Файл: Чесноков, Н. И. Оптимизация решений при разработке урановых месторождений.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 153
Скачиваний: 0
Двухклетевон подъем полезного ископаемого с гори зонта является примером двухкапальной системы.
Если поток требований превышает возможности соот ветствующих каналов обслуживания, образуются оче реди (рис. 17). Требования па обслуживание очереди выбирают в соответствии с совокупностью правил, фор мулирующих дисциплину очереди.
Канады о5служи8ания
Входящий
поток
оО О О О О О
Р и с. 17. Общая схема систем массового обслуживания.
Методы теории массового обслуживания в последнее время находят все большее применение при решении за дач оптимизации сложных систем. Успешно использу ются указанные методы и для решения горнотехнических задач. В частности, теория массового обслуживания успешно используется для расчетов п выбора рациональ ных режимов и условий эксплуатации комплекса шахт ных механических систем в их взаимодействии с горно техническими параметрами добываемого рудного сырья.
Можно утверждать, что работоспособность шахтного технологического комплекса зависит от числа отказов его механических систем, а также от числа отказов по горнотехническим причинам. Поэтому расчеты опти мальных режимов и выбор рациональных условий экс плуатации такой системы могут производиться с ис
пользованием методов теории |
массового обслуживания |
в сочетании с методами теории |
надежности и вероят |
ностно-статистическими методами, позволяющими сум мировать влияние указанных отказов на эффективность функционирования системы и выражать это влияние че рез обобщающие показатели.
Функционирование сложных механических систем и шахтных комплексов характеризуется суммой чередую
221
щихся периодов активности (полезной работы) п сбоев (простоев), связанных с различного рода отказами.
Отказы и простои сложных комплексов шахтного оборудования в их взаимодействии с горнотехническими параметрами добываемого рудного сырья связаны как с механическими поломками, так и с признаками горно технического характера в виде необходимости дробле ния негабаритов, зависании горной массы при ее исте чении из выпускных отверстий, поломок крепи горным давлением или при взрывных работах, ухудшении сани тарно-гигиенических условий труда за допустимые пре делы и др. Кроме того, перерывы в работе шахтных механических комплексов связаны с ожиданием поступ ления горной массы и прочими организационными фак торами. Поэтому количественную взаимосвязь периодов функционирования элементов сложных шахтных меха низированных комплексов можно описать с помощью методов теории массового обслуживания, а также ис пользовать эти методы для решения широкого круга задач оптимизации численного состава п режимов экс плуатации шахтных механических систем.
К сложным системам шахтных механизированных комплексов относятся механические устройства очистных блоков, внутришахтного транспорта, включая автомати зированные устройства подземных рудосортировочных контрольных станций, опрокиды, компенсаторы высоты, конвейерные линии, бункерные устройства, шахтный подъем, оборудование поверхностных шахтных комплек сов и т. д. по всей технологической цепи производства уранодобывающих предприятий вплоть до отправки то варного концентрата потребителям. Увязка технологиче ских звеньев горнорудного производства на основе характеристик надежности применяемых механических устройств, машин и механизмов и оптимизация режимов их функционирования по соответствующему экономиче скому критерию представляют значительный производст венный интерес. Задачи оптимизации сложных систем такого рода могут решаться с использованием методов теории массового обслуживания.
Теория массового обслуживания может быть эффек тивно использована при расчетах, связанных с опреде лением объемов подземных и поверхностных бункерных устройств с учетом вероятности их нахождения в загру женном или свободном состоянии [16, 40].
222
В качестве системы массового обслуживания может быть рассмотрена система подземной добычи руды на руднике, в которой добытая рудная масса в единицу времени (за смену) представляет поток требований, а комплекс машин, механизмов и механических устройств очистных блоков — обслуживающие аппараты. Поль зуясь этим принципом, можно определить вероятность отказа механических устройств, машин и механизмов в обслуживании потока требований (потока добывае мого полезного ископаемого), что равноценно вероятно сти потерн части производительности очистного блока
вединицу времени. В свою очередь это позволяет опре делить вероятность безотказного обслуживания потока требований (потока добываемого полезного ископаемого
впроцессе добычи) забойными механическими устройст вами, а также оценить надежность комплекса забойного
механического оборудования и определить необходимый резерв.
Математическая формулировка задач массового об служивания включает сумму двух видов потерь — от ожидания обслуживания и от простоя средств обслужи вания.
Некоторые несложные задачи могут быть сведены к математическим моделям в форме окончательных ана литических зависимостей. Большинство же систем мас сового обслуживания в общем виде описывается диффе ренциальными уравнениями в частных производных.
Законы, определяющие моменты поступления требо ваний в систему и время обслуживания, носят характер некоторых распределений вероятностей. Математический аппарат теории массового обслуживания наиболее раз работан и успешно используется для решения задач оптимизации сложных систем при случайном (пуассо новском) потоке требований и экспоненциальном рас пределении времени обслуживания [43, 56].
В соответствии с пуассоновским характером распре деления требования иа обслуживание с равной вероят ностью могут поступать в любой момент времени неза висимо от времени, прошедшего с момента поступления предшествующего требования.
Допущение об экспоненциальном законе распределе ния времени обслуживания значительно упрощает мате матический аппарат, применяемый для оптимизации си стемы.
2 2 3
Рассмотрим примеры использования теории массо вого обслуживания при решении вопросов разработки урановых м ееторождеили.
