Файл: 1. Зарождение воспитания, школы и педагогической мысли в первобытном и рабовладельческих обществах.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 47

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

32. Роль Виленского университета в развитии образования в Беларуси.

Значительную роль в развитии образования на белорусских землях сыграл Императорский Виленский университет, основанный в 1803 году на базе «Главной Виленской школы». Его статут походил на статуты российских университетов с той лишь разницей, что предполагал наличие богословского факультета. Кроме этого факультета в университете действовали еще четыре: физико-математический, литературный и вольных искусств, медицинский и факультет моральных и политических наук. Возглавлял это высшее учебное заведение Совет университета, имевший широкие полномочия. Он избирал профессоров, деканов, ректоров, имел свой суд, цензуру, печать. За время своего существования университет в Вильно стал настоящим центром науки и образования в западном регионе Российской империи. В нем преподавали ученые с мировым именем: И. Баянус, И. Франк, И. Данилович, И. Лелевель, Ю.Ярошевич, И. Анацевич и многие другие. При университете действовали ботанический сад, зоологический музей, медицинский, ветеринарный, агрономический институты, богатейшая библиотека, обсерватория. После польского восстания 1830-1831 годов Виленский университет был закрыт как рассадник крамольных идей и настроений. На его базе некоторое время действовали медико-хирургическая и римско-католическая духовная академии.

Закрытие Виленского университета и ликвидация Виленского учебного округа привели к значительным изменениям в системе образования на Беларуси. Прекратили функционировать духовные училища католической ориентации, преподавание стало вестись на русском языке, начались процессы русификации.

33. Педагогическая мысль в России и Беларуси во второй половине XIX века.

В русской педагогике второй половины XIX в. отражались противоречия между традиционной, официально одобренной установкой на воспитание "самодержавия, православия, народности" и подходами, бравшими за образец западную педагогику и опыт европейской школы, причем не всегда учитывались особенности и своеобразие развития России.

Однако в целом отличительной чертой русской педагогики того времени были гуманистическая направленность и демократизм. Для различных педагогических течений рассматриваемого периода было общим уважение к личности ребенка, к его интересам и потребностям, создание условий для всестороннего развития личности ребенка, отрицательное отношение к сословности образования. Задачей школы считалась подготовка подрастающего поколения к жизни, к трудовой деятельности, к выполнению ими гражданских обязанностей и общественного долга.


Интерес к личности ребенка, комплексное изучение ребенка как сложной развивающейся системы способствовали применению эффективных методов обучения и воспитания. В этот период по-новому стал рассматриваться вопрос о роли учителя в учебно-воспитательном процессе. Педагоги выступали за свободу педагогического мышления и творчества.

Ширилась и развивалась борьба народов России за гуманизацию, демократизацию образования, за бессословность учебных заведений, за увеличение их количества, так как в России грамотность населения была очень низкой. По переписи 1897 г. грамотных мужчин было 35,8%, женщин 12,4%, а среди кавказских народов эти цифры были намного меньше.

В последнее десятилетие XIX в. увеличилось количество церковноприходских школ. Земские расходы на образование почти удвоились. Открылось большое количество частных учебных заведений (гимназии, училища). Это были относительно прогрессивные учебные заведения. Учителя использовали в процессе обучения такие новые методы организации учебно-познавательной деятельности учеников, как демонстрации, лабораторные занятия, экскурсии. В некоторых учебных заведениях велось совместное обучение мальчиков и девочек. Однако и гимназии, и приходские школы были платными, недоступными широким массам трудящихся. Готовилась реформа школы. В 1899г. была создана комиссия по ее подготовке.

Беларусь. Общественно-педагогическое движение в Беларуси было связано с именами видных деятелей белорусской культуры Ф. К. Богушевича, А. Е. Богдановича, Н. Я. Никифоровского, И. И. Носович и др. Эти и многие другие представители культурного Возрождения Беларуси отстаивали право народа на обучение на родном языке. Большую роль при этом играли периодические издания на белорусском языке.

