Файл: 1. Зарождение воспитания, школы и педагогической мысли в первобытном и рабовладельческих обществах.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 44

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, что в основе их стремления лежит зависть к чистоте ребенка и желание сделать его похожим на себя. Поэтому Л.Н. Толстой провозгласил право ребенка на свободу, называя свободу и просвещение лучшими благами человека и условием истинного образования. Кроме того писатель рассматривал свободу как одно из главных условий проявления любви, а в воспитании и образовании – как отсутствие принуждения, насилия, угнетения ребенка. Идея свободного воспитания Л.Н.Толстогобыла реализована им в Яснополянской школе, где он стремился добиться свободы детей учиться: учиться тому, что пожелают или не учиться. В выборе занятий для детей Л.Н. Толстой исходил из детских потребностей и нужд, в этом он видел успех своей школы.

37. Просветительские взгляды Калиновского, Богушевича, Богдановича. Просветительская деятельность белорусских педагогов-этнографов.

Одним из самых известных революционных демократов Беларуси был Константин (Костусь) Семенович Калиновский(1838 – 1864). Окончив в 1860 году Петербургский университет со степенью кандидата права, в начале 1861 года он возвращается в Беларусь. К. Калиновский являлся одним из руководителей восстания 1863 года, казнен в Вильно 10 марта 1864 года.

Идеи К. Калиновского о народном образовании и нравственном воспитании молодежи, изложенные в его революционно-демократической публицистике, перекликаются с педагогическими идеями русских революционных демократов. Высоко оценивая роль воспитания в формировании личности человека и жизни общества, он выступал защитником народного просвещения, уже в первом номере газеты «Мужицкая правда» уверяя крестьян в том, что они способны заниматься не только физическим, но и умственным трудом. К. Калиновский неоднократно обращал внимание общественности на необходимости овладения знаниями. В своем знаменитом «Письме из-под виселицы» он писал, что не существует большего счастья на свете, чем обогащенный знаниями человеческий разум. Только при наличии этого условия человек сможет жить в достатке, а обогащенный наукой разум разовьет его сердце. В связи с этим открытие школ для народа должно быть важнейшей обязанностью правительства. При этом главным условием общедоступности образования, Калиновский считал обучение детей на родном языке, выступая за широко развитую сеть школ, в которых на родном языке молодое поколение приобретало бы настоящие знания и воспитывалось в любви к своему народу. Сам К. Калиновский в своих произведениях обращался к крестьянам только на белорусском языке.


Решение вопросов просвещения народа молодой революционер-демократ связывал с уничтожением существующего общественного строя. В газете «Мужицкая правда», в письмах и других обращениях К.Калиновского к простому народу получили отражение его идеи о лучших нравственных качествах человека. Нравственность, по его мнению, должна быть направлена на освобождение человека от духовного и физического рабства, а настоящей моралью признавалась только та, в основе которой находится борьба за благополучие, счастье, уничтожение угнетения. Наиважнейшими нравственными качествами человека являются патриотизм и горячая любовь к Родине. Также большое значение придавал К. Калиновский воспитанию таких нравственных качеств, как непреклонная воля, настойчивость в достижении поставленной цели, умение ставить общественные интересы выше личных, неподкупность, искренность, доводить начатое дело до конца.

Адам Егорович Богданович(1862 – 1940), известный прогрессивный общественный деятель, талантливый педагог, этнограф, фольклорист, лингвист, публицист, отец белорусского поэта Максима Богдановича, друг А.М. Горького. Просвещение белорусского народа он неразрывно связывал с борьбой против социально-экономического угнетения, пропагандируя идею дружбы с великим русским народом. О своем отношении к языкам двух стран он писал следующее: «Для меня они одинаково милы и дороги. Один для меня язык Родины, другой – язык Отчизны». Важное значение педагог придавал усовершенствованию процесса обучения, принципам и методам преподавания, которые обеспечивали бы осознанное и глубокое усвоение знаний учащимися, в резкой форме осуждал бессмысленное зазубривание. Принципу сознательности и активности учащихся им уделялось особое внимание. А.Е. Богданович разделял точку зрения К.Д. Ушинского, считая, что окружающие предметы и явления не будут воздействовать на ребенка, если не развивать его наблюдательность, следовательно, учитель должен возбуждать в детях интерес к природе, приводить яркие примеры, пробуждая умственные способности. Цель обучения он видел в том, чтобы развивать ум человека, обогащать его знаниями, пробуждать в нем желание самостоятельно приобретать новые знания. Также под воздействием прогрессивных идей российского педагога А.Е. Богданович изучал народную педагогику, собирал по крупицам устное народное творчество

, будучи уверенным, что посредством фольклора народ воспитывает у детей лучшие человеческие качества.

Педагог акцентировал внимание на том,чтодостигнуть положительных результатов в обучении можно только при учете возрастных особенностей детей. Множество полезных советов и высказываний о средней школе содержатся в его статьях: «Школьная страда» (1894), «Об учителях для церковно-приходских школ» и др.

Идейным вдохновителем, «отцом» белорусского Возрождения второй половины XIX века часто называли Франтишека Богушевича (1840 – 1900), раскрывшего в своих наиболее известных произведениях «Дудка Белорусская» и «Смычок Белорусский» историю народа Беларуси и призывавшего к возрождению белорусской государственности, к развитию родного языка, «одежды души», и культуры. Поэт заявил о праве белорусов на самостоятельность. Он обратил внимание на то, что несмотря на многовековое угнетение наш народ сохранил свой язык и культуру. Поэтому белорусский народ должен занять достойное место среди своих «побратимов» – других славянских народов.

