Файл: Алябьев, В. И. Самоходные лесопогрузчики учебник для проф.-тех. учеб. заведений.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 77
Скачиваний: 0
Шестерня У свободно вращается на втулке относительно вала 40 и получает вращение через промежуточную шестерню от ко ленчатого вала пускового двигателя. Вместе с шестерней У вра щаются пять ведущих дисков 3, установленных в прорезях на удлиненной ступице шестерни.
Между ведущими дисками располагаются четыре ведомых диска 4. Нажимной диск 5 прижимает весь комплект ведущих и ведомых дисков к опорному диску 2.
Ведомые, опорный и нажимной диски закрепляются на валу шпонками. Муфта включается при помощи нажимного устройства, которое состоит из крестовины 15, трех рычагов 7 и подвижной муфты 8. При включении муфты диски сжимаются под действием рычагов и вращение на вал 40 передается за счет трения между дисками. Муфта включается крайним рычагом со стороны топлив ного насоса.
При выключении муфты длинные концы рычагов 7 перемеща ются в наклонные пазы на подвижной муфте 8 и под действием центробежной силы приподнимаются, в результате чего короткие концы освобождают диски. Силу сжатия дисков можно регулиро вать перемещением крестовины 15 по резьбе на валу 40. Фиксатор 14 с пружиной 16, входящей в одно из отверстий на нажимном диске, предохраняет крестовину от самоотвинчивания.
Для быстрой остановки частей передаточного механизма, вра щающихся по инерции при выключенной муфте, предназначен тормозок, который состоит из двух вращающихся 9 и двух неподвиж ных 10 дисков. Неподвижные диски входят в прорези корпуса 11 тормозка, а вращающиеся диски установлены на ступице, соеди ненной с валом шпонкой.
При выключенной муфте сцепления подвижная муфта 8 сжи мает диски тормозка, которые под действием силы трения оста навливаются, останавливая и вал муфты сцепления.
Редуктор передаточного механизма имеет две передачи. Одна передача — замедленная — предназначена для обеспечения неболь ших оборотов коленчатого вала и большого крутящего момента, необходимых в первый период пуска, когда основной двигатель еще не,прогрелся. После прогрева двигателя включается вторая — прямая — передача с повышенным числом оборотов.
Переключение передач в редукторе производится средним ры чагом путем перемещения шестерни 21. В шестерне 21 имеется внутренний, зубчатый венец, который может. входить в зацепле ние с ведущей шестерней 39. При этом осуществляется прямая передача, т. е. вал 40 муфты сцепления связывается с валом 22 на прямую.
При включении замедленной передачи подвижная шестерня 21 входит в зацепление с малым венцом блока 18 шестерен. Большой венец блока находится в зацеплении с шестерней 39. Связь вала 40 с валом 22 осуществляется через две пары шестерен.
Механизм выключения предназначен для ручного соединения пускового двигателя с основным в момент пуска и для автомати
4* |
83 |
ческого отключения пускового двигателя от основного, когда число оборотов коленчатого вала основного двигателя превысит число оборотов, сообщенное ему пусковым двигателем.
При недопустимо большом шаге оборотов основного двига теля ведущим будет зубчатый венед маховика, в результате чего коленчатый вал пускового двигателя также получит большую ско рость вращения, что может привести к поломке пускового дви гателя.
Механизм выключения смонтирован на шлицевом валу 22, кото рый установлен на двух шарикоподшипниках. На шлицах свободно перемещается шестерня 33. В торце вала имеется отверстие, в ко тором помещены пружины 23 толкателя 25. Под действием этих пружин толкатель удерживает шестерню 33 и держатель грузов 32
в крайнем заднем положении. При этом шестерня 33 не сцепляется
свенцом маховика и наружный рычаг ее фиксируется шариковым стопором в крайнем верхнем положении.
При повороте наружного рычага рычаг 30 нажимает на держа тель 32, передвигает его с шестерней 33 вперед и вводит шестерню 33 в зацепление с венцом маховика. Пружины 23 сжимаются, груз 26 выступом зацепляется за торец втулки 24, и шестерня 33 удер живается в зацеплении с зубчатым венцом маховика. Пружина 28 удерживает груз от расцепления с втулкой.
Под действием центробежных сил передние концы грузов стре мятся разойтись, чему препятствуют пружины 28 и 23. При до стижении коленчатым валом пускового двигателя 5000—5400 обо ротов в минуту грузы расходятся, преодолевая сопротивление пружин, и выходят из зацепления с втулкой 24. Пружины 23 раз жимаются и выталкивают шестерню 33 из зацепления с зубчатым венцом маховика. Шестерни передаточного механизма смазыва ются разбрызгиванием. Уровень масла проверяется контрольной пробкой. Для слива масла служит пробка 19.
