Файл: Методические рекомендации по самостоятельному изучению курса, контрольные тесты для самопроверки, практические задачи, словарь терминов римского частного права.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 83

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Цивильное право и право магистратов было предназначено прежде всего для урегулирования тяжб между римскими гражданами. Между тем, по мере того, как Рим становился центром всемирной торговли, туда стекались массы чужеземцев. Между ними, а также между ними и римлянами возникали разнообразные деловые отношения и, следовательно, появилась необходимость их правового регулирования. С этой целью римляне создали специальную магистратуру претора по делам иностранцев (praetor peregrinus). Он так же, как и городской претор, издавал эдикты, служившие основой особого права, применявшегося для регулирования отношений римлян с негражданами и между самими негражданами. Такие нормы права сами римляне назвали правом народов (jus gentium). Разрабатывая его, римские преторы старались использовать общие для всех цивилизованных народов нормы частного права 5. Право народов гораздо лучше и быстрее, чем национальное право римлян, приспосабливалось к развивающимся потребностям экономической жизни, поскольку оно не было сковано древними обычаями, подразумевало быстрое и простое судопроизводство, отдавало предпочтение выяснению сути правоотношений, а не формальной стороне дела. Кроме того, преторы по делам иностранцев, составляя свои эдикты, охотно заимствовали правовые нормы и институты, существовавшие в достаточно развитых странах, например, в Греции. В свою очередь, их коллеги, городские преторы, начали применять некоторые установления права народов в своей собственной практике. Таким образом, в Римской республике возникло несколько систем права (ius civile, ius honoratium, ius gentium), которые взаимно обогащали друг друга. Впоследствии они будут сближаться между собой до тех пор, пока не составят единый правовой комплекс классического римского права.

После 300 г. до н.э. в Риме быстро развивалась светская юриспруденция. Уже в середине III в. до н.э. первый консул из плебеев Тиберий Корунканий стал давать гражданам советы и консультации по вопросам права. Потребность в таких консультациях была обусловлена тем, что строгий формализм цивильного права требовал большой осторожности при совершении различных сделок. При этом необходимо было детальное знание тонкостей права, а это заставляло людей обращаться за консультациями к знатокам юридической премудрости. Кроме того, сами особенности судопроизводства в республиканском государстве побуждали каждого гражданина, принадлежащего к знатной и влиятельной семье, изучать право, ибо рано или поздно он мог стать магистратом, да и после окончания срока магистратуры к бывшим преторам или консулам обращались за советом по правовым вопросам. Римские мальчики ещё в начальных школах начинали знакомиться с основами права, учили наизусть Законы XII таблиц. Поэтому уже ко II в. до н.э. в Риме появился многочисленный отряд квалифицированных юристов.


Деятельность юристов сводилась к трем функциям, которые Цицерон характеризовал как “cavere, respondere, agere”: cavere - это выработка наилучших формул для различных юридических актов (договоров, завещаний и т.д.), т.е. помощь частным лицам при заключении сделок; respondere - это ответы на запросы частных лиц по поводу всяких юридических сомнений и затруднений; agere - это консультации относительно подачи исков и процессуального ведения дела. Обучение праву осуществлялось путем наставлений и практики. Желающие изучать право присутствовали при консультациях юристов и назывались аудиторами. Среди выдающихся юристов, начиная со II в. до н.э., можно назвать прежде всего Секста Элия Пета (эдил 200 г., консул 198 г., цензор 190 г. до н.э.). Элий Пет составил книгу исковых формул, а также книгу, включавшую текст Законов XII таблиц, комментариев к ним и уже упомянутые исковые формулы. Начиная с I в. до н.э. юристы обращаются к теоретическим разработкам правовых вопросов. Квинт Муций Сцевола (консул 95 г. до н.э.) составил систематическое изложение цивильного права в 18 книгах, друг Цицерона Сервий Сульпиций Руф написал около 180 книг по праву; оба они имели множество учеников. По существу, именно в Риме и именно в это время родилась юридическая наука в полном смысле слова. Выдающиеся юристы не только толковали существующее право, но и создавали своими заключениями новые правовые нормы, которые со временем стали приобретать значение самостоятельного источника права.
Кризис и падение республики в Риме. В царский период и в начале республики римское общество состояло в основной своей массе из мелких хозяев, сидящих на своей земле и живущих земледелием и скотоводством. Не только внешняя, но и внутренняя торговля была незначительной. В экономике ещё сохранялись традиции натурального хозяйства. Но уже тогда в Риме наметилась имущественная дифференциация, как среди патрициев, так и среди плебеев. События III-II вв. до н.э., связанные с продолжительными и разрушительными войнами, а также значительное оживление товарного и денежного оборота привели к тому, что экономическое расслоение общества стало быстро прогрессировать, углублялась пропасть между богатыми и бедными. Стало исчезать мелкое и среднее хозяйство. С одной стороны, повсюду в Италии возникали крупные землевладельческие хозяйства, в Риме появились обладатели колоссальных состояний, приобретенных далеко не праведными способами; с другой стороны, быстро увеличивалась масса обезземеленного пролетариата, лишенного средств к существованию.



