Файл: Сулейманова, Ф. Г. Композиции присадок к моторным маслам из бакинских нефтей.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 145
Скачиваний: 0
образованием смол, асфальтенов и частиц карбенов и карбоидов, являющихся источником загрязнения масла. Такого же мнения придерживаются Барк, Хьюз и Бартисон, считая, что старение масла в двигателе происходит главным обра зом за счет реакции окисления смазочного мосла (23—24].
Дэвис, Линкольн и др. утверждают, что шлам и грязь в двигателе вызываются осаждением из смазочного масла продуктов окисления [5]. В противоположность этим взгля дам ряд исследователей считает, что на степень старения смазочных масел главным образом влияют качество топлив и продукты их сгорания [30 и 35]. Джорджи полагает, что все отложения в двигателях образуются из загрязнителей, попадающих в масло из камеры сгорания, и что окисление масла играет второстепенную роль в явлениях старения [5].
Согласно работам исследовательского центра в Торнто не, нерастворимые вещества, обнаруживаемые в отработан ном масле, состоят- в основном из твердых частиц, образу ющихся в выхлопном дыме, которые, попадая в масло, адсорбируют или абсорбируют продукты окисления и, ве роятно, другие поверхностно-активные вещества, могущие находиться в масле. Коллоидный характер не растворимых в масле веществ, являющийся важным фактором, влияющим на степень чистоты двигателя, определяется в значительной мере поверхностной активностью сорбируемых веществ.
Работами ряда исследовательских организаций Советско го Союза: НАМИ, HATH, ВНИИНП, ИНХП, ВИМ и НИИАТ—показано, в результате неполного сгорания топлива в дизельных двигателях, по сравнению с карбюраторными, образуется значительно больше сажи. Поэтому содержание углеродистых частиц (сажи) в дизелях почти в 2—5 раз больше, чем в карбюраторных двигателях, что способствует значительному загрязнению дизельного масла.
Из всего изложенного следует, что на степень старения масла в дизелях существенное влияние оказывает несовер шенство процесса сгорания топлива. Это подтверждается и тем обстоятельством, что в предкамерных и вихрекамерных дизелях скорость старения масла значительно ниже, чем в дизелях о непосредственным впрыском топлива в цилиндр, имеющих более низкий коэффициент полноты сгорания топ лива.
Сгорание топливо-воздушной -смеси в карбюраторных двигателях вследствие ее однородности и лучших условий испарения горючего протекает более совершенно, чем -сгора ние топлива в дизелях. В дизелях вследствие неоднородно сти топливо-воздушной смеси и недостаточности времени
.для испарения топливо, не успевая полностью сгореть, обра зует большее количество продуктов неполного сгорания в
93
виде сажи, являющейся источником загрязнения смазочного масла.
Исследованиями ряда авторов показано, что образовав шиеся в работающем масле осадки как по характеру, так я по размерам частиц отличаются в зависимости от типа дви гателя. Данные табл. 18 подтверждают это положение.
Тип
двигателя
Карбюра торный
Дизель
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
18 |
|
Состав осадков в смазочных маслах, % |
|
|
|
|||||
Асфальтены |
Карбены, |
карбои- |
Несгораемые |
|||||
ды |
и сажа |
|
осадки |
|
||||
миним. |
макс. |
средв нем |
|
средв нем |
||||
МИНИН. |
макс. |
средв нем |
2 |
макс. |
||||
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
S |
|
|
|
|
|
|
|
|
S |
|
|
|
|
|
|
|
|
S |
|
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
5 |
30 |
19 |
37 |
88 |
72 |
4 |
38 |
9 |
3 |
10 |
7 |
90 |
90 |
86 |
4 |
17 |
7 |
В отработанном масле, как в карбюраторных, так и в- дизельных двигателях, в наибольших количествах образуют ся осадки в виде карбенов, карбоидов и сажи, второе место занимают асфальтены и последнее—несгораемые осадки. Однако в дизельных двигателях образуется значительно больше карбенов, карбоидов и сажи, чем в карбюраторных; асфальтены и несгораемые осадки в большом количестве накапливаются в масле карбюраторных двигателей. На на копление осадков в отработанном масле и на их характер большое влияние оказывает состав горючей смеси, опреде ляющий степень полноты сгорания (табл. 19). Приведенные-
|
|
|
Т а б л и ц а 19 |
|
Количество осадков в зависимости от состава рабочей смеси, % |
||||
Состав рабочей смеси |
Общий |
Неорганические |
Карбоиды |
|
осадок |
||||
|
|
|
||
Богатая |
0,99 |
0,27 |
0,63 |
|
Бедная |
0,62 |
0,20 |
0,18 |
|
Нормальная |
0,07 |
0,04 |
0,0 |
в табл. 19 данные показывают, что при работе двигателя на богатой смеси сгорание топлива протекает вяло, образуются продукты неполного сгорания и ускоряется процесс старе
ния масла.
