Файл: Алябьев, В. И. Самоходные лесопогрузчики учебник для проф.-тех. учеб. заведений.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 65

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Продолжительность рабочего цикла погрузчиков определяется очень многими факторами: скоростями движения исполнительных и рабочих органов погрузчиков (стрелы, элементов грузозахват­ ных органов) и погрузчика в целом, размерными параметрами и состоянием погружаемой или штабелируемой древесины, • типом транспортных единиц, состоянием погрузочных пунктов или скла­ дов и, наконец, квалификацией операторов погрузчиков.

В связи с этим продолжительность рабочего цикла погрузчи­ ков является величиной не постоянной и колеблется в широких пределах. Однако наблюдения за большим числом циклов позво­ лили установить среднюю продолжительность рабочего цикла по­ грузчиков в зависимости от наиболее сильно влияющих факторов, основным из которых является средний объем хлыста. Такие дан­ ные, полученные при наблюдениях за работой погрузчика П-2 в Ново-Козульском леспромхозе, приведены в табл. 6.

Т а б л и ц а 6

Продолжительность погрузки погрузчиком П-2 хлыстов в зависимости от их среднего объема

Значения показателей для ступеней средних объемов хлыстов, м3

Показатели

 

0,22—0,29

 

 

Средний объем пачки, ж3

 

2,1

П родолж ительность цикла,

мин

2,51

С реднее время на погрузк у

1 ж3, мин

1,29

0,30—0,39

05

0,5—0,75

о

и1,1бо­ лее

о

 

тГ

 

 

 

 

О

 

7

 

 

1

 

 

 

о

 

со

 

 

тг

 

ь»

 

 

 

j

 

 

2,4

2,9

3,9

3,3

3,2

2,65

2,89

2,68

2,77

2,53

1,1

0,99

0,84

0,84

0,77

Указанные в табл. 8 величины продолжительности рабочего цикла погрузчиков являются средними. Это значит, что в каких-то реальных условиях фактическая продолжительность цикла может быть больше, а в других условиях меньше. Особенно следует под­ черкнуть необходимость значительного уменьшения продолжитель­ ности рабочего цикла за счет правильной организации работ, хо­ рошего состояния погрузочного пункта и освоения операторами погрузчиков передовых методов работ.

Подготовительно-заключительное время tn расходуется на под­ готовку машины к работе (заправку, заводку и т. д.) и на обслу­ живание ее в связи с окончанием работы. Это время обычно при­ нимают равным 30 мин.

Номинальная грузоподъемность погрузчиков Q указана в его технической характеристике (в паспорте). В формулу эту вели­ чину подставляют в тоннах. Для перевода сменной производитель­ ности в кубические метры в знаменателе формулы имеется вели­ чина объемного веса древесины d. Эта величина в зависимости от породы и влажности древесины колеблется от 0,6 до 1,1 (см. табл. 1

160


приложения I). Для наиболее распространенных пород (ель, сосна, пихта, береза, осина) в свежесрубленном состоянии (влажность 90%) объемный вес древесины можно принимать равным 0,75— 0,85.

Объемы хлыстов и веса круглых лесоматериалов различной длины и диаметров приведены в табл. 2,3 приложения I.

Коэффициент использования грузоподъемности kT введен в фор­ мулу в связи с тем, что фактический вес древесины, погружаемой или штабелируемой погрузчиком за один рабочий цикл, по раз­ личным причинам часто меньше номинальной грузоподъемности погрузчиков, т. е. вес древесины, погруженной за S циклов, будет

s

ZQ i

1=1 , п

Отсюда коэффициент использования грузоподъемности погруз­ чиков равен:

f Q;

 

kT = ^ — .

 

S Q

Наблюдениями за работой погрузчиков установлено, что вели­ чина коэффициента использования грузоподъемности погрузчиков находится в пределах от 0,5 до 0,8.

