Файл: Алябьев, В. И. Самоходные лесопогрузчики учебник для проф.-тех. учеб. заведений.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 80

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В настоящее время в качестве механизмов поворота наиболь­ шее распространение получили муфты поворота (бортовые фрик­ ционы), которые представляют собой фрикционные многодиско­ вые сухие муфты постоянно замкнутого типа.

На рис. 58 показана схема устройства муфты поворота. Ве­ дущий барабан 3 муфты закрепляют неподвижно на валу 9 зад­ него моста. На поверхности барабана нарезаются мелкие зубья, на которые надеваются стальные ведущие диски 5 внутренними зубчатыми ободками. У ведомых дисков 4 внешний ободок снабжен такими же зубьями, которые входят в зацепление с внут­ ренним зубчатым венцом ведомого барабана 2, жестко связанным

с валом 1 ведущей шестерни конечной

передачи.

Диски сжима­

ются нажимным диском 8 при помощи

пружин

6, сидящих на

а

 

 

Рис. 58. Схема устройства муфты поворота:

а — во

включенном

положении;

б — в выключенном положении;

/ — вал ведущей шестерни

конечной передачи;

2 — ведомый

барабан;

3 — ведущий

барабан;

4 — ведомый

диск; 5 — ве­

дущий

диск; 6 — пружина; 7 — шпилька;

8 — нажимной

диск; 9

вал заднего

моста; 10 —

 

 

 

ленточный тормоз

 

 

 

шпильках 7. Ведомые диски снабжены фрикционными проклад­ ками. На внешней поверхности ведомого барабана 2 установлен ленточный тормоз 10.

При прямолинейном движении трактора тормоза обеих муфт отпущены и вал заднего моста вращается как одно целое, обес­ печивая движение обеих гусениц с одинаковой скоростью. При повороте трактора один из тормозов зажимает ведомый барабан, происходит проскальзывание ведущих дисков относительно ведо­ мых и скорость одной гусеницы уменьшается. Другая гусеница, барабан которой не заторможен, получает большую скорость и является в это время забегающей.

К фланцам обеих боковых стенок картера заднего моста при­ соединяются картеры, в которых размещаются шестеренчатые ре­ дукторы, называемые конечными или бортовыми передачами. От них вращение передается ведущим звездочкам гусениц.

Конечные передачи обычно выполняют одноили двухступен­ чатыми, т. е. с одной или двумя парами зацепляющих шестерен.

Рама трактора вместе с закрепленными на ней механизмами

89



составляет остов трактора, который при помощи деталей подвески устанавливается на гусеничный механизм, образуя гусеничную те­ лежку. Рама трактора испытывает как постоянные, так и времен­ ные нагрузки. Постоянные нагрузки на раму получаются за счет механизмов, установленных на ней, временные нагрузки — за счет ударов, возникающих при движении трактора по неровностям. Временные нагрузки зависят от скорости, веса трактора и вели­ чины препятствий, преодолеваемых трактором во время движе­ ния. Они могут достигать больших величин и временно воздей­ ствуют на раму трактора, вызывая ее деформацию и часто приводя

кпоявлению усталостных трещин.

Вгусеничных тракторах рама обычно соединяется с движите­ лями трактора при помощи упругих подвесок, которые смягчают

Рис. 59. Схемы гусеничных механизмов тракторов:

а — с

эластичной подвеской;

б — с полужесткой подвеской; 1 — поддерживаю­

щий

ролик;

2 — гусеница;

3 — ведущая звездочка;

4 — опорный каток; 5 — ба­

лансирная

каретка; 6 — упругий элемент подвески;

7 — амортизирующая пру­

жина

натяжного устройства;

8 — натяжное устройство;

9 — натяжное колесо;

/О —-тележка гусеницы;

— кривошип натяжного колеса;

J2 — упор кривошипа

удары. В трансмиссии трактора для компенсации изгибов рамы устанавливаются упругие промежуточные соединения. Остовы тракторов могут иметь рамную и полурамную конструкцию.

Рамы, с целью придания им большей жесткости, изготовляют из стальных балок сложного профиля. Балки могут скрепляться между собой заклепками, сваркой или комбинированным спосо­ бом. В наиболее нагруженных местах рамы предусмотрены ребра.

Гусеничный механизм трактора состоит из двух движителей, расположенных по обе стороны трактора, двух ведущих звездочек, двух гусениц, опорных катков, натяжных устройств с натяжными колесами, опорных катков и поддерживающих роликов.

На рис. 59 показаны схемы гусеничных механизмов тракторов. Ведущая звездочка взаимодействует с гусеницей, опирающейся на грунт. При вращении звездочки крутящий момент передается гусенице, которая прижимается к земле весом трактора, передаю­ щимся через опорные катки. Так как натянутая нижняя гусеница сцеплена с землей грунтозацепами, то ведущая звездочка отталки­

90


вается от нее, толкающее усилие передается раме трактора и весь остов его перемещается на опорных катках по нижней гусенице.

Гусеница составляется из звеньев, шарнирно соединенных ме­ жду собой и образующих замкнутую цепь. Звенья гусениц выпол­ няют либо цельными литыми, либо составными. Литые звенья из­ готовляют из специальных износостойких сортов стали, в состав­ ных звеньях из этих сортов стали изготовляют только те детали звеньев, которые подвержены наибольшему износу.