Известно, что период от подачи топлива в цилиндр до процесса видимого сгорания в дизелях значительно меньше,.
94
чем в карбюраторных двигателях, и составляет всего 0,002— 0,004 сек. За этот период дизельное топливо, не успевая полностью сгореть, образует большое количество продуктов неполного сгорания в виде сажи, которая и загрязняет масло. Скорость накопления продуктов старения в отрабо танном масле в зависимости от типа двигателей -(табл. 20)
Т а б л и ц а 20
Влияние типа двигателей на образование осадков в картерном масле
|
|
Скорость |
образования |
Средняя скорость |
|
Тип |
двигателя |
осадков |
образования осадков |
||
|
|
мг/л. с. |
|
||
|
|
мг л. с, час |
мг/л. с, имп. |
мг'л. с. имп. |
|
|
|
|
|
час |
|
Карбюраторный |
|
|
|
|
|
(автобензин) |
5—40 |
0,1—0,8 |
15 |
|
|
легковые |
автомобили |
0,3 |
|||
грузовые |
автомобили |
6 -4 5 |
0,2 -1 .5 |
20 |
0,7 |
Дизели грузовых авто |
|
|
|
|
|
мобилей |
(диз. топли |
|
|
|
|
во) : |
|
|
1,6—3,0 |
|
|
двухтактные |
48—90 |
69 |
2,3 |
||
четырехтактные |
11—60 |
0,5—2,0 |
45 |
1,5 |
свидетельствует о влиянии процесса сгорания на изменение качества масла. Из таблицы видно следующее:
а) скорость образования осадков в карбюраторном дви гателе значительно меньше, чем в дизелях;
б) в зависимости от условий работы меняется скорость загрязнения масла: средняя скорость осадкообразования в карбюраторном двигателе легкового автомобиля составляет
0,3 мг/л. с. км, |
а у грузового автомобиля она повышается |
до 0,7 мг/л. с. км. |
|
Результаты |
опыта применения (за последние 15 лет) |
сернистых топлив из восточных нефтей свидетельствуют об огромном влиянии качества топлива на процесс старения масел. Исследованию этого вопроса посвящены многочис ленные работы в нашей стране и за рубежом [30, 31, 32, 36].
Испытаниями ВНИИНП дизельного топлива с различ ным содержанием серы на тракторном двигателе Д-35 по казано, что повышение содержания серы в топливе от 0,2 до 1,28% 'Способствует увеличению количества нагара на порш невых кольцах от 7,9 до 20,8 г. Испытания НАТИ дизель ного топлива с содержанием серы 0,2 й 0,93% на установке УИМ-3 показали, что если в первом случае оценка качества масла составила 9 баллов, то во втором — 22, при этом ко личество общего осадка в окисленном масле было соответ ственно, 7,7 и 10,7 г.
95
Эксплуатационными испытаниями на тракторах ДТ-54 в ВИМе в течение 2000 часов установлено, что при работе двигателя на топливе с содержанием серы 0,2% количество осадков в масле составляет 69 г, а при увеличении серы в топливе до 1,1—>1,2% оно возрастает до 101,2 г.
