Файл: Алябьев, В. И. Самоходные лесопогрузчики учебник для проф.-тех. учеб. заведений.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 80
Скачиваний: 0
В настоящее время в качестве механизмов поворота наиболь шее распространение получили муфты поворота (бортовые фрик ционы), которые представляют собой фрикционные многодиско вые сухие муфты постоянно замкнутого типа.
На рис. 58 показана схема устройства муфты поворота. Ве дущий барабан 3 муфты закрепляют неподвижно на валу 9 зад него моста. На поверхности барабана нарезаются мелкие зубья, на которые надеваются стальные ведущие диски 5 внутренними зубчатыми ободками. У ведомых дисков 4 внешний ободок снабжен такими же зубьями, которые входят в зацепление с внут ренним зубчатым венцом ведомого барабана 2, жестко связанным
с валом 1 ведущей шестерни конечной |
передачи. |
Диски сжима |
ются нажимным диском 8 при помощи |
пружин |
6, сидящих на |
а |
|
|
Рис. 58. Схема устройства муфты поворота:
а — во |
включенном |
положении; |
б — в выключенном положении; |
/ — вал ведущей шестерни |
|||
конечной передачи; |
2 — ведомый |
барабан; |
3 — ведущий |
барабан; |
4 — ведомый |
диск; 5 — ве |
|
дущий |
диск; 6 — пружина; 7 — шпилька; |
8 — нажимной |
диск; 9 |
— вал заднего |
моста; 10 — |
||
|
|
|
ленточный тормоз |
|
|
|
шпильках 7. Ведомые диски снабжены фрикционными проклад ками. На внешней поверхности ведомого барабана 2 установлен ленточный тормоз 10.
При прямолинейном движении трактора тормоза обеих муфт отпущены и вал заднего моста вращается как одно целое, обес печивая движение обеих гусениц с одинаковой скоростью. При повороте трактора один из тормозов зажимает ведомый барабан, происходит проскальзывание ведущих дисков относительно ведо мых и скорость одной гусеницы уменьшается. Другая гусеница, барабан которой не заторможен, получает большую скорость и является в это время забегающей.
К фланцам обеих боковых стенок картера заднего моста при соединяются картеры, в которых размещаются шестеренчатые ре дукторы, называемые конечными или бортовыми передачами. От них вращение передается ведущим звездочкам гусениц.
Конечные передачи обычно выполняют одноили двухступен чатыми, т. е. с одной или двумя парами зацепляющих шестерен.
Рама трактора вместе с закрепленными на ней механизмами
89
составляет остов трактора, который при помощи деталей подвески устанавливается на гусеничный механизм, образуя гусеничную те лежку. Рама трактора испытывает как постоянные, так и времен ные нагрузки. Постоянные нагрузки на раму получаются за счет механизмов, установленных на ней, временные нагрузки — за счет ударов, возникающих при движении трактора по неровностям. Временные нагрузки зависят от скорости, веса трактора и вели чины препятствий, преодолеваемых трактором во время движе ния. Они могут достигать больших величин и временно воздей ствуют на раму трактора, вызывая ее деформацию и часто приводя
кпоявлению усталостных трещин.
Вгусеничных тракторах рама обычно соединяется с движите лями трактора при помощи упругих подвесок, которые смягчают
Рис. 59. Схемы гусеничных механизмов тракторов:
а — с |
эластичной подвеской; |
б — с полужесткой подвеской; 1 — поддерживаю |
||||
щий |
ролик; |
2 — гусеница; |
3 — ведущая звездочка; |
4 — опорный каток; 5 — ба |
||
лансирная |
каретка; 6 — упругий элемент подвески; |
7 — амортизирующая пру |
||||
жина |
натяжного устройства; |
8 — натяжное устройство; |
9 — натяжное колесо; |
|||
/О —-тележка гусеницы; |
— кривошип натяжного колеса; |
J2 — упор кривошипа |
удары. В трансмиссии трактора для компенсации изгибов рамы устанавливаются упругие промежуточные соединения. Остовы тракторов могут иметь рамную и полурамную конструкцию.
Рамы, с целью придания им большей жесткости, изготовляют из стальных балок сложного профиля. Балки могут скрепляться между собой заклепками, сваркой или комбинированным спосо бом. В наиболее нагруженных местах рамы предусмотрены ребра.
Гусеничный механизм трактора состоит из двух движителей, расположенных по обе стороны трактора, двух ведущих звездочек, двух гусениц, опорных катков, натяжных устройств с натяжными колесами, опорных катков и поддерживающих роликов.
На рис. 59 показаны схемы гусеничных механизмов тракторов. Ведущая звездочка взаимодействует с гусеницей, опирающейся на грунт. При вращении звездочки крутящий момент передается гусенице, которая прижимается к земле весом трактора, передаю щимся через опорные катки. Так как натянутая нижняя гусеница сцеплена с землей грунтозацепами, то ведущая звездочка отталки
90
вается от нее, толкающее усилие передается раме трактора и весь остов его перемещается на опорных катках по нижней гусенице.
Гусеница составляется из звеньев, шарнирно соединенных ме жду собой и образующих замкнутую цепь. Звенья гусениц выпол няют либо цельными литыми, либо составными. Литые звенья из готовляют из специальных износостойких сортов стали, в состав ных звеньях из этих сортов стали изготовляют только те детали звеньев, которые подвержены наибольшему износу.
