Файл: Использование игровых программ в деятельности вожатого образовательной организации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 207

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


7. Преимущественно коллективная, групповая форма деятельности, в основе которой лежит не только соревновательный аспект, но и совершенствование навыков общения. В качестве соперника, однако, может выступать не только человек, но и обстоятельства, и он сам (преодоление себя, своего результата).

8. Нивелирует значение конечного результата. В игровой деятельности участника могут устраивать разные типы «призов»: материальный, моральный (поощрение, грамота, широкое объявление результата, психологический (самоутверждение, подтверждение самооценки) и другие. Причем при групповой деятельности результат воспринимается им через призму общего успеха, отождествляя успех группы, команды как собственный.

Активно используя в своей работе игровые программы и технологии, вожатый может добиться высокого уровня организации учебно-воспитательного процесса.

Библиографический список




  1. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 года № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»

  2. Приказ Минтруда от 25 декабря 2018 года № 840 «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист, участвующий в организации деятельности детского коллектива (вожатый)»

  3. Байбородова, Л.В. Педагогические основы регулирования социального взаимодействия в разновозрастных группах учащихся [Текст] / Л.В.Байбородова. – Ярославль: Академия развития, 1994. – 287 с.

  4. Благис, О.С. Педагогический опыт: «Игровая педагогическая технология в физическом развитии дошкольников» [Текст] / О.С. Благис . – Черняховск, 2021.

  5. В помощь вожатому: сборник игр для работы вожатого в загородных детских оздоровительных лагерях [Текст] / Уральский государственный педагогический университет. – Екатеринбург : [б. и.], 2020.

  6. Вавилов, А.М. Сущность и содержание комплексного научно-методического обеспечения подготовки вожатых к организации деятельности временного детского коллектива [Текст] / А.М. Вавилов, Е.В. Неборский // Гуманитарные науки и образование. - 2021. - Т. 12. - № 3 (47). - С. 26-35.

  7. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: АСТ: Астрель, 2010. - 671 с.

  8. Гоменюк, О.Г. Студенческий опыт вожатого по формированию временного детского коллектива в МДЦ «Артек» [Текст] / О.Г. Гоменюк, О.Н. Головко // В сборнике: Техносфера XXI века. материалы 3-й всероссийской конференции молодых ученых. Под ред. Г.А. Сигора. - 2018. - С. 98-101.

  9. Данилков, А.И. Игра как инструмент вожатого [Текст] / А.И. Данилков // Народное образование.- 2013. - №3.

  10. Каптерев, П.Ф. Педагогическая психология [Текст] / П.Ф. Каптерев. – М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2001. – 224 с.

  11. Коджаспирова, Г.М., Коджаспиров, А.Ю. Педагогический словарь [Текст]: Для студентов высших и средних педагогических учебных заведений / Г.М. Коджаспирова. – М.: Просвещение, 2018. – 176 с.

  12. Краткий курс лекций «Методика работы старшего вожатого в детско-юношеской организации» [Текст] // В книге: Подготовка старших вожатых к работе в детско-юношеской организации. учебно-методическое пособие. - Кострома, 2017. - С. 25-108.

  13. Кукушин, В.С., Болдырева-Вараксина, А.В. Педагогика начального образования [Текст] / Под общей редакцией В.С. Кукушина. - Ростов н/Дону, 2015. – 592 с.

  14. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А.Н. Леонтьев - М.: Смысл, Академия, 2005. - 352 с.

  15. Леонтьев, А.Н. Психологические основы дошкольной игры [Текст] / А.Н. Леонтьев. – Москва: Просвещение, 2003. – 332 с.

  16. Мерзлякова, Л.В. Организация образовательной деятельности детей, осуществляемая в ходе режимных моментов, в условиях реализации ФГОС. Методическая разработка [Текст] / Л.В. Мерзлякова // «Наука и образование: новое время». – 2016. – №5. – С. 3 – 8.

