Файл: Сулейманова, Ф. Г. Композиции присадок к моторным маслам из бакинских нефтей.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 150
Скачиваний: 0
гидроочистки масел позволяет удалять из масляной фрак ции тяжелые ароматические углеводороды и смолы. Масла адсорбционной очистки обладают высокой термоокислитель ной стабильностью и обеспечивают подвижность поршневых колец (см .табл .26).
В целях исследования влияния качества базовых масел на изменение их качеств в процессе работы двигателя про водились моторные испытания различных масел, результаты которых приведены в табл. 27 и 28. Данные этих таблиц свидетельствуют о том, что применение масел адсорбцион ной и гидроочистки заметно улучшает эксплуатационные показатели двигателя по сравнению с маслами селективной очистки.
|
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
27 |
|||
Влияние |
качества базовых масел на показатели |
|
|
|
||||||||
|
|
работоспособности двигателя 4-10,5/13 |
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
Износ поршневых |
Количество нагара, |
|||||||
|
|
|
|
|
колец, |
мг |
|
|
|
мг |
|
|
М а с л о |
Д-11 |
|
и 2 |
всех |
в сред», |
на |
|
в |
канав |
|
||
|
|
|
|
|
всего |
|||||||
|
|
|
|
коль |
на одно |
коль |
||||||
|
|
|
|
колец |
|
ках |
|
|||||
|
|
|
|
цо |
|
кольцо |
цах |
|
|
|
|
|
Селективной |
очистки |
|
226 |
302 |
50 |
215 |
|
|
200 |
|
415 |
|
Адсорбционной |
очистки |
202 |
273 |
48 |
196 |
|
|
190 |
|
386 |
||
Гидроочистки |
|
|
|
192 |
296 |
49 |
156 |
|
|
210 |
|
366 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
28 |
||
Влияние качества |
базовых масел на показатели работоспособности |
|||||||||||
|
|
|
|
двигателя ЯАЗ-204 |
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
Масло Д-11 из бакинских нефтей |
||||||
Показатели |
работоспособности |
с присадкой ИНХП II серии |
||||||||||
|
двигателя |
|
селективной |
адсорбцион |
гидро |
|||||||
|
|
|
|
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
очистки |
ной очистки |
очистки |
||||
Износ поршневых колец, мг |
под- |
598 |
570 |
|
544 |
|||||||
Износ вкладышей |
шатунных |
|
|
|
|
|
|
|
||||
шипников, мк |
|
|
|
39 |
|
33 |
|
|
31 |
|||
Нагар с колец и канавок, |
г |
|
14,7 |
13,2 |
|
|
12,0 |
|||||
Отложения в продувочных окнах, г |
4,6 |
|
3,6 |
|
|
3,0 |
||||||
Чистота юбки поршня, баллы |
|
2,1 |
|
1,1 |
|
|
1,0 |
|||||
Подвижность |
поршневых |
колец, |
|
0,5 |
|
0,25 |
|
|
0 |
|||
баллы |
|
|
|
|
|
|
|
|
Опыт эксплуатации современных быстроходных и теплонапряженных двигателей показывает, что базовые масла любой очистки в чистом виде не обеспечивают нормальной
103
работы двигателей. Основными требованиями современных и перспективных двигателей к качеству масел являются: вы
сокая термическая |
стабильность, наличие хороших моющих |
|
и диспергирующих |
свойств, а |
также низкая коррозионная |
агрессивность. |
|
|
Многочисленные испытания |
'смазочных масел, получен |
ных из различного сырья с применением различных способов очистки, на разных типах двигателей позволяют сделать сле дующие выводы:
а) природа нефтей и способы очистки смазочных масел оказывают большое влияние на их качество, показатели ра ботоспособности двигателя и степень старения масел;
б) особенности углеводородного состава смазочных ма сел из бакинских и восточных нефтей оказывают различное влияние на степень их окисления в условиях работы двига теля и способствуют образованию различных по количеству и характеру продуктов их старения;
в) получение высококачественных смазочных масел из различного сырья требует применения прогрессивных мето дов очистки и подбора оптимального ее режима;
г) доведение качества смазочных масел до уровня требований теплонапряженных форсированных двигателей должно обеспечиваться применением различных присадок, улучшающих термическую устойчивость, диспергирующие, антикоррозионные и другие свойства, потенциально отсут ствующие в базовых маслах.
