Файл: Сулейманова, Ф. Г. Композиции присадок к моторным маслам из бакинских нефтей.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 131
Скачиваний: 0
по ПЗВ, также обеспечила чистоту деталей, подвижность колец и минимальный износ автомобильного двигателя ЯАЗ204 при работе на сернистом топливе.
Многочисленные длительные стендовые и эксплуатацион ные испытания показали .нормальное соответствие результа тов испытания масел с присадками по их моющему эффекту на установке ПЗВ реальным условиям работы транспортных двигателей внутреннего сгорания. Появление теплонапря женных двигателей потребовало разработки более эффек тивных присадок и применения их к смазочным маслам в больших концентрациях (до 20%). В этих условиях чувстви тельность метода ПЗВ оказалась недостаточной и дефференцировать присадки по их эффективности при этом практи чески невозможно.
В целях повышения чувствительности метода оценки моющих свойств на установке ПЗВ авторами был ужесточен режим испытаний за счет увеличения зазоров между канав ками поршня и поршневыми кольцами, зазора в стыке колец
и |
за счет удлинения продолжительности испытания с 2 до |
6 |
часов. Опыт применения ужесточенного метода показал, |
что он более четко дифференцирует присадки по их моющим и диспергирующим свойствам. В последнее время в , иссле довательских работах применяется ряд лабораторных мето дов, позволяющих косвенно оценивать эффективность дей ствия моющих присадок. Остановимся на некоторых из них.
МЕТОД ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ МОЮЩИХ ПРИСАДОК ПО МОЮЩЕМУ ПОТЕНЦИАЛУ
Этот метод разработан проф. К. К- Папок с сотрудни ками и базируется на механизме действия моющих присадок. По мнению большинства исследователей, действие моющих присадок сводится в основном к защите дисперсной фазы, образующейся в результате окисления масла и загрязнения его продуктами неполного сгорания топлива, а также укруп нения частиц.
При работе двигателя на масле с моющей присадкой образовавшиеся не растворимые в масле частицы находятся
втонко1диопергирова!нном состоянии. Таким образом моющая присадка придает смазочному маслу .способность удерживать
всебе во взвешенном состоянии сажистые частицы, твердые продукты окисления масла и другие не растворимые в масле
вещества, препятствуя их осаждению и предохраняя детали двигателя от загрязнения.
Метод определения эффективности моющих присадок основан на окислении масла в толстом слое при высокой температуре и в присутствии загрязнителя (эталонного веще-
53
ств-а), образующего в этих условиях дисперсную фазу. Сте пень дисперсности частиц, образующихся три окислении эталонного вещества, зависит от эффективности моющих при садок и определяется фильтрацией раствори окисленного масла в петролейном эфире, алкилате или другом раствори теле. Если в масле нет моющей 'присадки, то образовавшаяся дисперсная фаза вследствие 'коагуляции 'частиц задержива ется фильтром. При наличии в масле эффективной моющей присадки в достаточном 'количестве благодаря высокой дис персности 'Продуктов окисления дисперсная фаза фильтром не задерживается.
Оценочным 'параметром согласно данной методике явля ется моющий потенциал, численно равный содержанию эта лонного вещества в масле (в весовых единицах), при кото ром масло еще способно сохранять высокую агрегативную устойчивость. Окисление масла производится в стальном патроне. Патрон с 5 г испытуемой смеси устанавливают в лакообразователь (ГОСТ 4983-49) на диск, нагретый до 250° С, и выдерживают 30 минут. Окисленное масло раство ряют в 45 мл алкилата или 'бензина «галоша» и фильтруют под вакуумом через фильтр «синяя полоса» диаметром 27 мм, который 'закладывается в разъемную воронку.
В качестве эталонного вещества принят раствор присад ки В-353 (эфирдиалкилфенолд'итиофоофорной кислоты) в минеральном масле. Оценка степени загрязнения фильтра производится в следующем порядке:
I — фильтр чистый или светло-серый;
II — серый или светло-коричневый;
I I I — темный или коричневый, с видимым осадком;
IV — черный как тушь.
