Файл: Использование игровых программ в деятельности вожатого образовательной организации.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 204
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Характеристика игры, игровых программ и технологий
1.2. Современные образовательные технологии в работе вожатого с детским коллективом
1.3. Деятельность вожатого по использованию игровых программ
2.1. Изучение опыта работы вожатых образовательной организации по использованию игровых программ
2.2. Разработка практических рекомендаций по использованию игровых программ в деятельности вожатого
Министерство науки и высшего образования РФ
ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет»
Педагогический институт
Факультет педагогики и психологии
Кафедра педагогики
Курсовая работа
по дисциплине «Педагогика»
на тему: «Использование игровых программ в деятельности вожатого образовательной организации»
Выполнил: студент учебной группы
ППОб-3701-01-20
Ширяева Валерия Александровна
Научный руководитель: канд. пед. наук, доцент Кувалдина Елена Алексеевна
Киров
2021
Оглавление
Введение
В качестве средства, метода и технологии обучения разнообразные игры широко используются в педагогическом процессе.
Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных учреждениях и учреждениях дополнительного образования.
Игры, проведенные с помощью разработанной конкретной технологии, программы, позволяют ввести детей в сферу бытовой, трудовой и игровой деятельности, являясь мощным стимулом к самостоятельной активности по приобретению определенных умений и навыков, а также способствуют коллективному решению детьми нестандартных образовательных задач. При этом каждый участник игры решает свою конкретную задачу, соответствующую его роли и функции в игре, а затем все участники совместно подводят игру к конечному образовательному результату.
Поэтому, умение педагога правильно разработать или подобрать ту или иную игровую программу при работе с детьми – залог успешного образовательного результата.
Вожатый является педагогическим работником, осуществляющим свою деятельность, как правило, при организации лагерей в образовательных организациях. Следовательно, для работы вожатого так же важно уметь грамотно составить и организовать игровые программы для полноценного и эффективного образовательного процесса.
Проблема изучения роли игровых технологий в воспитании и дополнительном образовании детей является одной из важнейших в теории и практике педагогики и психологии, поскольку современная система образования, отдыха и оздоровления ориентируется на понимание детства как особого этапа человеческого развития.
Психолого-педагогическая, методическая литература располагает обширными материалами по исследованию особенностей использования игровых технологий в образовании, воспитании, развитии личности ребенка. Но аспект изучения современных образовательных технологий в работе вожатого с детским коллективом, на наш взгляд, требует более детального рассмотрения.
Восполнить данный пробел призвана наша курсовая работа, выполненная на тему: «Использование игровых программ в деятельности вожатого образовательной организации».
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать практические рекомендации по использованию игровых программ в деятельности вожатого образовательной организации.
Объект исследования: деятельность вожатого образовательной организации.
Предмет исследования: использование игровых программ в деятельности вожатого образовательной организации.
Гипотеза исследования: использование игровых программ в деятельности вожатого образовательной организации помогает повысить качество образовательного процесса.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать игру, игровые программы и технологии.
2. Выявить современные образовательные технологии в работе вожатого с детским коллективом.
3. Определить особенности деятельности вожатого по использованию игровых программ.
4. Проанализировать опыт работы вожатых образовательной организации по использованию игровых программ.
5. Разработать практические рекомендации по использованию игровых программ в деятельности вожатого .
Методы исследования:
1) теоретические: анализ психолого-педагогических исследований, обобщение, сравнение; моделирование.
2) эмпирические: беседа, наблюдение, изучение и обобщение психолого-педагогического опыта по использованию игровых программ в деятельности вожатого.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют теоретические положения относительно использования игр и игровых программ в образовательном процессе, выдвинутые в работах таких учёных, как О.С. Благис, Л.С. Выготский, А.И. Данилков, А.Н. Леонтьев, Г.К. Селевко и др.
