Файл: Приднестровский Государственный Университет им. Т. Г. Шевченко Инженернотехнический институт.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 48
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Вычерчивание контура зубчатых колес и стенок редуктора
Вычерчивание быстроходного и тихоходноговалов редуктора на эскизной компоновке
Выбор материалов для изготовления валов
Проверочный расчет тихоходного вала на прочность и выносливость
Подбор шпонок и их проверочный расчет
Второй этап эскизной компоновки редуктора
Выбор смазки и уплотнительных устройств.
Зубчатые колеса разбрызгивают масло, образуя масляный туман, который смазывает подшипники качения.
Объём масляной ванны определяют исходя из размеров поперечного сечения редуктора.
При средней твердости шестерни НВ1 = 229 базовое число циклов нагружения NHG 1= 1,42 (·107),
а для колеса при НВ2 =208 базовое число циклов нагружения
NHG 2= 1,12 (·107) (интерполированием) (табл. 3).
Таблица 3
Средняя твердость поверхности зубьев | НВср HRC | < 200 – | 250 27 | 300 33 | 350 38 | – 40 | – 45 | – 50 | – 55 |
NHG циклов (·107) | 1,0 | 1,7 | 2,5 | 3,6 | 4,4 | 6,0 | 8,0 | 10 |
Поскольку NHЕ 2 > NHG 2 и NHЕ 1 > NHG1, то = 1
12. Предел контактной выносливости для колеса:
σН lim2 = 2НВ2 + 70 =2∙208+70=486 МПа
Допускаемое контактное напряжение для колеса:
принимая коэффициент безопасности SH =1,1;
Предел контактной выносливости для шестерни:
σН lim1 = 2НВ1 + 70 = 2∙229,5+70=529 МПа
Допускаемое контактное напряжение для шестерни:
принимая коэффициент безопасности SH =1,1
За расчетное допускаемое контактное напряжение в косозубых передачах принимается
[σ]Н = 0,45· ( [σ]Н1+[σ]Н2 ) =0,45∙(481+442)=415 МПа
13. Межосевое расстояние для прямозубой передачи.
Принимая предварительно КН = 1,3 и задаваясь значениями
ψba = 0,4 и ψba = 0,5 находим два значения aw по формуле:
Одно из найденных межосевых расстояний 99,43 мм округляем до ближайшего стандартного значения из следующего ряда
aw сm = … 80;90;100;112;125;140;160;180;200… мм.
14. Ширина зубчатых колес:
b2 = ∙ aw ст =0,5∙100=50 мм
b1 = b2 + 5 мм =50+5=55 мм
15. Модуль передачи:
0,01 ∙ aw ст < тn < 0,02 ∙ aw ст , мм
0,01 ∙ 100 < тn < 0,02 ∙ 100, мм
1,00 < тn < 2,00 мм
Рекомендуется принимать значение модуля тn ст=2 мм (или тn ст=1 мм).
Принимаем тn ст = 2 мм
16. Суммарное число зубьев косозубой передачи (предварительно принимая β’ = 12˚ и cos12˚ = 0,9781):
округлив до целого числа, принимаем: Z∑кос =98
Действительное значение угла наклона зубьев:
β = 11,4780 при [β]= 8˚…15˚
Значения β не округлять!
Осевой шаг:
при b2 = 50 мм
должно быть Рх < b2- условие выполнено
17. Число зубьев шестерни:
округлив до целого числа,
принимаем Z1 = 28
при Z1minкос= 17cos3 = 17cos311,4780 = 16,0
Z1 > Z1min кос 32> 16,0
18. Число зубьев колеса:
Z2 = Z∑кос – Z1 =98-28=70
19. Уточнение передаточного числа:
Отклонение от принятого ранее передаточного числа:
что находится в пределах допустимого [∆U] = ±4%.
20. Геометрические размеры колес.
Делительный диаметр шестерни:
-значение d1 не округлять
Делительный диаметр колеса:
-значение d2
не округлять
Межосевое расстояние:
Диаметр вершин зубьев шестерни:
da1 = d1 + 2mncт = 57,14+2∙2=61,14 мм
Диаметр вершин зубьев колеса:
da2 = d2 + 2 mncm=142,86+2∙2=146,86 мм
Диаметр впадин зубьев шестерни:
df1 = d1 – 2,5mncт = 57,14-2,5∙2=52,14 мм
Диаметр впадин зубьев колеса:
df2 = d2 – 2,5mn ст = 142,86-2,5∙2=137,86 мм
21. Проверочный расчет на контактную прочность:
Отклонение от [σ]Н2 :
∆σ% =
при допускаемом отклонении –5% <[∆σ] <15%.
