Файл: Использование игровых программ в деятельности вожатого образовательной организации.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 198
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Характеристика игры, игровых программ и технологий
1.2. Современные образовательные технологии в работе вожатого с детским коллективом
1.3. Деятельность вожатого по использованию игровых программ
2.1. Изучение опыта работы вожатых образовательной организации по использованию игровых программ
2.2. Разработка практических рекомендаций по использованию игровых программ в деятельности вожатого
Активизация и интенсификация образовательного процесса предполагает широкое применение игровых технологий в качестве «…самостоятельных технологий для освоения понятия и темы…; …как элементы более обширной технологии; в качестве технологии занятия или его фрагмента (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля)…» [24, с. 55].
Однако редко в теории педагогики и практике работы рассматривается понятие «технология игры».
Поскольку сущность игры состоит в том, что она, игра, - это и «…форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально-закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры…» [28, с. 164]., то, при разработке технологии игры в образовательной деятельности детей рассматриваем игру как педагогическую технологию, так как «…игровая деятельность связана с активизацией и интенсификацией деятельности…» [33, с. 37].
По мнению А.Н. Леонтьева, в игре, как в деятельности, есть структура, включающая «…компоненты: мотивы, цели, действия» [15, с. 124]. Исходя из вышесказанного, отметим, что игре можно выделить ту же структуру, что и в других видах человеческой деятельности: цель, мотивы, средства реализации, планомерные действия и результат.
Образовательная деятельность для детей строится как «…увлекательная проблемно-игровая деятельность, обеспечивающая субъектную позицию ребенка и постоянный рост его самостоятельности и творчества…» [16, с. 3].
В практике игровая деятельность выполняет такие функции: развлекательную - это основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес; коммуникативную - освоение диалектики общения; самореализации в игре как полигоне человеческой практики; игротерапевтическую - преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности; диагностическую - выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры; функцию коррекции - внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей; межнациональной коммуникации - усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей; социализации - включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.
В структуру игры как деятельности органично входит целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект [5].
Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.
В структуру игры как процесса входят: роли, взятые на себя играющими; игровые действия как средство реализации этих ролей; игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными; реальные отношения между играющими; сюжет (содержание) - область действительности, условно воспроизводимая в игре [22].
Игровая форма занятий создается на занятиях при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.
Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
В игровой модели образовательного процесса создание проблемной ситуации происходит через введение игровой ситуации: проблемная ситуация проживается участниками в ее игровом воплощении; основу деятельности составляет игровое моделирование, часть деятельности учащихся происходит в условно-игровом плане [22].
По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:
-
обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие; -
познавательные, воспитательные, развивающие; -
репродуктивные, продуктивные, творческие; -
коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.
Все следующие за дошкольным возрастные периоды со своими ведущими видами деятельности (младший школьный возраст - учебная деятельность, средний - общественно полезная, старший школьный возраст - учебно-профессиональная деятельность) не вытесняют игру, а продолжают включать ее в процесс.
В подростковом возрасте наблюдается обострение потребности в создании своего собственного мира, в стремлении к взрослости, бурное развитие воображения, фантазии, появление стихийных групповых игр [3].
Особенностями игры в старшем школьном возрасте является нацеленность на самоутверждение перед обществом, юмористическая окраска, стремление к розыгрышу, ориентация на речевую деятельность.
Деловая игра используется для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления материала, развития творческих способностей, формирования общеучебных умений, дает возможность учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций. В образовательном процессе применяются различные модификации деловых игр: имитационные, операционные, ролевые игры, деловой театр, психо и социодрама.
Доказано, что ролевые, имитационные игры и другие игровые методы обучения обеспечивают достижение ряда важнейших образовательных целей: стимулирование мотивации и интереса в области предмета изучения, в общеобразовательном плане, развитие навыков.
С помощью игр можно снять утомление, её можно использовать для мобилизации умственных усилий учащихся, для развития у них организаторских способностей, привития навыков самодисциплины, создания обстановки радости на занятиях [31].
