Файл: Сулейманова, Ф. Г. Композиции присадок к моторным маслам из бакинских нефтей.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 129
Скачиваний: 0
ново масла три относительно высокой температуре и оценке степени старения масла за период опыта. Испытуемое масло в количестве 150 г нагревают до 80 ± 2° С. Главной состав-1 ной частью нагревающего аппарата является съемная поли рованная с двух сторон трубка из нержавеющей стали со стенками толщиной от 0,5 до 1 мм, длиной 350 мм и внутрен ним диаметром 30 мм, которая закреплена в масляной бане и имеет нагревательный элемент, обеспечивающий нагрев
трубки до 250 ± |
1° С. |
потоком подается с помощью насоса |
Масло постоянным |
||
из сборника и |
через |
разбрызгивающую головку, враща |
ющуюся. со скоростью 1000 об/мин, поступает в съемную трубку. Равномерно распределяясь по горячей внутренней* поверхности испытательной трубки, оно стекает вдоль нее обратно в емкость. Скорость циркуляции масла 0,7 г/мин, продолжительность испытания 12 часов. Проходящий по ис пытательной трубке воздух способствует быстрому и равно мерному окислению масла в тонком слое. Оценочными показателями качества масел после окончания испытания являются: а) количество лаковых отложений, определяемое по привесу испытательной трубки; б) испаряемость масла; в) увеличение вязкости, коксуемости и кислотного числа окисленного масла.
Указанные лабораторные методы оценки качества сма зочных масел преследуют цель отбора наиболее эффектив ных образцов масел и присадок по функциональным свой ствам и доведения их до требуемого уровня, предполагая дальнейшую проверку их в условиях работы двигателя. По лезность объективных лабораторных методов испытаний состоит также в их применимости для оценки масел или при садок с неизвестной эксплуатационной характеристикой. Основной задачей при разработке лаборатарных методов оценки качества масел является создание режима, дающего возможность корреляции с результатами моторных испыта ний. Однако лабораторные методы оценки эксплуатационных свойств 1'масел и тем более их классификация без проведения моторных испытаний не могут быть окончательными.
МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ СВОЙСТВ СМАЗОЧНЫХ МАСЕЛ В СССР
До настоящего времени в Советском Союзе оценка ка чества смазачных масел и присадок к ним производится по следующей схеме:
1. Лабораторный анализ для определения физико-хими ческих свойств смазочных масел согласно требованиям ГОСТа. Этот этап позволяет определить отдельные свойства при исследовательских работах, в процессе производства
1-4 |
49 |
или хранения смазочных масел с целью контроля за их ка чеством.
2. Предварительная оценка эксплуатационных свойств смазочных масел и присадок на безмоторных установках. На этом этапе оцениваются отдельные функциональные качества смазочных масел (коррозионность, моющие свойства, термоокмсляемость, износные свойства и т. д.) на различных типах лабораторных машин и аппаратов. Результаты таких иссле дований позволяют довести отдельные качества масел до требуемого уровня и отобрать лучшие образцы опытных масел и присадок для дальнейшей проверки их качества в условиях работы двигателя.
3. Оценка эксплуатационных свойств масел и присадок в условиях работы двигателя. В зависимости от назначения масел и присадок испытания проводятся на соответству ющих карбюраторных и дизельных двигателях, при кратко срочном и длительном режимах в стендовых условиях.
Результаты моторных испытаний позволяют определить работоспособность испытуемого образца масла по противоизносным, антикоррозийным и антинагарным свойствам.
4. Оценка качества смазочных масел и присадок в усло виях опытной эксплуатации. На этом этапе смазочные масла и присадки проходят длительное испытание в эксплуатаци онных условиях, по результатам которых окончательно опре деляются качество и пригодность испытуемых образцов для конкретных типов двигателей. На основании результатов этих испытаний разрабатываются соответствующие стандар ты на смазочные масла.
Остановимся на основных методах лабораторных иссле дований и испытаний, получивших наибольшее распростра нение в научно-исследовательских организациях, в промыш ленности и на транспорте COOP.
ЛАБОРАТОРНЫЕ МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКИХ СВОЙСТВ СМАЗОЧНЫХ МАСЕЛ И ПРИСАДОК
В условиях работы двигателя под влиянием различных факторов физико-химические свойства смазочных масел (цвет, вязкость, коксуемость, зольность, кислотное число, содержание механических примесей и т. д.) с первых же часов работы изменяются. Степень их изменения зависит от ряда факторов, в числе которых не последнее место занимает качество самого масла. При этом масла, обладающие доста точной стабильностью, в процессе работы двигателя претер певают ютносительн'О меньшие изменения своих первоначаль ных качеств.
