Файл: Сулейманова, Ф. Г. Композиции присадок к моторным маслам из бакинских нефтей.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 152
Скачиваний: 0
Т а б л и ц а 23
Влияние качества топлива на показатели работоспособности двигателя ЯАЗ-204
|
Высокосер |
Малосер |
Малосер |
|
Показатели работоспособности |
нистое топ |
нистое |
нистое топ |
|
топливо |
ливо 0,8 |
|||
двигателя и изменения качеств масел |
ливо (серы |
(серы |
паисадки |
|
|
1%) |
|||
|
0,2%) |
‘ |
ДП |
|
|
|
|||
Изменение качеств масла |
|
|
|
|
Увеличение кинематической вязкости |
|
|
|
|
при 50°С, ест |
8,44 |
6,26 |
|
6,56 |
Коксуемость, % |
1,97 |
0,39 |
|
0,37 |
Кислотное число, мг КОН |
0,03 |
0,02 |
|
0,06 |
Железо в масле, мг/кг |
31 |
11 |
|
11 |
Зольность, % |
0,04 |
0,03 |
|
0,11 |
Количество осадков, % |
4,15 |
2,40 |
|
2,12 |
Износ и отложения |
|
|
|
|
Средний износ гильз цилиндра, мк |
38 |
26 |
|
20 |
Средний износ одного компрессной- |
387 |
|
|
|
ного кольца, мг |
93 |
• г |
28 |
|
Средний износ одного маслосъемного |
|
|
» |
|
кольца, мг |
102 |
41 |
|
27 |
Подвижность поршневых колец: |
26 |
30 |
|
32 |
свободные |
|
|||
плотные |
4 |
1 |
|
0 |
прихваченные |
2 |
1 |
|
0 |
Отложения нагара, г |
21,9 |
5,64 |
|
12,94 |
в том числе: |
7,42 |
4,60 |
|
4,54 |
на кольцах |
|
|||
в канавках поршня |
13,12 |
7,08 |
|
7,18 |
на днище поршня |
1,36 |
0,96 |
|
0,98 |
значительно снижаются отложение нагара и износ деталей двигателя за счет улучшения процесса сгорания.
Результаты многочисленных испытаний подтверждают существенное влияние топлив с различным содержанием серы и топлив различной воспламеняемости на степень ста рения смазочных масел, а вследствие этого и на показатели работоспособности двигателя. Работа двигателей внутрен него сгорания на газообразном и сжиженном газе также подтверждает влияние качества топлива на степень старе ния масла.
Сравнительными |
исследованиями |
акад. Е. А. Чудакова |
и К- И. Генкина [33] |
показано, что |
при работе двигателя |
ЯАЗ-204 на естественном газе значительно снижаются износ деталей и количество отложений на них, а период работо способности масла удлиняется в сравнении с тем, что имеет место при работе двигателя на дизельном топливе
(табл. 24).
98
Результаты сравнительных испытаний на естественных газах и на жидком топливе двигателя ЯАЗ-204 и изменение качеств масел в обоих этих случаях приведены в табл. 24.
|
|
|
Т а б л и ц а 24 |
|
Износ деталей |
двигателя |
|
|
|
|
Газовый дви |
Двигатель, рабо |
||
|
тающий на дизель |
|||
|
гатель |
ном топливе |
||
|
|
|
||
Показатели работоспособности |
После |
После |
После |
|
двигателя |
После |
|||
|
500 часов |
22700 500 часов |
||
|
работы |
км |
работы |
24500 км |
|
на стен про |
на стен |
пробега |
|
|
де |
бега |
да |
|
Износ гильз цилиндра, мк: |
— |
|
|
|
параллельно оси |
25 |
28 |
109 |
|
перпендикулярно оси |
— |
34 |
17 |
129 |
Износ компрессионных колец: |
|
|
|
|
по высоте, мк |
5 |
11 |
7 |
32 |
по толщине, мк |
26 |
35 |
76 |
114 |
зазор в замке, мк |
120 |
24 |
440 |
45 |
по потере веса, мг |
234,4 |
183,0 |
589 |
656 |
Износ маслосъемных колец: |
|
|
|
|
по высоте, м к |
6 |
3 |
7 |
13 |
по толщине, м к |
41 |
37 |
48 |
85 |
зазор в замке, мк |
253 |
24 |
120 |
53 |
по потере веса, мг |
81,0 |
89,7 |
58,0 |
210,0 |
Износ шатунных подшипников: |
|
|
|
|
радиальный, мк |
6 |
11 |
6 |
20 |
по потере веса, м г |
237,5 |
717,0 |
216 |
716,1 |
Полученные данные свидетельствуют о более полном сгорании газовой смеси в двухтактном двигателе ЯАЗ-204.