По мере превращения Рима из рядового полиса в центр мировой державы он втягивался в международные экономические отношения и попадал в зависимость от них. Диктуя народам Средиземноморья нормы римского права и проводя политику романизации (т.е. приобщения “варваров”к римскому образу жизни), Рим сам испытал на себе влияние закономерностей международной рыноной экономики и формировавшихся в мире новых религиозных взглядов и нравственных ценностей. Территория Италии не располагала большими массивами плодородной земли и даже крупные землевладельческие хозяйства состояли из разбросанных по всему Апеннинскому полуострову участков. Между тем, по мере втягивания Рима в международные отношения, италийский рынок открывался для

привозимого из плодородных стран, Сицилии и Африки, более дешёвого хлеба. Кроме того, хлеб поступал в Рим в качестве провинциального натурального налога. Приток более дешёвого иностранного хлеба приводил к понижению цен на местное зерно. Это вело к разорению хозяйство италийских крестьян, нацеленного на производство зерновых. Те, кто мог, переходили на производство других культур 6, но чаще всего крестьяне продавали свои участки, пополняя массу безработных жителей Рима - пролетариев. Войны выбросили на рынки огромное количество рабов, число которых стало быстро увеличиваться, особенно после 326 г. до н.э., когда было отменено рабство за долги. В Сицилии и Африке появляются огромные имения - латифундии - с широким применением рабского труда. Негативно сказывалось на положение крестьянских хозяйств и всеобщая воинская повинность. В течение длительных и почти непрерывных войн крестьяне должны были, надолго отрываясь от дома, участвовать в военных походах. Мелкие хозяйства, надолго лишаясь рабочих рук, разорялись, их продавали, и они превращались в пастбища для скота. В Средней и особенно в Южной Италии возникали крупные скотоводческие хозяйства.

По мере того, как земледелие утрачивало свое главенствующее значение в экономической жизни Рима и всей Италии, на передний план все более выступал денежный капитал. Это подтверждается тем, что на смену старой медной монете (ассу) с 269 г. до н.э. появляется серебряная монета - денарий (равная 10 ассам). Наряду с денарием чеканится и более мелкая монета - сестерций (равный 1/4 денария), а во времена Цезаря была введена золотая монета aureus, равная 100 сестерциям. Денежный капитал прежде всего накапливался в Риме в виде военной добычи, так как римляне обычно конфисковывали казну покоренных государств и народов. Пока Рим имел дело со своими небогатыми соседями, военная добыча была не столь велика. После покорения богатых заморских стран (Сицилии, Африки, Малой Азии, Сирии), где имелись огромные сокровища, Рим оказался переполнен награбленным золотом и драгоценностями. Большая часть этих богатств не попала в государственную казну, но оказалась в руках наиболее предприимчивых личностей, среди которых было немало представителей высшей знати, но много и т.н. "новых людей". Крупные состояния появляются у наместников провинций - проконсулов и пропреторов. Имея в провинции неограниченные полномочия, они пользовались ими в своих собственных интересах. Под их покровительством в провинциях действовали представители всаднического сословия, а также богатые люди из числа плебса, вольноотпущенники, которые брали на откуп сбор провинциальных налогов, государственные рудники, открывали банкирские и торговые предприятия.


