Файл: Использование игровых программ в деятельности вожатого образовательной организации.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 196
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Характеристика игры, игровых программ и технологий
1.2. Современные образовательные технологии в работе вожатого с детским коллективом
1.3. Деятельность вожатого по использованию игровых программ
2.1. Изучение опыта работы вожатых образовательной организации по использованию игровых программ
2.2. Разработка практических рекомендаций по использованию игровых программ в деятельности вожатого
Желательно в этом поиске-обобщении идти не только индуктивно-аналитическим, но и дедуктивно-логическим путём.
В процессы планирования, организации игры и рефлексии должны включаться все без исключения участники. Это условие действует только тогда, когда игра не является сюрпризом для кого-нибудь, или она специально организована так, что о ней пока знают лишь посвящённые в неё люди. Быть рядом с играющими не означает прочувствовать все нюансы игры, пережить эмоции и чувства, переживаемые участниками. Это касается и педагогов, и вожатых, организующих игровое взаимодействие.
На всех стадиях игры должна быть включена новая для данной игры творческая задача, которая в ряде случаев предполагает модернизацию правил, изменение сюжета или же создание принципиально новых игр. Так бывает в большинстве детских игр, игра — это не статика, это динамика, в том числе и в правилах, условиях. Детям очень интересно менять правила, а иногда и приспосабливать их под ситуацию, возраст, погоду, в конце концов [12].
Однако существуют игры, в которых изменение правил невозможно по причине привнесения неразберихи, абсурдности.
Нужно предусмотреть предоставление каждому возможности индивидуальной творческой самореализации; использование игры в качестве средства заботы о других (например, младших детях, сверстниках). Каждый член коллектива ценен и для себя, и для всего коллектива. Самореализация - право каждого человека.
Рекомендуем вожатым составлять игровую программу так, чтобы в ней использовались разные виды игр. Представим рекомендуемые виды игр и их примеры:
1. Игры на знакомство и выявление лидеров. Игры, которые позволяют за непродолжительный период времени узнать о человеке многое: от имени до круга интересов. Оптимальная позиция таких игр - круг. В нем все равны, от ведущего до рядового игрока, поэтому сам ведущий после объяснения становится участником, изредка сглаживая те погрешности, которые возникают в ходе игры. Например: «Снежный ком», «Великолепная Валерия», «Знакомство по объявлению», «Перестроение» и т.д. [5]
2. Подвижные игры. Подвижные игры могут быть организованы во время прогулок (костровая), во время вечеров отдыха, в зале, на спортивной площадке, поляне. Часто подвижная игра начинается с выбора вожака, его или назначают или выбирают по считалке. Например: «Цепи кованые», Молекула, «Хвост дракона» и т.д.
3. Игры малой подвижности. Эти игры проходят в помещении, в ограниченном пространстве, в кругу, в дождливую и хорошую погоду. Смысл таких игр не в победе, а в создании дружеской атмосферы, в самореализации всех участников. В организации малоподвижной игры важна роль ведущего. От его приветливого тона, улыбки, внутренней и внешней раскованности зависит воспитательный результат игры. Игры с коллективным ответом, игры-кричалки, игры - сопелки, вопелки важны в создании настроения детей. Они хороши в дороге, в автобусе. Эти игры эмоционально разогревают детей перед предстоящим мероприятием и в ходе его. «Кричалки» можно использовать в финале праздника, когда настроение уже поднято и нужно поставить эмоциональную последнюю точку. Например: «У оленя дом большой», «Ёжики», «Грузинский хор», т.п.
4. Познавательные – большие возможности для расширения объёма информации, стимулирую процесс перехода от любопытства к любознательности, это средство развития интеллектуальных и творческих способностей. Эти игры снижают психические и физические нагрузки.
Можно использовать разные формы познавательных игр:
– соревнование (командное) – развивают творческое мышление, учат слушать других, эмоциональны («5 из 36», КВН, «Счастливый случай», «Что? Где? Когда?» и др). Необходимо учитывать имеющийся объём знаний и возраст ребят.
– игры-путешествия – в яркой, увлекательной форме развивать интересы, формировать познавательную активность («Школа юного индейца», «Волшебный лабиринт» и др.) [17].
5. Игры-аттракционы. Дословный перевод с французского «аттракцион» обозначает «притяжение», «привлечение». Аттракционами принято называть игры-состязания, соревновательные досуги, построенные на преодолении трудностей. Аттракцион – это смекалка, выдумка, озорство, общение.
Можно использовать разные аттракционы: подвижные (У медведя во бору, Мяч по кругу, Третий-лишний), аттракционы (Кто сильнее, Кто быстрее?)