Анализ приведенных эксплуатационных материалов ис следования со всей очевидностью подтверждает, что на из менение качества смазочных масел, а следовательно, и на показатели работоспособности двигателя существенное влия ние оказывают качество применяемых топлив и совершен ство процесса сгорания.
Влияние сырья и технологии получения базовых масел на степень их старения в процессе работы двигателя
Качество базовых масел зависит от природы сырья и технологии их изготовления. Данные табл. 25 характеризуют качества и углеводородный состав базовых масел селектив ной очистки из бакинских и восточных нефтей. Анализ этих данных показывает, что в маслах из бакинских нефтей боль ше содержится метанонафтеновой фракции, чем в соответ-
99
Химический состав смазочных масел
Физико-химические
Наименование |
Группа углеводородов |
|
|
|
|
|
|
||
масла |
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
о |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
к |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
А |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
СО |
|
|
|
|
|
ДС-11 из вое- Метано-нафтеновые |
60,5 |
1,4747 |
0,8617 | 428,6 |
66,47 |
|||||
точных |
серАроматические легкие |
21,0 |
1,5078 |
0,9153 |
|
470,0 |
174,10 |
||
нистых |
неф- |
» |
средние |
15,0 |
1.&503 |
0,9660 |
| |
450,0 |
848,42 |
тей (завод- |
» |
тяжелые |
0 |
|
1 |
|
|
||
екой образец) Смолистые |
вещества |
2,5 |
— |
0,9745 |
|
520,0 |
— |
||
Д-11 из бакин- Метано-нафтеновые |
67,5 |
1,4844 |
0,8844 |
|
411,2 |
107,96 |
|||
ских нефтей [Ароматические легкие |
15,8 |
1,5116 |
0,9253 |
|
415,0 |
260,28 |
|||
(заводской |
» |
средние |
13,09 |
1,5577 |
0,9880 |
|
395 |
259,63 |
|
образец) |
|
тяжелые |
— |
— |
— |
|
— |
— |
|
|
| Смолистые |
вещества |
2,75 |
— |
0,9885 |
|
520 |
— |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Автол АС-10, |
Метано-нафтеновые |
70,00 |
1,4843 |
0,8854 |
|
410,0 |
83,47 |
||
полученный |
|
||||||||
при очистке |
Ароматические легкие |
19,0 |
1,5050 |
0,9180 |
|
390,0 |
165,97 |
||
дистиллята |
|
средние |
8,75 |
1,5498 |
0,9791 |
|
360,6 |
0,37 |
|
200% фурфу- |
|
|
|||||||
|
тяжелые |
0 |
— |
|
|
— |
— |
||
рола, 1 % кис- |
|
|
|
||||||
лоты, 5% гли |
Смолистые |
вещества |
0,75 |
— |
0,9965 |
|
490,8 |
— |
|
ны |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Автол АК-10 |
Метано-нафтеновые |
53,7 |
1,4833 |
0,8836 |
|
403,3 |
72,50 |
||
(заводской |
|
||||||||
образец), |
по |
Ароматические легкие |
20,9 |
1,5062 |
0,9172 |
|
416,3 |
151,69 |
|
лученный из |
» |
средние |
12,4 |
1,5626 |
0,9920 |
|
356,1 |
847,07 |
|
» |
тяжелые |
7,8 |
1,6120 i 1,0453 |
|
345,9 |
— |
|||
ныне перера |
|
' 1 |
|||||||
батываемой |
Смолистые |
вещества |
2,4 |
— |
1,0120 |
|
416,6 |
||
смеси нефтей |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Автол АС-6, |
Метано-нафтеновые |
|
1,4822 |
0,8825 |
|
368,5 |
48,75 |
||
