. Рабочая жидкость от

 

 

 

насоса через кран-переклю­

 

 

 

чатель

2

может

поступать

 

 

 

либо

 

к

 

распределителю

 

 

 

бульдозерного отвала,

либо

 

 

 

к распределителям

погру­

 

 

 

зочного оборудования. Рас­

/ — лопасть;

2 — разделительный сектор;

3,

пределитель

3

управляет

цилиндрами

рукояти,

а

9 — кольца;

4 — крышка; 5 — корпус; 6 — верх­

няя подвеска; 7 — пружина; 3 —вал;

10

распределитель 4 — цилинд­

нижняя

подвеска; 11, 12 — штуцера

 

ром

удлинителя

стрелы

и

 

 

 

механизмом

поворота

грей­

фера. Золотники распределителей соединены тягами с рукоятками и педалями управления.

При нейтральном положении золотников в полости силовых ци­ линдров рабочая жидкость не поступает, а сливается через распре­ делитель в бак без давления.

Моментный цилиндр механизма поворота грейфера соединяется с трубопроводами через соединительные муфты 5 с запорными кла­ панами, которые предназначены для разъема и снятия гибких шлан­ гов без слива рабочей жидкости из гидросистемы. Такие же соеди-

56


нительные муфты установлены на напорных линиях, подводящих рабочую жидкость к силовому цилиндру грейфера. Установка муфт

сзапорными клапанами позволяет быстро сменять рабочий орган.

Вмагистраль, питающую плунжерный цилиндр стрелы, вклю­ чены нерегулируемый дроссель 6 и аварийно-запорный клапан 7. Нерегулируемый дроссель служит для снижения скорости опуска­ ния стрелы. Аварийно-запорный клапан обеспечивает плавное опу­ скание груза в случае обрыва трубопровода. Такие же дроссель и аварийно-запорный клапан установлены в напорной магистрали си­ лового цилиндра рукояти.

Вмагистрали цилиндра стрелы установлен также перепускной клапан 10 для перепуска жидкости в бак, минуя распределитель, при большом повышении давления в напорной магистрали, что может быть при резкой остановке опускающейся стрелы с грузом. Такой же клапан установлен в напорной магистрали поворота ко­ лонны.

Вмагистралях цилиндров поворота колонны и поворота грей­ фера устанавливаются дроссельные шайбы 12 и 13 для уменьшения скорости поворота. Для контроля давления в системе установлен манометр 14 с краном. При работе системы кран должен быть перекрыт.

Тракторный агрегат ТА-1. Главное назначение тракторного агре­ гата ТА-1— штабелевка и сброска в воду круглых лесоматериа­ лов на приречных складах. Обычно применяют агрегат ТА-1 на штабелевке при расстоянии развозки до 300 м и при сброске в во­ ду при наборе лесоматериалов из беспрокладочных штабелей при расстоянии не более 100 м.

Тракторный агрегат ТА-1 (рис. 42) представляет собой навесное грузозахватное оборудование жесткого типа на серийном трелевоч­ ном тракторе ТДТ-75. При транспортном положении груз распола­ гается в центре тяжести трактора, что обеспечивает удовлетвори-

Техническая

характеристика

тракторного агрегата

ТА-1

 

Грузоподъемность,

к Г ...................................

 

 

 

4000

 

Площадь зева. захвата, м2............................

мм . . .

 

0,68—1,79

 

Наибольшая высота

разгрузки,

 

2000

 

Давление в гидросистеме (рабочее), кГ/см2

 

80

 

Масса навесного

оборудования

сило­

 

2300

 

выми

цилиндрами), к г ...........................

 

 

 

 

Угол поворота поворотной рамы, град

 

90

сило­

Поворот

рамы

 

 

 

с помощью двух

Перемещение каретки по рам е

 

 

вых

цилиндров

 

 

 

лебедкой

базового

Подъем (опускание)

прижимной

челюсти

трактора

двух

сило­

с помощью

Габаритные размеры агрегата, мм:

 

вых

шароцилиндров

 

 

6 300

 

длина

..............................................................

 

 

 

 

 

в ы с о т а ..........................................................

 

 

 

 

3 530

 

ширина ..........................................................

навесным

оборудо­

 

2 370

 

Масса

агрегата

 

12 200

 

ванием, к г ..............................................

 

 

.

 

 

58