Файл: Сулейманова, Ф. Г. Композиции присадок к моторным маслам из бакинских нефтей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 150

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

гидроочистки масел позволяет удалять из масляной фрак­ ции тяжелые ароматические углеводороды и смолы. Масла адсорбционной очистки обладают высокой термоокислитель­ ной стабильностью и обеспечивают подвижность поршневых колец (см .табл .26).

В целях исследования влияния качества базовых масел на изменение их качеств в процессе работы двигателя про­ водились моторные испытания различных масел, результаты которых приведены в табл. 27 и 28. Данные этих таблиц свидетельствуют о том, что применение масел адсорбцион­ ной и гидроочистки заметно улучшает эксплуатационные показатели двигателя по сравнению с маслами селективной очистки.

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

27

Влияние

качества базовых масел на показатели

 

 

 

 

 

работоспособности двигателя 4-10,5/13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Износ поршневых

Количество нагара,

 

 

 

 

 

колец,

мг

 

 

 

мг

 

 

М а с л о

Д-11

 

и 2

всех

в сред»,

на

 

в

канав­

 

 

 

 

 

 

всего

 

 

 

 

коль­

на одно

коль­

 

 

 

 

колец

 

ках

 

 

 

 

 

цо

 

кольцо

цах

 

 

 

 

 

Селективной

очистки

 

226

302

50

215

 

 

200

 

415

Адсорбционной

очистки

202

273

48

196

 

 

190

 

386

Гидроочистки

 

 

 

192

296

49

156

 

 

210

 

366

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

28

Влияние качества

базовых масел на показатели работоспособности

 

 

 

 

двигателя ЯАЗ-204

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Масло Д-11 из бакинских нефтей

Показатели

работоспособности

с присадкой ИНХП II серии

 

двигателя

 

селективной

адсорбцион­

гидро­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

очистки

ной очистки

очистки

Износ поршневых колец, мг

под-

598

570

 

544

Износ вкладышей

шатунных

 

 

 

 

 

 

 

шипников, мк

 

 

 

39

 

33

 

 

31

Нагар с колец и канавок,

г

 

14,7

13,2

 

 

12,0

Отложения в продувочных окнах, г

4,6

 

3,6

 

 

3,0

Чистота юбки поршня, баллы

 

2,1

 

1,1

 

 

1,0

Подвижность

поршневых

колец,

 

0,5

 

0,25

 

 

0

баллы

 

 

 

 

 

 

 

 

Опыт эксплуатации современных быстроходных и теплонапряженных двигателей показывает, что базовые масла любой очистки в чистом виде не обеспечивают нормальной

103


работы двигателей. Основными требованиями современных и перспективных двигателей к качеству масел являются: вы­

сокая термическая

стабильность, наличие хороших моющих

и диспергирующих

свойств, а

также низкая коррозионная

агрессивность.

 

 

Многочисленные испытания

'смазочных масел, получен­

ных из различного сырья с применением различных способов очистки, на разных типах двигателей позволяют сделать сле­ дующие выводы:

а) природа нефтей и способы очистки смазочных масел оказывают большое влияние на их качество, показатели ра­ ботоспособности двигателя и степень старения масел;

б) особенности углеводородного состава смазочных ма­ сел из бакинских и восточных нефтей оказывают различное влияние на степень их окисления в условиях работы двига­ теля и способствуют образованию различных по количеству и характеру продуктов их старения;

в) получение высококачественных смазочных масел из различного сырья требует применения прогрессивных мето­ дов очистки и подбора оптимального ее режима;

г) доведение качества смазочных масел до уровня требований теплонапряженных форсированных двигателей должно обеспечиваться применением различных присадок, улучшающих термическую устойчивость, диспергирующие, антикоррозионные и другие свойства, потенциально отсут­ ствующие в базовых маслах.

