Файл: Сулейманова, Ф. Г. Композиции присадок к моторным маслам из бакинских нефтей.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 125
Скачиваний: 0
Практика показывает, что внедрение в народное хозяй ство новых, более высококачественных сортов смазочных масел носит затяжной характер. Период от начала лабора торных исследований до утверждения государственного стан дарта и внедрения в производство более эффективных cqpтов смазочных масел и присадок исчисляется 5— 10 годами. В современной обстановке, когда создание и усовершенство вание конструкций двигателей идет весьма быстрыми тем пами, серьезное отставание в деле обеспечения выработки высококачественных смазочных масел ни в коей мере не отвечает возросшим требованиям народного хозяйства. Этот разрыв уже сейчас привел к значительному несоответствию между требованиями, предъявляемыми к качеству смазоч ных масел, и их удовлетворением.
Одной из существенных причин столь медленного вне дрения в народное хозяйство более высококачественных смазочных масел является отсутствие в стране единых мето дов оценки их качества, а также унифицированных экспе риментальных двигателей [25—27, 38, 41]. Состоянию этого вопроса и посвящается данная глава.
МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ СВОЙСТВ СМАЗОЧНЫХ МАСЕЛ ЗА РУБЕЖОМ
Систематическое усовершенствование конструкций дви гателей внутреннего сгорания в сторону увеличения теплонапряженности, мощности и скоростного режима, значитель ный рост удельного веса высокосернистых дизельных топлив в народном хозяйстве, а также производства масел с приме нением различных технологических процессов (кислотно-кон тактной очистки, селективной, адсорбционной, гидроочистки, деасфальтизации и т. д.) и различных присадок (моющих, антиокислителышх, вязкостных, антиизносных и др.) при вели исследователей к твердому заключению, что лаборатор ные методы оценки смизочных масел по их физико-химиче ским показателям недостаточно объективны.
Фирмой «Catterpillar tractor» и позднее «General motors corporation» были исследованы на лабораторных установках
ииспытаны в полевых условиях качества смазочных мате риалов, по результатам которых разработаны и опубликова ны спецификации на смазочные масла, обеспечивающие нормальную работу всех типов двигателей. Фирма «General motors corporation» по результатам эксплуатационных испы таний ряда смазочных масел при повышенных температурах
инагрузках классифицировала их в зависимости от условий эксплуатации, нагрузки, состояния и конструкции двига
телей,
43
Состоявшийся в мае 1961 г. в Брайтоне симпоизум по |
||
методам испытания картерных масел с участием США, |
||
европейских и других стран |
определил направление |
работы |
в этой области. По рекомендации симпозиума спецификации |
||
масел и методы их испытания были классифицированы в |
||
соответствии с условиями применения. Решениями симпози |
||
ума намечено принять минимальное количество методов ис |
||
пытаний, необходимых для |
определения основных |
свойств |
масел, применяемых во всех типах двигателей [41].
Ниже излагаются методы испытаний, разработанные фирмой «С atterpi 11 аг». Институтом нефти и Европейским советом по испытаниям, которые широко применяются за рубежом.
1. MIL-2104A. Этот метод предназначен для определения моющих свойств масел. Испытания проводятся 480 часов, на одноцилиндровом двигателе «Catterpillar»; диаметр цилиндра
57s", |
ход поршня 8". Метод стандартизован «Catterpillar |
1-А» |
Институтом нефти. Критерием качества испытуемого |
масла является чистота деталей двигателя, определяемая визуально я оцениваемая в баллах.
2. MIL-2104XB. Метод предназначен для определения моющих свойств масел в двигателях с наддувом. Испытания проводятся 480 часов, на одноцилиндровом двигателе «Cat- terpillar-LG»; диаметр цилиндра ход поршня
3. CRCL-2. Метод предназначен для определения способ ности масел серии II выдерживать нагрузку и для испыта ний на разрыв масляной пленки на одноцилиндровом двига теле «Catterpillar 1-D» с наддувом; диаметр цилиндра Б3//', испытание проводится в течение 480 часов на топливе с со держанием 1 % серы.
