Файл: Сулейманова, Ф. Г. Композиции присадок к моторным маслам из бакинских нефтей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 145

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

образованием смол, асфальтенов и частиц карбенов и карбоидов, являющихся источником загрязнения масла. Такого же мнения придерживаются Барк, Хьюз и Бартисон, считая, что старение масла в двигателе происходит главным обра­ зом за счет реакции окисления смазочного мосла (23—24].

Дэвис, Линкольн и др. утверждают, что шлам и грязь в двигателе вызываются осаждением из смазочного масла продуктов окисления [5]. В противоположность этим взгля­ дам ряд исследователей считает, что на степень старения смазочных масел главным образом влияют качество топлив и продукты их сгорания [30 и 35]. Джорджи полагает, что все отложения в двигателях образуются из загрязнителей, попадающих в масло из камеры сгорания, и что окисление масла играет второстепенную роль в явлениях старения [5].

Согласно работам исследовательского центра в Торнто­ не, нерастворимые вещества, обнаруживаемые в отработан­ ном масле, состоят- в основном из твердых частиц, образу­ ющихся в выхлопном дыме, которые, попадая в масло, адсорбируют или абсорбируют продукты окисления и, ве­ роятно, другие поверхностно-активные вещества, могущие находиться в масле. Коллоидный характер не растворимых в масле веществ, являющийся важным фактором, влияющим на степень чистоты двигателя, определяется в значительной мере поверхностной активностью сорбируемых веществ.

Работами ряда исследовательских организаций Советско­ го Союза: НАМИ, HATH, ВНИИНП, ИНХП, ВИМ и НИИАТ—показано, в результате неполного сгорания топлива в дизельных двигателях, по сравнению с карбюраторными, образуется значительно больше сажи. Поэтому содержание углеродистых частиц (сажи) в дизелях почти в 2—5 раз больше, чем в карбюраторных двигателях, что способствует значительному загрязнению дизельного масла.

Из всего изложенного следует, что на степень старения масла в дизелях существенное влияние оказывает несовер­ шенство процесса сгорания топлива. Это подтверждается и тем обстоятельством, что в предкамерных и вихрекамерных дизелях скорость старения масла значительно ниже, чем в дизелях о непосредственным впрыском топлива в цилиндр, имеющих более низкий коэффициент полноты сгорания топ­ лива.

Сгорание топливо-воздушной -смеси в карбюраторных двигателях вследствие ее однородности и лучших условий испарения горючего протекает более совершенно, чем -сгора­ ние топлива в дизелях. В дизелях вследствие неоднородно­ сти топливо-воздушной смеси и недостаточности времени

.для испарения топливо, не успевая полностью сгореть, обра­ зует большее количество продуктов неполного сгорания в

93


виде сажи, являющейся источником загрязнения смазочного масла.

Исследованиями ряда авторов показано, что образовав­ шиеся в работающем масле осадки как по характеру, так я по размерам частиц отличаются в зависимости от типа дви­ гателя. Данные табл. 18 подтверждают это положение.

Тип

двигателя

Карбюра­ торный

Дизель

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

18

Состав осадков в смазочных маслах, %

 

 

 

Асфальтены

Карбены,

карбои-

Несгораемые

ды

и сажа

 

осадки

 

миним.

макс.

средв ­ нем

 

средв ­ нем

МИНИН.

макс.

средв ­ нем

2

макс.

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

S

 

 

 

 

 

 

 

 

S

 

 

 

 

 

 

 

 

S

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

5

30

19

37

88

72

4

38

9

3

10

7

90

90

86

4

17

7

В отработанном масле, как в карбюраторных, так и в- дизельных двигателях, в наибольших количествах образуют­ ся осадки в виде карбенов, карбоидов и сажи, второе место занимают асфальтены и последнее—несгораемые осадки. Однако в дизельных двигателях образуется значительно больше карбенов, карбоидов и сажи, чем в карбюраторных; асфальтены и несгораемые осадки в большом количестве накапливаются в масле карбюраторных двигателей. На на­ копление осадков в отработанном масле и на их характер большое влияние оказывает состав горючей смеси, опреде­ ляющий степень полноты сгорания (табл. 19). Приведенные-

 

 

 

Т а б л и ц а 19

Количество осадков в зависимости от состава рабочей смеси, %

Состав рабочей смеси

Общий

Неорганические

Карбоиды

осадок

 

 

 

Богатая

0,99

0,27

0,63

Бедная

0,62

0,20

0,18

Нормальная

0,07

0,04

0,0

в табл. 19 данные показывают, что при работе двигателя на богатой смеси сгорание топлива протекает вяло, образуются продукты неполного сгорания и ускоряется процесс старе­

ния масла.