Влияние присадок на работоспособность смазочных масел

Одним из наиболее перспективных направлений улуч­ шения качеств моторных масел и удлинения срока их рабо­ тоспособности является применение присадок. Добавление присадок к моторным маслам, улучшая их эксплуатацион­ ные свойства, благоприятно сказывается на работоспособно­ сти двигателей.

Влияние присадок на показатели работоспособности двигателя и на изменение качеств масел в процессе работы исследовалось на различных типах двигателей (табл. 29—32).

Из табл. 29 видно, что масло Д-11 с присадками ЦИАТИМ-339 и БФК обеспечило работу двигателя Д-40 на сернистом топливе, в то время как работа его на этом масле без присадки не представляется возможной. Приведенные экспериментальные материалы показывают также, что в за­ висимости от эффективности применяемых присадок каче­ ства отработанных масел и показатели работоспособности двигателя неодинаковы. Присадка БФК по эффективности действия значительно превосходит ЦИАТИМ-339, поэтому

104


 

 

 

Т а б л и ц а 29

Влияние различных присадок на

изменение

качеств масел

и показатели работоспособности двигателя Д-40

 

(продолжительность испытания 1000

часов, топливо ГОСТ

305-58)

 

 

 

Масло Д-11 с при­

Качество масел и

показатели

 

садками

 

5%

 

работоспособности

двигателя

 

6%

 

 

 

ЦИАТИМ-

 

 

 

БФК

 

 

 

3 9

 

 

 

 

Исходное масло

 

 

 

Моющие свойства по методу ПЗВ, баллы

 

1,5

0,5

Коррозионность, г/м2

 

 

125

84

Количество осадков, %

 

 

8,57

3,56

Нарастание вязкости у окисленного

 

 

 

масла при 100°, сст

 

 

33

18,55

Отработанное

масло

 

 

 

Кинематическая вязкость при 50°С, сст

 

19,39

11,59

Коксуемость, %

 

 

1,15

1,10

Кислотное число, мг КОН

 

 

0,23

0,28

Зольность, %

 

 

0.22

0,40

Работоспособность

двигателя

 

 

 

Износ гильз цилиндра, мк

 

 

55

5

Средний износ одного кольца, мг

 

457

319

Количество закоксованных колец, шт.

 

2

0

Отложения нагара на поршнях с кольцами, г

21

11

изменение качеств масел как в лабораторных условиях, так и при испытании непосредственно в двигателе происходит менее интенсивно при использовании БФК. Превосходство БФК по сравнению с присадкой ЦИАТИМ-339 оказало бла­ гоприятное влияние на показатели работоспособности дви­ гателя Д-40: по износу деталей, количеству отложений лака ■и нагара, подвижности поршневых колец они оказались зна­ чительно лучше, чем ври использовании ЦИАТИМ-339.

Данные табл. 30 подтверждают справедливость сделан­ ных выводов о влиянии присадок на изменение качеств ма­ сел и показатели работоспособности двигателя и в отноше­ ние КДМ-4'6, при его работе на высокосернисто1М топливе.

Применение присадок к маслим для карбюраторных двигателей также (автолов) оказало благоприятное влияние на показатели их работоспособности и на изменение качеств масел при их работе. Сравнительные испытания масел из бакинских и восточных нефтей с различными присадками и без них (табл. 31) со всей очевидностью указывают на огромную роль присадок в обеспечении работоспособности двигателя и самих масел.

105


Т а б л и ц а 3 0

В л и я н и е к а ч е с т в а п р и с а д о к н а п о к а з а т е л и р а б о т о с п о с о б н о с т и

двигателя КДМ-46 (продолжительность испытания 200 часов, топливо ГОСТ 305-58)

Качество масел и показатели

д -и

с прнсадкаыи

5%

6%

10% СБ-3 и

работоспособности двигателя

ЦИАТИМ-

 

БФК

БФК (2:1)

 

339

 

 

 

Исходное масло

 

 

 

Моющие свойства, баллы

 

1,5

0,5

Коррозионность, г[м2

 

 

125

84

Количество осадков, %,

 

8,57

3,56

в том числе

 