§ 13. Муфты сцепления и коробки передач тракторов
Муфты сцепления устанавливаются между двигателем трак тора и коробкой передач трактора и предназначены для отключе ния работающего двигателя от трансмиссии и плавного их соеди нения между собой. Это обеспечивает безударное переключение передач и плавное трогание трактора. При чрезмерном возраста нии крутящего момента диски муфты пробуксовывают и тем са мым предохраняют механизмы трактора от кратковременных пе регрузок.
Наибольшее распространение получили фрикционные муфты сцепления, т. е. муфты, у которых передача крутящего момента происходит за счет сил трения соприкасающихся дисков. В зави симости от числа дисков муфты могут быть однодисковые и мно годисковые. Количество дисков в муфте определяется величиной передаваемого крутящего момента. Муфты могут быть сухие и мокрые, т. е. работающие в масляной ваннеПо устройству нажим
84
ного механизма муфты могут быть постоянно замкнутые или не постоянно замкнутые.
Фрикционные дисковые муфты сцепления имеют следующие основные элементы конструкции: ведущую часть, ведомую часть, нажимной механизм и механизм управления сцеплением.
На рис. 55 показаны схемы устройства однодисковой сухой постоянно замкнутой муфты сцепления.
Ведущая часть сцепления состоит из маховика двигателя 1, кожуха 2 муфты и нажимного диска 3. Ведомый диск 14 с накле панными на нем фрикционными накладками зажат между торцо выми поверхностями маховика 1 и нажимного диска 3. Ступица ведомого диска 14 может свободно перемещаться по шлицам вдоль оси ведомого вала 10. Нажимной диск 3 прижимает равномерно расположенными по окружности пружинами 4 ведомый диск 14 к маховику. Под действием пружин 4 муфта находится в постоянно включенном состоянии.
Выключение муфты производится педалью 9. Усиление от педали передается на , отводку 5 муфты, которая передвигается к маховику, преодолевая действие пружины 11. Отводка 5 воз действует через рычажки 12 на нажимной диск 3, под действием которых нажимной диск отходит от ведомого диска 14, сжимая пружины 4. После выключения муфты ее подвижные части будут некоторое время вращаться по инерции, что затрудняет переклю чение передач в коробке.
Длительность такого вращения зависит от веса вращающихся частей. Для уменьшения длительности вращения в муфтах пре дусматривается специальный тормозок для быстрой остановки ве
домой части. |
состоит |
из двух дисков, |
один из которых — 6 соеди |
Тормозок |
|||
нен с ведомым валом |
10, а другой — |
8 через пружинную тягу 7 — |
с отводкой 5. Диск 6 вращается, когда муфта включена, а диск# может перемещаться только вместе с отводкой вдоль оси вала. При выключении муфты диски воздействуют друг на друга, при останавливая вращение ведомой части муфты.
Коробки передач предназначены для изменения крутящего мо мента, подводимого от вала двигателя к ходовой части трактора. 'Крутящий момент необходимо изменять в зависимости от того, какая скорость и тяговое усилие требуются для выполнения трак тором того или иного вида работ. С помощью коробки передач изменяется также направление движения трактора (вперед или назад), производится разъединение двигателя и трансмиссии трак тора на длительное время, что бывает необходимо при пуске дви гателя или при стационарной работе трактора.
В настоящее время наиболее распространены механические ступенчатые коробки передач. Количество ступеней у гусеничных тракторов может быть свыше 5, а у колесных достигать даже 16. Несколько ступеней может иметь и задний ход трактора. Как пра вило, в коробках передач предусматриваются валы отбора мощ ности.
85
Коробки |
передач различают: |
|
по |
числу |
ступеней передач (двух-, трех-, четырехступенча |
тые и |
т. д.); |
|
Рис. 55. Схема устройства однодисковой сухой постоянно замкну той муфты сцепления:
а— во включенном |
положении: б — в выключенном |
положении; |
/ — |
маховик; |
||
2 — кожух; 3 — нажимной диск; |
4, 11— пружины; 5 — отводка; |
6, 8 |
— диски; |
|||
7 — пружинная тяга; |
9 — педаль; |
10 — ведомый |
вал; |
12 — рычажок; |
13 — тол |
|
катель; /4 — ведомый диск; |
15 — шлицы |
|
|
по числу пар зацепляющих шестерен (однопарные, многопар ные и коробки с прямой передачей);
по типу шестерен (коробки с круглозубыми и с косозубыми шестернями).
