Файл: Сулейманова, Ф. Г. Композиции присадок к моторным маслам из бакинских нефтей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 152

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Т а б л и ц а 23

Влияние качества топлива на показатели работоспособности двигателя ЯАЗ-204

 

Высокосер­

Малосер­

Малосер­

Показатели работоспособности

нистое топ­

нистое

нистое топ­

топливо

ливо 0,8

двигателя и изменения качеств масел

ливо (серы

(серы

паисадки

 

1%)

 

0,2%)

ДП

 

 

Изменение качеств масла

 

 

 

 

Увеличение кинематической вязкости

 

 

 

 

при 50°С, ест

8,44

6,26

 

6,56

Коксуемость, %

1,97

0,39

 

0,37

Кислотное число, мг КОН

0,03

0,02

 

0,06

Железо в масле, мг/кг

31

11

 

11

Зольность, %

0,04

0,03

 

0,11

Количество осадков, %

4,15

2,40

 

2,12

Износ и отложения

 

 

 

 

Средний износ гильз цилиндра, мк

38

26

 

20

Средний износ одного компрессной-

387

 

 

 

ного кольца, мг

93

• г

28

Средний износ одного маслосъемного

 

 

»

кольца, мг

102

41

 

27

Подвижность поршневых колец:

26

30

 

32

свободные

 

плотные

4

1

 

0

прихваченные

2

1

 

0

Отложения нагара, г

21,9

5,64

 

12,94

в том числе:

7,42

4,60

 

4,54

на кольцах

 

в канавках поршня

13,12

7,08

 

7,18

на днище поршня

1,36

0,96

 

0,98

значительно снижаются отложение нагара и износ деталей двигателя за счет улучшения процесса сгорания.

Результаты многочисленных испытаний подтверждают существенное влияние топлив с различным содержанием серы и топлив различной воспламеняемости на степень ста­ рения смазочных масел, а вследствие этого и на показатели работоспособности двигателя. Работа двигателей внутрен­ него сгорания на газообразном и сжиженном газе также подтверждает влияние качества топлива на степень старе­ ния масла.

Сравнительными

исследованиями

акад. Е. А. Чудакова

и К- И. Генкина [33]

показано, что

при работе двигателя

ЯАЗ-204 на естественном газе значительно снижаются износ деталей и количество отложений на них, а период работо­ способности масла удлиняется в сравнении с тем, что имеет место при работе двигателя на дизельном топливе

(табл. 24).

98


Результаты сравнительных испытаний на естественных газах и на жидком топливе двигателя ЯАЗ-204 и изменение качеств масел в обоих этих случаях приведены в табл. 24.

 

 

 

Т а б л и ц а 24

Износ деталей

двигателя

 

 

 

Газовый дви­

Двигатель, рабо­

 

тающий на дизель­

 

гатель

ном топливе

 

 

 

Показатели работоспособности

После

После

После

 

двигателя

После

 

500 часов

22700 500 часов

 

работы

км

работы

24500 км

 

на стен­ про­

на стен­

пробега

 

де

бега

да

 

Износ гильз цилиндра, мк:

 

 

 

параллельно оси

25

28

109

перпендикулярно оси

34

17

129

Износ компрессионных колец:

 

 

 

 

по высоте, мк

5

11

7

32

по толщине, мк

26

35

76

114

зазор в замке, мк

120

24

440

45

по потере веса, мг

234,4

183,0

589

656

Износ маслосъемных колец:

 

 

 

 

по высоте, м к

6

3

7

13

по толщине, м к

41

37

48

85

зазор в замке, мк

253

24

120

53

по потере веса, мг

81,0

89,7

58,0

210,0

Износ шатунных подшипников:

 

 

 

 

радиальный, мк

6

11

6

20

по потере веса, м г

237,5

717,0

216

716,1

Полученные данные свидетельствуют о более полном сгорании газовой смеси в двухтактном двигателе ЯАЗ-204.

Анализ приведенных эксплуатационных материалов ис­ следования со всей очевидностью подтверждает, что на из­ менение качества смазочных масел, а следовательно, и на показатели работоспособности двигателя существенное влия­ ние оказывают качество применяемых топлив и совершен­ ство процесса сгорания.