В 1864 году была открыта учительская семинария в Молодечно, а затем в Полоцке, Паневеже, Несвиже, Гомеле, Рогачеве, Орше. В Борисове была открыта женская учительская семинария. Многие учителя помимо педагогической деятельности занимались научными исследованиями, изучали быт и традиции народа, его историю и фольклор.

34. Педагогические взгляды и деятельность Пирогова.

Как общественный деятель Пирогов получил признание после опубликования в журнале «Морской сборник» статьи «Вопросы жизни», посвященной проблемам общечеловеческого воспитания и вызвавшей оживленную полемику в обществе и педагогических кругах. Это событие привело к назначению Пирогова на пост попечителя сначала Одесского, затем Киевского учебного округа. На этом посту Пирогов отличался не только полнейшей веротерпимостью, но заботился о справедливом отношении и уважении ко всем народностям, входящим в состав обоих округов. Он подготовил открытие университета в Одессе, создал первую в России воскресную школу для взрослых. Пирогов разработал проект школьной системы, состоящей из двух ступеней - начальной школы (2 года обучения) и средней школы (7-9 лет). Согласно его проекту, после окончания начальной школы можно было выбрать одно из направлений образования - реальное или классическое.



Как педагог, Пирогов — поборник общего гуманитарного образования, необходимого для каждого человека; школа, по его мнению, должна видеть в ученике, прежде всего, человека и потому не прибегать к таким мерам, которые оскорбляют его достоинство. Пирогов выдвигал знание как элемент не только образовательный, но и воспитательный. По отдельным вопросам педагогической практики Пирогов также успел высказать немало гуманных идей. По его убеждению, целью воспитания является не ранняя специализация обучения, а подготовка к жизни высоконравственного человека с широким кругозором.

Под конец жизни Пирогов был занят своим дневником, опубликованным вскоре после его смерти под заглавием: «Вопросы жизни. Дневник старого врача». Здесь перед читателем восстает образ высокоразвитого и образованного человека, считающего малодушием обходить так называемые проклятые вопросы. Дневник Пирогова — не философский трактат, а ряд заметок мыслящего человека, составляющих, однако, одно из самых назидательных произведений русского ума, как отмечали его современники.

35. Идея народности как основа педагогической системы К. Д. Ушинского, его дидактические взгляды.

В 1860-е гг. разворачивается деятельность основателя русской школы научной педагогики Константина Дмитриевича Ушинского(1824–1870). В своем масштабном труде «Человек как предмет воспитания» (1868–1869) Ушинский, рассматривая важнейшие методологические проблемы педагогики, предложил новый антропологический подход к воспитанию человека. По его мнению, предметом педагогики является человек во всей совокупности его проявлений, следовательно, чтобы выстроить процесс воспитания с учетом всех его физиологических, психологических, социальных и других особенностей, необходимо некое целостное знание о человеке.Признавая единство процессов обучения и воспитания, К.Д. Ушинский приоритет отдавал последнему, поскольку считал его главной силой формирования и развития совершенного человека. Воспитание должно ориентироваться на духовное развитие личности, которое является неотъемлемой частью культурно-исторических традиций народа, особенностей его национального характера и миропонимания. Ушинский предложил концепцию народности в воспитании как основу построения всей педагогической системы. Эту идею он развивал в статье «О народности в общественном воспитании» и других педагогических сочинениях. Понимая православную духовность как неотъемлемую часть русской народной культуры, педагог выделял три константы, специфичные для русского национального воспитания, – народность, христианскую духовность и науку. Каждый народ создает уникальную, самобытную систему воспитания, которая находит отражение в реальном педагогическом процессе. Исходя из этого К.Д. Ушинский призывал уделять большое внимание изучению родного языка в школе и создал учебные пособия, отвечающие этому принципу, – «Родное слово» и «Детский мир», которые используются в практике обучения начальной школы до настоящего времени. В трактовке принципа народности педагог признавал творческую силу народа в историческом процессе и его
право на полноценное образование и считал, что земская школа наиболее соответствует духу, характеру и потребностям народа. В нравственном воспитании педагог придавал особое значение формированию у ребенка склонности и любви к труду, поскольку он является высшей формой человеческой деятельности. В работе «Труд в его психическом и воспитательном значении» Ушинский отмечал, что трудовое воспитание позволит подготовить личность к жизни в обществе и занять там достойное место, умственный и физический труд учащихся – залог формирования активной и творческой личности. Педагог тщательно разработал систему факторов и средств нравственного воспитания, среди которых он выделял личный пример и личность учителя, предупреждение, поощрение, педагогический такт, убеждение; высказывал мысли о необходимости взаимодействия школы и семьи в воспитании ребенка.