4. CRC L-3. Метод предназначен для определения мою щих свойств масел серии III. Испытание проводится с над дувом в течение 480 часов, на одноцилиндровом двигателе
«Catterpillar 1-G»; |
диаметр цилиндра 5 7 s', ход поршня 672". |
5. CRC L-4-545. Метод предназначен для изучения окис |
|
ляемое™ масел, |
коррозии подшипников и отложений лака |
на поршне. Испытание проводится на шестицилиндровом карбюраторном двигателе «Шевроле» в течение 36 часов при
температуре воды 138° и масла 93° С. |
В последнее время |
CRC L-4-545 заменен методом CRC L-38. |
При этом испытание |
проводится на одноцилиндровом двигателе «Labeco» с диа метром цилиндра 3,8", ходом поршня 3,75" и рабочим объе мом 42,5 куб. дюймов. Испытания на окислиемость и корро зию медно-свинцовых подшипников на этом двигателе проводятся в течение 40 часов.
В США и Англии широко применяются отборочные ис пытания функциональных свойств смазочных масел с при
44
садками ,на небольших одноцилиндровых лабораторных дви гателях, ,к числу которых относятся:
1) |
Fowler FS-8 — дизель со |
следующей |
характеристи |
кой: п = |
1500 об/мин, Р е = 9 кг/см2, |
tVe = 24 л. |
Щс. Расход |
сернистого топлива 4,5 кг/час, объем масла в системе 5 л. |
||
Испытания на этом дизеле проводят до пригарания поршне |
||
вых колец, обнаруживаемого по |
увеличению прорыва |
газов |
в картер. При этом температура |
масла на выходе в |
двига |
теле |
поддерживается |
75° С, температура входящей |
и выхо |
|||
дящей |
воды |
соответственно — 80 |
и 85°С, средняя |
темпера |
||
тура |
в |
зоне |
верхней |
поршневой |
канавки— около |
270° С. |
Испытания проводятся без долива масла в течение двух часов для масел без присадки, 11 часов и более — для масел с эффективными присадками. Время до пригорания поршне вых колец характеризует тер1Моокислительную стабильность масел. Чем больше это время, тем выше качество масла.
2)Gardner L-2 — дизель, имеющий техническую характе
ристику: |
п = 1000 |
об/мин; Р е |
= 6,2 кг/см2; N. |
— 10 |
е.л с, |
расход |
сернистого |
дизельного |
топлива (S = 1%) |
2,2 |
л/час\ |
объем масла в системе 3,9 л. Испытания проводятся в тече ние 25 часов для определения степени чистоты поршня, при
умеренных скоростях и нагрузках. Температура |
масла |
не |
||||
контролируется, |
колеблется в |
пределах |
65° С. Температура |
|||
воды на входе и |
выходе поддерживается |
соответственно 80 |
||||
и 82° С. |
В процессе испытания долив масла не производится. |
|||||
Чистота |
поршня |
оценивается |
по специальной |
шкале |
в |
|
баллах. |
|
|
|
|
|
|
3)National DAP — карбюраторный двигатель с техниче
ской |
характеристикой: п = |
1840 об/мин, |
Ne — 1,85 |
л. |
с., |
|
объем масла в системе 1 л, температура |
масла |
82,5, |
138 |
и |
||
107° С, |
температура воды на |
входе 99 и |
177° С. |
Испытания |
проводятся в течение 100 часов в целях оценки способности масел к лакообразованию на поршне, приторанию поршне вых колец и корразии подшипников. Долив масла произво дится через каждые 10 часов.