По типу соединения с ведущей звездочкой различают гусеницы с цевочным и гребневым зацеплением. При. цевочном зацеплении звенья гусениц имеют проушины, в которые входят зубья звездо чек, передавая им толкающее усилие. При гребневом зацеплении толкающее усилие передается звездочками гребням — выступам
на звеньях гусениц, которые |
входят во впадины между зубьями |
на ведущих звездочках. |
гусениц с почвой звенья гусениц |
Для улучшения сцепления |
|
снабжаются грунтозацепами. |
Для того чтобы при повороте трак |
тора опорные катки не соскакивали с гусеницы, предусматрива ются специальные поперечные бурты, воспринимающие поперечные усилия. Чем шире гусеница трактора, тем больше ее опорная по верхность и тем больше проходимость трактора.
Натяжное колесо служит нескольким целям:
для правильной укладки гусеницы под опорные катки (для этого на нем предусмотрены реборды);
для натяжения гусеницы при помощи натяжного устройства; для смягчения ударов на трактор при наезде на препятствия
(для этого на колесе находится амортизирующая пружина). Натяжное устройство 8 предназначено для изменения длины
гусеницы 2, так как удлинение гусеницы может привести к ее соскакиванию (особенно на поворотах). Натяжные устройства мо гут быть кривошипного и ползункового типа. Первые чаще всего применяются на тракторах с эластичной подвеской, а вторые — на тракторах с полужесткой подвеской. Амортизирующая пружина 7 предназначена для смягчения ударов и предохраняет трактор от аварии, когда между гусеницей 2 и катком 4 попадает жесткий посторонний предмет. В этом случае пружина 7 сжимается, на тяжное колесо 9 уменьшает натяжение гусеницы 2 и посторон ний предмет проскакивает между гусеницей 2 и катком 4.
Г1одвеска трактора предназначена для смягчения действия не ровностей при движении трактора и увеличивает плавность его хода.
Подвески бывают эластичными и полужесткими. Эластичную подвеску имеют тракторы ТДТ-55 (рис. 60), ТДТ-75 и ТТ-4. Для эластичной подвески характерно наличие упругих элементов в каж дом соединении рамы трактора с опорными катками. Катки могут иметь индивидуальную связь с рамой, при которой каждый каток имеет свой упругий элемент, и балансирную связь, при которой несколько катков объединяются в балансир, а затем уже соединя ются с рамой через упругий элемент.
91
6 5 4 3
Рис. 60. Рама и подвеска трактора ТДТ-55:
опорный каток; 2 балансир; 3 — ось каретки; 4 — пружина; 5 — ось катков; 6 — рычаг; 7 — кожух
При эластичной подвеске каждый каток или балансир незави симо переезжает через препятствие и остов Трактора сохраняет свое положение почти неизменным. Эластичная подвеска обеспечи вает наибольшую плавность хода и потому, как правило, приме няется на тракторах с повышенными скоростями движения.
При полужесткой подвеске опорные катки смонтированы на раме тележки, которая соединяется с рамой в трех точках. Две задние точки представляют собой жесткие шарниры. Передняя точка опоры выполняется, посредством упругого элемента.
Левая и правая тележки гусеничного механизма работают не зависимо друг от друга. При наезде на препятствие тележка со всем гусеничным механизмом поворачивается вокруг жесткого шар нира. Передняя часть остова в это время поддерживается упругим элементом и не испытывает сильных ударов и толчков. Задняя часть остается незащищенной и воспринимает удары и толчки. При полужесткой подвеске, когда тележка трактора переезжает через препятствие, передняя часть приподнимается и сцепление гусениц с землей несколько уменьшается, что иногда приводит к увеличению пробуксовки, а также дополнительным затратам мощности.
Рамы тележек трактора С-100 сварной конструкции и состав лены из двух продольных балок коробчатого профиля. На верхней части рамы устанавливаются натяжное устройство и поддержи вающие ролики, на нижней — опорные катки. С помощью конце вого подшипника тележка шарнирно соединяется с рамой трактора и может поворачиваться относительно нее. При повороте трактора возникают силы, действующие на раму трактора и стремящиеся развернуть тележки. Эти силы воспринимаются раскосами рам тележек, и тележки сохраняют свое положение. В передней части на раму тележки опирается балансирная рессора передней опоры остова трактора.
Опорные катки представляют собой стальные литые ролики, которые могут быть однобортными и двубортными. Беговыми до рожками каток перекатывается по гусенице, при этом его борта направляют движение всей тележки по гусенице. Опорные катки современных тракторов выполняются на подшипниках качения. Полужидкая смазка подводится к подшипникам через отверстие в оси.
Поддерживающий ролик состоит из двух ободьев и ступицы, отлитых из чугуна как одно целое. Ролик.устанавливается на кон сольной оси кронштейна рамы тележки. В качестве подшипников в опорных роликах устанавливаются две бронзовые втулки. Смазка подводится через масленку в крышке ступицы ролика.
Натяжное колесо изготавливается из литой стали с последую щей механической обработкой. Устанавливаются натяжные колеса на подшипниках качения. Жидкая смазка подается к подшипни кам по каналам оси, на которой устанавливается натяжное колесо. На рис. 61 показано направляющее колесо, натяжное устройство и амортизатор трактора ТДТ-55.
93