Файл: Алябьев, В. И. Самоходные лесопогрузчики учебник для проф.-тех. учеб. заведений.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 81

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рис. 61. Направляющее колесо, натяжное устройство и амортизатор трактора ТДТ-55:

/ — направляющее колесо;

2 — уплотнение;

3 — уплотнительное кольцо;

4 — пробка;

5 — стопор; 6 — крышка; 7 — стопор­

ная планка; S —пружина;

9 — упорный болт; 10 — упор;

// — шток; 12,

13, 16 — пальцы; 14 — левый блок шарниров; 15 —

установочный винт;

/7— втулка;

18 — механизм

натяжения;

19 — полуось

§ 15. Органы управления тракторами

Органы управления трактором предназначены для пуска двига­ теля, управления трактором во время движения и остановки трак­ тора и двигателя. Они выполняются в виде рычагов, рукояток и пе­ далей. Кроме органов управления трактором, в кабине водителя размещаются еще органы управления навесной системой. Как пра­ вило, в кабине машиниста располагаются следующие органы управления и приборы.

1.Рукоятка акселератора, служащая для изменения мощности двигателя путем изменения количества топлива, подаваемого в дви­ гатель.

2.Рычаг коробки передач — для переключения передач и по­ лучения различных скоростей движения.

3.Педаль муфты сцепления — для управления муфтой сцеп­ ления.

4.Рычаги управления поворотом трактора. При помощи этих

двух рычагов одна из гусениц отключается от силовой передачи,

итрактор поворачивается.

5.Педали для затормаживания левой и правой гусениц, ис­ пользуемых после отключения одной из гусениц от силовой пере­ дачи.

6.Зубчатый сектор с защелкой для удержания тормозной пе­ дали в отжатом состоянии, что необходимо для затормаживания трактора при стоянке на уклоне.

7.Рукоятки распределителей гидравлической навесной системы.

8.Манометр для контроля давления топлива, манометр для

контроля давления масла, указатели дистанционных термометров для контроля температуры воды в системе охлаждения и масла в системе смазки двигателя, счетчик машино-часов, указатели уровня топлива, выключатели наружного и внутреннего освещения.

К о н т р о л ь н ы е в о п р о с ы

1.Какие типы двигателей внутреннего сгорания вы знаете? Какие из них приме­ нены на тракторных погрузчиках?

2.Назовите основные механизмы и системы, составляющие двигатели внутрен­ него сгорания.

3.Какую роль выполняет в двигателе клапанно-распределительный механизм?

4.Каким образом крутящий момент двигателя передается к ведущим колесам погрузчика?

5.Изложите порядок действия рычагами управления при трогании трактора, по­ ворота и остановке.


Глава III. ГИДРООБОРУДОВАНИЕ ТРАКТОРНЫХ ПОГРУЗЧИКОВ

§16. Общие сведения о гидрооборудовании погрузчиков

игидросистемах

Вкачестве привода грузоподъемных механизмов и рабочего оборудования погрузчиков применяются гидравлические устрой­ ства. Основным принципом работы гидравлического привода яв­ ляется создание необходимого усилия или момента за счет давле­ ния рабочей жидкости, развиваемого ее источником—-насосом. Скорость движения исполнительного органа при этом зависит от количества жидкости, подаваемой в систему в единицу времени.

Гидравлический привод обеспечивает возможность получения

больших усилий при сравнительно небольших габаритах, позво­ ляет превращать вращательное движение в поступательное, хо­ рошо предохраняется от перегрузки и удобен в управлении.

Основными элементами гидропривода являются насосы, распре­ делители, предохранительные клапаны, баки, фильтры, трубопро­ воды, а также приборы контроля.

В качестве рабочих жидкостей гидравлических приводов по­ грузчиков применяют минеральное масло различных сортов.

