Файл: Бюджетная политика и принципы её реализации в рф Содержание.docx
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 16
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Федеральное казначейство на территории страны имеет структурные органы, которые позволяют осуществлять кассовое исполнение федерального бюджета на территориях субъектов Российской Федерации. В настоящее время существует 87 территориальных органов и подведомственная организация.
Таким образом, исполнение федерального бюджета является этапом реализации запланированных показателей доходной и расходной частей бюджета. Российской Федерации присуща казначейская модель исполнения федерального бюджета, основывающаяся на принципе единства кассы. Реализацию данного принципа осуществляет Федеральное казначейство, которое является органом кассового исполнения федерального бюджета.
Федеральной бюджет является одним из важнейших звеньев бюджетной системы. Федеральный бюджет является основным финансовым планом, разработанным на государственном уровне. Данный бюджет отражает показатели планируемых поступлений в бюджет, а также показатели расходования средств, направленных на осуществление государственных функций по поддержанию социально-экономической сферы общества. Реализация данных функций зависит от доходной части бюджета, больший удельный вес которой составляют налоговые поступления. Несмотря на то, что бюджетный процесс состоит из четырех этапов, одним из самых важных является этап исполнения федерального бюджета. Именно процесс исполнения федерального бюджета позволяет определить социально-экономическое положение страны.
Глава 2. Анализ бюджетной политики РФ за 2019-2021 г.г.
2.1. Анализ бюджетной политики за 2019 г.
Рассмотрим анализ доходов консолидированного бюджета Российской Федерации (таблица 2).
Исходя из данных, приведенных в таблице 2, мы видим, что доходы администрируемые налоговыми органами в 2015 году составили 10790455158 тыс. руб. Причем в совокупности вся сумма поступлений в консолидированный бюджет по налоговым и неналоговым доходам равна 10789785789 тыс. руб.
Таблица 2
Анализ доходов консолидированного бюджета Российской Федерации за 2019-2021гг.15
Наименование показателя | Начислено к уплате (тыс.руб.) | ||
2019 г. | 2020 г. | 2021 г. | |
1 | 2 | 3 | 4 |
Доходы, администрируемые налоговыми органами | 10790455158 | 13388573844 | 16810430250 |
Налоговые и неналоговые доходы | 10789785789 | 13388102527 | 16809661484 |
Неналоговые доходы | 66361234 | 100669070 | 138145366 |
Налоговые доходы, в том числе: | 10723424555 | 13287433457 | 16671516118 |
Налоги на прибыль, доходы , в том числе: | 2628129392 | 4848962633 | 6403234505 |
Налог на прибыль организаций | 2628129392 | 2877100235 | 3316016966 |
Налог на доходы физических лиц | 3423588901 | 1971862398 | 3087217539 |
Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации , в том числе: | 3608631374 | 4172365682 | 4666114588 |
Налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации | 2589228778 | 2843777238 | 3153815206 |
Акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации | 1019402596 | 1328588444 | 1512299382 |
Налоги на имущество, в том числе: | 1098766397 | 1189209670 | 1289035766 |
Налог на имущество физических лиц | 31949092 | 47886590 | 56952491 |
Налог на имущество организаций | 714693398 | 772783890 | 859705540 |
Транспортный налог | 156777842 | 173554921 | 172513538 |
Продолжение таблицы 5. | |||
1 | 2 | 3 | 4 |
Налог на игорный бизнес | 642509 | 846597 | 997820 |
Земельный налог | 194703556 | 194137672 | 198866377 |
Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами, в том числе: | 3236424694 | 2913268758 | 4134920401 |
Налог на добычу полезных ископаемых | 3229019061 | 2906713911 | 4127817649 |
Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов | 2242602 | 2403921 | 2621953 |
Водный налог | 2667704 | 2355150 | 2514436 |
Государственная пошлина | 53230332 | 51737182 | 52111344 |
Рис. 4. Уровень налоговых доходов в РФ в 2019 году
В 2019 году доле поступлений неналоговых платежей принадлежит 66361234 тыс. руб., а налоговым доходам большая часть, в размере – 10723424555 тыс. руб.
Строка «Налоговые доходы» включает налоги на прибыль, поступления от которых составляют 2628129392 тыс. руб., также налоги на товары, реализуемые на территории РФ – 3608631374 тыс. руб., налоги на имущество – 1098766397 тыс. руб. и налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами в сумме 3236424694 тыс. руб.
Каждая из приведенных выше категорий налогов включает в себя следующие виды:
–в состав налогов на прибыль входят, налог на прибыль организации, доля поступления в бюджетную систему которого равна 2628129392 тыс. руб.; налог на доходы физических лиц – 3423588901 тыс. руб.;
–в категорию налоги на товары, реализуемые в России, входят, налог на добавленную стоимость, его доходы исполнены в сумме 2589228778 тыс. руб.; сумма акцизов составила 1019402596 тыс.руб.;
–в число налогов на имущество включают налог на имущество физических лиц, сумма поступлений которого составила 31949092 тыс. руб.; налог на имущество организаций – 714693398 тыс. руб.; транспортный налог–156777842 тыс. руб.; налог на игорный бизнес – 642509 тыс. руб. и земельный налог, сумма доходов по данному налогу равна 194703556 тыс. руб.
–платежи, которые входят в состав налогов за пользование природными ресурсами следующие: налог на добычу полезных ископаемых, доля поступлений в консолидированный бюджет которых составляет 3229019061 тыс. руб.; сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов – 2242602 тыс. руб. и водный налог, поступления равны 2667704 тыс. руб.