Новизна исследования заключается в обобщении материала по вопросу использования игровых программ в деятельности вожатого.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что исследуется не просто использование игровых программ в образовательном процессе, а изучаются особенности их использования в деятельности вожатого.
Практическая значимость исследования:
- исследован опыт работы вожатых образовательной организации по использованию игровых программ;
- разработаны практические рекомендации по использованию игровых программ в деятельности вожатого.
Структура исследования отражает логику, содержание и результаты работы, включает введение, 2 главы (5 параграфов), заключение, библиографический список.
Глава 1. Теоретические основы использования игровых технологий в деятельности вожатого образовательной организации
1.1. Характеристика игры, игровых программ и технологий
Одной из главных особенностей организации образовательной деятельности в современных детских образовательных организациях является «…уход от учебной деятельности (занятий), повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста; включение в процесс эффективных форм работы с детьми…в рамках интеграции образовательных областей» [29, с. 49].
Игра - универсальный вид деятельности, который включает в себя всестороннее развитее.
По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Игра - вид деятельности в условных ситуациях, воссоздающих те или иные области действительности. Игры позволяют развивать и закреплять у обучаемых навыки самостоятельной работы, умение творчески мыслить, помогают непринужденно взаимодействовать в коллективе, снимают физическое и эмоциональное напряжение [4].
К важнейшим свойствам игры относят тот факт, что в игре, и дети и взрослые действуют так, как действовали бы в самых экстремальных ситуациях, на пределе сил преодоления трудности. Причем столь высокий уровень активности достигается ими, почти всегда добровольно, без принуждения.
Воспитательный потенциал игры:
-
создание эмоциональной основы жизнедеятельности детского коллектива, установление взаимных контактов, общение, закрепление норм поведения; -
осуществление своеобразной психотерапевтической коррекции личности, ее самоутверждение и дальнейшее самосовершенствование; -
снятие физической усталости с мышц, переключение с одного вида деятельности на другой; -
организации разумного досуга; -
развитие творческой самостоятельности и инициативы, закрепление умения быстро ориентироваться в окружающей действительности, в изменяющихся ситуациях [31].
Игра – это, прежде всего, вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на создание общественного опыта, в которой складываются и самосовершенствуется самоуправление своим поведением.
Высокая активность, эмоциональная окрашенность игры порождает и высокую степень открытости участников. Человек приоткрывается, отбрасывает в игре психологическую защиту, теряет настороженность, становится самим собой. Это может объясняться тем, что участник игры решает игровые задачи, увлечен ими и поэтому не готов к противодействию с другой стороны. Возможно этим, в какой-то степени, определяется высокая продуктивность обучающего воздействия игровых ситуаций.
Для того чтобы дать ребенку богатые и разнообразные впечатления, педагоги должны иметь четкое представление о цели игры, а также ориентироваться в категориях игр. В зависимости от возраста детей используются и различные методики обучения через игру.
Чтобы оказывать педагогу реальную помощь в его стремлении к высотам профессионального мастерства, все задачи методической работы следует разделить на задачи преодоления пробелов в подготовке педагога (компенсаторские, приспособления к изменяющимся требованиям и задачи качественного творческого роста (развития) [22].
Категории педагогических работников, участвующих во внедрении в деятельность образовательных учреждений игровых форм учебных занятий и воспитательных мероприятий.
- Педагоги дополнительного образования, руководители детских объединений;
- Педагоги – организаторы клубов по месту жительства;
- Педагоги-организаторы массовых мероприятий;
- Вожатые, организаторы детского движения;
- Классные руководители;
- Руководители детских организаций;
- Члены педагогических отрядов [19].
Игровая программа – это комплекс разнообразных игр, объединенных единым сюжетом. Игровая программа - это совокупность и определенная последовательность игры [18].
Игровые программы составляются с помощью знания игровых технологий.
Понятие «игровые технологии» включает достаточно обширную группу приемов организации педагогического процесса в форме разных педагогических игр. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.