86
Коробки передач состоят из следующих основных частей: кар тера (корпуса) коробки, валов, установленных в картере на подшипниках качения, шестерен и механизма переключения пе редач с блокировкой. Картер обычно делается из чугунной от ливки, в которой обрабатываются места под установку подшип
ников и различные привалочные пло скости.
Переключение передач происходит следующим образом. Каретка 8 (рис. 56) движется по шлицам вала 9 до ввода ее в зацепление с другой шестерней. Передвижение каретки осу ществляется вилкой 7, охватывающей кольцевые выточки на выступе карет
ки. Сама вилка |
жестко |
соединяется |
с переключающимися валиками 6. |
||
На валиках |
имеются |
поводки 4, |
в которые входит нижний конец ры чага 1. Шаровая опора 2 позволяет рычагу 1 совершать качательные дви жения. От вращения рычаг 1 удержи
Рис. 56. Устройство механизма пере ключения передач:
1 — рычаг; 2 — шаровая |
опора; 3 — кулиса; |
|
4 — поводки; |
5 — фиксатор; 6 — переключа |
|
ющий валик; |
7 — вилка; |
5 —каретка; 9 - |
|
вал |
|
вается специальным штифтом, входящим в прорезь на шаровой опоре. Для облегчения включения необходимой передачи в листе 3, называемом кулисой, имеются прорези, соответствующие положе нию рычага в переключающем валике 6. Кулиса 3 исключает воз
87
можность одновременного включения двух передач. Самопроизволь ное включение передач предотвращается фиксаторами 5, которые входят в углубления на валиках 6.
У многих тракторных коробок передач имеются еще блоки ровочные механизмы, не позволяющие производить переключение передач при не полностью выключенной муфте сцепления, что предохраняет зубья шестерен от поломок.
Блокировка связывает фиксатор 5 с педалью сцепления таким образом, что при не полностью выключенном сцеплении фикса тор 5 находится в углублении валика переключения 6 и пере ключение передачи невозможно.
§ 14. Трансмиссия, ходовая часть и рама тракторов
Трансмиссии тракторов состоят из валов, передающих враще ние от двигателя к механизмам заднего моста. Для компенсации
несоосностей, перекосов |
и других неточностей |
сборки |
применяют |
|||||||
|
|
|
|
|
эластичные |
|
либо |
|
жесткие |
|
|
|
|
|
|
шарнирные соединения. Иног |
|||||
|
|
|
|
|
да промежуточные |
соединения |
||||
|
|
|
|
|
отсутствуют. Так, в тракторе |
|||||
|
|
|
|
|
С-100 их роль выполняют уп |
|||||
|
|
|
|
|
ругие |
прорезиненные |
звенья, |
|||
|
|
|
|
|
соединяющие |
ведущие |
пальцы |
|||
|
|
|
|
|
маховика с приливами веду |
|||||
|
|
|
|
|
щего диска муфты. |
трактора |
||||
|
|
|
|
|
В |
задний |
мост |
|||
|
|
|
|
|
входит ряд механизмов, слу |
|||||
|
|
|
|
|
жащих для передачи вращаю |
|||||
|
|
|
|
|
щего |
момента |
от трансмиссии |
|||
|
|
|
|
|
к ведущим звездочкам, а так-_ |
|||||
Рис. 57. Схема расположения |
механизмов |
же для вращения их с разны |
||||||||
заднего |
моста: |
|
|
|
ми скоростями при совершении |
|||||
1 — ведущая звездочка; |
2 — шестерня; 3, |
4 — |
поворотов. Обычно все эти ме |
|||||||
картеры; 5 — механизм |
поворота; |
6 — вал |
зад |
|||||||
него моста; 7, 9 — конические |
шестерни; |
8 — |
ханизмы располагаются в од |
|||||||
вторичный вал коробки |
передач |
|
ном картере. |
|
|
|
||||
На рис. 57 показана схема расположения механизмов зад |
||||||||||
него моста. От |
вторичного |
вала |
8 коробки |
передач |
вращение |
передается через пару конических шестерен 9 и 7 валу 6 заднего моста и через механизмы поворота 5, расположенные в специ
альных |
отсеках картера 4, шестерням 2 |
конечной |
передачи |
п от них— ведущим звездочкам 1. |
трактора |
скорости |
|
При |
прямолинейном движении гусеничного |
вращения его ведущих звездочек должны быть одинаковы. При повороте скорость одной ведущей звездочки должна быть больше скорости другой. Гусеница, перемещающаяся с большей скоро
стью, называется забегающей, а |
гусеница, |
перемещающаяся |
с меньшей скоростью — отстающей. |
Чем больше |
различие в ско |
ростях забегающей и отстающей ветви, тем круче поворот, т. е. меньше радиус поворота.
88