В.А. Сухомлинский писал: «Без игры не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».
В играх активизируется внимание детей, творческая фантазия, формируются вычислительные навыки, нравственные качества личности, развивается чувство ответственности, коллективизма, дисциплина, воля, характер.
Итак, использование игр, игровых программ и технологий является важным аспектом в образовательном процессе детей любого возраста.
1.2. Современные образовательные технологии в работе вожатого с детским коллективом
К актуальным проблемам теории и практики образования относятся как проблемы работы с постоянным детским коллективом, так и проблемы теории и практики работы с временным детским коллективом.
Детский коллектив помогает формировать личность каждого ребенка с помощью активной созидательной деятельности и общении.
В современной педагогике определение постоянный детский коллектив (ПДК) имеет две трактовки: как сплоченная организация или группа людей; как высокий уровень развития группы, под которым понимается качественная характеристика организации [11].
Временный детский коллектив (ВДК) – малая группа детей, подростков, объединенных в целях организации их жизнедеятельности в условиях детского лагеря [11].
Для работы с детьми в условиях лагеря привлекаются вожатые.
Вожатый - педагог, работающий с детским объединением. Должность «вожатый» входит в Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих [1].
17 января 2019 года Минюст РФ зарегистрировал за номером 53396 Приказ Минтруда от 25 декабря 2018 года № 840 «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист, участвующий в организации деятельности детского коллектива (вожатый)» [2].
Согласно профессиональному стандарту «Специалист, участвующий в организации деятельности детского коллектива (вожатый)», основная цель профессиональной деятельности вожатого – сопровождение детского коллектива (группы, подразделения, объединения) в организациях отдыха детей и их оздоровления (образовательных организациях), создание условий для развития коллектива, планирование и реализация его деятельности под руководством педагогического работника [2].
К трудовым действиям вожатого относятся планирование деятельности и сопровождение ВДК под руководством педагогического работника в соответствии с планом работы организации отдыха детей и их оздоровления; проведение игр, сборов и иных мероприятий в ВДК, направленных на формирование коллектива, его развитие, поддержание комфортного эмоционального состояния; включение участников ВДК в систему мотивационных мероприятий организации отдыха детей и их оздоровления. Каждое из этих действий должно осуществляться под руководством педагогического работника [13].
Для успешной реализации указанных трудовых функций и трудовых действий вожатого он использует различные современные образовательные технологии.
Педагогическая (образовательная) технология – это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и в пространстве и приводящая к намеченным результатам [23].
Понятие «педагогическая (образовательная) технология» шире, чем понятие «методика обучения». Технология отвечает на вопрос – как наилучшим образом достичь целей обучения, управления этим процессом. Технология направлена на последовательное воплощение на практике заранее спланированного процесса обучения [13].
Образовательные технологии – необходимый инструментарий современного педагога. Сегодня современные образовательные технологии (СОТ) рассматриваются как средство, с помощью которого может быть реализована новая образовательная парадигма. Тенденции развития образовательных технологий напрямую связаны с гуманизацией образования, способствующей самореализации личности [18].
Отличительными признаками современных образовательных технологий являются изменение характера деятельности и взаимодействия субъектов образовательного процесса, смена приоритетов – от трансляции знаний к созданию условий для более полной реализации личностного потенциала и проявления субъектных свойств в учебно-познавательной, информационно-поисковой, научно-исследовательской, учебно-профессиональной деятельности [27].
Поскольку речь идет о современных образовательных технологиях, то следует пояснить, что работая с ВДК, СОТ используется с целью не только организации отдыха детей и их оздоровления, но и их дополнительного образования.
Дополнительное образование детей – это вид образования, направленный на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и профессиональном совершенствовании. Детские лагеря помогают детям в получении дополнительного образования [20].
Среди вариантов СОТ очень важным видом технологий являются игровые технологии, так как для детей характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети легко вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую