Файл: Сулейманова, Ф. Г. Композиции присадок к моторным маслам из бакинских нефтей.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 148
Скачиваний: 0
тенсивность износа по абсолютным значениям и по количе ству железа в отработанном масле заметно .растет лишь после 100 часов работы масла. Отложение нагара за 200 ча сов увеличивается но сравнению с 50 часами работы при мерно в 2,5 раза, а отложение лака на поршнях за этот период — примерно в два раза.
Т а б л и ц а 14
Изменение качеств масла АК-10 в зависимости от продолжительности его работы
|
Вязкость, |
|
Продол сст при |
||
житель |
|
|
ность |
|
|
работы |
|
о |
АК-10, |
и |
|
нас |
о |
|
о |
О |
|
|
О |
|
|
ю |
|
Коксуемость, % |
|
Кислотное число, мг КОН |
Количество желе за в отработ. масле, мг кг |
Продукты |
Состав осад |
||
Зольность, % |
старения, % |
ков, % |
|||||
нейтраль- ! ные смолы I |
осадок |
оксикислоты и асфальтены |
карбены и карбоиды |
50 |
74,74 |
11,98 |
0,32 |
0,06 |
0,04 |
162 |
3,25 |
0 ,2 0 |
0 ,1 0 |
0 ,1 0 |
100 |
82,31 |
12,17 |
0,37 |
0,09 |
0,07 |
209 |
3,59 |
0,44 |
0,24 |
0 ,2 0 |
150 |
85,70 |
12,80 |
0,64 |
0,14 |
0,09 |
307 |
5,95 |
0,70 |
0,44 |
0,26 |
2 0 0 |
88,19 |
13,52 |
0,78 |
0 ,2 0 |
0,14 |
398 |
6,87 |
0,78 |
0,46 |
0,32 |
250 |
89,65 |
13,94 |
0.81 |
0,18 |
0 ,2 2 |
418 |
7,14 |
0,92 |
0,53 |
0,39 |
Сравнение работы двигателей на первом и втором ком плектах поршней показывает, что поршни второго комплекта в отношении смазки находились в более плохих условиях (при работе поршней 50, 100, 150 и 200 часов продолжитель ность работы масла для .всех поршней составила 250 часов). Износ всех четырех поршней второго комплекта с продол жительностью работы 50, 100, 150 и 200 часов примерно на 20% выше, чем у соответствующих поршней первого ком плекта. .В период работы поршней второго комплекта износ вкладышей шатунных подшипников оказался примерно в 1,5—2,0 раза выше, а отложений лака и нагара — примерно на 15—30% больше, чем при работе поршней первого ком плекта.
На величину износа колец, вкладышей шатунных под шипников и отложений нагара и лака при работе второго комплекта поршней, безусловно, благоприятное влияние оказало почти лолуторакратное обновление масла в картере
за период работы двигателя. |
качеств отработанного |
масла |
||
Рассматривая |
изменение |
|||
за 250 |
часов его работы, можно отметить, что коксуемость |
|||
масла |
возрастает |
примерно в |
три раза, а количество осад |
|
к а — в |
пять раз. |
Увеличение |
содержания оксикислот |
и ас |
фальтенов в отработанном масле вызвало повышенный износ вкладышей подшипников. Анализ осадков и отложений на
89
поршнях (табл. 15) показывает, что с увеличением продол жительности работы масла содержание асфальтенов и окоикислот в осадке падает, а количество карбенов и карбоидов, как продуктов более глубокого окисления, растет.
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 15 |
|
Состав отложений на поршнях двигателя «Москвич-407», |
|
|||||
|
работающего на |
масле |
АК-Ю |
|
|
|
|
|
|
Продолжительность испытания, |
|||
Продукты |
старения |
|
|
|
час |
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
50 |
100 |
150 |
2 0 0 |
Общие отложения на днище, % |
|
|
|
|
|
|
всего осадка |
|
0,9948 |
1,0023 |
1,0488 |
1,1075 |
|
в том числе: |
|
0,5663 |
0,6397 |
0,6576 |
0,8381 |
|
карбены и карбоиды |
||||||
асфальтены и оксикислоты |
0,4285 |
0,3931 |
0,3912 |
0,2694 |
||
Состав лака в канавках, на |
бурти |
|
|
|
|
|
ках, перемычках и юбках |
порш- |
|
|
|
|
|
ней, % |
|
|
47,37 |
50,16 |
54,73 |
61,12 |
асфальтены и оксикислоты |
|
|||||
карбены и карбоиды |
|
52,43 |
49,84 |
45,27 |
38,88 |
|
Состав нагара на поршм" % |
|
|
|
|
|
|
асфальтены и оксикислоты |
|
35,75 |
29,84 |
23,29 |
19,14 |
|
карбены и карбоиды |
|
64,25 |
70,16 |
76,71 |
80,86 |
|
Из анализа |
состава |
нагара |
и лака на |
поршнях |
(табл. |
15) видно, что с увеличением продолжительности работы масла АК-1'0 содержание карбенов и карбоидов в нагарах растет и доходит до 80%, а в лаках количество оксикислот и асфальтенов увеличивается до 60%. Таким образом, в составе отложений нагара на днище и боковой поверхности поршня превалируют карбены и карбоиды, а в составе ла ковых отложений — асфальтены и оксикислоты.
Влияние продолжительности работы масла на показате
ли работоспособности двигателя |
и на |
изменение качеств |
||
масла исследовалось также и на |
карбюраторном двигателе |
|||
ГАЗ-51. Были |
испытаны масло АС-9,5 из восточных |
нефтей |
||
с присадками |
1,5% Монто-613 и |
0,7% |
Санталюб-493, |
масло |
АС-10 из бакинских нефтей с присадками 5% СК-3 и 1,2% ДФ-11, а также АС-10 с 5% присадки АзНИИ-8у. Исследо вания проводились по методике междуведомственных испы таний со сроком смены масла через 100 и 150 часов.
Результаты лабораторных и моторных исследований указанных масел приведены в табл. 16, 17. Данные табл. 17 показывают, что с увеличением продолжительности работы масла в двигателе ГАЗ-51 от 100 до 150 часов растет износ поршневых колец, особенно нехромированных, а также уве-
90
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
1 6 |
||
|
|
Результаты |
лабораторных исследований |
опытных |
масел |
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
АС-10 |
|
АС-9,5 с |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
АС-10 |
с 5% |
|
1,5% Монто- |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
с 5% |
|
|||||
|
|
|
Качество |
масла |
|
СК-3 и 1,2% |
|
613 и 0,7% |
||||||
|
|
|
|
АзНИИ- |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
ДФ-11 |
|
8 у |
|
Санталюб- |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
493 |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Коррозия в присутствии катализато |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
ра, |
г/л2 |
|
|
|
|
мас |
2,1 |
|
|
142,6 |
|
11,5 |
||
Осадки в окисленном в ДК-2 |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
ле, |
% |
|
окисленного |
масла |
при |
11,30 |
|
10,68 |
|
6,93 |
||||
Вязкость |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
100°С, сст |
|
|
|
|
24,83 |
|
30,29 |
|
1.4,30 |
|||||
Термоокислит. стабильность Г250, |
мин |
44 |
|
27 |
|
71 |
||||||||
Щелочность, мг КОН на 1 г |
|
0,32 |
|
0,81 |
|
1,53 |
||||||||
Моющие свойства, баллы |
|
|
1,5—2,0 |
51.5-1,0 |
|
0,5 |
||||||||
Моющий потенциал |
|
|
|
4 |
|
|
10 |
|
7 |
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
17 |
||
Влияние |
продолжительности работы |
масла |
на |
изменение |
его качеств |
|||||||||
|
|
|
и показатели работоспособности двигателя |
|
|
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
АС-9,5 % с 1,5% |
АС-10 |
с 5% |
|
АС-10 с 5% |
||||
|
|
|
|
|
|
Монто-613 и 0,7% |
СК-3 |
и 1,2% |
|
|||||
Качества |
|
отработанных |
|
АзНИИ-8 |
||||||||||
и |
Санталюб-493 |
ДФ-11 |
|
|||||||||||
масел |
показатели |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
работоспособности |
|
Срок смены масла, час |
|
|
||||||||||
|
двигателя |
|
|
|
|
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
100 |
|
150 |
100 |
|
150 |
|
100 |
150 |
Вязкость при 100°С, сст |
10,01 |
12,15 |
9,34 |
|
10,02 |
|
15,88 |
19,3 |
||||||
Коксуемость, % |
мг |
0,49 |
0,83 |
0,45 |
|
0,78 |
|
0,39 |
0,54 |
|||||
Кислотное |
число, |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
кон |
|
|
|
|
0,15 |
0,21 |
0,13 |
|
0,18 |
|
0,11 |
0,26 |
||
Количество |
осадка, |
% |
0,27 |
0,63 |
0,24 |
|
0,54 |
|
0,29 |
0,38 |
||||
Износ |
поршневых |
ко- |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
лец, мг |
|
|
|
|
119 |
|
152 |
40 |
|
62 |
|
47 |
58 |
|
Износ вкладышей шатун- |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
ных |
подшипников, |
мг |
53 |
|
57 |
58 |
|
61 |
|
38 |
53 |
|||
Отложения |
нагара, |
г |
6,59 |
8,21 |
5,9 |
|
8,92 |
|
5,44 |
6,46 |
||||
Чистота |
поршня, |
баллы |
1,24 |
|
1,35 |
1,50 |
|
2 ,0 |
|
0,46 |
1,67 |
личивается количество нагара на поршневых кольцах и в канавках поршней. При этом загрязнение поршней повыша ется « а 10—60%. Изменение качества отработанных масел в зависимости от продолжительности их работы в двигателе неодинаково. После 150 часов .работы все испытанные масла подвергались более высокому изменению, чем после 100 часов.
Анализ полученных данных позволил установить следу ющее:
91
1) |
увеличение продолжительности работы масла в дви |
|
гателе приводит к более интенсивно,му его старению; |
масла |
|
2) чрезмерное накопление продуктов старения |
||
при его продолжительной работе без смены отрицательно |
||
влияет на показатели работоспособности двигателя, вызы |
||
вает |
большой износ, большие отклонения нагара и |
лака; |
3) интенсивное накопление продуктов старения масел в, условиях работы двигателя вызывает необходимость более частой смены масла или обеспечения снижения скорости образования нежелательных продуктов старения другими способами. Таким образом, анализ проведенных исследова ний позволяет считать, что критерием, определяющим срок, смены масла в работающем двигателе, должна быть степень старения масла.
Допустимое количество продуктов старения масла дол жно быть установлено для каждого типа двигателей в за висимости от условий эксплуатации и от качества применяе мых топлив и масел.
Влияние качества топлива на степень старения смазочных масел
По вопросу изменения качества смазочных масел в условиях работы двигателя существуют различные мнения. Одни исследователи образование продуктов загрязнения масла связывают с результатом неполного сгорания топли ва, другие главным источником загрязнений считают окис ление самого масла.
Е. Г. Семенидо [2] на основании своих исследований
пришел к следующим выводам: |
||
а) основной |
причиной |
образования углеродистых частиц, |
в отработанных |
маслах |
являются сами масла, вернее их |
свойства, различно проявляющиеся при окислении в тонком слое, аналогично окислению масла в зоне поршневых колец;
б) |
в зоне поршневых колец в первую очередь выявля |
ются |
положительное и отрицательное качества масла; |
в) |
лакообразование и осадкообразование в двигателях |
находится в непосредственной связи с процессами, протека ющими в масле в зоне поршневых колец.
К таким выводам Е. Г. Семенидо пришел на основании предположения, что тонкие пленки частиц масла, попада ющие в зазоры поршневых колец, подвергаются действию температуры 200—260° С (в зависимости от расположения канавок по высоте поршня). Находящееся в зазорах между канавками поршня и поршневыми кольцами масло подвер гается глубокому окислительному крекингу с образованием нерастворимых в хлороформе углеродистых веществ или продуктов окислительной полимеризации и конденсации с
92