Файл: 1. Зарождение воспитания, школы и педагогической мысли в первобытном и рабовладельческих обществах.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 46
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Лаврентий Зизаний(ок. 1550-60 – ок. 1634) получил образование на Волыни в Острожской школе. Преподавал церковнославянский и греческий языки во львовской, брестской, Виленской братских школах. Создал учебные пособия «Азбука», «Лексис», «Грамматика словенская», «Катехизис Великий. «Азбука Л. Зизания стала второй по счёту азбукой у восточных славян, вышла в свет в 1596 году. В «Лексисе» автором даются сведения из истории, астрономии, географии, биологии, медицины, философии, юриспруденции, экономики и других наук. Большое внимание уделяется им также воспитанию и обучению. «Грамматик словенская», первый учебник по славянской грамматике, построена в форме вопросов и ответов. Роль учебных пособий Лаврентия Зизания в образовании восточнославянских народов невозможно недооценивать.
МилетийСмотрицкий(ок. 1578 – 1633) просветитель, общественно-политический и церковный деятель. Родился в деревне Смотрич на Подолье. Начальное образование получил под руководством отца – ректора Острожской школы. Окончил философский факультет Виленской иезуитской академии, преподавал в православных братских школах Вильно, Минска, Киева. Свое образование продолжил за границей: слушал лекции в университетах Германии, Словакии и др. Получил степень доктора медицины.
Деятельность МилетияСмотрицкого как педагога и учёного в первую очередь связана с деятельностью православных братств. В братских школах он преподавал старославянский, греческий, латинский языки, был ректором братской школы в Киеве. Достаточно долгое время М. Смотрицкий по сути дела находился во главе антиуниатского и антикатолического движения, развернувшегося в тот период на Беларуси. Главное содержание его общественно-политической и литературно-педагогической деятельности заключалось в защите права белорусского народа на свою самобытную культуру.
Значимым результатом педагогической деятельности М. Смотрицкого стала изданная в 1619 году «Грамматики славенскияправилное синтагма». Эта книга являлась продолжением борьбы просветителя против засилья на территории Беларуси католической церкви и польской экспансии, а также подтверждением прав белорусов на уникальность и сохранение своего языка. В предисловии к «Грамматике» автор высказывает надежду, что на родном языке будут читать лекции, учить писать. Это был один из лучших языковых учебников, сохранивший своё научное значение на протяжении XVII и первой половины XVIII столетия до появления в 1755 году «Грамматики» М.В. Ломоносова.
Казимир Лыщинский(1634 – 1689) белорусский мыслитель-атеист. Родился в д. Лыщицы (Брестская область). Образование получил в иезуитском коллегиуме в Берестье. Уникальность атеистических взглядов К. Лыщинского заключается в их последовательности и бескомпромиссности в сложный период диктата иезуитов. Обладая врожденными способностями к вдумчивому анализу, исследуя античную философию и современную ему литературу, в своём трактате «О несуществовании Бога» он опровергает все доводы теологов. Считая Бога результатом представлений человека, а не реальности, К. Лыщинский также, будучи поляком по национальности, осуждал захват Польшей чужих земель, ущемление политических и национальных прав православного населения. За свои взгляды К. Лыщинский был приговорён к смертной казни.
В своём имении Лыщицы им была организована школа, отличавшаяся подлинным демократизмом: учились в ней дети местной шляхты и крестьян. Содержание обучения было выстроено на основе рациональных наук о законах развития природы и природных явлений, окружающей среды. В школе также преподавались различные языки.