Условие прочности выполняется.
22. Проверка зубьев на изгиб.
Эквивалентное время работы передачи в сутки при расчете изгиб:
.
23. Эквивалентное время работы передачи в течение всего срока службы:
TFЕ = tFЕ ∙ д ∙ L =6,52∙260∙5=8476 час,
где число рабочих дней в году д=260 дн. и срок службы передачи L=5 лет.
24. Эквивалентное число циклов нагружения зубьев колеса:
NFЕ 2 = 60 ∙ п2 ∙ ТFЕ = 60∙564∙8476=286 827 840 циклов
Таким образом, передача работает при постоянной нагрузке, т.к.
NFЕ 2 > NFG = 1
25. Допускаемые напряжения изгиба [σ]F:
Предел изгибной выносливости для зубьев шестерни σFlim 1 :
σFlim 1 = 1,8 ∙ НВ1 =1,8∙229,5=413,1 МПа
Предел изгибной выносливости для зубьев колеса σFlim2:
σFlim 2 = 1,8 ∙ НВ2 =1,8∙208=374,4 МПа
где НВ1 и НВ2 см. п.11 расчета
Допускаемые напряжения изгиба для шестерни:
где коэффициент безопасности SF = 1,75, а коэффициент
режима работы для нереверсивной передачи YA = 1.
Допускаемые напряжения изгиба для колеса:
26. Окружное усилие на колесе:
(где Т3 Нм, см. п.7, аd2 мм – см. п.20 расчета)
27. Коэффициент формы зубьев при расчете на изгиб по местным напряжениям YFS для косозубых передач определяют в зависимости от ZV (из табл. 4):
УFS1 =3,8 (при ZV1=29,75 ≈30)
УFS2 = 3,61 (при ZV2=74,375≈80)
Таблица 4
Значения коэффициента YFS в зависимости от Z или ZV
Zили Zv | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 |
YFS | 4,28 | 4,23 | 4,15 | 4,09 | 4,05 | 4,01 | 3,97 | 3,93 | 3,9 | 3,88 |
Z или Zv | 27 | 28 | 29 | 30 | 40 | 50 | 60 | 80 | 100 и более |
YFS | 3,86 | 3,84 | 3,82 | 3,8 | 3,7 | 3,66 | 3,62 | 3,61 | 3,6 |
Расчет на изгиб производится для той зубчатки, у которой отношение меньше.
Для шестерни:
Для колеса:
Для колеса это отношение меньше, поэтому расчет ведем по зубу колеса.
Коэффициент нагрузки при расчете на изгиб предварительно принимаем
КF = 1,3
Коэффициент торцового перекрытия определяется:
=
Коэффициент повышения прочности зубьев косозубых передач по напряжениям изгиба YFβ определяется:
(где =11,4780 см. п.16 расчета)
Напряжение изгиба для зубьев колеса:
Внимание! Размеры b2 и mcmподставляются в мм!
Поскольку σF2 = 47 МПа < [σ]F2 = 2140 МПа, то условие прочности выполняется.
28. Расчет на кратковременные перегрузки.
-
По контактным напряжениям
Максимальное допускаемое контактное напряжение при пусковой перегрузке:
[σ] Н max2 = 2,8 ∙ σт =2,8∙395=1106 МПа
где σт=395 МПа для материала колеса (см. п.10 расчета)
Где σН2 =442 МПа (см п.21 расчета)
Поскольку σН max2 =656 МПа <[σ]Н max2 = 1106Мпа, то условие прочности выполняется.
-
По напряжениям изгиба
Максимальное допускаемое напряжение изгиба при пусковой
перегрузке:
[σ]F max2 = 2,74 ∙ НВ2 =2,74∙208=570 МПа,
где НВ2 =208 МПа (см п.11 расчета)
Максимальное напряжение изгиба при пусковой перегрузке:
отношение дано в задании, а σF2 см п.27 расчета.
Поскольку σF max2 =103МПа < [σ]