Файл: Приднестровский Государственный Университет им. Т. Г. Шевченко Инженернотехнический институт.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 48

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

эскизная компоновка редуктора

Вычерчивание контура зубчатых колес и стенок редуктора

Вычерчивание быстроходного и тихоходноговалов редуктора на эскизной компоновке

Выбор материалов для изготовления валов

Проверочный расчет тихоходного вала на прочность и выносливость

Определение реакций в опорах

Подбор шпонок и их проверочный расчет

Второй этап эскизной компоновки редуктора

Выбор смазки и уплотнительных устройств.

Применяем картерный способ смазки. Картерное смазывание осуществляется окунанием зубчатых колес в масло, заливаемое в корпус.

Зубчатые колеса разбрызгивают масло, образуя масляный туман, который смазывает подшипники качения.

Уровень масла выбирают таким способом, чтобы зубчатое колесо погружалось в масло на высоту (4-5)m, но не менее 10 мм.

Объём масляной ванны определяют исходя из размеров поперечного сечения редуктора.

Выбираем для смазывания зацепления и подшипников масло

И-Г-А-32 (И-Г-С-32).

Расчёт клиноременной передачи


При средней твердости шестерни НВ1 = 229 базовое число циклов нагружения NHG 1= 1,42 (·107),

а для колеса при НВ2 =208 базовое число циклов нагружения

NHG 2= 1,12 (·107) (интерполированием) (табл. 3).

Таблица 3

Средняя
твердость
поверхности зубьев

НВср
HRC

< 200


250
27

300
33

350
38


40


45


50


55


NHG циклов (·107)


1,0

1,7

2,5

3,6

4,4

6,0

8,0

10

Поскольку NHЕ 2 > NHG 2 и NHЕ 1 > NHG1, то = 1
12. Предел контактной выносливости для колеса:

σН lim2 = 2НВ2 + 70 =2∙208+70=486 МПа

Допускаемое контактное напряжение для колеса:

принимая коэффициент безопасности SH =1,1;


Предел контактной выносливости для шестерни:

σН lim1 = 2НВ1 + 70 = 2∙229,5+70=529 МПа

Допускаемое контактное напряжение для шестерни:

принимая коэффициент безопасности SH =1,1


За расчетное допускаемое контактное напряжение в косозубых передачах принимается

[σ]Н = 0,45· ( [σ]Н1+[σ]Н2 ) =0,45∙(481+442)=415 МПа


13. Межосевое расстояние для прямозубой передачи.

Принимая предварительно КН = 1,3 и задаваясь значениями

ψba = 0,4 и ψba = 0,5 находим два значения aw по формуле:








Одно из найденных межосевых расстояний 99,43 мм округляем до ближайшего стандартного значения из следующего ряда


aw сm = … 80;90;100;112;125;140;160;180;200… мм.
14. Ширина зубчатых колес:

b2 = aw ст =0,5∙100=50 мм

b1 = b2 + 5 мм =50+5=55 мм
15. Модуль передачи:

0,01 ∙ aw ст < тn < 0,02 ∙ aw ст , мм

0,01 ∙ 100 < тn < 0,02 ∙ 100, мм

1,00 < тn < 2,00 мм

Рекомендуется принимать значение модуля тn ст=2 мм (или тn ст=1 мм).

Принимаем тn ст = 2 мм
16. Суммарное число зубьев косозубой передачи (предварительно принимая β’ = 12˚ и cos12˚ = 0,9781):



округлив до целого числа, принимаем: Z∑кос =98

Действительное значение угла наклона зубьев:



β = 11,4780 при [β]= 8˚…15˚

Значения β не округлять!
Осевой шаг:

при b2 = 50 мм

должно быть Рх < b2- условие выполнено
17. Число зубьев шестерни:

округлив до целого числа,
принимаем Z1 = 28

при Z1minкос= 17cos3 = 17cos311,4780 = 16,0

Z1 > Z1min кос 32> 16,0
18. Число зубьев колеса:

Z2 = Z∑косZ1 =98-28=70
19. Уточнение передаточного числа:



Отклонение от принятого ранее передаточного числа:



что находится в пределах допустимого [∆U] = ±4%.

20. Геометрические размеры колес.