Влияние сырья и технологии получения базовых масел на степень их старения в процессе работы двигателя

Качество базовых масел зависит от природы сырья и технологии их изготовления. Данные табл. 25 характеризуют качества и углеводородный состав базовых масел селектив­ ной очистки из бакинских и восточных нефтей. Анализ этих данных показывает, что в маслах из бакинских нефтей боль­ ше содержится метанонафтеновой фракции, чем в соответ-

99



Химический состав смазочных масел

Физико-химические

Наименование

Группа углеводородов

 

 

 

 

 

 

масла

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

о

 

 

 

 

 

 

 

 

 

к

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СО

 

 

 

 

 

ДС-11 из вое- Метано-нафтеновые

60,5

1,4747

0,8617 | 428,6

66,47

точных

серАроматические легкие

21,0

1,5078

0,9153

 

470,0

174,10

нистых

неф-

»

средние

15,0

1.&503

0,9660

|

450,0

848,42

тей (завод-

»

тяжелые

0

 

1

 

 

екой образец) Смолистые

вещества

2,5

0,9745

 

520,0

Д-11 из бакин- Метано-нафтеновые

67,5

1,4844

0,8844

 

411,2

107,96

ских нефтей [Ароматические легкие

15,8

1,5116

0,9253

 

415,0

260,28

(заводской

»

средние

13,09

1,5577

0,9880

 

395

259,63

образец)

 

тяжелые

 

 

| Смолистые

вещества

2,75

0,9885

 

520

 

 

 

 

 

 

 

 

Автол АС-10,

Метано-нафтеновые

70,00

1,4843

0,8854

 

410,0

83,47

полученный

 

при очистке

Ароматические легкие

19,0

1,5050

0,9180

 

390,0

165,97

дистиллята

 

средние

8,75

1,5498

0,9791

 

360,6

0,37

200% фурфу-

 

 

 

тяжелые

0

 

 

рола, 1 % кис-

 

 

 

лоты, 5% гли­

Смолистые

вещества

0,75

0,9965

 

490,8

ны

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автол АК-10

Метано-нафтеновые

53,7

1,4833

0,8836

 

403,3

72,50

(заводской

 

образец),

по­

Ароматические легкие

20,9

1,5062

0,9172

 

416,3

151,69

лученный из

»

средние

12,4

1,5626

0,9920

 

356,1

847,07

»

тяжелые

7,8

1,6120 i 1,0453

 

345,9

ныне перера­

 

' 1

батываемой

Смолистые

вещества

2,4

1,0120

 

416,6

смеси нефтей

 

 

 

 

 

 

 

 

Автол АС-6,

Метано-нафтеновые

 

1,4822

0,8825

 

368,5

48,75

полученный

 

 

при очистке

Ароматические легкие

 

1,5070

0,9190

 

350,0

86,50

дистиллята

»

средние

 

1,5548

0,9848

 

324,0

270,00

100% Фурфу­

»

тяжелые

 

 

 

 

 

 

рола, 1 % кис­ Промежуточные

 

 

 

 

 

 

лоты, 3% гли­

фракции

вещества

 

1,0007

 

418,1

ны

 

Смолистые

 

 

 

 

Машинное СУ Метано-нафтеновые

 

1,4816

0,8792

 

376,9

59,27

 

 

Ароматические легкие

 

1,506810,9183

 

396,9

118,95

 

 

»

средние

 

1,5568

0,9678

 

347,3

503,08

 

 

»

тяжелые

 

1,6113

0,0424

 

313,3

 

 

Смолистые

вещества

 

1,1284

 

376,8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

25

из бакинских и восточных нефтей

 

 

 

 

 

 

 

свойства

 

 

 

 

 

 

 

Кольцевой

состав

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

парафиновых% вцепейсмеси (по соотьош.вес .)

 

среднеечисло атомов"С в коль­

1

 

 

 

 

 

 

Е

 

 

колецv% в смеси .веспо( соот­ ношу

 

х;ни атомов% С в кольцах' (по вес. Гсооткпш.) атомов% С в пацепях.рафин* (по соотнсш.вес1 .)

IбоковойватомовЧислоцепиС

 

 

 

 

 

 

 

to*’

,

А

 

 

ь*

8

 

 

 

о ж'

 

 

 

 

п

3

р я

S

<L>

£

 

 

4

w

 

 

 

 

ю

э

^

о»

й

йх

А

 

 

и ч

 

 

 

 

ж

2

с

,

«3

 

 

я о

 

 

 

 

 

 

 

 

О

е-

 

 

ВТ 2

 

 

 

 

 

 

 

 

со

X

£

 

 

О

CQ

 

 

 

 

о

 

 

 

с

5 о

 

 

 

 

 

 

 

о

 

 

 

S

a

 

 

 

 

о

 

 

*

о Ж

 

 

 

 

 

 

 

и

 

V

ж

 

 

 

 

 

 

 

 

 

05

 

о

 

 

 

 

5

ч

 

 

 

 

оо

 