Изучение влияния качества дизельного топлива на степень старения смазочных масел проводилось нами на одноцилин дровом четырехтактном дизеле 4-10,5/13 и на двухтактном автомобильном дизельном двигателе ЯАЗ-204. Испытанию подвергались дизельные масла ДС-11 и Д-11 (из бакинских нефтей), а также машинное масло СУ. При этом применя лись дизельное топливо с содержанием серы 1% (ГОСТ 305-58) и дизельное летнее из бакинских нефтей с содержа нием серы 0,2% (ГОСТ 4749-49). Двигатель 4-10,5/13 рабо тал 50 часов без долива масла, а ЯАЗ-204 — 600 часов со сменой масла через каждые 60 часов. Температура масла в первом двигателе поддерживалась ,на уровне 60—65° С, а во
втором — 80—85° С. Результаты этих |
испытаний приведены |
||||||||
в табл. 21—23. |
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
21 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
Износ и отложения |
нагара |
в зависимости |
от |
содержания |
серы в |
топливе |
|||
|
|
(двигатель 4-10,5/13) |
|
|
|
|
|||
|
|
Износ, мг |
|
|
Нагар, мг |
|
|||
М а с л о |
|
всех |
1+ 2 |
в среди, |
с ко |
с кана |
|
||
|
|
поршне |
Всего |
||||||
|
вых ко |
коль |
на коль |
лец |
вок |
|
|||
|
ца |
|
цо |
|
|
||||
|
|
лец |
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Топливо с 0,2% |
серы |
|
|
|
|
||
Машинное СУ |
|
211 |
117 |
35,2 |
126 |
320 |
|
446 |
|
Д-11 из бакинских неф |
216 |
115 |
23,4 |
260 |
310 |
|
560 |
||
тей |
|
|
|||||||
ДС-11 из восточных неф |
243 |
129 |
40,5 |
225 |
290 |
|
515 |
||
тей |
|
|
|||||||
|
|
Топливо |
с 1% |
серы |
|
|
|
|
|
Машинное СУ |
|
303 |
217 |
50,6 |
203 |
450 |
|
653 |
|
Д-11 из бакинских неф |
398 |
148 |
|
|
281 |
723 |
' |
1004 |
|
тей |
|
66,3 |
|||||||
ДС-11 из восточных неф |
316 |
154 |
52,8 |
306 |
380 |
|
686 |
||
тей |
|
|
|||||||
По данным |
табл. |
21 видно, что износ |
поршневых |
колец |
и отложение на них нагара, а также в канавках поршня для всех испытанных масел при работе двигателя на высокосернистом топливе примерно в 1,5—2 раза больше, чем при использовании малосернистого топлива. Визуальный осмотр
96
деталей двигателя после каждого испытания также указы вает на то, что при работе двигателя 4-10,5/13 на малосернистом топливе обеспечивается хорошая чистота поршней и поршневых колец и их полная подвижность.
Т а б л и ц а 22
Изменение качеств масел в зависимости от качества применяемого топлива
|
|
|
Топливо ГОСТ |
Топливо ГОСТ |
||||
|
|
|
|
4749-49 |
|
|
305-58 |
|
Качества отработанных |
|
|
М а с л о |
|
|
|||
масел |
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
Машин |
Д-11 |
ДС-11 |
Машин Д-11 ДС-11 |
||
|
|
|
ное СУ |
|
|
ное СУ |
|
|
Увеличение |
кинематиче |
|
|
|
|
|
|
|
ской вязкости при 50°С, |
5,73 |
16,74 |
20,31 |
23,23 |
17,11 |
27,16 |
||
сст |
% |
|
||||||
Коксуемость, |
|
1,83 |
2,04 |
1,76 |
5,09 |
3,97 |
5,30 |
|
Коррозийность (ДК-2, 10 |
|
|
|
|
104 |
67 |
||
часов), г/м3 |
% |
42 |
60 |
3 |
67 |
|||
Количество |
осадков, |
2,39 |
2,72 |
2,37 |
5,11 |
6,14 |
3,78 |
|
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
оксикьслоты |
и асфаль- |
|
|
|
|
|
|
|
1ены |
|
|
0,40 |
0,36 |
1,52 |
1,43 |
1,53 |
1,95 |
нейтральные |
смолы, |
% |
1,88 |
1,97 |
2,64 |
5,74 |
9,6(2 |
10,0 |
Изменение качеств отработанных масел в |
зависимости |
|||||||
от применяемого |
топлива |
(табл. |
22) также подтверждает |
отрицательное влияние повышенного содержания серы в топливах на работоспособность масел. Процесс старения ис пытанных м.аоел при использовании топлив с содержанием 1% серы происходит более интенсивно, чем при использо вании малосернистого топлива. Величины таких показателей качеств отработанных масел, как нарастание вязкости, кок суемость, коррозионность и количество осадка при работе двигателя на сернистом топливе увеличиваются в 2—5 раз по сравнению с соответствующими показателями, получен ными при работе двигателя на малосернистом топливе. Та кое значительное изменение качества масла отрицательно влияет на показатели работоспособности двигателя.
Как видно из приведенных в табл. 23 данных, процесс старения масла и на двигателе ЯАЗ-204 при работе на высокосериистом топливе протекает более интенсивно, чем на малосернистом, что вызывает усиление износа и увеличение количества отложений нагара на деталях двигателя.
Добавка в дизельное топливо ГОСТ 4749-49 высоксщетановой присадки бутилнитрата (ДП) доводит цетановое число этого топлива до уровня дизельного из восточных нефтей, т. е. до 50 единиц. При применении этого топлива
1 -7 |
97 |