Файл: Бюджетная политика и принципы её реализации в рф Содержание.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 17

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


По мнению Романовского М.В. выделяется функция формирования денежных фондов и функция использования денежного фонда.6 Данные функции включаются в контрольную функцию, но их отдельное выделение позволяет придать им наибольшую значимость. Формирование финансовых ресурсов происходит исходя из потребности в развитии определенных отраслей. Стимулирование правоохранительной, образовательной, медицинской и других отраслей отражаются на социально-экономическом состоянии как всего государства, так и отдельных граждан в нем проживающих. В свою очередь использование денежного фонда позволяет оценить эффективность и направленность финансового обеспечения социальной политики.

Федеральный бюджет включает в себя доходную и расходную части, которые формируют централизованный финансовый фонд. Данные части имеют точное числовое значение, устанавливаемое каждый год, и состоят из статей, отражающих потребности и возможности отдельных сфер жизнедеятельности.

Доходная часть федерального бюджета отражает поступления денежных средств для возможности осуществления государственных функций. Именно доходы являются одной из важных характеристик финансовых отношений между государственными органами власти и физическими и юридическими лицами.

Больший удельный вес в структуре доходов федерального бюджета занимают доходы от налоговой деятельности. Данные доходы наиболее стабильны, так как являются обязательными, и обеспечивают бесперебойное финансирование государственных функций. Путем изменения налоговых ставок государство имеет возможность влияния на размер налоговых поступлений в бюджет. На основании статьи 50 Бюджетного кодекса Российской Федерации к налогам и сборам, которые включаются в доходы федерального бюджета, относятся7:

- налог на прибыль организаций;

- налог на добавленную стоимость;

- акцизы;

- налог на добычу полезных ископаемых;

- государственные пошлины;

- водный налог;

- сборы за пользование объектами водных биологических ресурсов;

-  налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья.

Налоги представляют собой метод государственного воздействия на перераспределение национального дохода. Также в структуру доходной части федерального бюджета входят неналоговые доходы, к которым на основании статьи 51 Бюджетного Кодекса Российской Федерации относятся:


-доходы от использования государственного имущества и его продажи;

- доходы от платных государственных услуг;

- таможенные пошлины и сборы;

- часть прибыли унитарных предприятий;

- средства от применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности.

Расходная часть федерального бюджета является показателем исполнения государственных функций. Расходы федерального бюджета представляют собой совокупность отношений, связанных с использованием централизованного финансового фонда государства. Именно расходы федерального бюджета отражают степень государственного воздействия на социально-экономическое состояние страны.

В соответствии со статьей 21 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходы федерального бюджета направлены на:

- решение общегосударственных вопросов;

- обеспечение национальной обороны;

- национальную безопасность и правоохранительную деятельность;

- поддержание национальной экономики;

- бесперебойную работу жилищно-коммунального хозяйства;

- охрану окружающей среды;

- обеспечение образовательной деятельности;

- развитие культуры и кинематографа;

- вопросы здравоохранения;

- обеспечение социальной политики;

- стимулирование физической культуры и спорта;

- поддержание средств массовой информации;

- обслуживание государственного (муниципального) долга;

- предоставление межбюджетных трансфертов.

Часть расходов федерального бюджета отведена на реализацию государственных программ различных направлений деятельности. Финансирование данных программ позволяет своевременно и наиболее эффективно решать проблемные вопросы, выдвигаемые на государственном уровне. Четкая формулировка поставленной цели в программе позволяет добиться желаемых результатов в наиболее краткие сроки, а также сократить нецелесообразные затраты по ее достижению.

Таким образом, федеральный бюджет является важнейшим звеном бюджетной системы и представляет собой финансовый план, формируемый на государственном уровне, который используется для осуществления государственных функций и задач. Данный бюджет формируется из доходной и расходной частей, которые являются основными показателями эффективности использования финансовых средств государства. Составление федерального бюджета представляет собой серьезный процесс, регулируемый на законодательном уровне, и проходит несколько этапов. Но эффективность использования государственных финансовых средств оценивается не на этапе составления, а на этапе исполнения федерального бюджета.


1.2. Принципы реализации бюджетной политики в РФ

Исполнение федерального бюджета представляет собой один из важнейших этапов бюджетного процесса. На данном этапе происходит фактическое выполнение государственных функций, а именно происходит пополнение доходной части бюджета и ее расходование на достижение поставленных целей. Данный этап отличается тем, что происходит реальное движение денежных средств, которое не всегда соответствует плану, формируемому на этапе составления федерального бюджета.

Осуществление процесса исполнения федерального бюджета возможно в различных формах. Типы моделей исполнения федерального бюджета представлены на рисунке 2.



Рис. 2. Модели исполнения федерального бюджета

Источник: составлено автором на основании используемой литературы8

Главной отличительной чертой моделей исполнения федерального бюджета является орган, осуществляющий данное исполнение. При банковской модели процесса исполнения федерального бюджета полномочия возлагаются на Центральный банк и его уполномоченные органы. В свою очередь, казначейская модель предполагает, что полномочия возлагаются на органы Федерального казначейства. Данная модель действует в Российской Федерации на современном этапе. Финансовые ресурсы при казначейской системе проводятся через единый счет, а при банковской – через отдельные счета получателей средств. При смешанной модели осуществляются разграничения полномочий между Федеральным казначейством и Центральным банком.