 

 

П (Я

 

 

 

 

 

 

 

О

 

*

К

vO

 

 

С и О

 

 

 

 

05

 

 

 

cq

a

 

 

о

ж

 

 

 

 

8,34

 

8,34

105,8

0,7937

32,0

68,0

1,8

10,2

33

67

24

13,96

 

13,49

80,4

0,8564

27,5

72,5

1,8

10,2

29

71

28

28,12

 

27,01

33,9

0,9138

42,0

58,0

2,8

14,6

44

56

22

10,14

 

9,87

77,5

0,8218

44,0

56,0

2,5

13,5

45,0

55,0

17

14,75

 

14,25

36,9

0,8697

30,0

70,0

1,8

10,0

32,0

68,0

24

37,84

 

36,19

72,6

0,9368

47,5

52,5

2,7

14,3

49,0

51,0

17

8,66

 

8,44

78,9

0,8248

44,0

56,0

2,45

13,2

45,0

55,0

19

11,60

 

11,25

44,7

0,8634

30,0

70,0

1,60

9,0

31,5

68,5

23

29,46

 

28,38

103,9

0,9303

46,5

53,5

2,48

13,1

49,0

51,0

16

8,07

7,88

82,84

0,8236

44

56

2,40

13,00

45,0

55,0

19

11,0

10,38

45,00

0,8640

29

71

1,62

9,30

31,5

68,5

24

18,0

17,50

161,00

0,9555

51

49

2,70

14,10

53,0

47,0

14

 

 

 

 

65

36

3,46

17,60

67,5

32,5

10

— — —

6,20

6,10

74,7

0,8261

45,0

55,0

2,23

12,25

46,0

54,0

17

7,70

7,47

36,5

0,8716

32,5

67,5

1,57

9,00

35,0

65,0

20

10,30

9,76

126,2

0,9551

51,0

49,0

2,40

13,00

52,5

47,5

13

7,10

6,97

81,20

0,8197

44

56

2,26

12,25

45

55

18

9,44

9,16

43,20

0,8675

30

70

1,65

9,30

32

68

23

14,30

14,03

131,1

0,9533

49

51

2,55

13,5

52

48

15

68

32

3,3

17,0

70

30

8

--

 

 

 

 

 

 

 

 

101

100


ствующих по вязкости маслах из восточных нефтей, при этом в маслах из восточного сырья наблюдается более по­ вышенное содержание легких и средних ароматических углеводородов. Молекулярный вес всех групп углеводородов у масел из восточных нефтей выше, чем у масел из бакин­

ских нефтей. Кинематическая вязкость при 37,8;

98,9 и

100° С и вязкостно-весовая константа у углеводородов

масел

из бакинских нефтей значительно выше, чем у таковых из восточного сырья, а индекс вязкости ниже.

Различные по углеводородному составу масла из бакин­ ских и восточных нефтей окисляются по-разному, а характер образующихся продуктов окисления зависит от скорости и глубины окисления отдельных .групп углеводородов этих масел. В своих работах Гурвич, Тычинин, Ивлинов и др. [22, 34] показали, что окисляемость масел зависит от их углеводородного состава, определяемого природой нефти, способом и глубиной очистки.

Наряду с ростом добычи нефтей в стране значительному изменению подверглись их качества. Производство высоко­ качественных масел из нефтей потребовало внедрения в перерабатывающую промышленность новых, более прогрес­ сивных методов переработки нефти. П.ри этом следует отме­ тить, что даже при одном и том же технологическом процес­ се переработки масла из бакинских нефтей по химическому составу отличаются от масел из восточных нефтей.

В окисляемом при работе двигателя масле из восточных нефтей в основном накапливаются оксикиолоты, асфальтены и смолы, увеличивающие вязкость окисл!енного масла и количество отложений в зоне поршневых колец, вызыва­ ющих потерю подвижности последних. При окислении масел из бакинских нефтей больше образуется карбенов и карбоидов. Применение селективной, адсорбционной и особенно

 

 

 

 

Т а б л и ц а 26

Качества масел, полученных

с применением различного

 

 

метода очистки

 

 

 

 

 

Масло Д-11 с композицией

Качество

масел

 

присадок ИНХП II

серии

 

селективной адсорбцион­

гидро­

 

 

 

 

 

 

очистки

ной очистки

очистки

Коррозионность, г/м*

 

24

15

2

Термоокислит. стабильность,

мин

109

114

123

Количество осадка,

%

 

2,64

0,1

1,76

Моющий потенциал

 

 

45

60

55

Щелочность, мг КОН

 

5,48

5,53

2,57

102