В 1867 г. правительством было запрещено всякое книгопечатание на белорусском языке и почти на протяжении 25 лет не было издано ни единого белорусского произведения. И только в 1905г. было разрешено печатать книги и газеты на белорусском языке. До конца столетия не существовало государственных белорусско-язычных школ, язык и культура белорусов искоренялись. К концу XIX в. возрос интерес белорусских ученых к богатой истории родного края. Фундаментальный трехтомный труд об истории белорусов, о языке, фольклоре, культуре, под названием "Белорусы" издал профессор Варшавского университета Я.Ф. Карский. Большой вклад в сохранение белорусской культуры внесли этнографы и фольклористы М.Я Никифоровский, Я.Р. Романов, П.В. Шейн, П.П. Демидович, И.И. Носович. Ими были составлены белорусские словари, книги с описанием белорусского фольклора, обрядов, традиций.


38. Движение за реформу школьного образования в начале ХХ века. (Э. Кей, Ф. Гансберг, Л. Гурлитт). «Дом ребёнка» М. Монтессори.

Теория «свободного воспитания»

Главными представителями теории «свободного воспитания» можно считать шведскую писательницу и педагога Э. Кей, немецкого педагога Л. Гурлитта. К этому направлению реформаторской педагогики можно также отнести идеи и деятельность итальянского врача-психолога и педагога М. Монтессори. Приверженцев свободного воспитания объединяли отрицание традиций, призыв развивать в ребенке творческие созидательные силы. Они считали, что ведущую роль в воспитании должны играть детское переживание и накопление воспитанником личного опыта. Манифестом «свободного воспитания» стала книга Эллен Кей (1849-1926) «Век ребенка» (в русском переводе вышла в 1905 г.). Она утверждала, что великая тайна воспитания состоит в том, чтобы предоставить природе ребенка «спокойно и медленно помогать самой себе». Ведущими принципами свободного воспитания провозглашались: вера педагога в творческие способности ребенка, убежденность, что любое внешнее влияние на его творческий потенциал оказывает тормозящее действие; на приобретение ребенком собственного опыта, лишь благодаря которому происходит полноценное развитие личности; стимулирование активного отношения к жизни, культуре и потребности в самообразовании и самовоспитании; трактовка школы как живого, непрерывно развивающегося организма; понимание роли педагога как старшего товарища; организация жизни детского коллектива на основе самоуправления. Э. Кей призывала общественность к борьбе за признание социальной важности материнских функций и одной из наиболее актуальных задач современного общества считала создание нового поколения образованных матерей, способных уберечь своих детей от обезличивания.

Только домашнее воспитание, по ее мнению, дает простор развитию индивидуальности ребенка.

Школа, в свою очередь, должна строить обучение и воспитание исходя из индивидуальности каждого ученика, обеспечивая при этом преемственную связь с домашним воспитанием, организуя широкую самодеятельность школьников и способствуя развитию у детей всех присущих им дарований.

Школа должна строить обучение и воспитание исходя из индивидуальности каждого ученика, обеспечивая при этом преемственную связь с домашним воспитанием, организуя широкую самодеятельность школьников И способствуя развитию у детей всех присущих им дарований.


Разделяя эту точку зрения, Ф. Гансберг видел путь формирования личности ребенка в стимулировании его творческого саморазвития.

Развитию познавательной деятельности школьников, по его мнению, должны помогать работы типа написания сочинений, решений проблемных задач и т.д

Людвиг Гурлитт (1855-1931) обосновывал идею о том, что воспитание не должно преследовать практических целей, чего в большинстве своем требовала общественность, а преимущественно развивать все силы и активность детей. Систематические занятия в народной школе должны быть заменены спортом, играми, беседами, творческими работами, т.е. всем тем, что воспитывает независимость суждений, волю, дисциплину. Традиционное содержание учебных программ немецких школ он предлагал заменить широко трактуемым эстетическим воспитанием и занятиями различными видами ручной деятельности.

Символом педагогики Марии Монтессори (1870-1952) стало обращение ребенка к учителю - «Помоги мне это сделать самому» - предоставление маленьким детям возможности самостоятельных действий. Главный принцип ее педагогики - это принцип индивидуальной свободы и опоры на сенсорное развитие. Она создала метод, адекватный природе ребенка - личности, которая развивается. Занимаясь умственно отсталыми детьми, М. Монтессори разработала оригинальные методики обучения письму, чтению, счету. Затем она перенесла свою методику на здоровых детей и достигла высоких результатов. Ее система главным образом была предназначена для работы с детьми дошкольного возраста и начальной школы. Для внедрения своей системы М. Монтессори организовала в 1907 году «Дом ребенка», дошкольное учреждение, в работе которого активно участвовали родители. Основное внимание уделялось развитию у детей органов чувств. М. Монтессори исходила из того, что ребенок, как активное существо, способен к самостоятельному спонтанному развитию. Задача воспитателя состоит в том, чтобы поставлять ребенку «пищу» для саморазвития, создавать такое окружение, которое бы стимулировало процесс самовоспитания. Цель воспитания должна заключаться во всемерном развитии инициативы и самостоятельности ребенка. М. Монтессори разработала серию дидактических материалов, которые должны способствовать духовному становлению ребенка через развитие его моторики и сенсорики. Действуя самостоятельно, ребенок приобретает различные навыки: учиться ставить цель и находить пути ее достижения, конролировать свои ошибки. Эти материалы отвечают спонтанному стремлению ребенка к достижению, его моторика влияет на общее, эмоциональное и речевое развитие. Как и большинство педагогов - авторов альтернативных систем обучения и воспитания, созданных в начале 20в. Монтессори была противницей классно - урочной системы. В своей школе она отказалась от учительской кафедры и парт, заменив их легко передвигающейся мебелью - столиками и стульями. Каждый