  17. Методический сборник для вожатых // Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Региональный Центр координации деятельности по организации отдыха и оздоровления детей. – Екатеринбург, 2021. – 90 с.

  18. Михайленко, Т.М. Игровые технологии как вид педагогических технологий [Текст] / Т.М. Михайленко. - Челябинск: Два комсомольца, 2011. – С. 140-146.

  19. Паничева, В.В. Технология игры в образовательной деятельности детей дошкольного возраста в ходе режимных моментов детской дошкольной образовательной организации [Текст] / В.В. Паничева // В сборнике: Наука и образование в XXI веке: теория, методология, практика. Сборник статей по материалам международной научно-практической конференции. - 2019. - С. 147-151.

  20. Панченко, С.И. День за днём в жизни вожатого. В помощь всем, кто работает или будет работать с подростками в детском лагере [Текст] / С.И. Панченко. – М.: НИИ школьных технологий, 2008. – 352 с.

  21. Примерная программа модуля «Методика работы старшего вожатого в детско-юношеской организации» для студентов направлений подготовки УГНС «Образование и педагогические науки» [Текст] // В книге: Подготовка старших вожатых к работе в детско-юношеской организации. учебно-методическое пособие. - Кострома, 2018. - С. 7-24.

  22. Рудов, В.М. Игровые технологии развития внимания, восприятия, памяти, воображения, мышления [Текст] / В.М. Рудов, Е.В. Севрюкова, Т.М. Загрыценко // В сборнике: Физическое воспитание и спорт в высших учебных заведениях. Сборник статей XVII Международной научной конференции. В 2-х частях. - Белгород, 2021. - С. 97-106.

  23. Сапогова, Е.Е. Психология развития человека [Текст] / Е.Е. Сапогова. - М.: Аспект пресс, 2005. – 460 с.

  24. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии [Текст] / Г.К. Селевко. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.

  25. Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий [Текст]. В 2-х т. Т. 1. / Г.К. Селевко - М.: Народное образование, 2015.

  26. Сикорский, И.А. Душа ребенка [Текст] / И.А. Сикорский. – М.: АСТ, 2009. – 153 с.

  27. Современные образовательные технологии [Текст]: учебное пособие / под ред. Н.В. Бордовской. М.: КНОРУС, 2010. – 432 с.

  28. Современный словарь по педагогике [Текст] / сост. Е.С. Рапацевич. – Мн.: Современное слово, 2011. – 928 с.

  29. Тапдыгова, С.В. Исследовательская деятельность: «От логопедического занятия – к непосредственно образовательной деятельности» [Текст] / С.В.Тапдыгова, Е.А.Манцурова, Кочнева Л.П. // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VII Международн. научн. конф. – Краснодар, 2015. - С. 43-51.

  30. Терехова, К.С. Современные образовательные технологии в работе вожатого с временным детским коллективом [Текст] // К.С. Терехова // Молодежная наука: тенденции развития. - 2019. - № 1. - С. 44-52.

  31. Усова, А.П. Роль игры в воспитании детей [Текст] / А.П. Усова. – М.: Просвещение, 1976. – 96 с.

  32. Эльконин, Д.Б. Психология игры [Текст]: учеб. пособие / Д.Б. Эльконин. – М.: Владос, 1999. - 360 с.

  33. Юдин, В.В. Сколько технологий в педагогике? [Текст] / В.В. Юдин //Школьные технологии. – 1999. – №3. – С. 34 – 40.

  34. Юхновец, Т.И. Особенности игровой деятельности старших дошкольников в работах психологов и педагогов [Текст] / Т.И. Юхновец // В сборнике: Альманах казанского федерального университета. Материалы XIII Международной научно-образовательной конференции. под редакцией А.И. Ахметзяновой. - 2019. - С. 252-255.




Приложения



Приложение 1
Игры для младших школьников на каждый этап смены летнего лагеря в МБОУ ООШ п. Бор Афанасьевского района Кировской области
1. Игры на знакомство

«Шумная игра»

По команде вожатого, дети выкрикивают свои имена. Цель игры – быстрее других собрать команду своих тезок.

«Теремок»

К ведущему подходит первый игрок и спрашивает:

– «Кто, кто в теремочке живет?»

– «Кто, кто в невысоком живет?»

– «Я... (Ирочка). А ты кто?»

– «Я... (Сашенька)»

К ним подходит второй игрок и диалог повторяется.

«Мячик»

Ведущий держит в руках мяч и говорит:

«Разноцветный мячик по дорожке скачет

По дорожке по тропинке, от берёзки, от осинки,

От осинки – поворот – прямо к …(Ире) в огород!

С последними словами вожатый бросает мяч вверх. Дети, чье имя было названо, должны поймать его. Тот, кто поймал мяч, делает следующий бросок. Если названо имя, ребенка которого нет, то мяч ловит ведущий и он делает следующий бросок.

2. Игры на выявление лидера

«Веревочка»

Для проведения этой игры возьмите веревку и свяжите ее концы так, чтобы было образовано кольцо. (Длина веревки зависит от количества участвующих в игре ребят.) Ребята встают в круг и берутся двумя руками за веревку, которая находится внутри круга. Вожатый описывает задание: «Сейчас всем надо закрыть глаза и, не открывая глаз, не выпуская из рук веревку, построить треугольник». Сначала возникает пауза и полное без-действие ребят, затем кто-то из участников предлагает какой-то вариант решения: например, рассчитаться и далее построить треугольник по порядковым номерам – и затем руководит действиями.

Практика этой игры показывает, что обычно эти функции берут на себя лидеры.

Игру можно усложнить: предложить ребятам построить квадрат, звезду, шестиугольник.

«Ехали цыгане»

Вожатый предлагает ребятам построить цыганскую повозку, состоящую из телеги, тройки лошадей, стен телеги, крыши, колес, извозчика, пассажиров, жеребенка на привязи. Время на подготовку задания 3–5 минут. Интерпретация: кучер – на данный момент главный лидер – организатор в отряде, стены и крыша – те, на кого можно положиться, хорошие исполнители. Колеса, телега, лошади – те, на ком все стремятся «ехать», и кто способен везти, то есть лидеры меньшего ранга. Жеребенок – “выпавший”, но с претензиями на лидерство. Пассажиры – основная масса. Очень важно следить за всем процессом: кто руководит, кто придумывает, кому все равно, кто строит всех членов команды. За время подготовки можно четко увидеть большую часть детей, выбрать лидеров. По окончанию игры необходимо опросить ребят, все ли согласны с таким распределением ролей и на какое место они претендуют.


«Положи руку»

Ребятам предлагается положить всем сразу правую ладонь на плечо тому человеку в отряде, который им более всего симпатичен (душа отряда), а левую на плечо тому, кого они бы хотели видеть командиром. Вожатый определяет, кто есть кто подсчетом рук. Как правило, не бывает слишком много лидеров, если проводить эту игру в конце организационного периода

3. Подвижные игры

«Охотники и утки»

Цель игры: развитие глазомера, ловкости.

На игровой площадке чертится круг диаметром 5–8 м (в зависимости от возраста игроков и их числа). Все играющие делятся на две команды: «утки» и «охотники». «Утки» располагаются внутри круга, а «охотники» за кругом. «Охотники» получают мяч. По сигналу или по команде учителя «охотники» начинают мячом выбивать «уток». «Убитые утки», в которых попал мяч, выбывают за пределы круга. Игра продолжается до тех пор, пока не будут выбиты все «утки» из круга. Во время броска мяча «охотникам» нельзя переступать черту круга.

Когда будут выбиты все «утки», команды меняются местами.

«Гуси-лебеди»

По цели и характеру является разновидностью игры «Ловишка» (салка, пятнашка).

На игровой площадке чертятся две линии на расстоянии 15–25 м (в зависимости от возраста играющих). Из числа играющих выбирается «волк» (реже – два), который стоит между линиями. За одной линией находятся остальные участники – «гуси», а за другой – учитель.

Учитель обращается к гусям: «Гуси-гуси!»

Гуси отвечают:

– Га-га-га!

– Есть хотите?

– Да, да, да!

– Ну летите!

– Нам нельзя! Серый волк под горой, не пускает нас домой!

– Ну летите, злого волка берегитесь!

После этих слов гуси спешат домой от одной линии к другой, а выбежавший волк (волки) старается поймать («запятнать») как можно больше гусей. Пойманных гусей волк отводит в свое логово.

После двух-трех таких «перелетов» выбирается новый волк, а пойманные гуси возвращаются в игру, которая начинается сначала.

Игры на свежем воздухе и в помещении

Развивает: координацию движений, ловкость, опорно-двигательный аппарат, способности бега, чувства спортивного соперничества.

«День и ночь»

Цель игры: развитие силовой выносливости, быстроты реакции. На игровой площадке на некотором расстоянии друг от друга проводятся две линии. У одной линии выстраиваются мальчики, у другой – девочки. Между ними находится ведущий. Команда мальчиков – «ночь», команда девочек – «день». По команде «Ночь!» мальчики ловят девочек, по команде «День!» девочки ловят мальчиков. Правила игры: «осаленные» переходят в команду соперника. Развивает: быстроту реакции, силовую выносливость.


4. Малоподвижные игры

«Зеркало»

Дети разбиваются на пары. Один игрок – зеркало, второй – человек перед зеркалом. Игра проходит в полной тишине.

Задача: добиться взаимопонимания и синхронизировать действия. Затем игроки меняются ролями.

«Найди то, не зная что, сделай то, не зная что»

Игроки загадывают предмет, находящийся в спортивном зале (комнате), приглашается водящий. Он ищет предмет, ориентируясь на аплодисменты: тихие – далеко от предмета, громкие – приближение к предмету, шквал – угаданный предмет.

«Отгадай чей голосок»

Играющие, взявшись за руки, становятся в круг. Водящий находится внутри данного круга. На голову он надевает колпак (шапку, закрывающий глаза. Дети идут по кругу и говорят следующие слова:

Вот построили мы круг, повернёмся вместе вдруг (поворачиваются и идут в другую сторону)

А как скажем: «Скок-скок-скок» – отгадай, чей голосок.

Слова «скок-скок-скок» говорит только один игрок, на которого указывает учитель.

Задача водящего – догадаться по голосу, кто произносит эти слова. Если это ему удалось, тот становится в общий круг, а водящим становится тот, чей голос он угадал.

5. Шуточные игры

«Телепатия»

Выбирается несколько человек водящих, которые тут же выходят за пределы слышимости, а лучше еще и видимости. С оставшимися ведущий договаривается о следующем: на все его вопросы ребята будут говорить «Нет», и только после слова «винегрет» они ответят «Да». Затем приглашаются водящие, по одному. Ведущий говорит: «Я всем известный телепат. Не верите? Смотрите же. Сейчас Вы (это водящему) шепотом назовете мне свое любимое блюдо, я начну внушать ответ всем здесь присутствующим, так как мы уже настроены на одну волну. Я буду спрашивать всех о Вашем (это ведущему) любимом блюде, а все хором будут отвечать. Затем все происходит так, как сказал ведущий, и после фразы: «А, может быть, Машенька любит винегрет?», все должны громко закричать «ДА!». В конце игры, помучив водящих (любопытством), им надо бы раскрыть секрет игры.

«Здравствуйте!»

Все участники должны просто подходить друг к другу и, радостно улыбаясь, говорить «Здравствуйте!». Но говорить все это они должны, пожимая друг другу руки, локти, пальцы, спины, ноги, уши и все те части тела, которые называет ведущий-вожатый, который сам активный участник игры.