Величина энергии, передаваемой жидкостью, зависит от ее дав­ ления и скорости течения в трубопроводах. При движении жид­ кости по трубопроводам происходят потери напора (давления) по­ тока жидкости за счет трения частиц жидкости о стенки трубопро­ вода и преодоления различных сопротивлений.

Потери напора (давления) могут быть определены по формуле

А р = Ху— кг/см2, d 2g

где Ар — потеря напора, кГ/см2;

X — коэффициент сопротивления; у — объемный вес жидкости, кг/м3\ I — длина трубопровода, м;

d — внутренний диаметр трубопровода, м\

и — средняя скорость движения жидкости в трубопроводе,

м/сек-,

g = 9,81 м/сек2— ускорение силы тяжести.

Поток жидкости в трубах может быть ламинарным или турбу­ лентным. Для ламинарного и турбулентного режимов коэффи­ циенты сопротивления X различны.

Для ламинарного течения жидкости

где Re — число Рейнольдса, определяющее режим течения; для ламинарного течения жидкости Re<2300; при Re>2300 насту­ пает турбулентный режим.

Для турбулентного потока А, = 0,3164 Re-0'25.

96


Чтобы уменьшить потери давления в трубах, ограничивают скорость движения жидкости в них. Обычно ее принимают 8— 15 м/сек. Применение высоких скоростей движения жидкости не­ желательно из-за образования местных зон пониженного давле­ ния, что может вызвать кавитацию. Кавитацией называется мест­ ное выделение паров жидкости с последующей конденсацией выделившихся паровых пузырьков. Это явление сопровождается местными гидравлическими ударами, приводящими часто к раз­ рушению деталей гидросистемы.

Кавитация часто наступает в насосах, когда всасывающий пат­ рубок насоса имеет небольшое проходное сечение. Во избежание этого явления сечение всасывающего патрубка выбирают таким, чтобы скорость жидкости в нем не превышала 1—3 м/сек,-

Диаметр трубопровода из условия его прочности может быть определен по формуле

Р

где d и S — наружный диаметр и толщина стенки трубы, см; [сТр] — допустимое напряжение разрыву, кГ/см2.

Потери давления на местных сопротивлениях могут быть опре­ делены по формуле

где £— опытный коэффициент местного сопротивления, зависящий от вида сопротивления.

Ниже приводятся приближенные значения коэффициента ме­ стного сопротивления для сопротивлений, наиболее часто встре­ чающихся в практических расчетах1.

Для вентилей, когда ось прохода, по которому движется жид­

кость, меняет

свое направление под углом 90°, £в= 2,5-1-3; когда

ось

прохода

жидкости не

меняет своего направления, или когда

этот

угол невелик, £= 0,5-Ы. Для

распределительных

золотников

£ = 2-1-4.

Для распределительных и обратных запорных клапанов

£ = 2-1-3.

Для самозапирающихся соединений (муфт) £=1X1,5. При

внезапном расширении трубопроводов (вход

в цилиндр,

фильтры

и т. д.)

£= 0,8-1-0,9. При внезапном сужении трубопровода

 

где F я

f — площади трубопровода до и после сужения.

и пере­

Для

штуцеров, присоединяющих трубы

к агрегатам,

ходников, соединяющих отрезки труб, £т= 0,1-1-0,15. Для

плавных

колен при радиусе изгиба,

равном

3—5 диаметрам

трубы, £с=

= 0,12-1-0,15. Для поворотных сверленых или штампованных уголь­ ников под прямым углом £п= 2. Для прямоугольных тройников при отводе части потока под углом 90° £от= 0,9-1-1,2.

1 Значения £ заимствованы из справочного пособия: Б а ш т а Т. М. Машино­ строительная гидравлика. М., Машгиз, 1963, 696 с.

97


Потери напора в трубопроводах, а также на местных сопротив­ лениях, после их определения складываются.

Жидкость текущая в трубопроводах подчиняется закону

F u x — fuz,

где F и f — площади сечений потока.

