Файл: Билеты к экзамену по курсу Священное Писание Ветхого Завета (Пятикнижие)1 Билет Название книги Бытия в еврейской и христианской традиции. Время, место и цель написания. Композиция книги и общее содержание.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 31

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


3. ОТКАЗ ЕДОМА ПРОПУСТИТЬ ИЗРАИЛЬ (20:14-21). 20:14-17. Остановка в Кадесе была короткой, так как Моисей стремился поскорее достичь Ханаана. Обратился Моисей к Царю Едомскому как к брату, поведав ему историю Израиля. Затем Моисей обещал, что если Израилю будет позволено пройти территорией Едома, то они будут строго держаться царской дороги и не будут ни есть ни пить за счет едомлян (ст. 17).

20:18-21. Эта просьба не встретила, однако, доброжелательного отклика. Царь Едома не разрешил им идти дорогой, которая вилась по узким горным ущельям, и которую, следовательно, легко было перегородить и защитить. Снова Моисей обратился к Царю, но уже предложил платить за воду.
Но опять его просьба была отвергнута, и, чтобы продемонстрировать серьезность своих намерений, царь Едома выслал войска — перехватить израильтян. Обескураженный, Израиль пошел в сторону от него.

4. СМЕРТЬ ААРОНА (20:22-29). Отойдя от Кадеса, Израиль подошел к горе Ор. После того, как по повелению Господа Моисей, Аарон и Елеазар поднялись на гору Ор... Аарон... умер там... на вершине горы. Его священнические одежды и полномочия были переданы его сыну Елеазару. Аарон должен был умереть, потому что ему не разрешено было войти в Ханаан — по причине происшедшего у Меривы (ст. 12, 24). И оплакивал Аарона весь дом Израилев тридцать дней.

Медный змий (21:4-9). 2. ЯДОВИТЫЕ ЗМЕИ (21:4-9). 21:4-5. убедившись, в невозможности проникнуть в Ханаан с юга, они отправились путём чёрного моря. Должно быть, обескураженный изменением маршрута, народ стал роптать не только по этому поводу, но и из-за долгого пребывания в пустыне, недостатка воды и "этой негодной пищи" (т. е. Манны).

21:6-9. В гневе послал Господь на народ ядовитых змей, и умерло множество людей от их укусов. Тогда народ попросил Моисея заступиться за них, что он и сделал. И получил Повеление от Господа, чтобы все ужаленные устремили взгляд на медного змея, которого следовало отлить и поднять высоко, "выставив на знамя". Поступившие так исцелялись. Ибо глядели на змея с верой (ср. Иоан. 3:14-15).

Билет 7.

1. Избрание Богом Ноя (Быт. 6:5-13). Строительство ковчега (Быт. 6:14-7:5). Всемирный Потоп (Быт. 7:6-8:19). Завет с Ноем (Быт. 8:20-9:19). Грех Хама (Быт. 9:20-23). Пророчество Ноя о сыновьях (Быт. 9:24-27).

Первое упоминание о Ное делается в пятисотлетнем возрасте (Быт 5:22), а потоп пришел, когда ему было 600 лет, то есть через сто лет.


Ной же обрел благодать пред очами Господа [Бога] за свою праведность (Быт. 6:8).

И раскаялся Господь, что создал человека «Раскаяние» Творца — не равнозначно раскаянию «твари» (человека), которое подразумевает внутреннюю перемену ее и отказ от того, чему следовал прежде. Ибо Господь «не изменяется» (Мал 3:6). Здесь слово «раскаялся» служит передаче крайнего сожаления Его о том, что создал человека на земле, сознательно и упорно злоупотребляющего данной ему свободой воли.

И решил уничожить людей Господь.

Бог послал на нечестивых катастрофу (это и было Его судом) — с тем, чтобы положить на земле начало новой жизни, и начать ее с заключения завета.

Бог повелевает Ною построить ковчег (Быт. 6:14-16). Устройство ковчега и еврейские меры длины. Наиболее значимые сооружения, в частности храмовые постройки и принадлежности измерялись царским локтем. Отсюда нетрудно перевести размеры ковчега в метрическую систему: длина — 150 метров, ширина 25 метров, высота 15 метров. Он был прямоугольный, представлял собой ящик колоссальных размеров, пригодный для неуправляемого длительного плавания. Судно имело три палубы, названные в русской Библии жильем.

«В локоть сведи его вверху» (Быт. 6:16). Либо ковчег сужался кверху на один локоть, либо имел двухскатную крышу.

Всемирный потоп (Быт. 7-8). По окончании постройки ковчега Господь повелел Ною войти в ковчег и взять с собою чистых животных по семи, а нечистых по два (Быт.7:1-4).

После того, как все приготовления были закончены, и люди и животные вошли в ковчег, начался потоп. Итак, сорок дней и сорок ночей шел проливной дождь.

Естественно, все жившее на земле погибло. Жизнь сохранилась лишь в пучине морской.

Ной выпускает птиц — ворона и голубя, чтобы узнать, состояние земли. В шестьсот первом году, в первый день первого месяца жизни Ноя, земля осушилась (Быт. 7:13), а в 27-й день второго месяца, по поведению Господа, Ной вышел из ковчега (Быт. 7:14-18). В благодарность за спасение, Ной устроил жертвенник Господу и принес на нем жертву (Быт. 7:20). Милостиво приняв жертву, Господь высказал Свое определение, что Он не будет более поражать землю за грехи человека, что в будущем строй и порядок мира не будет нарушаться явлениями, подобными потопу (Быт. 7:21-22).

Послепотопный завет с Ноем (Быт. 9).

Бог повелел Ною плодиться, размножаться и наполнять землю, как некогда повелел это Адаму. Ною, как и Адаму, предстояло владычествовать над миром животных, которые должны были стать источником их повседневной пищи, наряду с пищей растительной; запрещено было лишь употребление в пищу крови.

