Файл: Бюджетная политика и принципы её реализации в рф Содержание.docx
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 14
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
«Бюджетная политика и принципы её реализации в РФ»
Содержание
Введение 3
Глава1. Теоретические основы осуществления бюджетной политики 6
1.1. Понятие бюджетной политики государства, её цели и задачи 6
1.2. Принципы реализации бюджетной политики в РФ 13
Глава 2. Анализ бюджетной политики РФ за 2019-2021 г.г. 20
2.1. Анализ бюджетной политики за 2019 г. 20
2.2. Анализ бюджетной политики за 2020 г. 24
2.3. Анализ бюджетной политики за 2021 г. 24
Глава 3. Основные направления бюджетной политики России на 2022-2024 г.г. 27
Заключение 30
Список использованной литературы 32
Введение
Бюджет как экономическая категория представляет собой совокупность отношений, основанных на формировании, распределении и использовании финансовых ресурсов. Применение бюджета характерно как для макро -, так и для мезо - и микро - уровней. Население, хозяйствующие субъекты, государство прибегают к использованию бюджета с целью накопления финансовых средств, а также эффективного их использования.
Федеральный бюджет является важнейшим звеном бюджетной системы страны. Данный бюджет отражает взаимоотношения государства и граждан в нем проживающих. Государство, выполняя свои основополагающие функции, оказывает влияние на социально важные сферы: здравоохранение, образование, безопасность, социальную политику и другие, путем направления финансовых ресурсов.
Для эффективного финансирования важнейших сфер жизнедеятельности необходимо формирование части, за счет которой данное финансирование будет осуществляться. Данная часть представляет собой доходы федерального бюджета. В их формировании участвует население, путем предоставления налоговых платежей и сборов, которые занимают больший удельный вес в структуре доходов.
От целесообразности формирования и использования средств государственного бюджета находится в зависимости как развитие самого государства, так и положение граждан в нем проживающих. Все показатели доходной и расходной частей федерального бюджета подлежат планированию и утверждению, а после приходят в стадию исполнения.
Исполнение федерального бюджета представляет собой заключительную стадию бюджетного процесса. Для Российской Федерации характерно казначейское исполнение федерального бюджета, поэтому полномочия по реализации данной стадии возложены на Федеральное казначейство и его территориальные органы. Эффективное и целенаправленное использование финансовых ресурсов на каждом уровне бюджетной системы требует четкой организации данного процесса, а также контроля и ответственности за осуществляемые действия, что и выражает актуальность данной работы.
Исследование сущности бюджета, в том числе федерального, а также его функций и принципов было проведено в работах таких авторов, как О.В. Болтиновой, Е.А. Ахуновой, Н.Н. Корсуновой, А.К. Логиновой. К анализу казначейской системы исполнения бюджета, а также его доходной и расходной частей подошли следующие авторы: А.В. Буга, И.И. Грозаву, А.А. Куприн, Н.В. Вихлянцева, С.П. Сазонов, Э.А. Ошманова, Ю.Н. Стецюнич, Н.П. Белотелова, В.Д. Лукина, Н.Н. Ахмадбекова, Е.А. Лупик, Д.А. Михалко, М.В. Горбунова и другие. Вопросы организации исполнения федерального бюджета отражены в работах М.В. Охриной, М.Л. Дорофеева и других авторов. Данный перечень говорит о высокой степени изученности темы, что подтверждает ее актуальность.
Цель исследования заключается в анализе организации процесса исполнения федерального бюджета и выявлении проблем в этой сфере.
Исходя из цели работы, вытекают следующие задачи:
- Рассмотреть понятие бюджетной политики государства;
- Изучить принципы реализации бюджетной политики в РФ;
- Провести анализ бюджетной политики РФ за 2019-2021 г.г.;
- Предложить направления оптимизации бюджетной политики России на 2022-2024 г.г.
Объектом исследования является бюджет Российской Федерации.
Предметом исследования выступает процесс исполнения бюджета РФ.
Информационной основой для написания исследования послужили нормативно-правовые акты Российской Федерации, включая Бюджетный кодекс Российской Федерации, а также федеральные законы, Приказы Министерства Финансов и Казначейства Российской Федерации.
В ходе работы применялись такие общенаучные методы исследования, как метод анализа, включая метод системного анализа, синтетический и дедуктивный методы, метод аналогии, а также конкретизации.
Структура исследования: курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава1. Теоретические основы осуществления бюджетной политики
1.1. Понятие бюджетной политики государства, её цели и задачи
Для современного общества бюджет является неотъемлемой частью. Бюджет необходим как для государственного уровня, так для организаций и физических лиц. В данной работе усилия направлены на рассмотрение бюджета на уровне государства, так как от данного бюджета зависит не только состояние страны, но и людей, в ней проживающих.
Бюджет для государства представляет собой один из инструментов, характеризующий уровень экономического развития. Бюджет выступает базовым показателем для оценки степени развития всех сфер жизнедеятельности, а именно развития медицинской и образовательной деятельности, уровня эффективности правоохранительной сферы, развития социальной поддержки населения страны и других. Необходимо оценивать не только показатели, относящиеся к составлению бюджета, но и данные об эффективности его использования.
Для более точного понимания сущности бюджета необходимо рассмотреть различные трактовки данного понятия, которые представлены в таблице 1.