Известно, что период от подачи топлива в цилиндр до процесса видимого сгорания в дизелях значительно меньше,.

94


чем в карбюраторных двигателях, и составляет всего 0,002— 0,004 сек. За этот период дизельное топливо, не успевая полностью сгореть, образует большое количество продуктов неполного сгорания в виде сажи, которая и загрязняет масло. Скорость накопления продуктов старения в отрабо­ танном масле в зависимости от типа двигателей -(табл. 20)

Т а б л и ц а 20

Влияние типа двигателей на образование осадков в картерном масле

 

 

Скорость

образования

Средняя скорость

Тип

двигателя

осадков

образования осадков

 

 

мг/л. с.

 

 

 

мг л. с, час

мг/л. с, имп.

мг'л. с. имп.

 

 

 

 

час

 

Карбюраторный

 

 

 

 

(автобензин)

5—40

0,1—0,8

15

 

легковые

автомобили

0,3

грузовые

автомобили

6 -4 5

0,2 -1 .5

20

0,7

Дизели грузовых авто­

 

 

 

 

мобилей

(диз. топли­

 

 

 

 

во) :

 

 

1,6—3,0

 

 

двухтактные

48—90

69

2,3

четырехтактные

11—60

0,5—2,0

45

1,5

свидетельствует о влиянии процесса сгорания на изменение качества масла. Из таблицы видно следующее:

а) скорость образования осадков в карбюраторном дви­ гателе значительно меньше, чем в дизелях;

б) в зависимости от условий работы меняется скорость загрязнения масла: средняя скорость осадкообразования в карбюраторном двигателе легкового автомобиля составляет

0,3 мг/л. с. км,

а у грузового автомобиля она повышается

до 0,7 мг/л. с. км.

Результаты

опыта применения (за последние 15 лет)

сернистых топлив из восточных нефтей свидетельствуют об огромном влиянии качества топлива на процесс старения масел. Исследованию этого вопроса посвящены многочис­ ленные работы в нашей стране и за рубежом [30, 31, 32, 36].

Испытаниями ВНИИНП дизельного топлива с различ­ ным содержанием серы на тракторном двигателе Д-35 по­ казано, что повышение содержания серы в топливе от 0,2 до 1,28% 'Способствует увеличению количества нагара на порш­ невых кольцах от 7,9 до 20,8 г. Испытания НАТИ дизель­ ного топлива с содержанием серы 0,2 й 0,93% на установке УИМ-3 показали, что если в первом случае оценка качества масла составила 9 баллов, то во втором — 22, при этом ко­ личество общего осадка в окисленном масле было соответ­ ственно, 7,7 и 10,7 г.

95


Эксплуатационными испытаниями на тракторах ДТ-54 в ВИМе в течение 2000 часов установлено, что при работе двигателя на топливе с содержанием серы 0,2% количество осадков в масле составляет 69 г, а при увеличении серы в топливе до 1,1—>1,2% оно возрастает до 101,2 г.

Изучение влияния качества дизельного топлива на степень старения смазочных масел проводилось нами на одноцилин­ дровом четырехтактном дизеле 4-10,5/13 и на двухтактном автомобильном дизельном двигателе ЯАЗ-204. Испытанию подвергались дизельные масла ДС-11 и Д-11 (из бакинских нефтей), а также машинное масло СУ. При этом применя­ лись дизельное топливо с содержанием серы 1% (ГОСТ 305-58) и дизельное летнее из бакинских нефтей с содержа­ нием серы 0,2% (ГОСТ 4749-49). Двигатель 4-10,5/13 рабо­ тал 50 часов без долива масла, а ЯАЗ-204 — 600 часов со сменой масла через каждые 60 часов. Температура масла в первом двигателе поддерживалась ,на уровне 60—65° С, а во

втором — 80—85° С. Результаты этих

испытаний приведены

в табл. 21—23.