Коэффициент использования рабочего времени наиболее неоп­ ределенная величина. Этот коэффициент равен отношению

 

и __ (X

tn) — ^пр

 

в

Т _t

 

 

1 1п

 

где

/Пр — простои погрузчика в течение смены по различным при­

 

чинам;

 

 

 

%р — Ф -!- % “I- % % ~1 К.’

где

4 — отсутствие транспортных единиц;

 

— отсутствие древесины;

переходом погрузчика от одного

 

U— простои, связанные с

 

пункта погрузки к другому;

 

г*т — технические неисправности погрузчика; /п — простои, связанные с отдыхом и личными причинами опе­

ратора.

Чем больше эти простои, тем меньше величина kB и тем меньше сменная производительность погрузчика. Казалось бы, что следует стремиться всемерно уменьшать простои погрузчика. Однако это не совсем так. Простои погрузчика по причинам их технической неисправности или в связи с отсутствием древесины безусловно надо уменьшать до полного устранения (об этом говорится в § 34). Простои погрузчика по личным причинам оператора полностью устранить нельзя, но они обычно невелики и не играют сущестенной роли. Такое же положение и с временем, затрачиваемым на

161


переходы погрузчика, его надо уменьшать, но полностью можно устранить только при определенной организации работ, о чем будет сказано в § 34.

Подробнее надо рассмотреть простои погрузчиков из-за отсут­ ствия транспортных единиц ta. При работе погрузчиков на лесо­ секах такие простои составляют от 30 до 50% рабочего времени смены. Эти простои надо и можно уменьшать, но до известного предела. Представим себе, что мы задались целью организовать работу так, чтобы погрузчики не ожидали подхода автопоездов. Это можно осуществить двумя путями. Сделать так, чтобы каждый последующий автопоезд подходил на погрузочный пункт точно в момент окончания погрузки предыдущего. Но это осуществить практически невозможно, так как время погрузки каждого авто­ поезда не строго одинаковое, различна также в какой-то степени продолжительность их рейса.

Остается второй путь: организовать работу так, чтобы у по­ грузчика всегда была очередь автопоездов. Но тогда из-за про­ стоев в ожидании погрузки снизится производительность авто­ поездов, а это хуже, чем простои одного погрузчика. Где же выход? Он в нахождении «золотой середины», т. е. наименьших суммарных потерь от простоев погрузчиков из-за отсутствия автопоездов и простоев автопоездов в ожидании погрузки, выражаемых для однотипных автопоездов на вывозке леса следующим равенством:

Си= С м . п ~ r + С м . а ^ = min,

где Смп и См.а — себестоимость содержания соответственно по­ грузчика и автопоезда за смену (вместе с зар­ платой оператора и водителя);

tu.a> ta— суммарные простои погрузчиков и автопоездов в ожидании погрузки в течение смены.

Нахождение форм и параметров организации такой работы по­ грузчиков и автопоездов, при которой выполнялось бы указанное условие, не просто. Для этого необходимо использовать методы теории массового обслуживания, изложение которых выходит из рамок настоящей книги.

Средние величины расчетной эксплуатационной производитель­ ности челюстных погрузчиков на погрузке хлыстов с различным средним объемом приведены в табл. 7.

Отношение числа смен Пф.с, фактически отработанных погруз­ чиком за определенный период (например, за год), к общему числу рабочих смен в этом периоде называется коэффициентом тех­ нического использования погрузчика в этом же периоде (напри­

мер, за год):

 

Отношение

числа машино-смен, проведенных погрузчиками

в неисправном

состоянии или на техническом обслуживании, к

162


Т а б л и ц а 7

Расчетная эксплуатационная производительность челюстных погрузчиков при погрузке хлыстов на автопоезда

Погрузчики

ПЛ-1

П-2

П-19

Сменная производительность погрузчиков, м:К при среднем объеме хлыстов, лг*

0,14—0,17

о

0,22—0,29

о

0,40—0,49

1

0,26-1,1

и1,1бо­ лее

0,50—0,25

 