Пример. При разработке мощного рудного тела си стемой с открытыми камерами и самоходным оборудо ванием руда грузится подземными экскаваторами в самоходные вагоны, которые транспортируют ее до раз грузочного пункта. Один экскаватор обслуживает не сколько самоходных вагонов (обслуживание по закры
тому циклу). Зададимся |
следующими условиями: среднее |
|||
время загрузки одного |
вагона |
/т>гр = 2 |
мин, |
время пол |
ного репса самоходного |
вагона |
/,, = 20 |
мин, |
поток требо |
вании па загрузку вагонов подчиняется пуассоновскому закону распределения, время обслуживания — экспонен
циальному.
Задача — определить оптимальное количество само ходных вагонов, обслуживающих один экскаватор, при котором их простои в ожидании погрузки и простои экс
каватора были бы минимальными. |
очереди |
Обозначим среднее время погрузки (длина |
|
на обслуживание) через А'І| и среднее время |
простоя |
экскаватора через /ѴІ2: |
|
т |
(4.26) |
J) (k - n ) P k, |
|
I |
|
УІ(н - А ’)Р л„ |
(4.27) |
іг\ |
|
здесь in — максимально возможное количество требова нии в системе; k — число требований (текущее), находя щихся в системе; п — число каналов обслуживания (чис ло экскаваторов); Р/{ — вероятность того, что в системе находится /г требований:
Р, |
яг! |
|
X |
(4.28) |
пк~ 1 п\ (т — /г)! |
|
V ) р . |
||
п р и /г > п , |
|
|
к |
|
|
яг! |
X |
(4.29) |
|
Р* = /г! (яг — /г)! |
у |
Л, |
при k < п,
где 7. — интенсивность потока требований; у — интенсив ность обслуживания; Р0— вероятность того, что в систе ме 0 требований (экскаваторы простаивают).
224
Интенсивность потока требований в рассматривае мом примере
Я = =-!— = |
= 0,05, |
1 репс |
20 |
интенсивность обслуживания (погрузки)
1 |
1 |
„ _ |
V = - — |
= — = 0,о. |
|
Погр |
2 |
|
Вероятность того, что в системе 0 требований:
|
|
|
1 |
|
|
|
■ |
р |
0 |
— |
W3 |
г |
|
|
|
|
|
т |
1 |
|
|
|
ІІ=ГІ-\\
т\ |
( % V |
|
|
|
|
kl ( т — /г)! |
|
|
ml |
4 X \ * |
(4.30) |
|
|
В рассматриваемом примере примем п = 1 (в работе один экскаватор).
Для последующих расчетов удобно воспользоваться следующими рекуррентными соотношениями (в преобра зованной форме):
рк _ |
а - |
|
|
{ х У' • |
|
Ра |
к |
пА’—1п! (т— ft)! \ V / |
’ |
||
|
> |
|
= «0 = |
1, |
|
|
~0 |
|
|
|
|
|
ak = f{ak_,). |
|
|||
Найдем зависимость |
|
к к~п—і |
|
|
|
|
X |
п(!ш — к + |
1)! |
||
ml |
I |
п |
|||
|
V |
|
|
|
|
Ofc- 1 |
|
|
|
X \ * - і |
|
|
пк—”п\ (т— ft)! ml |
|
тогда
■ к + I X |
при /г>п, |
— ak_ 1 |
(4.31)
(4.32)
(4.33)
(4.34)
(4.35)
15 Н. И. Чесиокоп ч др. |
225 |
Ö* = |
іи— k -j- 1 1 |
|
. , |
. |
(4.36) |
|
к |
V |
|
|
|
||
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
||
Поскольку |
|
Hl |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
(4.37) |
|
|
Л , 4 ~ 2 Р* = |
1 |
|
|||
|
|
|
||||
и из равенства (4.31) |
|
|
|
|
|
|
|
Pk = |
|
|
|
(4,38) |
|
|
|
|
|
|
||
имеем |
|
in |
|
|
|
|
|
р а-f |
ацро = |
|
|
(4.39) |
|
|
2 |
1> |
|
|||
|
|
к—1 |
|
|
|
|
|
р |
|
* |
|
|
(4.40) |
|
|
1+ 2 |
|
|
|
|
|
|
|
Л—I |
|
|
|
Для обслуживания экскаватора может находиться в |
||||||
работе некоторое конечное |
число |
т самоходных |
ваго |
нов. В рассматриваемом примере зададимся значениями
ш = 4-Н2. |
Необходимо определить значения ак и Рк при |
|||||
/г = 0, 1, . . |
т для каждого значения т. Результаты рас |
|||||
четов сведены в табл. 53. |
|
|
|
|
||
Получив значения |
Рк для |
каждого |
значения |
т и |
||
пользуясь |
выражениями (4.26) |
и |
(4.27), |
можно |
найти |
|
значения |
Mt и М2. |
Результаты |
расчетов сведены в |
табл. 54. Анализ приведенных значений показывает, что с возрастанием числа обслуживающих экскаватор само ходных вагонов т длина очереди на погрузку ЛД возра стает, а время простоя экскаватора М2 сокращается.
Введя в расчет условные экономические оценки стои мости простоя экскаватора 5 ' и самоходных вагонов S'D и подсчитав суммарную стоимость потерь от ожидания погрузки и простоя для каждого из т, можно опреде лить такое сочетание экскаватора и самоходных ваго нов, при котором сумма потерь будет минимальной:
Sd4- Sa -у min, |
(4.41) |
|
S3 = |
M2Sl, |
(4.42) |
Sß= |
MjSi |
(4.43) |
226