полученный |
|
|
|||||||
при очистке |
Ароматические легкие |
|
1,5070 |
0,9190 |
|
350,0 |
86,50 |
||
дистиллята |
» |
средние |
|
1,5548 |
0,9848 |
|
324,0 |
270,00 |
|
100% Фурфу |
» |
тяжелые |
|
|
|
|
|
|
|
рола, 1 % кис Промежуточные |
|
|
|
|
|
|
|||
лоты, 3% гли |
фракции |
вещества |
|
— |
1,0007 |
|
418,1 |
— |
|
ны |
|
Смолистые |
|
|
|
|
|||
Машинное СУ Метано-нафтеновые |
|
1,4816 |
0,8792 |
|
376,9 |
59,27 |
|||
|
|
Ароматические легкие |
|
1,506810,9183 |
|
396,9 |
118,95 |
||
|
|
» |
средние |
|
1,5568 |
0,9678 |
|
347,3 |
503,08 |
|
|
» |
тяжелые |
|
1,6113 |
0,0424 |
|
313,3 |
— |
|
|
Смолистые |
вещества |
|
— |
1,1284 |
|
376,8 |
— |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
25 |
|
из бакинских и восточных нефтей |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
свойства |
|
|
|
|
|
|
|
Кольцевой |
состав |
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
парафиновых% вцепейсмеси (по соотьош.вес .) |
|
<и |
среднеечисло атомов"С в коль |
1 |
|
|
|
|
|
|
Е |
|
|
колецv% в смеси .веспо( соот ношу |
|
х;ни атомов% С в кольцах' (по вес. Гсооткпш.) атомов% С в пацепях.рафин* (по соотнсш.вес1 .) |
IбоковойватомовЧислоцепиС |
||||
|
|
|
|
|
|
|
to*’ |
|||||||
, |
А |
|
|
ь* |
8 |
|
|
|
о ж' |
|
|
|
|
|
п |
3 |
р я |
S |
<L> |
£ |
|
|
4 |
w |
|
|
|
|
|
ю |
э |
^ |
о» |
й |
йх |
А |
|
|
и ч |
|
|
|
|
|
ж |
2 |
с |
, |
«3 |
|
|
я о |
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
(К |
О |
е- |
|
|
ВТ 2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
со |
X |
£ |
|
|
О |
CQ |
|
|
|
|
о |
|
|
|
с |
5 о |
|
|
|
|
|
|
|||
|
о |
|
|
|
S |
a |
|
|
|
|
||||
о |
|
|
* |
о Ж |
|
|
|
|
|
|
||||
|
и |
|
V |
ж |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
05 |
|
о |
|
|
|
|
5 |
ч |
|
|
|
|
||
оо |
|
|
|
П (Я |
|
|
|
|
|
|
||||
|
О |
|
* |
К |
vO |
|
|
С и О |
|
|
|
|
||
05 |
|
|
|
cq |
a |
|
|
о |
ж |
|
|
|
|
|
8,34 |
|
8,34 |
105,8 |
0,7937 |
32,0 |
68,0 |
1,8 |
10,2 |
33 |
67 |
24 |
|||
13,96 |
|
13,49 |
80,4 |
0,8564 |
27,5 |
72,5 |
1,8 |
10,2 |
29 |
71 |
28 |
|||
28,12 |
|
27,01 |
33,9 |
0,9138 |
42,0 |
58,0 |
2,8 |
14,6 |
44 |
56 |
22 |
|||
10,14 |
|
9,87 |
77,5 |
0,8218 |
44,0 |
56,0 |
2,5 |
13,5 |
45,0 |
55,0 |
17 |
|||
14,75 |
|
14,25 |
36,9 |
0,8697 |
30,0 |
70,0 |
1,8 |
10,0 |
32,0 |
68,0 |
24 |
|||
37,84 |
|
36,19 |
72,6 |
0,9368 |
47,5 |
52,5 |
2,7 |
14,3 |
49,0 |
51,0 |
17 |
|||
8,66 |
|
8,44 |
78,9 |
0,8248 |
44,0 |
56,0 |
2,45 |
13,2 |
45,0 |
55,0 |
19 |
|||
11,60 |
|
11,25 |
44,7 |
0,8634 |
30,0 |
70,0 |
1,60 |
9,0 |
31,5 |
68,5 |
23 |
|||
29,46 |
|
28,38 |
103,9 |
0,9303 |
46,5 |
53,5 |
2,48 |
13,1 |
49,0 |
51,0 |
16 |
8,07 |
7,88 |
82,84 |
0,8236 |
44 |
56 |
2,40 |
13,00 |
45,0 |
55,0 |
19 |
11,0 |
10,38 |
45,00 |
0,8640 |
29 |
71 |
1,62 |
9,30 |
31,5 |
68,5 |
24 |
18,0 |
17,50 |
161,00 |
0,9555 |
51 |
49 |
2,70 |
14,10 |
53,0 |
47,0 |
14 |
|
|
|
|
65 |
36 |
3,46 |
17,60 |