Особое место в теории К.Д. Ушинского занимает дидактика, которую он делил на общую (для всех предметов) и частную (методику конкретного предмета). Обучение он трактовал как движение ученика от незнания к знанию. Ушинский детально разработал основные принципы дидактики в русской педагогике и предложил ясные и четкие правила их реализации на практике. Успешность обучения педагог напрямую связывал с его доступностью, которая является залогом осознанного освоения знаний. Знания должны выстраиваться в определенной системе и последовательности, поскольку «только система, конечно, разумная, выходящая из самой сущности предметов, дает нам полную власть над нашими знаниями». Разрабатывая принцип прочности знаний, педагог описал методику повторения знаний, отдавая предпочтение активному повторению и упражнениям. В трактовке принципа наглядности Ушинский призывал учитывать специфику предмета и возраст учащихся: чем моложе ребенок, тем больше наглядности должен использовать учитель на уроке.

В организации процесса обучения, по мнению педагога, стоит придерживаться классно-урочной системы. Опираясь на дидактику Я.А. Коменского и И.Ф. Гербарта, К.Д. Ушинский выявил четкие условия организации обучения, описал организационную структуру урока и выделил его виды. Ушинскому удалось выразить теоретические положения в методике начального образования. Так, он разработал новый метод овладения грамотой, призывал использовать на начальном этапе обучения все виды урока, слитые в единстве, методику формирования общих представлений и одновременного развития мышления и речи детей.


К.Д. Ушинский требовал от учителей творчества в повседневной деятельности, напоминая, что «педагогика – это не наука, а искусство». Исследуя воспитание и образование западно-европейских стран, он одним из первых в русской науке предпринял сравнительно-педагогическое исследование.

36. Реализация идеи свободного воспитания Л.Н. Толстым в Яснополянской школе.

Особое место в истории отечественной педагогики занимает идея свободного воспитания. В России одним из основоположников теории свободного воспитания является Л.Н.Толстой. Он рассматривал воспитание как стремление одного человека сделать другого таким, каков он есть сам, как действие насильственное, а потому незаконное и несправедливое, и образование как действие свободное, а потому законное и справедливое. Л.Н. Толстой писал: «Идеал наш сзади, а не впереди. Воспитание портит, а не исправляет людей. Чем больше испорчен ребенок, тем меньше его воспитывать, тем больше нужно ему свободы». По мнению Толстого, ребенка нужно лишь обеспечить материалом, необходимым для гармоничного развития, предоставив полную свободу для работы с ним.

Л.Н. Толстой проявлял интерес к душевной жизни человека, особенно растущей, развивающейся личности ребенка. Одной из определяющих была его мысль о неограниченных возможностях нравственного совершенствования человека, который рожден для постоянного движения и духовного роста. Причину несвободы Л.Н. Толстой предлагал искать в себе. Он утверждал, что ребенок рождаясь на свет бывает совершенно свободен от каких – либо греховных черт, пороков, отрицательных качеств, хотя душа его не представляет «чистой доски», на которой можно писать все, что захочется. Свобода в воспитании, по Л.Н. Толстому, означает определенную форму побуждающего воздействия на ребенка, при котором он, не подвергаясь непосредственному давлению со стороны воспитателя, не чувствуя над собой его власти, но вместе с тем находясь в сфере его интеллектуального влияния, наиболее полно может проявить активность, самостоятельность во всех областях своей деятельности. Писатель приходит к отрицанию права воспитания и делает парадоксальный вывод: воспитатели потому с таким жаром берутся воспитывать ребенка