При этом свойства масел испытываются следующими
методами: |
CRC L-43 — метод, используемый для определения |
1. |
моющих и диспергирующих свойств картерных масел при низкотемпературных условиях. Испытания проводятся также на одноцилиндровом двигателе «Labeco» в течение 120 ча сов. О характеристике испытуемого масла судят по визуаль ному осмотру отложений через 40, 80 и 120 часов работы двигателя.
2. Английским инстйтутом нефти стандартизован метод 1Р176/60Т по испытанию масла на окисляемость и коррозию подшипников на лабораторном двигателе Питтер W-1 с ис кровым зажиганием. Испытания ведутся в течение 36 часов.
45
3.Метод IP 175/60Т также стандартизован английским институтом, испытания проводятся на дизельном двигателе Питтер AV-1. Метод предназначен для оценки прихвата поршневых колец и образования углеродистых и лакообраз ных отложений в тяжелых условиях работы масел. Двига тель четырехтактный, без наддува. Испытания проводятся в течение 120 часов.
4.Метод «Catterpillar L-1» применяется для дизелей,
работающих на морских судах. В начале каждого цикла (120 часов) к маслу добавляется 2% синтетической морской воды.
Эксплуатационные характеристики масел по методам АНИ не являются спецификациями и указывают лишь виды испытаний, которые должно пройти масло, а технические нормы испытания полностью оставляются на усмотрение от дельных фирм. По указанным методам смазочные масла классифицируются нижеследующим образом.
Для карбюраторных и дизельных двигателей
1. Масла сорта «премиум» используются в карбюратор ных двигателях и в двигателях с воспламенением от сжа тия, работающих при легких и благоприятных условиях. Конструкции двигателей нечувствительны к образованию от ложений.
2.Масла для тяжелых условий работы, с низким содер жанием присадки предназначены для карбюраторных двига телей и двигателей с воспламенением от сжатия, работа ющих в умеренных и жестких условиях, в которых имеет место проблема образования отложений и коррозии подшип ников при высокой температуре картерных масел.
3.Масла для тяжелых условий работы предназначены для карбюраторных двигателей и двигателей с воспламене
нием от сжатия, работающих в неблагоприятных и жестких условиях, при которых предъявляются особые требования к смазке и контролю за образованием отложений, износом или коррозией подшипников.
Только для дизельных двигателей
1.Масла типа DG предназначены для дизелей, работа ющих в условиях, при которых не требуется жесткого кон троля за образованием отложений и износом.
2.Масла типа DT предназначены для дизелей, работа
ющих в жестких условиях или на топливе, склонном к обра зованию отложений и вызывающем быстрый износ.
46
3. Масла пипа DS предназначены для дизелей, работа ющих при очень тяжелых условиях, конструкция которых и тип топлива вызывают сильный износ или образование боль шого количества отложений.
В США специальным отделом при Институте нефти сов местно с различными фирмами разрабатываются и стандар тизируются методы испытания смазочных масел. Из числа разработанных и стандартизированных методов моторных испытаний широко распространены, кроме США, в европей
ских странах как эквивалентные следующие: 1) |
«С atterpil 1аг |
1 -А»; 2) «Catterpillar 1-D»; 3) Гарднер 1—2—2. |
По последне |
му методу определяют количество отложений на поршнях ди зелей, прихват поршневых колец и износ. Испытание произво дится в течение 130 часов.
Эти методы получили широкое распространение и в на стоящее время положены в основу стандартов США и ряда европейских стран. Вырабатываемые разными фирмами мас ла по результатам моторных испытаний, согласно стандар там, относятся к соответствующим классам. При этом необ ходимо отметить, что ни одна новня присадка или масло не стандартизируются и не принимаются на снабжение до тех пор, пока не пройдут цикл указанных стандартизированных моторных испытаний с удовлетворительной оценкой.