Товарные минеральные масла без присадок после окис ления хорошо фильтруются, а 'загрязнение фильтра при этом оценивается первой степенью.
Моющий потенциал определяется следующим образом. Окисляют -испытуемое масло и убеждаются, что после филь трации фильтр остается чистым (I степень). Затем окисляют несколько смесей испытуемого масла с различными концен трациями эталона (присадка ВНИИНП-353 в смеси с маслом ДС-11) и подбирают такую концентрацию, при которой обес печиваются еще хорошая фильтрация окисленного масла и I степень загрязнения фильтра. В дальнейшем производятся испытания -с различными концентрациями моющих присадок, степень -загрязнения фильтра сравнивается с -фильтрами, ис пользуемыми при эталонном веществе, и подбираются филь тры одинаковой степени фильтрации.
Моющий потенциал определяется -как частное от деле ния количества эталона в испытуемом масле на количество
54
испытуемого масла в смеси и умножается на 10:
Э
М П = юо —э х ю ,
где Э — максимальное количество эталона (в весовых еди ницах) в испытуемом масле, при котором масло еще способ но сохранить высокую агрегативную устойчивость в условиях окисления. С увеличением концентрации моющих присадок в испытуемых маслах значительно повышается моющий потен циал масла, и указанная методика четко дифференцирует масла по сериям, принятым международной классификацией масел. Таким образом, указанный метод позволяет опреде лить потенциальную способность моющих присадок удержи вать в мелкодисперсном состоянии нерастворимые осадки, образующиеся в масле вследствие наличия в нем загрязни теля.
|
МЕТОД ОПРЕДЕЛЕНИЯ МОЮЩЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ |
|
ПРИСАДОК ПО ЭЛЕКТРОПРОВОДНОСТИ МАСЛА |
|
С ПРИСАДКАМИ |
на |
Настоящий метод разработан Ю. С. Заславским и основан |
измерении электропроводности растворов, возрастающей |
|
в |
5— 10 раз за счет увеличения степени диссоциации компо |
нентов присадок, и применяется для оценки моющей эффек тивности различных присадок к моторным маслам. Испыта ние опытного образца производится в такой последователь ности:
а) образец масла с присадками в количестве 25 г зали вается в чисто вымытый бензином «галоша» и протертый насухо фильтровальной бумагой алюминиевый стакан;
б) стакан устанавливается в песочную баню, в масло вводятся электрод и термометр;
в) при температурах 50, 75, .100, 125 и 150° С фиксиру ются показания прибора МОМ-4, которые затем пересчиты
ваются на единицы электропроводности в —— ХЮ -9.
ом
За показатель моющей эффективности присадок прини мается электропроводность раствора при 100° С. Например, замеренное сопротивление раствора по показаниям прибора МОМ-4 составляет 0,5 х Ю7. В этом случае электропровод ность равна
_L — 1 |
200— ■ 10“ 9 . |
R ~~ 0,5 х 10- |
ом |
З а показатель электропроводности принимается среднее зна чение двух определений.
55
Результаты исследований масел с различными присад ками показали, что:
а) увеличение концентрации в масле присадок СБ-3, ПМС и БФК заметно повышает его электропроводность. Следовательно, с ростам концентрации моющих присадок возрастает диспергирующая способность;
б) значение электропроводности в маслах при сочетании различных присадок резко возрастает, это подтверждает предположение о том, что каждая отдельно взятая присадка к маслу ведет себя в двигателе хуже, чем их смесь.
Между количеством моющих присадок в маслах и элек тропроводностью существует определенная зависимость. По этому данный метод может применяться для ускоренного спо соба определения количества моющей присадки в масле по соответствующим тарировочным кривым.
МЕТОД ОЦЕНКИ НАГАРООБРАЗУЮЩЕЙ СПОСОБНОСТИ ТОПЛИВА И МАСЕЛ (ПЗИ)
Метод Ш И разработан -К. К. Папок с сотрудниками и предназначен для определения нагарообразующей способ ности дизельных топлив, 'керосинов и моторных масел на установке ИТ9-3. Для использования стандартной установки ИТ9-3 в целях определения названного показателя она ча стично переоборудуется. Изготовляются нагарники из алюми ния, представляющие собой диск, на одной из плоских сторон которого имеются четыре концентрические канавки, выточен ные с целью увеличения поверхности. На другой стороне выбивается порядковый номер.
