Файл: Использование игровых программ в деятельности вожатого образовательной организации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 204

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство науки и высшего образования РФ

ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет»
Педагогический институт

Факультет педагогики и психологии

Кафедра педагогики
Курсовая работа

по дисциплине «Педагогика»
на тему: «Использование игровых программ в деятельности вожатого образовательной организации»
Выполнил: студент учебной группы

ППОб-3701-01-20

Ширяева Валерия Александровна

Научный руководитель: канд. пед. наук, доцент Кувалдина Елена Алексеевна

Киров

2021

Оглавление

Введение



В качестве средства, метода и технологии обучения разнообразные игры широко используются в педагогическом процессе.

Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных учреждениях и учреждениях дополнительного образования.

Игры, проведенные с помощью разработанной конкретной технологии, программы, позволяют ввести детей в сферу бытовой, трудовой и игровой деятельности, являясь мощным стимулом к самостоятельной активности по приобретению определенных умений и навыков, а также способствуют коллективному решению детьми нестандартных образовательных задач. При этом каждый участник игры решает свою конкретную задачу, соответствующую его роли и функции в игре, а затем все участники совместно подводят игру к конечному образовательному результату.

Поэтому, умение педагога правильно разработать или подобрать ту или иную игровую программу при работе с детьми – залог успешного образовательного результата.

Вожатый является педагогическим работником, осуществляющим свою деятельность, как правило, при организации лагерей в образовательных организациях. Следовательно, для работы вожатого так же важно уметь грамотно составить и организовать игровые программы для полноценного и эффективного образовательного процесса.

Проблема изучения роли игровых технологий в воспитании и дополнительном образовании детей является одной из важнейших в теории и практике педагогики и психологии, поскольку современная система образования, отдыха и оздоровления ориентируется на понимание детства как особого этапа человеческого развития.


Психолого-педагогическая, методическая литература располагает обширными материалами по исследованию особенностей использования игровых технологий в образовании, воспитании, развитии личности ребенка. Но аспект изучения современных образовательных технологий в работе вожатого с детским коллективом, на наш взгляд, требует более детального рассмотрения.

Восполнить данный пробел призвана наша курсовая работа, выполненная на тему: «Использование игровых программ в деятельности вожатого образовательной организации».

Цель исследования: теоретически обосновать и разработать практические рекомендации по использованию игровых программ в деятельности вожатого образовательной организации.

Объект исследования: деятельность вожатого образовательной организации.

Предмет исследования: использование игровых программ в деятельности вожатого образовательной организации.

Гипотеза исследования: использование игровых программ в деятельности вожатого образовательной организации помогает повысить качество образовательного процесса.

Задачи исследования:

1. Охарактеризовать игру, игровые программы и технологии.

2. Выявить современные образовательные технологии в работе вожатого с детским коллективом.

3. Определить особенности деятельности вожатого по использованию игровых программ.

4.  Проанализировать опыт работы вожатых образовательной организации по использованию игровых программ.

5. Разработать практические рекомендации по использованию игровых программ в деятельности вожатого .

Методы исследования:

1) теоретические: анализ психолого-педагогических исследований, обобщение, сравнение; моделирование.

2) эмпирические: беседа, наблюдение, изучение и обобщение психолого-педагогического опыта по использованию игровых программ в деятельности вожатого.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют теоретические положения относительно использования игр и игровых программ в образовательном процессе, выдвинутые в работах таких учёных, как О.С. Благис, Л.С. Выготский, А.И. Данилков, А.Н. Леонтьев, Г.К. Селевко и др.



Новизна исследования заключается в обобщении материала по вопросу использования игровых программ в деятельности вожатого.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что исследуется не просто использование игровых программ в образовательном процессе, а изучаются особенности их использования в деятельности вожатого.

Практическая значимость исследования:

- исследован опыт работы вожатых образовательной организации по использованию игровых программ;

- разработаны практические рекомендации по использованию игровых программ в деятельности вожатого.

Структура исследования отражает логику, содержание и результаты работы, включает введение, 2 главы (5 параграфов), заключение, библиографический список.

Глава 1. Теоретические основы использования игровых технологий в деятельности вожатого образовательной организации


1.1. Характеристика игры, игровых программ и технологий



Одной из главных особенностей организации образовательной деятельности в современных детских образовательных организациях является «…уход от учебной деятельности (занятий), повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста; включение в процесс эффективных форм работы с детьми…в рамках интеграции образовательных областей» [29, с. 49].

Игра - универсальный вид деятельности, который включает в себя всестороннее развитее.

По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Игра - вид деятельности в условных ситуациях, воссоздающих те или иные области действительности. Игры позволяют развивать и закреплять у обучаемых навыки самостоятельной работы, умение творчески мыслить, помогают непринужденно взаимодействовать в коллективе, снимают физическое и эмоциональное напряжение [4].

К важнейшим свойствам игры относят тот факт, что в игре, и дети и взрослые действуют так, как действовали бы в самых экстремальных ситуациях, на пределе сил преодоления трудности. Причем столь высокий уровень активности достигается ими, почти всегда добровольно, без принуждения.

Воспитательный потенциал игры:

  • создание эмоциональной основы жизнедеятельности детского коллектива, установление взаимных контактов, общение, закрепление норм поведения;

  • осуществление своеобразной психотерапевтической коррекции личности, ее самоутверждение и дальнейшее самосовершенствование;

  • снятие физической усталости с мышц, переключение с одного вида деятельности на другой;

  • организации разумного досуга;

  • развитие творческой самостоятельности и инициативы, закрепление умения быстро ориентироваться в окружающей действительности, в изменяющихся ситуациях [31].

Игра – это, прежде всего, вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на создание общественного опыта, в которой складываются и самосовершенствуется самоуправление своим поведением.


Высокая активность, эмоциональная окрашенность игры порождает и высокую степень открытости участников. Человек приоткрывается, отбрасывает в игре психологическую защиту, теряет настороженность, становится самим собой. Это может объясняться тем, что участник игры решает игровые задачи, увлечен ими и поэтому не готов к противодействию с другой стороны. Возможно этим, в какой-то степени, определяется высокая продуктивность обучающего воздействия игровых ситуаций.

Для того чтобы дать ребенку богатые и разнообразные впечатления, педагоги должны иметь четкое представление о цели игры, а также ориентироваться в категориях игр. В зависимости от возраста детей используются и различные методики обучения через игру.

Чтобы оказывать педагогу реальную помощь в его стремлении к высотам профессионального мастерства, все задачи методической работы следует разделить на задачи преодоления пробелов в подготовке педагога (компенсаторские, приспособления к изменяющимся требованиям и задачи качественного творческого роста (развития) [22].

Категории педагогических работников, участвующих во внедрении в деятельность образовательных учреждений игровых форм учебных занятий и воспитательных мероприятий.

- Педагоги дополнительного образования, руководители детских объединений;

- Педагоги – организаторы клубов по месту жительства;

- Педагоги-организаторы массовых мероприятий;

- Вожатые, организаторы детского движения;

- Классные руководители;

- Руководители детских организаций;

- Члены педагогических отрядов [19].

Игровая программа – это комплекс разнообразных игр, объединенных единым сюжетом. Игровая программа - это совокупность и определенная последовательность игры [18].

Игровые программы составляются с помощью знания игровых технологий.

Понятие «игровые технологии» включает достаточно обширную группу приемов организации педагогического процесса в форме разных педагогических игр. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.