Вследствие всего этого Рим превратился в центр мировой торговли, в городе кипела коммерческая жизнь, здесь стали развиваться сложные банковские операции, появились крупные банкиры, в товарно-денежный оборот включились разнообразные произведения ремесленников. В ремесленных и банкирских предприятиях пролетаризированные слои римских граждан практически не участвовали. Весь необходимый низший рабочий персонал в них состоял из рабов или вольноотпущенников. Многие из этих людей занимали и более ответственные должности в этой системе: они возглавляли филиалы банков и торговых домов, были капитанами торговых кораблей. Граждане, лишенные средств к существованию, неспособные обеспечивать себя, требовали обеспечения своего существования за счет государства. Быстро рос слой городского и сельского люмпен-пролетариата, который нуждался в бесплатном или дешевом хлебе, масле, вине и других продуктах; в Риме все более популярным становился лозунг, который исходил прежде всего от этой массы людей: “хлеба и зрелищ!” Значительная часть граждан пополнила ряды неоплатных должников.

Таким образом, к концу республики Рим столкнулся с серьезными социальными проблемами. Правительство республики пыталось проводить соответствующие реформы, пытаясь исправить положение. Были снижены проценты по долгам с 8% до 4%, но затем пришлось поднять разрешенную ставку до 12% годовых. Чтобы разрешить аграрный вопрос, предпринимались (в частности, в ходе реформ братьев Гракхов) попытки восстановить неотчуждаемость частных владений в пределах ager publicus и административным путем восстановить мелкие и средние крестьянские хозяйства. Но повернуть колесо истории насильственным путем невозможно. Частная собственность в Риме существовала с середины V в. до н.э. и была под защитой закона, отказаться от нее было уже невозможно. Наделы мелких собственников, полученные от государства, вновь поступали в продажу, и пропасть между богатством и бедностью все более углублялась.

В политической организации общества, по мере того, как Рим выходил за рамки civitas, т.е. городской гражданской общины, и становился столицей огромной державы, возникали труднопреодолимые противоречия. Раньше всего это проявилось в провинциях, затем сказалось и в самом Риме. В частности, краткосрочность правления магистратов была удобной и эффективной лишь до тех пор, пока Рим оставался небольшим городом-государством, но в новых условиях годичный срок магистратуры оказывался тормозом в развитии искусства управления. Отсутствие точного разграничения компетенции, право вето, которым пользовались магистраты в отношении решений друг друга, вносили путаницу в систему организации власти. Новые задачи управления обществом теперь требовали, чтобы должностные лица имели специальную подготовку. В Риме же для избрания в магистраты этого не требовалось. В этой ситуации в конце республики сенат старался усилить свою власть, а магистраты, обладающие сильной волей и более или менее широкой политической программой, стремились продлить срок своего пребывания в должности.


Народные собрания в Риме имели характер не представительного учреждения, а массовой сходки: каждый гражданин должен был принимать в них участие непосредственно и лично. Пока Рим оставался городом-государством, такое положение было вполне нормальным. Но когда Рим превратился в центр мировой державы, решения собрания граждан уже не выражали интересы всего населения государства. К этому следует добавить, что в Риме, где скапливалась масса пролетаризированного населения, деморализованного и развращенного праздностью и подачками, в народных собраниях всё чаще большинство составляли люди именно подобного рода. Нередко собрания сопровождались потасовками и даже вооруженными столкновениями. По этой причине они быстро теряли свой авторитет и уже в начале империи прекратили своё существование.

К началу I в. до н.э. изменила свой характер и римская армия. Из всеобщего гражданского ополчения, состоявшего преимущественно из мелких и средних земельных собственников, она превратилась в профессиональное войско. Теперь солдат служил долгие годы, причем нередко под командой одного и того же военачальника. Такой воин связывал надежды на будущее прежде всего с перспективами военной и политической карьеры своего полководца, который давал солдатам военную добычу, деньги и добивался выделения для них земельных участков по окончании службы. В руках честолюбивых военачальников подобная армия легко могла стать орудием в борьбе за власть, что и случалось неоднократно в последние десятилетия республики. Первым использовал вооруженную силу для захвата власти Луций Корнелий Сулла, который был диктатором Рима в 80 - 79 гг. до н.э., затем Гай Юлий Цезарь, разгромив своих противников в гражданской войне 49 - 45 гг. до н.э., стал единовластно править Римской державой в качестве “диктатора на вечные времена”, но был убит заговорщиками в 44 г. В итоге длительных междоусобных войн, последовавших за смертью Цезаря, власть взял в свои руки его приемный сын Октавиан, который получил от сената почетное имя “Август” (“священный”). На этом период гражданских войн закончился, но за установление прочного мира в государстве римлянам пришлось заплатить дорогую цену: республиканский строй был заменен новым режимом, основанным на принципе единовластия.