18. Педагогическая деятельность и взгляды С.Полоцкого
Симеон Полоцкий (1629-1680) Самуил Гаврилович Петровский-Ситниянович, имя получил тогда, когда принял монашество, а фамилию такую приобрел в Москве. Родился в Полоцке, там же получил начальное образование, затем учился в Киевской братской коллегии, в Виленской иезуитской коллегии. Несколько лет работал в Полоцке в братской школе. Свою жизнь делит на два периода: русский и белорусский. В 1660г. с группой своих учеников ездил в Москву к русскому царю с просьбой не допустить поляков на Беларусь. Царь не пообещал помощь, но человек этот ему приглянулся и когда Полоцк был занят польскими войсками, С. Полоцкий уезжает в Москву (1664г.), его хорошо принимает царь Алексей Михайлович. При содействии царя открывает при Спасском монастыре дипломатическую школу, с 1667 учит детей царя ( Алексея, Федора и Софью), наблюдает за воспитанием Петра. В Кремле была открыта типография, которой руководил С. Полоцкий. Издает ряд книг Тестомент Василия царя Греческого, Псалтырь(переложенный в стихотворную форму), Букварь с Предисловием к юношам учиться хотящим. Написал сборники стихов Вертоград многоцветный, Рифмологионидр, которые посвящены воспитанию и обучению.
Педагогические идеи С. Полоцкого. Педагогические идеи формировались под влиянием народной педагогики, практической работы братских школ, западноевропейской педагогики.
• Основную роль в формировании взглядов и привычек ребенка играют воспитание и среда, родители и учителя.
• Целенаправленность в воспитании;
• Вся будущая жизнь человека и его поведение зависят от воспитания полученного в детстве;
• Большую роль отводил книгам, влияние искусства и литературы на воспитание;
• Говорил о повышении профессионального уровня учителей и обучению педагогическим знаниям родителей;
Труды Полоцкого: Педагогические взгляды Полоцкого испытали на себе влияние философии Фомы Аквинского. Пять книг великого схоласта сохранились в московской библиотеке Симеона. Недаром сам патриарх Иоаким находил в книге Полоцкого «Венец веры» «вымышленияАквиновы». Умение Фомы примирить науку и религию было близко Полоцкому. В своем раннем педагогическом сочинении «Книжица вопросом и ответом, иже в юности сущим зело потребны суть» (1669) Симеон отстаивает науку, указывая, что она не только не колеблет веры в бога, но даже утверждает ее. Позже он писал: «Не порицаются зде художества свободная, Грамматика, Риторика, Философия и прочая, иже зело суть полезна в гражданстве и к духовной премудрости пособственно». Усвоил Полоцкий и теорию Фомы Аквинского о пяти человеческих чувствах. Проблеме учительства Фома уделял большое значение. Он писал об учительстве как форме служения людям, ибо, по его словам «лучше передать другим полученное в созерцании, чем созерцать одному». Об этом говорил и Полоцкий во втором предисловии к «Псалтыри рифмотворной», утверждая, что долг человека просвещенного — делиться своими знаниями с другими, воспитывать в них мудрость. По мнению Симеона, тот, кто утаивает в себе мудрость, не делится ею с окружающими,— тот подобен человеку, закапывающему в землю чистое золото. Как не вспомнить тут слова Фомы: «Милости дарованные даны на пользу другим».
19. Деятельность и педагогические взгляды Я.А.Коменского
Творчество создателя научной педагогики Яна Амоса Коменского (1592-1670) пронизано духом гуманизма. Педагогика Я. А. Коменского была нацелена на разрешение острых противоречий, сложившихся в то время в образовательно-воспитательной практике, безнадежно отставшей от реалий Нового времени и не соответствовавшей новым социокультурным условиям Западной Европы. В трудах Я. А. Коменского впервые прозвучали и получили развитие идеи всеобщего обучения,
обучения на родном языке, значимости естественнонаучных знаний. Коменским были разработаны понятия целей, содержания и методов воспитания.