С возобновлением начала жизни, олицетворением которого явился Ной, предложен был завет, предусматривавший обязательства со стороны человечества и обетование со стороны Бога, авет этот был дан для обеспечения устойчивости в природе и стабильности и порядка в мире. Людям предстояло узнать, что они нуждаются в законе, стоящем на страже жизни, и что впредь зло не должно оставаться безнаказанным. Так было положено начало управлению тем обществом, в котором им предстояло жить.

Грех Хама (Быт. 9:20-27). В описываемом эпизоде Ной не совершает

предосудительных поступков, выпи вина, он опьянел и ушел в шатер к жене. Жилище неприкосновенно: никто не имеет права войти сюда без разрешения хозяина, поэтому здесь человек может расслабиться, раздеться, раскрыться, принять вольный вид и так далее.

Хам увидел наготу отца своего (стих 22), войдя в шатер, где тот, напившись вина, лежал обнаженным. У древних, однако, даже и увидеть своего отца нагим являлось тяжелым нарушением семейной этики.

В описываемой ситуации была, следовательно, нарушена священность семейных устоев, и отец, олицетворявший силу и власть, стал посмешищем. Хам, по-видимому, нечаянно стал свидетелем позора отца, но то, что он сделал затем, было вполне осознанным поступком: он вышел из шатра и, словно бы торжествуя, рассказал об увиденном двум братьям своим.

Формально Сим и Иафет тоже нарушают неприкосновенность жилища отца, но в данном случае им не выносится никакого осуждения, даже наоборот. Они поступили так, как должны были поступить, чтобы прекратить разговоры относительно состояния отца. (Быт. 9:23).

«Ной проспался от вина своего и узнал, что сделал над ним меньший сын его, и сказал: проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих» (Быт. 9:24-25). Ной не проклинает Хама, почитая данное ему благословение Божие (Быт. 9:1). Ной предвидел, что грубая чувственность и распущенность, проявленные его сыном Хамом, более полно разовьются в Ханаане, одном из четверых сыновей Хама.

Слова «благословен Господь Бог Симов» (Быт. 9:26) являются мессианским пророчеством. Мессия должен родиться от Сима. В ближайшей исторической перспективе в потомстве Сима сохранится истинное богопочитание. Потомки Иафета заселили большую часть земного шара. Под вселением в шатрах Симовых надо понимать в религиозном отношении принятие истинной веры иафетитами (Быт. 9:27). Пророчество о рабстве Ханаана Симу осуществилось при завоевании Земли обетованной Иисусом Навином, обращении в рабство жителей Гаваона, а затем и других хананеев, а рабство Иафету — при завоевании Александром Македонским Финикии: Тира, Сидона, при пунических войнах, так как Карфаген был финикийской колония.



2. История пророка Валаама. Его пророчество о Спасителе (Числ. 22-24 гл.)

Израиль захватил и взял под свой контроль всю Трансиорданию между горой Ермон (Втор. 3:8) и р. Арнон, а на востоке — до самой аммонитской земли. После этого евреи беспрепятственно двинулись к равнинам Моава, готовясь к нападению на Ханаан.

IV. Моавитяне и Валаам (22:2-25:18). А. Тяжелое положение Моава (22:2-4а). 22:2-4а. Когда Валак, царь Моава, увидел, что сделал Израиль с Аморреями, то пришел в ужас и сам, и народ его, и стали они искать выхода из обстоятельств, которые, как им казалось, грозили им неотвратимой гибелью. Однако напрасно боялся Валак — ведь Моавитяне, будучи близкими евреям по крови (ср. Быт. 19:26-37), так же, как и аммонитяне, не подлежали нападению со стороны Израиля. Фактом является то, что Господь недвусмысленно открыл ему через Моисея, что всячески должен избегать вражды с едомлянами (Втор. 2:5-6), моавитянами (Втор. 2:9) и аммонитянами (Втор. 2:19).
Они были отдаленно связаны родством с Израилем, так что, бояться им нечего.

Б. Обращение за помощью к Валааму (22:4б-20)
22:4б-5. Валак знал, что Израиль значительно превосходит его в силе, чтобы он мог нанести ему поражение в войне, а потому решил обратиться к известному прорицателю (ср. 24:1; Иис. Н. 13:22) Валааму, сыну Веорову, чтобы наслал проклятия на Израиль.

22:6-8. В числе прочего этим прорицателям или волхвам приписывалась действенная сила проклятий. Произнося их в адрес намеченных жертв, они прибегали к какому-то особому языку, пользовались предназначенными на этот случай формулировками, и проклятия так или иначе действовали.

И вот Валак попросил Валаама прийти в Моав и произнести проклятие на Израиля, которое, по крайней мере, настолько бы ослабило его, чтобы ему можно было нанести поражение. Валак признал репутацию Валаама как человека, чьи благословения и проклятия действительно имели силу. Приняв посланных к нему царем, Валаам просил их провести ночь у него, чтобы дать ему время испросить воли Господней на этот счет. Валаам выразил намерение вступить в контакт с Богом.

22:9-12. Господь явился к волхву и и предупредил его, чтоб не поступал во просьбе Валака и не вздумал проклинать Божий благословенный народ.

22:13-20. Вняв предупреждению Господню, Валаам сказал посланцам Валака: пойдите в землю вашу; ибо не хочет Господь позволить мне идти с вами. Но Валак, упорствуя, направил к нему посланцев еще более знаменитых, которые и повторили просьбу царя, а чтобы она прозвучала как можно убедительней, пообещали волхву большое вознаграждение. Но Валаам снова отказался идти с ним, сколько бы золота и серебра ему не предложили.