6. Художественно-артистические. Все дети в какой-то мере артисты, а эти игры развивают детскую фантазию, способности, общительность, снимают психологическую нагрузку.
Можно включить в игровую программу концерт «Ромашка», город фантазёров. Привлекают тем, что не требуют предварительной подготовки участников, необходимо лишь желание поучаствовать в игре.
7. Развивающие игры – это средство развития способностей ребёнка, сообразительности, изобразительности.
Можно включить в игровую программу такие формы развивающих игр:
- Развивающие координацию («Вращай одновременно», «Прыжок с поворотом»).
- Развивающие глазомер («Проверь, потом отмерь», «Определи на глаз количество»).
- На развитие внимания («Различи в шуме», «Сосчитаете ли?»).
- На развитие памяти – слуховой (скороговорки – сколько слов), зрительной (цвет и форма, движение по памяти), сенсорной (рука всё помнит).
- На развитие наблюдательности (описать друга) [5].
8. Ролевые игры, сюжетно-ролевые, имитационные. Выполняя в воображаемой ситуации те или иные функции взрослого человека и сопоставляя их особенности с собственным реальным опытом, ребёнок начинает различать внешнюю и внутреннюю стороны жизни взрослых и своей собственной жизни. Сюжетно-ролевая игра используется как игровая модель, реализуемая в течение всей смены. Эта реальная жизнь в предлагаемых обстоятельствах, и в этой жизни принимают участие все.
9. Коммуникативные игры. Игры такого типа выполняют важную диагностическую, коррекционную и психотерапевтическую функции, так как учат понимать и оценивать друг друга, согласовывать свои действия, преодолевать и раскрывать себя. Они позволяют решать задачи социальной ориентации. Добровольность участия, возможность игрового диалога, доброжелательность всех играющих – необходимые условия успешного результата игры. Например: «Интервью», «Необитаемый остров», «Полет на луну» и т.д. [21]
Так же важно понимать, что для каждого уровня развития детского коллектива существуют свои, специфические игры. Одни игры предназначены для знакомства, другие — для развития взаимоотношений и формирования психологического климата коллектива. Во время досуга или отдыха можно играть совсем в другие игры.
Для развития духа здоровой конкуренции и соревновательности существуют совершенно иные игры.
Вожатому необходимо чётко понимать, на каком этапе развития находится детский коллектив. Это в свою очередь определяется тем, сколько времени дети провели вместе, какого они возраста, какие у них особенности.
Хотелось бы дать ещё один совет: организуя игру с детьми, нужно помнить, что любой педагог, в том числе и вожатый организующий игру, сам непременно должен участвовать в ней или быть её ведущим, в том случае, если правилами игры не предусмотрено что-либо другое.
Заключение
Итак, поставленные в начале исследования задачи решены:
1. Охарактеризована игра, игровые программы и технологии.
2. Рассмотрены современные образовательные технологии в работе вожатого с детским коллективом.
3. Определены особенности деятельности вожатого по использованию игровых программ.
4. Изучен опыт работы вожатых образовательной организации по использованию игровых программ.
5. Разработаны практические рекомендации по использованию игровых программ в деятельности вожатого .
Игра может быть средством самопознания, развлечения, отдыха, средством физического и общего социального воспитания, спорта. Игра – это очень эмоциональная деятельность, поэтому она представляет собой большую ценность в воспитательной и образовательной работе с детьми. Она всегда целенаправленна и характеризуется многообразием целевых установок и мотивированных действий. Игровая деятельность имеет много общего с трудом, особенно в детском возрасте.
Вожатому следует помнить, что главная его задача заключается в том, чтобы научить детей играть активно и самостоятельно.
В заключение еще раз акцентируем внимание на преимуществах игровых форм организации обучения и воспитания детей:
1. Игра — хорошо известная, привычная и любимая форма деятельности для ребенка любого возраста.
2. Одно из наиболее эффективных средств активизации, вовлекающее участников в игровую деятельность и способное вызывать у них высокое эмоциональное и физическое напряжение.
3. В игре значительно легче преодолеваются трудности, препятствия, психологические барьеры.
4. Мотивационна по своей природе. По отношению к познавательной деятельности, она требует и вызывает у участников инициативу, настойчивость, творческий подход, воображение, устремленность.
5. Позволяет решать вопросы передачи знаний, навыков, умений; добиваться глубинного личностного осознания участниками законов природы и общества; позволяет оказывать на них воспитательное воздействие; позволяет увлекать, убеждать, а в некоторых случаях, и лечить.
6. Многофункциональна, её влияние на ребенка невозможно ограничить каким-либо одним аспектом, но все её возможные воздействия актуализируются одновременно.