Делительный диаметр шестерни:

-значение d1 не округлять

Делительный диаметр колеса:

-значение d2

не округлять

Межосевое расстояние:



Диаметр вершин зубьев шестерни:

da1 = d1 + 2mncт = 57,14+2∙2=61,14 мм

Диаметр вершин зубьев колеса:

da2 = d2 + 2 mncm=142,86+2∙2=146,86 мм
Диаметр впадин зубьев шестерни:

df1 = d1 – 2,5mncт = 57,14-2,5∙2=52,14 мм

Диаметр впадин зубьев колеса:

df2 = d2 – 2,5mn ст = 142,86-2,5∙2=137,86 мм
21. Проверочный расчет на контактную прочность:



Отклонение от [σ]Н2 :

∆σ% =

при допускаемом отклонении –5% <[∆σ] <15%.

Условие прочности выполняется.
22. Проверка зубьев на изгиб.

Эквивалентное время работы передачи в сутки при расчете изгиб:

.

23. Эквивалентное время работы передачи в течение всего срока службы:

TFЕ = tFЕ ∙ д ∙ L =6,52∙260∙5=8476 час,

где число рабочих дней в году д=260 дн. и срок службы передачи L=5 лет.
24. Эквивалентное число циклов нагружения зубьев колеса:

N2 = 60 ∙ п2 ∙ Т = 60∙564∙8476=286 827 840 циклов

Таким образом, передача работает при постоянной нагрузке, т.к.

NFЕ 2 > NFG = 1
25. Допускаемые напряжения изгиба [σ]F:

Предел изгибной выносливости для зубьев шестерни σFlim 1 :

σFlim 1 = 1,8 ∙ НВ1 =1,8∙229,5=413,1 МПа
Предел изгибной выносливости для зубьев колеса σFlim2:

σFlim 2 = 1,8 ∙ НВ2 =1,8∙208=374,4 МПа

где НВ1 и НВ2 см. п.11 расчета
Допускаемые напряжения изгиба для шестерни:



где коэффициент безопасности SF = 1,75, а коэффициент

режима работы для нереверсивной передачи YA = 1.

Допускаемые напряжения изгиба для колеса:


26. Окружное усилие на колесе:



(где Т3 Нм, см. п.7, аd2 мм – см. п.20 расчета)
27. Коэффициент формы зубьев при расчете на изгиб по местным напряжениям YFS для косозубых передач определяют в зависимости от ZV (из табл. 4):





УFS1 =3,8 (при ZV1=29,75 ≈30)

УFS2 = 3,61 (при ZV2=74,375≈80)
Таблица 4
Значения коэффициента YFS в зависимости от Z или ZV
Zили Zv
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
YFS
4,28
4,23
4,15
4,09
4,05
4,01
3,97
3,93
3,9
3,88



Z или Zv
27
28
29
30
40
50
60
80
100 и более
YFS
3,86
3,84
3,82
3,8
3,7
3,66
3,62
3,61
3,6


Расчет на изгиб производится для той зубчатки, у которой отношение меньше.

Для шестерни:

Для колеса:


Для колеса это отношение меньше, поэтому расчет ведем по зубу колеса.

Коэффициент нагрузки при расчете на изгиб предварительно принимаем
КF = 1,3
Коэффициент торцового перекрытия определяется:

=

Коэффициент повышения прочности зубьев косозубых передач по напряжениям изгиба Y определяется:



(где =11,4780 см. п.16 расчета)


Напряжение изгиба для зубьев колеса:



Внимание! Размеры b2 и mcmподставляются в мм!

Поскольку σF2 = 47 МПа < [σ]F2 = 2140 МПа, то условие прочности выполняется.
28. Расчет на кратковременные перегрузки.

  • По контактным напряжениям

Максимальное допускаемое контактное напряжение при пусковой перегрузке:

[σ] Н max2 = 2,8 ∙ σт =2,8∙395=1106 МПа

где σт=395 МПа для материала колеса (см. п.10 расчета)



Где σН2 =442 МПа (см п.21 расчета)

Поскольку σН max2 =656 МПа <[σ]Н max2 = 1106Мпа, то условие прочности выполняется.


  • По напряжениям изгиба

Максимальное допускаемое напряжение изгиба при пусковой

перегрузке:

[σ]F max2 = 2,74 ∙ НВ2 =2,74∙208=570 МПа,

где НВ2 =208 МПа (см п.11 расчета)

Максимальное напряжение изгиба при пусковой перегрузке:



отношение дано в задании, а σF2 см п.27 расчета.

Поскольку σF max2 =103МПа < [σ]