 

 

 

оксикислоты и асфальтены

 

7,91

3,46

Нарастание вязкости

при

100°С, сст

33

18,55

Отработанное

масло

 

 

Кинематическая вязкость

при 50°С,

 

 

0

о сл

 

1

92

5,14

4,41

22,51

С С Т

 

 

 

15,5

14,75

17,29

Кислотное число, мг КОН

 

0,49

0,14

0,11

Зольность, %

двигателя

0,12

0,10

0,40

Работоспособность

 

 

 

Износ гильз цилиндров, мк

32

21

21

Средний износ одного компрессион-

 

 

 

ного кольца мг

маслосъемного

2280

340

250

Средний износ одного

 

 

 

кольца, мг

свободных

колец

1174

332

205

Количество

10

16

19

»

закоксованпых колец

6

0

0

Отложение нагара на поршне с коль-

 

 

 

цами, г

 

 

 

183

9,3

7,0

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 31

Влияние присадок

на изменение качеств масел при работе

(продолжительность

двигателя

ГАЗ-51

топливо—бензин А-70)

испытания 600 часов,

М а с л о

Увеличение

вязкости,

сст

при 50°С

 

 

 

100°С

 

коксуемости,

Увеличение

%

кислотного

числа,

Рост

мг

КОН

 

 

 

Рост мех. примесей, %

Железо

в

отработанном

масле, мг/кг

 

 

Количество

осадков,

%

Термоокислит.

стабиль-

ность,

мин

 

 

Моющие свойства, баллы

Автолы

из восточных

Автолы из бакин­

 

 

нефтей

 

ских нефтей

АС-9,5 без присадок

АС-9,5 с

10% СБ-3

АС-9,5 с 3% ЦИАТИМззэ

АС-6 с 10% СБ-3

АС-10 без присадок

АС-10 с 10% СБ-3

АС-6 с 10% СБ-3

10,36

2,0

9,42

2,96

14,71

9,7

1,75

1,9

1,2

2,12

0,40

2,40

0,6

0,31

0,27

0,10

0,20

0,24

0,28

0,13

0,23

0,24

0,21

0,32

0,18

0,05

0,23

0,13

0,01

0,08

0,04

0,02

0,01

0,01

0,01

33

18

20

25

27

13

20

4,49

7,71

5,87

9,86

8,09

12,8

12,88

24

28

30

24

20

29

24

3,0

0,5

1—1,5

0,5

4,5

0,5

0,5

106


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т

6 i

t ( i

 

 

Влияние

различных присадок

на показатели

работоспособности двигателя ГАЗ-51

 

 

 

 

 

(продолжительность испытания 600 часов, топливо — бензин А-70)

 

 

 

 

 

 

 

Масло из бакинских

неф­

АС-9,5

из восточных нефтей

с присадками

 

 

 

 

 

 

тей

с присадками

АС-6

из

АС-6 из

 

 

 

 

 

 

 

 

Показатели

работоспо­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

бакин­

восточ­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ских

ных

собности двигателя

без

10%

10%

5%

 

3%

10%

10%

5%

без

нефтей с нефтей с

 

 

 

 

 

присадок

СБ-3 СК-3

Аз-8

присадки

Ц-339

СБ-3

СК-3

Аз-8

10% СБ-3 10% СБ-3

Износ гильз цилиндра, мк

29,0

9,9

17,4

3,4

13,0

9,0

4,5

5,0

4,9

1,0

12,0

Износ комплекта

порш-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

невых колец, мг

 

460

140

165

158

520

210

190

200

174

162

158

Состояние поршневых

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

колец, баллы

 

9

0

0

0

28,0

0

0

0

0

 

0

0

Отложения

нагара,

г

15,8

1,68

1,94

1,44

13,1

8,93

0,70

1,06

2,1

0,87

0,98

Чистота поршней, баллы

5,0

1,0

1,0

2,0

4,5—5,0

3,5

1,0

1,0

2,0

1,52

1,50