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

21

 

 

 

 

 

 

 

Износ и отложения

нагара

в зависимости

от

содержания

серы в

топливе

 

 

(двигатель 4-10,5/13)

 

 

 

 

 

 

Износ, мг

 

 

Нагар, мг

 

М а с л о

 

всех

1+ 2

в среди,

с ко­

с кана­

 

 

 

поршне­

Всего

 

вых ко­

коль­

на коль­

лец

вок

 

 

ца

 

цо

 

 

 

 

лец

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Топливо с 0,2%

серы

 

 

 

 

Машинное СУ

 

211

117

35,2

126

320

 

446

Д-11 из бакинских неф­

216

115

23,4

260

310

 

560

тей

 

 

ДС-11 из восточных неф­

243

129

40,5

225

290

 

515

тей

 

 

 

 

Топливо

с 1%

серы

 

 

 

 

Машинное СУ

 

303

217

50,6

203

450

 

653

Д-11 из бакинских неф­

398

148

 

 

281

723

'

1004

тей

 

66,3

ДС-11 из восточных неф­

316

154

52,8

306

380

 

686

тей

 

 

По данным

табл.

21 видно, что износ

поршневых

колец

и отложение на них нагара, а также в канавках поршня для всех испытанных масел при работе двигателя на высокосернистом топливе примерно в 1,5—2 раза больше, чем при использовании малосернистого топлива. Визуальный осмотр

96


деталей двигателя после каждого испытания также указы­ вает на то, что при работе двигателя 4-10,5/13 на малосернистом топливе обеспечивается хорошая чистота поршней и поршневых колец и их полная подвижность.

Т а б л и ц а 22

Изменение качеств масел в зависимости от качества применяемого топлива

 

 

 

Топливо ГОСТ

Топливо ГОСТ

 

 

 

 

4749-49

 

 

305-58

 

Качества отработанных

 

 

М а с л о

 

 

масел

 

 

 

 

 

 

 

 

Машин­

Д-11

ДС-11

Машин­ Д-11 ДС-11

 

 

 

ное СУ

 

 

ное СУ

 

 

Увеличение

кинематиче­

 

 

 

 

 

 

ской вязкости при 50°С,

5,73

16,74

20,31

23,23

17,11

27,16

сст

%

 

Коксуемость,

 

1,83

2,04

1,76

5,09

3,97

5,30

Коррозийность (ДК-2, 10

 

 

 

 

104

67

часов), г/м3

%

42

60

3

67

Количество

осадков,

2,39

2,72

2,37

5,11

6,14

3,78

в том числе:

 

 

 

 

 

 

 

оксикьслоты

и асфаль-

 

 

 

 

 

 

1ены

 

 

0,40

0,36

1,52

1,43

1,53

1,95

нейтральные

смолы,

%

1,88

1,97

2,64

5,74

9,6(2

10,0

Изменение качеств отработанных масел в

зависимости

от применяемого

топлива

(табл.

22) также подтверждает

отрицательное влияние повышенного содержания серы в топливах на работоспособность масел. Процесс старения ис­ пытанных м.аоел при использовании топлив с содержанием 1% серы происходит более интенсивно, чем при использо­ вании малосернистого топлива. Величины таких показателей качеств отработанных масел, как нарастание вязкости, кок­ суемость, коррозионность и количество осадка при работе двигателя на сернистом топливе увеличиваются в 2—5 раз по сравнению с соответствующими показателями, получен­ ными при работе двигателя на малосернистом топливе. Та­ кое значительное изменение качества масла отрицательно влияет на показатели работоспособности двигателя.

Как видно из приведенных в табл. 23 данных, процесс старения масла и на двигателе ЯАЗ-204 при работе на высокосериистом топливе протекает более интенсивно, чем на малосернистом, что вызывает усиление износа и увеличение количества отложений нагара на деталях двигателя.

Добавка в дизельное топливо ГОСТ 4749-49 высоксщетановой присадки бутилнитрата (ДП) доводит цетановое число этого топлива до уровня дизельного из восточных нефтей, т. е. до 50 единиц. При применении этого топлива

1 -7

97