Размеры напарника: диаметр 40 мм, высота 8 мм, шири на канавки 1,75 мм, глубина канавки 2,5 мм, вес 20—22 с. Нагарник крепится при помощи винта на днище поршенька, изменяющего степень сжатия двигателя установки.
Взамен распылителя форсунки установки ИТ9-3 исполь зуется распылитель НЗТА, ГОСТ 8891-64 или ХТЗ, ГОСТ 6893-54. Укорачивается на 700 мм трубка высокого давления, соединяющая топливный насас с форсункой. Производится точный замер расхода топлива по штихпроберу. Применяется
масло |
МС-20, давление |
его в магистрали 1,9 ± 0,2 |
кг/см2 и |
||||
температура |
-50—65° С. Температура |
воздуха |
на |
впуске в |
|||
двигатель 65 ± |
1° С, температура воды, охлаждающей фор |
||||||
сунку, |
38 ± |
3° С, давление впрыска топлива |
106 ± |
4 кг/см2, |
|||
угол |
впрыска |
топлива |
13° до ВМТ, |
расход |
топлива 13± |
±05 мл/мин.
При строгом соблюдении стандартного режима испыта ние проводится ровно 5 минут. После каждого испытания двигатель останавливают, осторожно снимают нагарник,
56
очищают распылитель, предкамеру и устанавливают новый нагарник. Для каждого опытного образца топлива проводят четыре 5-минутых испытания. Нагарники с .нагаром помеща ют в эксикатор, где они охлаждаются до комнатной темпе ратуры, а затем их взвешивают. По изменению веса нагарника определяется среднее количество нагара в мг. Оценоч-
А ,
ным показателем является нагарное число — , где А — сред
нее количество нагара в мг, полученное за 5 .минут испыта
ния, и П — прирост нагара |
в мг, вызываемый |
добавлением |
10% альфа-метилнафталина к цетану. |
способности |
|
Точность определения |
нагарообразующей |
топлив по каждому из четырех нагарников не должна от личаться более чем на ± 15% от среднеарифметического этих определений.
МЕТОД ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТЕПЕНИ ЧИСТОТЫ МАСЕЛ И ПРИСАДОК
Метод определения степени чистоты масел и присадок разработан К. К. Папок с сотрудниками. Сущность его за ключается в отделении твердой фазы в испытуемых маслах и присадках путем фильтрации их растворов в бензине «га лоша» через биологический фильтр.
Оценочными показателями степени чистоты испытуемого продукта являются: >а) число фильтраций, показывающее количество фильтров, израсходованных за время отфильтровывания всего раствора масла или раствора црисадки при обязательной смене фильтров через каждые 5 минут филь трации; б) количество загрязнений в испытуемом продукте, определяемое по разности веса биологических фильтров до и после фильтрации. Количество загрязнений исчисляется в мг на 100 а испытуемого продукта.
Испытуемое масло в количестве 5 г растворяют в 45 мл бензина «галоша», в случае присадок навеску берут 1 г и растворителя—бензина «галоша» 49 г. Биологический фильтр № 4 диаметром 27 мм путем нагревания в сушильном шкафу доводят до постоянного веса, после чего устанавливают на металлическую воронку, нижнюю часть которой при помощи резиновой пробки соединяют с колбой для фильтрования под вакуумом. Вначале фильтруют при остаточном давлении 20—30 мм рт. ст. 10 мл чистого бензина «галоша», а затем— испытуемый образец раствора масла или присадки в бензине «галоша». Время фильтрации измеряется при помощи секун домера. Исследуемый раствор фильтруют в течение 5 минут, если он за этот период полностью не отфильтровывается, то заменяют фильтр и фильтрацию продолжают. В воронку через каждые 5 минут фильтрации вставляют новый фильтр
57