По типу соединения с ведущей звездочкой различают гусеницы с цевочным и гребневым зацеплением. При. цевочном зацеплении звенья гусениц имеют проушины, в которые входят зубья звездо­ чек, передавая им толкающее усилие. При гребневом зацеплении толкающее усилие передается звездочками гребням — выступам

на звеньях гусениц, которые

входят во впадины между зубьями

на ведущих звездочках.

гусениц с почвой звенья гусениц

Для улучшения сцепления

снабжаются грунтозацепами.

Для того чтобы при повороте трак­

тора опорные катки не соскакивали с гусеницы, предусматрива­ ются специальные поперечные бурты, воспринимающие поперечные усилия. Чем шире гусеница трактора, тем больше ее опорная по­ верхность и тем больше проходимость трактора.

Натяжное колесо служит нескольким целям:

для правильной укладки гусеницы под опорные катки (для этого на нем предусмотрены реборды);

для натяжения гусеницы при помощи натяжного устройства; для смягчения ударов на трактор при наезде на препятствия

(для этого на колесе находится амортизирующая пружина). Натяжное устройство 8 предназначено для изменения длины

гусеницы 2, так как удлинение гусеницы может привести к ее соскакиванию (особенно на поворотах). Натяжные устройства мо­ гут быть кривошипного и ползункового типа. Первые чаще всего применяются на тракторах с эластичной подвеской, а вторые — на тракторах с полужесткой подвеской. Амортизирующая пружина 7 предназначена для смягчения ударов и предохраняет трактор от аварии, когда между гусеницей 2 и катком 4 попадает жесткий посторонний предмет. В этом случае пружина 7 сжимается, на­ тяжное колесо 9 уменьшает натяжение гусеницы 2 и посторон­ ний предмет проскакивает между гусеницей 2 и катком 4.

Г1одвеска трактора предназначена для смягчения действия не­ ровностей при движении трактора и увеличивает плавность его хода.

Подвески бывают эластичными и полужесткими. Эластичную подвеску имеют тракторы ТДТ-55 (рис. 60), ТДТ-75 и ТТ-4. Для эластичной подвески характерно наличие упругих элементов в каж­ дом соединении рамы трактора с опорными катками. Катки могут иметь индивидуальную связь с рамой, при которой каждый каток имеет свой упругий элемент, и балансирную связь, при которой несколько катков объединяются в балансир, а затем уже соединя­ ются с рамой через упругий элемент.

91


6 5 4 3

Рис. 60. Рама и подвеска трактора ТДТ-55:

опорный каток; 2 балансир; 3 — ось каретки; 4 — пружина; 5 — ось катков; 6 — рычаг; 7 — кожух

При эластичной подвеске каждый каток или балансир незави­ симо переезжает через препятствие и остов Трактора сохраняет свое положение почти неизменным. Эластичная подвеска обеспечи­ вает наибольшую плавность хода и потому, как правило, приме­ няется на тракторах с повышенными скоростями движения.

При полужесткой подвеске опорные катки смонтированы на раме тележки, которая соединяется с рамой в трех точках. Две задние точки представляют собой жесткие шарниры. Передняя точка опоры выполняется, посредством упругого элемента.

Левая и правая тележки гусеничного механизма работают не­ зависимо друг от друга. При наезде на препятствие тележка со всем гусеничным механизмом поворачивается вокруг жесткого шар­ нира. Передняя часть остова в это время поддерживается упругим элементом и не испытывает сильных ударов и толчков. Задняя часть остается незащищенной и воспринимает удары и толчки. При полужесткой подвеске, когда тележка трактора переезжает через препятствие, передняя часть приподнимается и сцепление гусениц с землей несколько уменьшается, что иногда приводит к увеличению пробуксовки, а также дополнительным затратам мощности.

Рамы тележек трактора С-100 сварной конструкции и состав­ лены из двух продольных балок коробчатого профиля. На верхней части рамы устанавливаются натяжное устройство и поддержи­ вающие ролики, на нижней — опорные катки. С помощью конце­ вого подшипника тележка шарнирно соединяется с рамой трактора и может поворачиваться относительно нее. При повороте трактора возникают силы, действующие на раму трактора и стремящиеся развернуть тележки. Эти силы воспринимаются раскосами рам тележек, и тележки сохраняют свое положение. В передней части на раму тележки опирается балансирная рессора передней опоры остова трактора.

Опорные катки представляют собой стальные литые ролики, которые могут быть однобортными и двубортными. Беговыми до­ рожками каток перекатывается по гусенице, при этом его борта направляют движение всей тележки по гусенице. Опорные катки современных тракторов выполняются на подшипниках качения. Полужидкая смазка подводится к подшипникам через отверстие в оси.

Поддерживающий ролик состоит из двух ободьев и ступицы, отлитых из чугуна как одно целое. Ролик.устанавливается на кон­ сольной оси кронштейна рамы тележки. В качестве подшипников в опорных роликах устанавливаются две бронзовые втулки. Смазка подводится через масленку в крышке ступицы ролика.

Натяжное колесо изготавливается из литой стали с последую­ щей механической обработкой. Устанавливаются натяжные колеса на подшипниках качения. Жидкая смазка подается к подшипни­ кам по каналам оси, на которой устанавливается натяжное колесо. На рис. 61 показано направляющее колесо, натяжное устройство и амортизатор трактора ТДТ-55.

93