67,5 |
32,5 |
10 |
—— — —
6,20 |
6,10 |
74,7 |
0,8261 |
45,0 |
55,0 |
2,23 |
12,25 |
46,0 |
54,0 |
17 |
7,70 |
7,47 |
36,5 |
0,8716 |
32,5 |
67,5 |
1,57 |
9,00 |
35,0 |
65,0 |
20 |
10,30 |
9,76 |
126,2 |
0,9551 |
51,0 |
49,0 |
2,40 |
13,00 |
52,5 |
47,5 |
13 |
— |
— — |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
|
7,10 |
6,97 |
81,20 |
0,8197 |
44 |
56 |
2,26 |
12,25 |
45 |
55 |
18 |
9,44 |
9,16 |
43,20 |
0,8675 |
30 |
70 |
1,65 |
9,30 |
32 |
68 |
23 |
14,30 |
14,03 |
131,1 |
0,9533 |
49 |
51 |
2,55 |
13,5 |
52 |
48 |
15 |
— |
— |
— |
— |
68 |
32 |
3,3 |
17,0 |
70 |
30 |
8 |
— |
— |
-- |
— |
|
— |
— |
— |
— |
— |
|
|
|
|
|
|
|
101
100
ствующих по вязкости маслах из восточных нефтей, при этом в маслах из восточного сырья наблюдается более по вышенное содержание легких и средних ароматических углеводородов. Молекулярный вес всех групп углеводородов у масел из восточных нефтей выше, чем у масел из бакин
ских нефтей. Кинематическая вязкость при 37,8; |
98,9 и |
100° С и вязкостно-весовая константа у углеводородов |
масел |
из бакинских нефтей значительно выше, чем у таковых из восточного сырья, а индекс вязкости ниже.
Различные по углеводородному составу масла из бакин ских и восточных нефтей окисляются по-разному, а характер образующихся продуктов окисления зависит от скорости и глубины окисления отдельных .групп углеводородов этих масел. В своих работах Гурвич, Тычинин, Ивлинов и др. [22, 34] показали, что окисляемость масел зависит от их углеводородного состава, определяемого природой нефти, способом и глубиной очистки.
Наряду с ростом добычи нефтей в стране значительному изменению подверглись их качества. Производство высоко качественных масел из нефтей потребовало внедрения в перерабатывающую промышленность новых, более прогрес сивных методов переработки нефти. П.ри этом следует отме тить, что даже при одном и том же технологическом процес се переработки масла из бакинских нефтей по химическому составу отличаются от масел из восточных нефтей.
В окисляемом при работе двигателя масле из восточных нефтей в основном накапливаются оксикиолоты, асфальтены и смолы, увеличивающие вязкость окисл!енного масла и количество отложений в зоне поршневых колец, вызыва ющих потерю подвижности последних. При окислении масел из бакинских нефтей больше образуется карбенов и карбоидов. Применение селективной, адсорбционной и особенно
|
|
|
|
Т а б л и ц а 26 |
|
Качества масел, полученных |
с применением различного |
||||
|
|
метода очистки |
|
|
|
|
|
|
Масло Д-11 с композицией |
||
Качество |
масел |
|
присадок ИНХП II |
серии |
|
|
селективной адсорбцион |
гидро |
|||
|
|
|
|||
|
|
|
очистки |
ной очистки |
очистки |
Коррозионность, г/м* |
|
24 |
15 |
2 |
|
Термоокислит. стабильность, |
мин |
109 |
114 |
123 |
|
Количество осадка, |
% |
|
2,64 |
0,1 |
1,76 |
Моющий потенциал |
|
|
45 |
60 |
55 |
Щелочность, мг КОН |
|
5,48 |
5,53 |
2,57 |
102