Исполнение федерального бюджета в Российской Федерации включает две основные составляющие: пополнение доходной части и осуществление необходимых расходных платежей. Пополнение доходной части должно происходить в соответствии с установленным планом бюджета в определенный срок и назначенных размерах. Осуществление расходных платежей также должно соответствовать размерам сумм, установленных в плане. Но не всегда фактическое исполнение соответствует плану. Влияние оказывают непредвиденные процессы, происходящие в стране. Наиболее актуальным примером является распространение коронавирусной инфекции в 2020 году. Правительство Российской Федерации направляет усилия на предотвращение заболеваний, оказывает поддержку населению, потерявшему рабочие места, путем осуществления выплат из бюджета страны. Исходя из этого, большие расходные обязательства повлекут отклонение от планируемых показателей.


В Российской Федерации осуществляется казначейское исполнение федерального бюджета, которое основывается на принципах единства кассы и подведомственности расходов.9 Принцип единства кассы заключается в том, что все финансовые потоки страны проходят через единый счет. Данный принцип позволяет контролировать все движение денежных средств государства, более точно и своевременно осуществлять выплаты. Применение данного принципа позволяет поддерживать целостность бюджетной системы, отслеживать источники финансовых ресурсов для определения равномерности поступлений доходов бюджета в установленные сроки.10 Принцип подведомственности расходов проявляется в том, что распределение финансовых средств бюджета осуществляется через отведенного распорядителя. Главный распорядитель бюджетных средств осуществляет доведение средств бюджета до подведомственных ему получателей и распорядителей. В соответствии с этим прослеживается четкая вертикальная система подчиненности (подведомственности), которая позволяет наиболее точно контролировать процесс исполнения федерального бюджета.

Организация процесса исполнения федерального бюджета Российской Федерации осуществляется на основе сводной бюджетной росписи и кассового плана.11

Сводная бюджетная роспись позволяет сделать процесс исполнения федерального бюджета наиболее обоснованным. Сводная бюджетная роспись представляет собой документ, отражающий поступления и расходование бюджетных средств. Сводная бюджетная роспись для федерального бюджета утверждается Министерством финансов Российской Федерации. В течение определенного периода времени возможны изменения бюджетных показателей, в соответствии с этим должные изменения обязаны также отражаться в сводной бюджетной росписи.

Составление кассового плана исполнения федерального бюджета Российской Федерации нацелено на своевременное исполнение финансовых обязательств в планируемом объеме. Кассовый план представляет собой документ, отражающий прогноз кассовых поступлений и выплат, проходящих через бюджет на определенный финансовый год.12 Составляющие данного документа позволяют оценить размер временно свободных финансовых ресурсов для реализации управленческих решений, либо их недостаток.13 Кассовый план исполнения федерального бюджета формируется на разные временные промежутки. В кассовом плане исполнения федерального бюджета на финансовый год происходит разбиение поступлений и выплат по месяцам, а в плане на текущий месяц – по рабочим дням.


Исполнение федерального бюджета осуществляется в разрезе доходной и расходной части. Исполнение федерального бюджета по доходной части включает в себя зачисление на единый счет всех доходных поступлений, зачет и перечисление излишне уплаченных сумм. Исполнение федерального бюджета по расходам предусматривает принятие и учет финансовых обязательств, подтверждения исполнения финансовых обязательств, а также санкционирование их оплаты. Этапы исполнение федерального бюджета по расходам представлены на рисунке 3.



Рис. 3. Этапы составления федерального бюджета по расходам

Источник: составлено автором на основании «Единого портала бюджетной системы»

Исполнение расходной части бюджета зависит от эффективности исполнения доходной части. Расходные обязательства осуществляются за счет фактического наличия средств на счете федерального бюджета.

Участниками исполнения федерального бюджета Российской Федерации являются14: Правительство Российской Федерации; Министерство финансов Российской Федерации; Федеральное казначейство; Главные распорядители и получатели бюджетных средств; Главные администраторы доходов бюджета; Главные администраторы источников финансирования дефицита бюджета.

Основным участником исполнения федерального бюджета Российской Федерации является Федеральное казначейство и его территориальные органы. Основополагающей функцией Федерального казначейства на территории страны является осуществление движения денежных ресурсов государства, а также контроль над ними.

Федеральное казначейство РФ имеет следующие полномочия:

- осуществляет ведение кассового плана федерального бюджета;

- доводит бюджетные данные до участников бюджетного процесса;

- осуществляет кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

- производит распределение доходов от налогов, сборов и иных поступлений;

- осуществляет приостановление операций по лицевым счетам, открытым главным распорядителям, распорядителям и получателям средств федерального бюджета в органах Федерального казначейства;

- осуществляет управление операциями со средствами на едином счете федерального бюджета;

- ведет учет операций по кассовому исполнению федерального бюджета.