Файл: 1. Зарождение воспитания, школы и педагогической мысли в первобытном и рабовладельческих обществах.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 49

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Дистервег выступил с защитой идеи общечеловеческого воспитания, исходя из которой он боролся против сословного и шовинистического подхода к решению пед-ких проблем. Задача школы заключается, по его мнению, в том, чтобы воспитывать гуманных людей и сознательных граждан. Любовь к человечеству и своему народу должна развиваться у людей в теснейшем единстве. «Человек - мое имя, немец - мое прозвище», — говорил Дистервег. Важнейшим принципом воспитания Д. считал вслед за Песталоцци природосообразность. Природа- сообразность воспитания в его трактовке — это следование за процессом естественного развития человека, это учет возрастных и индивидуальных особенностей школьника. Он призывал учителей тщательно изучать своеобразие детского внимания, памяти, мышления; он видел в психологии «основу науки о воспитании». Большой заслугой Д. является его отношение к педагогическому опыту как источнику развития педагогики. Он указывал на необходимость изучения массовой практики воспитания детей и работы мастеров педагогического труда. В дополнение к принципу природосообразности Д. выдвинул требование о том, чтобы воспитание носило культуросообразный характер. Но важно, что он подчеркнул необходимость установления тесной связи между воспитанием и духовной жизнью общества. Одним из основных требований, которые современная действительность выдвигает перед воспитанием, должно быть, по мнению Д., развитие в детях самодеятельности. Но у подрастающего человека оно приобретает положительное значение лишь том случае, если будет направлено на достижение определены цели, которая составляет объективную сторону воспитания

О воспитании

Задачи школы: • воспитывать гуманных людей; воспитывать сознательных граждан; • воспитывать любовь к человечеству и своему народу одновременно.

Цели и принципы воспитания - «Воспитывать — значит побуждать».

Важнейший принцип воспитания — природосообразность: • следование за процессом естественного развития человека;

Об обучении

Главная задача обучения—развитие умственных сил и способностей детей.

Формальное образование связано с материальным.

Обучение способствует всестороннему развитию человека и его нравственному воспитанию.

Предметы преподавания: • отечественная история, • география, • родной язык, • естественные науки,


Правила и принципы обучения:'• обучать природосообразно, • обучать соответственно особенностям детского восприятия, • от примеров надо идти к правилам, • от предметов — к обозначающим их словам.

Требования к учителю: • должен в совершенстве владеть своим предметом, любить профессию и детей, заниматься ПОСТОЯННЫМ самообразованием; • на уроке должна доминировать атмосфера бодрости; • преподавание должно быть энергичным, чтобы будить.

31. Становление системы образования в России и Беларуси в первой половине XIX века.

В 1803 г. были опубликованы "Предварительные правила народного просвещения", а затем, в 1804 г. – "Устав учебных заведений, подведомыхуниверситетам.Этими документами была оформлена новая система школьного образования в составе четырех типов учебных заведений: приходское училище, уездное училище, гимназия, университет. Согласно принятому уставу Россия была разделена на шесть учебных округов: Московский, Петербургский, Казанский, Харьковский, Виленский и Дерптский (Дерпт с 1721 перешел к России, а в 1625 был швейцарским городом, с 1893 по 1919 г Юрьевск, в буржуазной Эстонии г Тарту, г. Тарту с 1940 в советской Эстонии). Во главе каждого учебного округа были поставлены университеты. На университеты наряду с научными и учебными возлагались и административно-педагогические функции. Они должны были управлять всеми учебными заведениями своего округа, в связи, с чем при советах университетов создавались училищные комитеты, и профессора университетов должны были выполнять функции методистов и инспекторов ("визитаторов"). Была установлена строгая бюрократическая зависимость низших звеньев системы народного образования от высших: приходские училища подчинялись смотрителю уездного училища, уездные – директору гимназии, гимназии – ректору университета, университет – попечителю учебного округа.

Приходские училища – одногодичный курс обучения, цель подготовки учащихся к уездным училищам, во-вторых, дать детям низших слоев населения религиозное воспитание и навыки чтения, письма и счета. Правительство не отпускало на эти школы средств, поэтому они почти не развивались. В учебный план приходских училищ входили такие учебные предметы: закон божий, нравоучение, чтение, письмо, первые действия арифметики и некоторые отделы книги "О должностях человека и гражданина".

Уездные училища с двухгодичным сроком обучения создавались по

одному в губернских и уездных городах, а при наличии средств и в больше числе. Целью уездных училищ было, во-первых, подготовить учащихся для поступления в гимназию, а, во-вторых, сообщить детям неприливигированных свободных сословий "необходимые познания для работы в промышленности". Учебный план включал 15 учебных предметов: закон божий, "Книга о должностях чел и гражд.", российская грамматика, география, история, начальные правила геометрии, физики, естествен наук, технология промышленности, хозяйства относящееся к краю, где находилось училище. Предметы преподавались двумя учителями, каждый учитель вел 7-8 предметов. Уездные училища финансировались лучше.