Таблица 1
Подходы к определению понятия «бюджет»
Источник | Определение |
Статья 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации | Бюджет - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления1 |
Ахунова Е. А. | Бюджет является главным централизованным фондом денежных средств государства, обеспечивающим выполнение органами государственной власти и управления своих функций и задач2 |
Болтинова О. В. | Бюджет — это основной финансовый план образования, распределения и использования централизованного денежного фонда публично-правового образования, утверждаемый соответствующими представительными органами государственной власти или муниципальных образований в форме закона (или в форме муниципальных правовых актов представительных органов муниципального образования) для финансового обеспечения публичных обязательств публично-правовых образований3 |
Корсунова Н.Н. | Бюджет – отражает план доходов и расходов государства на определенный период времени.4 |
Логвинова А.К., Михеенко О.В. | Под «бюджетом» понимается объективно обусловленное звено финансовой системы, в рамках которого осуществляются финансовые отношения по поводу формирования, распределения и использования централизованного фонда денежных средств, предназначенного для обеспечения функций и задач государства и его территориальных подсистем.5 |
На основании определений, представленных в таблице, можно сказать, что бюджет представляет собой совокупность финансовых отношений, связанных с формированием доходной части и порядком ее использования, то есть расходной части, на определенный период времени для достижения поставленных целей. Именно бюджет отражает все финансовые решения государства в различных сферах общества, тем самым позволяет государству осуществлять свои функции и задачи. Так как государство имеет большую территорию, возникают трудности вести единый бюджет. Бюджет государства представляет собой достаточно укрупненный показатель, поэтому целесообразно говорить о совокупности бюджетов различных уровней, которые формируют собой единое целое, а именно – бюджетную систему.
Бюджетная система представляет собой совокупность бюджетов различных уровней государственного управления, базирующуюся на нормах права и экономических отношениях. Бюджетная система позволяет более точно определить потребности и возможности на каждом уровне. Бюджеты, входящие в состав бюджетной системы, являются автономными звеньями. Для каждого звена формируется собственная доходная и расходная базы, отражающие принятие государственных решений на каждом уровне управления.
Существуют бюджетные системы федеративных и унитарных государств, которые отличаются количеством уровней. Бюджетная система унитарного государства включает в себя государственный бюджет и местные бюджеты, так как таким государствам характерна единая система государственной власти. К данным государствам относится: Япония, Швеция, Франция и другие. Бюджетная система федеративного государства состоит из трех звеньев, представленных на рисунке 1.
Рис. 1. Бюджетная система федеративного государства
Источник: составлено автором
Данная структура бюджетной системы характерна для Российской Федерации, Германии, США и других государств. Каждое звено бюджетной системы отражает определенный уровень бюджетного устройства государства. Так, например, к первому уровню относится федеральный бюджет, а также бюджеты государственных внебюджетных фондов. На втором уровне отражаются региональные бюджеты, а также бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов. Местные бюджеты относятся к третьему уровню бюджетного устройства.
Для отражения деятельности каждого уровня в совокупности
, с целью полного анализа всех бюджетных доходов и расходов, составляется консолидированный бюджет. Консолидированный бюджет представляет собой совокупность бюджетов всех звеньев бюджетной системы на определенной территории. Данный бюджет позволяет спрогнозировать финансовое положение как отдельной страны, так и ее структурного элемента. Именно консолидированный бюджет более точно позволяет выявить недостатки финансового положения и предпринять действия по их устранению в будущем.
К первому уровню бюджетного устройства государства относится федеральный бюджет. Федеральный бюджет представляет собой законодательно установленный финансовый план государства. Именно федеральный бюджет является главным звеном бюджетной системы, так как выступает основным источником межбюджетных трансфертов для бюджетов иных уровней. Федеральный бюджет принимает значение централизованного фонда денежных средств государства, а также служит основой для реализации государственных функций на территории всей страны.
Федеральный бюджет выполняет рад определенных функций, к которым относятся:
-распределительная функция;
- перераспределительная функция;
- стабилизационная функция;
- контрольная функция;
- информационная функция.
Распределительная функция федерального бюджета заключается в том, что государство выступает источником финансового обеспечения общественных благ путем предоставления средств бюджета, так как рынок не имеет возможности полного самообеспечения.
Перераспределительная функция вытекает из необходимости обеспечения макроэкономического равновесия путем перераспределения валового внутреннего продукта и национального дохода между регионами и отраслями экономики.
Стабилизационная функция федерального бюджета отражает деятельность государства по воздействию на такие социально-экономические показатели как уровень безработицы, динамику цен, инфляцию и другие. Путём воздействия на данные показатели государство стремится улучшить социально-экономическое положение страны, избежать кризисных явлений.
Контрольная функция проявляется в обязательном исполнении федерального бюджета. Так как федеральный бюджет представляет собой законодательный акт государственного уровня, то его исполнение является беспрекословным. Исходя из этого, происходит контроль над формированием и использованием финансовых ресурсов.
Федеральный бюджет представляет собой открытый государственный план, на основе которого составляется финансовый прогноз экономического положения страны на последующие периоды. Исходя из этого, федеральный бюджет выступает информационной базой для оценки и анализа социально-экономического положения разных отраслей и государства в целом, что и отражает применение информационной функции.