с-т

 

СО

 

 

 

 

 

о

 

о

 

 

 

 

 

1

 

о

 

 

 

 

 

СО

 

 

 

 

 

 

 

 

со

 

 

 

 

115

140

170

195

-

____

250

290

320

380

~

230

265

290

345 -

 

 

 

 

 

 

 

общему числу машино-смен называется коэффициентом техниче­ ской готовности:

-pi

 

 

kT

 

 

П

п

 

V

2

п

i=l pi

i=i

ni

где: nni — число смен, проведенных каждым погрузчиком в не­ исправном состоянии и на техническом обслуживании; nPi — число смен, когда погрузчики находились в исправном

состоянии.

Себестоимость работ, выполняемых погрузчиками в течение смены Сс, определяется величиной затрат на зарплату операторам 30 (зарплата основным рабочим), на содержание погрузчика См (себестоимость машино-смены) и на устройство и содержание по­ грузочных пунктов Сп:

Q = 30 + См -\ - ,

и

где и — число смен работы погрузчиков на одном погрузочном пункте.

При определении себестоимости работ, уже выполненных по­ грузчиком, учитываются фактически произведенные затраты 30, См и Сп. Однако часто требуется определять плановую себестои­ мость работ на будущее.

В этих случаях составляющие себестоимости определяют рас­ четом по следующим формулам:

зарплата оператора

30 = k33T,

где къ— коэффициент доплат (премиальные, начисления, перевы­ полнение нормы), равный в среднем 1,9—2,1;

3 т — тарифная ставка оператору по нормам;

163


себестоимость машино-смены

См = — Ст-Г С0 + Сп-f- Спр,

/V г

где Л — балансовая стоимость погрузчика, равная его оптовой цене Ц, сложенной с расходами на доставку и монтаж; для погрузчиков Л = (1,05ч-1,1) Ц (оптовые цены погруз­ чиков см. в табл. 10);

а— амортизационные отчисления, % (для тракторных по­ грузчиков в соответствии с постановлением Госплана

СССР 1961 г. а = 39 %);

Nr — число рабочих смен

в году;

Ст — затраты на топливо,

руб., за смену;

Со — затраты на текущие ремонты и техническое обслуживание,

руб., на смену (трудоемкость ремонтов и технического

обслуживания погрузчиков см. табл. 8);

Сп — расходы на вспомогательные материалы, руб., за смену;

Спр — прочие расходы, руб., за смену (10—15% от всех осталь­ ных расходов).

 

 

 

Т а б л и ц а 8

Оптовые цены и затраты на

обслуживание погрузчиков

 

 

Затраты на техничес <ие уходы и техни-

 

Оптовая цена,

ческие ремонты

Марка погрузчика

 

 

руб-

 

 

 

 

 

 

 

на 100 маш-ч

на 8-часовую смену

П-19Б

9 800

80,0

6,40

П-2А

9 500

70,5

5,64

ПЛ-1

9 850

64,0

5,12

ТА-1

8 250

75,0

6,00

КМ-2Л

12 243

90,0

7,20

Составляющие

себестоимости

машино-смен

Ст, С0, Сп, Спр,

а также число рабочих смен Nr являются не строго постоянными величинами, поэтому на каждом предприятии себестоимость ма­ шино-смены погрузчиков не одинакова.

Затраты на устройство и содержание погрузочных пунктов при работе погрузчиков незначительны, а конкретная их величина во многом определяется местными условиями. Для погрузочных пунк­ тов на лесосеках (погрузка хлыстов на лесовозный транспорт) обычно принимают в среднем Сп = 5ч-10 руб.

Удельная себестоимость работ, или себестоимость погрузки или штабелевки 1 м3 С0 древесины равна себестоимости сменного объема работ, деленной на сменную выработку погрузчика

164