Общая величина государственной пошлины в 2019 году исполнена в сумме 53230332 тыс. руб.
Рассмотрим анализ структуры доходов консолидированного бюджета Российской Федерации, выделив роль и удельный вес налоговых поступлений за 2019-2021гг.
По данным таблицы 2 видно, что в 2019 году общий объем налоговых и неналоговых доходов в федеральном бюджете составил 10789785789 тыс. руб. Причем, в общей сумме поступлений в бюджет налоговым доходам принадлежит 10723424555 тыс. руб., что составляет наибольшую долю 99,4%, а неналоговым – 66361234 тыс. руб., удельный вес которых равен 0,6%.
Исходя из строки «Налоговые доходы», можно заметить, что она отражает в себе различные налоги и сборы.
Налог на прибыль организации в 2019 году имел положительный характер, впоследствии его сумма равна 2628129392 тыс. руб., удельный вес–24,4%.
Наиболее значимый налог в системе налогов и сборов РФ занимает налог на доходы физических лиц, поступления от которого составили 3423588901 тыс. руб., что составило 31,7%.
Если рассматривать налоги на имущество физических лиц, куда входит перечень платежей, взимаемых с имущества плательщиков, то общая сумма перечислений в консолидированный бюджет составила 31949092 тыс. руб., доля доходов – 0,3%.
Основная часть доходов в 2019 году образована за счет зачислений следующих налогов:
–налог на добавленную стоимость–23,0%, от общего объема налоговых поступлений 2589228778 тыс.руб.;
–акцизы - 9,4% или 1019402596 тыс. руб.;
–налог на добычу полезных ископаемых, доля–29,9%, 3229019061 тыс. руб.;
– государственная пошлина - 0,5 или 53230332 тыс. руб.
2.2. Анализ бюджетной политики за 2020 г.
На рисунке 3 представлен уровень налоговых доходов в РФ за 2020 год.
Рис. 4. Уровень налоговых доходов в РФ в 2020 году
В 2020 году видно, что доходы консолидированного бюджета РФ, в основном по всем показателям, приведенным в таблице, значительно выросли. Доходы, администрируемые налоговыми органами, увеличились и их сумма составила 13388573844 тыс. руб. Общая величина налоговых поступлений так же возросла, она равна 13287433457 тыс. руб.
Из них налоги на прибыль составили 4848962633 тыс. руб., налоги на имущество – 1189209670 тыс. руб., налог на добавленную стоимость – 2843777238 тыс. руб. Уменьшились поступления по налогам, сборам за пользование природными ресурсами – 2913268758 тыс. руб.
2.3. Анализ бюджетной политики за 2021 г.
На рисунке 5 представлен уровень налоговых доходов за 2021 год.
Рис. 5. Уровень налоговых доходов в РФ в 2021 году
В 2021 году мы так же, как и в 2020 году наблюдаем прирост денежных средств в бюджет страны. Общая сумма доходов составила 16810430250 тыс. руб. Неналоговые доходы выросли до 138145366 тыс. руб. Однако налоговые поступления в данном периоде имели наиболее положительный характер – 16671516118 тыс. руб. Причем налоги за товары, реализуемые на территории РФ (НДС, акцизы), повысились до 4666114588 тыс. руб.
Из категории налоги на имущество можно заметить, что доля платежей по транспортному налогу уменьшилась до 172513538 тыс. руб.
За 2019-2021 года по таблице 2 видны значительные изменения, отражаются они в приросте доходов консолидированного бюджета РФ.
Сумма налоговых и неналоговых доходов в 2016году составила 13388102527 тыс. руб., а в 2021 году–16809661484 тыс. руб. Из них доля налоговых поступлений в 2020 году и в 2021 году. равна 99,2%. а сумма, 2020 год – 13287433457 тыс. руб.; 2021 год – 16671516118 тыс. руб. В неналоговых: 2020 год – 0,7%; 2021 год – 0,8%; объем доходов в бюджет – 100669070 тыс.руб. и 138145366 тыс.руб.
Рассматривая налоговые доходы, можно пронаблюдать, что доля поступлений по налогу на прибыль организаций составила в 2020 году–21,5%, 2021 году–19,7%.
Что касается налогов на имущество, небольшое сокращение доли наблюдается по транспортному налогу в 2020 году–1,3%, 2021 году–1,0%. По налогу на игорный бизнес удельный вес за 2016–2017 гг. составил 0006%.
Таким образом, за период 2019–2021гг. можно заметить, что доходы консолидированного бюджета Российской Федерации имеют склонность к повышению. Однако в течение всего анализируемого периода можно наблюдать тенденцию к спаду налоговых доходов по некоторым налогам.
Глава 3. Основные направления бюджетной политики России на 2022-2024 г.г.
При разработке проектов бюджета возможно использование широкого спектра различных методов прогнозирования. На практике широкое распространение получил метод тренда. Он является универсальным методом для расчетов доходов при прогнозировании бюджета региона. Данный метод основывается на простоте расчета. Так же метод тренда включает в себя динамику поступлений за предыдущие годы, исторические факторы. Для прогнозирования расходов актуальным методом является метод программно-целевой метод. Обеспечивает реалистичный подход к формированию расходов. Учитывает состояние экономики как на федеральном уровне, так и на региональном.
Совершенствование системы планирования и прогнозирования доходов и расходов бюджета, определение направлений увеличения доходов и оптимизации расходов позволит сделать управление бюджетом рациональным. Оценка качества бюджетного планирования низкая, следовательно, требуется формирование комплекса мер, обеспечивающих эффективное управление финансами государства и надежную систему планирования расходов и доходов бюджета.