Гимназии – учеба продолжалась 4 года. Цель гимназий предназначенных для дворян и чиновников, являлась, во-первых, подготовка к университету, а, во-вторых, преподавание наук тем, которые "пожелают приобрести сведения, необходимые для благовоспитанного человека". В учебный план входили иностранные языки: лат, нем, франц, статистика, философия, логика, метофизика, нравоучение, словесность, теория поэзии, эстетика, математика, физика, естественные науки, теория коммерции, технология, рисование. В гимназии предлагалось иметь восемь учителей. В гимназии не преподается русский язык.

Университеты составляли высшую ступень системы народного образования. Университеты управлялись выборными советами, профессора выбирали ректоров и деканов. Студенты могли создавать различные общества, кружки, устраивать товарищеские сходки. Главной задачей университетов являлась подготовка чиновников для всех родов государственной службы, в том числе и в области просвещения. В уставе 1804 года, как в уставе 1786 года, учителя рассматривались как чиновники.

К началу Отечественной войны 1812 года в России было 47 губернских городов и почти в каждом из них были гимназии, уездные и приходские училища. К началу Отечественной войны (правление Александра 1) правительство все больше отходило от либеральных положений 1804 года и принимало меры к тому, чтобы использовать систему народного образования для распространения в народе самодержавной крепостнической идеологии. С 1811 г был введен закон божий во всех учебных заведениях.

После Отечественной войны 1812 г свободолюбивые настроения в стране стали усиливаться, возникли тайные общества декабристов, передовые идеи стали проникать в школы. В учебных заведениях распространяется запрещенная литература: стих Пушкина, Грибоедова, поэтов-декабристов – Рылеева, Одоевского и др., в которых воспевалось высокое гражданское, патриотическое чувство,
желание посвятить себя служению Родине, борьбе с тиранами. В отдельных школах передовые учителя рассказывали уч-ся о несправедливости крепостного права и темных сторонах российской действительности.

В царских указах было в то время объявлено, что дети крепостных крестьян не должны приниматься в гимназии, институты, университеты. Для того, чтобы затруднить простым людям возможность учиться в школах в 1819 году была введена плата за обучение в приходских, уездных училищах и в гимназиях.

В 1828 году (с 1825 до 1855 правил Николай 1, был известен в Европе как "жандарм", из-за своей антидемократичной, жестокой и реакционной политики) был издан реакционный устав. "Устав гимназий и училищ, состоящих в ведении университетов". Каждый тип школы приобрел законченный характер и был предназначен для обслуживания определенного сословия. В целях укрепления сословного характера школьной системы преемственная связь между учебными заведениями, введенная в 1804 году, была отменена и доступ детей податного сословия в среднюю и высшую школу сильно затруднен. Приходские училища, рассчитанные на мальчиков и девочек из "самых низших сословий", не должны уже были готовить их к уездным училищам.

Уездные училища, предназначенные для детей купцов, ремесленников, мещан и других городских жителей, не относящихся к дворянству, стали теперь трехклассными учебными заведениями.

Гимназии, предназначенные для дворян и чиновников, сохранили преемственную связь с университетами. Готовили к университетскому образованию и выпускали молодежь со знаниями "приличными их состоянию".

В конце 18 века Беларусь вошла в состав России. Это воссоединение положило начало новому периоду в истории культуры белорусского народа, а значит, и в развитии просвещения и педагогической мысли. Воссоединение с Россией создавало более благоприятные условия для проникновения достижений прогрессивной русской культуры. Идеи виднейших русских педагогов становятся довольно широко известными благодаря тому, что в школах Белоруссии начинают работать выпускники учебных заведений России, используются русские учебные книги.

В учебных заведениях вводилось обучение на русском языке. Важными радикальными в области просвещения явились школьные реформы 1773г. в Речи Посполитой и в 1786г. в России. Юридическое оформление первой реформы было связано с образованием Эдукационной комиссии, а второй –с созданием комиссии по организации народных училищ. Обе реформы ставили прогрессивные цели, но небыли результативными, т. к. многое из этих реформ было не выполнено. Особенности первой реформы. Устав первой реформы предусматривал:


1)постепенное изгнание из школ схоластики, зубрежки, применение таких методов обучения, которые содействовали бы развитию мышления;

2)ведение в обучение наук естественного цикла;

3)постепенное освобождение школы от влияния церкви (священник должен выполнять свои функции в церкви и только в выходные и праздничные дни);

4)обучать детей в учебных заведениях независимо от сословий.

Этот Устав действовал более 20 лет, в целом носил прогрессивный характер, но многое из Устава не удалось реализовать (бессословное образование, из-за нехватки средств на содержание многие школы опять перешли в руки священников). Не хватало учителей, учебников, наглядных пособий. Такое положение влияло на качество и сроки обучения. Многие школы прекратили свое существование.

К этому периоду в России назревает необходимость реформирования школы. Российская реформа способствовала и развитию образования в Беларуси. Утверждается "Устав народных училищ", который предусматривает:

1)открытие главных училищ (с 5-летним сроком обучения) во всех губернских городах и малых 2-х. летним сроком обучения в земских, поветских городах (Полоцк, Могилев, Витебск и др.) В училищах учились дети всех слоев населения, мальчики и девочки.

2)учебные заведения стали лучше снабжаться учебниками, пособиями (гербарии коллекции, карты);

3)по-новому подошли к подготовке педагогических кадров (готовили учителей уроженцев тех мест, где нуждались в кадрах).