За рубежом в исследовательских целях определение от дельных функциональных свойств новых образцов смазоч ных масел или присадок к ним, помимо моторных испытаний на одноцилиндровых экспериментальных двигателях, произ водится и на лабораторных безмоторных установках. Широ кое распространение получили безмоторные установки для оценки способности масел к образованию лаковых отложе ний, коррозии, осадков и других качественных показателей при относительно высокой температуре и окисляемое™ ма сел. Ниже описаны некоторые основные лабораторные ме
тоды. |
Оценка тер|Мостабильности масел с присадками раз |
|||
1. |
||||
работана |
Макки |
и Фритцем в |
лаборатории масла |
Нацио |
нального бюро стандартов. При помощи данного метода |
||||
делается |
попытка |
воспроизвести |
условия работы |
масла в |
зона поршневой группы двигателя. Основным узлом |
прибора |
Макки и Фритца является медная полоса, нагреваемая подо гревателем мощностью 200 вт, на которой укреплена сталь
ная пластинка длиной 1 = 229 мм, |
шириной /г =44 мм, тол |
|
щиной с = 0,75 мм. |
На верхний конец положена вторая пла |
|
стинка из стали: 1= 7 6 |
мм, /г = 44 мм, |
г =0,75 мм. На верхней |
пластинке имеется сетчатый распределитель, в который подаетсямасло, равномерно распределяющееся по всей ширине пла стинки. Все устройство наклонено под углом 8,5° к горизонту. Плунжерный насос со скоростью 18 подач в минуту обеспечива
47
ет прокачку через пластинку 0,7 г масла в минуту. С нижней стороны пластинки масло стекает в стакан, откуда через сет чатый приемник забирается плунжерным насосом для пов торной подачи.
Таким образом, масло в количестве 150 мл в течение шести часов циркулирует по нагретой до 250° С пластинке, после чего ее снимают и сушат 8— 10 часов, затем очищают
собратной стороны, взвешивают, устанавливают в прибор и
втечение шести часов продолжают испытание. 'По оконча нии второго цикла испытаний пластинку вторично сушат и взвешивают. Качество масла оценивается по величине при
веса пластинки, характеризующего количество образоваз-* шихся отложений.
2.Английский метод оценки стабильности масел. По этому методу испытуемое масло окисляется в контакте с кис лородом воздуха, при 250° С. iB окисленном масле определя
ются |
коксовое |
число и приращение вязкости. Увеличение |
кокса |
и вязкости характеризует степень окисления масла. |
|
3. |
Методика |
по изучению факторов, влияющих на за |
грязнение смазочных масел в двигателе, разработана К- Е. Витком и др. Сущность метода заключается в окислении масла в присутствии катализаторов (сталь, медь, медно-свинцовая пластина, бромистый свинец и т. д.) при контакте с возду хом. Лакообразование на стальной пластинке определяется в виде разности веса после промывки легким лигроином, хлороформом и другими растворителями, а также по коли честву осадков в окисляемом масле.
Пробу масла в количестве 160 м3 помещают в стеклян ную трубку с наружным диаметром 45 мм и длиной 42 мм. Отрезок стальной трубки с внутренним диаметром 1 см, на ружным 1,3 см и длиной 14 см помещают в центре стеклян ной трубки и поддерживают на стеклянном штативе, при крепленном к трубке для подвода воздуха. В верхнем конце стальной трубки помещают плоский кусок металла из под шипникового сплава, который удерживается при помощи медной булавки. Размер куска металла регулируется таким образом, чтобы он давал отложение, наблюдаемое в двига теле. Аппарат помещается в термостат. В целях удаления пыли воздух при постоянном давлении пропускается через фильтр из пористой глины. В этих условиях происходит окисление масла в течение 36 часов. Оценочными парамет рами являются коррозия, осадок и приращение вязкости' окисленного масла.
ЦИРКУЛЯЦИОННЫЙ МЕТОД ОЦЕНКИ МОТОРНЫХ СМАЗОЧНЫХ МАСЕЛ
Этот метод разработан венгерским ученым проф. М. Фройндом. Сущность его заключается в окислении смазоч-
48