50
При разработке технологии производства' новых сортов' смазочных масел или синтеза новых присадок необходимо, чтобы физико-химические свойства моторных масел для транспортных поршневых двигателей отвечали требованиям ГОСТа. В соответствии с этими требованиями опытный обра зец масла или масла с присадками направляется на анализ по следующим константам:
кинематическая взкость при 100 и 50 0 С, сст; |
, ,г\ |
|
кислотное число, мг КОН на 1 г масла; |
|
|
коксуемость, %; |
|
|
зольность, %; |
|
|
температура вспышки, С°; |
|
|
„ |
застывания, С°; |
|
содержание водорастворимых кислот и щелочей, %.
Оценка функциональных свойств масел и присадок в лабораторных условиях
Для оценки отдельных функциональных свойств масел и различных типов присадок в настоящее время в СССР широко применяются следующие виды лабораторных испытаний:
методы опенки моющих и диспергирующих свойств;
»термоокислительной стабильности;
»коррозионной агрессивности;
»противовзносных свойств;
»способности нейтрализовать кислые продукты в окис ленном масле;
»низкотемпературных свойств;
»определения степени чистоты масел и присадок.
Методы оценки моющих свойств масел и присадок
В процессе работы двигателя за -счет полимеризации продуктов неполного сгорания топлива и окисления в картер ном масле образуются осадки, которые частично отлагаются на поверхности деталей в виде лака и нагара, загрязняют их и нарушают нормальную работу двигателя. Для предот вращения этого явления в смазочные масла добавляют детергентно-дисиергирующую и моющую присадки. Образо вавшиеся в процессе работы двигателя не растворимые в масле осадки указанными присадками диспергируются и со храняются -в масле в мелкодисперсном состоянии, предотвра щая тем самым отложение нерастворимых осадков на дета лях двигателя.
Для оценки эффективности моющих и диспергирующих присадок в СССР широкое применение нашел метод ПЗВ. разработанный Папок, Зарубиным и Виппером (ГОСТ
5726-53).
51
Оценка склонности масла с присадкой к образованию лака или моющих свойств масел производится по цвету бо ковой поверхности поршня, по цветной шкале от 0 до 6 бал лов. Балл, равный нулю, соответствует совершенно чистому поршню, а балл 6 — максимальному покрытию поршня ла ковыми отложениями черного цвета. Испытание проводится на специальной одноцилиндровой четырехтактной установке с диаметром цилиндра 52 мм. Кривошипно-шатунный меха низм приводится в движение от электромотора, при этом число оборотов коленчатого вала п = 2500 об/мин. Количе ство испытанного образца масла равно 250 см3, продолжи тельность испытания два часа. Как правило, все базовые масла из бакинских и восточных нефтей на установке ПЗВ оцениваются в 4—5 баллов, добавка присадок к маслам улучшает их моющие свойства, доводя балл до 0—2,5.
Подробные сведения об установке ПЗВ и режиме испы тания указаны в ГОСТе 5726-53 «Масла смазочные с при садками. Метод определения моющих свойств». Этот метод широко применяется в работах ИХП по синтезу различных присадок, проводимых под руководством акад. А. М. Ку лиева. Наличие закономерности между подвижностью порш невых колец и отложениями лака в процессе работы двига телей подтверждает объективность данного метода. Много численные испытания автолов АС-6 и АС-10 из бакинских и
восточных сернистых нефтей в смеси с 10% присадки СБ-3, |
|||||
ск-з и 5% |
присадки АзНИИ-8 |
(состоящей |
из смеси при |
||
садки АзНИИ-7 |
и СБ-3 в соотношении |
1 :1 ), |
давшие по ме |
||
тоду ПЗВ |
балл |
соответственно |
0,5 и |
1,0, при стендовых и |
эксплуатационных испытаниях на двигателях ГАЗ-51 и ЗИЛ150 обеспечили чистоту деталей двигателя, полную подвиж ность поршневых колец и минимальный износ всего двига теля.
Масла Д-11 из бакинского и восточного сырья в смеси с 8% присадки БФК, имеющие оценку моющих свойств по ПЗВ 0,5 балла, также обеспечили чистоту деталей, полную подвижность поршневых колец и снижение износа деталей тракторных двигателей Д-40, КДМ-46, СМД-14 в стендовых и эксплуатационных условиях. Присадка АзНИИ-5 в коли честве 3% в смеси с автолами и присадка АзНИИ-7 в коли честве 3—5% в смеси с дизельными маслами Д-11 из бакин ского и ДС-11 из восточного сырья, имеющие оценки моющих свойств по методу ПЗВ 2—2,5 балла, в стендовых и эксплуатационных условиях не обеспечили чистоты деталей двигателя и подвижности поршневых колец на уровне при садок СБ-3, СК-З, БФК-1 и их композиций.
Композиция присадок СБ-3 и БФК-1 в соотношении 40:60% в смеси с дизельными маслами Д-11 и ДС-11, обла дающими моющими свойствами, оцениваемыми в 0,5 балла
52