Теорию всеобщего универсального образования Коменский изложил в главной книге своей жизни - «Великая дидактика» (1633-38). Отдавая вначале предпочтение предметному принципу преподавания, Коменский подготовил ряд предметных учебников по физике, геометрии, геодезии, географии, астрономии, истории. Затем он пришел к убеждению, что человек должен получить систему знаний о мире. Примером такого собрания важнейших знаний о мире, природе, человеке, общественном устройстве и духовной области стал учебник «Открытая дверь языков и всех наук» (1631). Учебник представлял собой пособие нового типа, он отвергал традиционный догматический путь изучения грамматики и синтаксиса, предлагал метод усвоения языка на основе познания элементов реального мира. Содержал 8 тысяч латинских слов, из которых были составлены сравнительно простые предложения, сгруппированные в небольшие, постепенно усложняющиеся рассказы-статьи о важнейших явлениях окружающей действительности.
Книга Я. А. Коменского «Мир чувственных вещей в картинках» была первым в истории учебником, в котором иллюстрации стали обучающим средством. Знакомясь с этим учебником, ребенок получал знания о предметах и явлениях окружающего мира.
Вопросы воспитания и обучения Коменский рассматривал в неразрывном единстве. Дидактику он трактовал как теорию образования и обучения и как теорию воспитания. Коменский призывал давать всей молодежи широкое универсальное образование, считал необходимым связать всю образовательную работу с обучением языкам — сначала родному, потом латинскому - как языку науки, культуры того времени. Воспитание рассматривалось Коменским как важнейшее средство подготовки человека к деятельной, практической жизни, к познанию реальной жизни. Этот вопрос у него связан с идеей пансофии, которую Коменский определял как всеобщую мудрость, заключающую в себе знание всех вещей, существующих в мире.
Коменский создал единую систему образования и наметил его структуру — от дошкольного воспитания до высшего образования. Он разработал классно-урочную систему обучения, включавшую четыре ступени:
— материнская школа (воспитание в семье под руководством матери до 6 лет);
— школа родного языка для детей от 6 до 12 лет (изучение родного языка, арифметики, элементов геометрии, географии, природоведения, чтение священного писания, знакомство с важнейшими ремеслами);
—для наиболее способных учащихся с 12 до 18 лет — латинская школа или гимназия (в учебный план гимназии Коменский вводил наряду с традиционными «семью свободными искусствами» естествознание, историю, географию);
—академия - высшая школа для молодежи с 18 до 24 лет.
Основной формой обучения в школе, согласно Коменскому, должен стать урок. Учащиеся при классно-урочной системе группируются в отдельные классы в соответствии с возрастом и уровнем знаний. Уроки проводятся по твердому расписанию. Каждый урок имеет свою цель и строго определенную тему.
Открытия, сделанные Я. А. Коменским, сводятся к следующему:
1. Обоснование принципа природосообразности, в соответствии с которым воспитывать и обучать детей необходимо в соответствии с законами природы.
2. Разработка возрастной периодизации.
3. Создание классно-урочной системы обучения, сыгравшей значительную роль в истории просвещения всего мира.
4. Обоснование основных дидактических принципов: наглядности, сознательности, систематичности, последовательности, посильности и прочности обучения.
5. Составление первых учебников для школ, написанных на родном языке и снабженных иллюстрациями и методическими рекомендациями для учителей.
6. Систематизация знаний о воспитании детей дошкольного возраста и создание учения о материнской школе. Книга Я. А. Коменского «Материнская школа» — первое в истории педагогики исследование целей, задач, содержания и методов дошкольного воспитания.
20. Трактовка Я.А. Коменским принципа природосообразности воспитания, разработка классно-урочной системы
Принцип природосообразности воспитания - отношение к ребенку как к части природы, стремление сделать учащегося с его конкретными особенностями и уровнем развития ядром любых воспитательных отношений, что предполагает его воспитание в единстве и согласии с природой и заботу об экологически чистой природной среде его обитания и развития.
классно-урочную система обучения:
— материнская школа (воспитание в семье под руководством матери до 6 лет);
— школа родного языка для детей от 6 до 12 лет (изучение родного языка, арифметики, элементов геометрии, географии, природоведения, чтение священного писания, знакомство с важнейшими ремеслами);