Это значит, что чем меньше площадь сечения трубопровода, тем больше скорость движения жидкости. Благодаря этому расход жидкости в единицу времени остается постоянным на всем протя­ жении трубопровода и равен Q= Fui = fu2.

При истечении жидкости под давлением из отверстий, в кото­ рых производится сжатие сечения струи (золотники, клапаны, дроссели), расход определяется по формуле

где ц — коэффициент расхода через отверстие (0,62); f — площадь сечения отверстия;

g — ускорение силы тяжести, м/сек2-,

Ар — величина перепада давления, кГ/см2.

Средние скорости движения исполнительных органов гидроси­ стем (поршней силовых цилиндров, роторов гидромоторов) могут быть определены по формулам:

где F — площадь

поршня силового

цилиндра, см\

 

 

Q — расход,

см3/мин\

т.

е.

количество

жидкости,

не­

q — постоянная гидромотора,

обходимое для поворота

вала

гидромотора

на один

обо-

рот, см3\

п— число оборотов вала гидромотора в минуту.

Усилие, развиваемое поршнем силового цилиндра,

 

P = ApF = Ap nD2

где Р — усилие,

кГ;

 

Ар — перепад

давления, кГ/см2\

D — диаметр

поршня,

см.

Момент, развиваемый по

валу гидромотора, р = 0,159 Apq,me

р, — момент, кГсм.

 

 

Мощность гидропривода определяется расходом жидкости в еди­ ницу времени и давлением и может быть определена по формуле

где N — мощность, л. с.;

рп— давление, развиваемое насосом, кГ/см2.

98


Эффективность работы гидравлических систем характеризуется коэффициентом полезного действия (к. п. д.). Коэффициент по­ лезного действия подразделяется на гидравлический, объемный и механический.

Г и д р а в л и ч е с к и й к. п. д. характеризует величину гидрав­ лических потерь, т.' е. потерь давления из-за сопротивления при движении вязкой жидкости по трубопроводам, либо по внутрен­ ним каналам гидравлической машины. Гидравлический к. п. д.—

это

отношение

давления на

выходе

(например, трубопровода)

к давлению на

входе:.

 

 

 

 

 

Р в — Л Р ..._ 1

А Р

 

 

 

Чт —

1

>

 

 

 

Р в

 

Р в

где

рв — давление

на входе,

кГ/см2\

 

 

Др — потери давления, кГ/см2.

 

 

Потери, давления

в трубопроводах возникают из-за различных

сопротивлений движению потока жидкости: поворотов, вызванных изгибом труб; сужений; аппаратуры, установленной на трубопро­ водах; соединений и т. д.

О б ъ е м н ы й к. п. д. характеризует величину потерь жидкости

из-за ее утечки через неплотности под

действием давления. С по­

вышением давления утечка жидкости

через зазоры, уплотнения

и щели увеличивается, а объемный к. п. д. уменьшается.

Объемный к. п. д.— это отношение

расхода жидкости в еди­

ницу времени, поступающей в гидросистему или в отдельный ее элемент, к расходу жидкости в единицу времени, выходящей из

системы или из

отдельного

ее

элемента.

 

 

Q h

A Q __ . ____ A Q

 

где QH— расход

жидкости,

поступающей в

гидросистему;

AQ — потери

расхода через неплотности

(утечки).

М е х а н и ч е с к и й к. п.

д.

характеризует

механические потери

мощности в системе, возникающие вследствие трения в кинема­ тических парах. Механический к. п. д. — это отношение мощности, подведенной к системе (например, мощности на валу насоса), к мощности, реализуемой на выходе (например, на штоке сило­ вого цилиндра):

 

А „ — A N

_

, Д N

 

где

NH— мощность, подведенная

к

системе;

системе.

 

AN — механические потери мощности в

 

Полный к. п. д. гидравлического

привода определяется как

произведение гидравлического, объемного и

механического к. п. д.:

Т] =

Г)тТ]обГ]м-

 

 

 

99