Влияние присадок на работоспособность смазочных масел
Одним из наиболее перспективных направлений улуч шения качеств моторных масел и удлинения срока их рабо тоспособности является применение присадок. Добавление присадок к моторным маслам, улучшая их эксплуатацион ные свойства, благоприятно сказывается на работоспособно сти двигателей.
Влияние присадок на показатели работоспособности двигателя и на изменение качеств масел в процессе работы исследовалось на различных типах двигателей (табл. 29—32).
Из табл. 29 видно, что масло Д-11 с присадками ЦИАТИМ-339 и БФК обеспечило работу двигателя Д-40 на сернистом топливе, в то время как работа его на этом масле без присадки не представляется возможной. Приведенные экспериментальные материалы показывают также, что в за висимости от эффективности применяемых присадок каче ства отработанных масел и показатели работоспособности двигателя неодинаковы. Присадка БФК по эффективности действия значительно превосходит ЦИАТИМ-339, поэтому
104
|
|
|
Т а б л и ц а 29 |
|
Влияние различных присадок на |
изменение |
качеств масел |
||
и показатели работоспособности двигателя Д-40 |
|
|||
(продолжительность испытания 1000 |
часов, топливо ГОСТ |
305-58) |
||
|
|
|
Масло Д-11 с при |
|
Качество масел и |
показатели |
|
садками |
|
|
5% |
|
||
работоспособности |
двигателя |
|
6% |
|
|
|
|
ЦИАТИМ- |
|
|
|
|
БФК |
|
|
|
|
3 9 |
|
|
|
|
|
|
Исходное масло |
|
|
|
|
Моющие свойства по методу ПЗВ, баллы |
|
1,5 |
0,5 |
|
Коррозионность, г/м2 |
|
|
125 |
84 |
Количество осадков, % |
|
|
8,57 |
3,56 |
Нарастание вязкости у окисленного |
|
|
|
|
масла при 100°, сст |
|
|
33 |
18,55 |
Отработанное |
масло |
|
|
|
Кинематическая вязкость при 50°С, сст |
|
19,39 |
11,59 |
|
Коксуемость, % |
|
|
1,15 |
1,10 |
Кислотное число, мг КОН |
|
|
0,23 |
0,28 |
Зольность, % |
|
|
0.22 |
0,40 |
Работоспособность |
двигателя |
|
|
|
Износ гильз цилиндра, мк |
|
|
55 |
5 |
Средний износ одного кольца, мг |
|
457 |
319 |
|
Количество закоксованных колец, шт. |
|
2 |
0 |
|
Отложения нагара на поршнях с кольцами, г |
21 |
11 |
изменение качеств масел как в лабораторных условиях, так и при испытании непосредственно в двигателе происходит менее интенсивно при использовании БФК. Превосходство БФК по сравнению с присадкой ЦИАТИМ-339 оказало бла гоприятное влияние на показатели работоспособности дви гателя Д-40: по износу деталей, количеству отложений лака ■и нагара, подвижности поршневых колец они оказались зна чительно лучше, чем ври использовании ЦИАТИМ-339.
Данные табл. 30 подтверждают справедливость сделан ных выводов о влиянии присадок на изменение качеств ма сел и показатели работоспособности двигателя и в отноше ние КДМ-4'6, при его работе на высокосернисто1М топливе.
Применение присадок к маслим для карбюраторных двигателей также (автолов) оказало благоприятное влияние на показатели их работоспособности и на изменение качеств масел при их работе. Сравнительные испытания масел из бакинских и восточных нефтей с различными присадками и без них (табл. 31) со всей очевидностью указывают на огромную роль присадок в обеспечении работоспособности двигателя и самих масел.
105
Т а б л и ц а 3 0
В л и я н и е к а ч е с т в а п р и с а д о к н а п о к а з а т е л и р а б о т о с п о с о б н о с т и
двигателя КДМ-46 (продолжительность испытания 200 часов, топливо ГОСТ 305-58)
Качество масел и показатели |
д -и |
с прнсадкаыи |
||
5% |
6% |
10% СБ-3 и |
||
работоспособности двигателя |
||||
ЦИАТИМ- |
||||
|
БФК |
БФК (2:1) |
||
|
339 |
|||
|
|
|
Исходное масло |
|
|
|
|
Моющие свойства, баллы |
|
1,5 |
0,5 |
|
Коррозионность, г[м2 |
|
|
125 |
84 |
Количество осадков, %, |
|
8,57 |
3,56 |
|
в том числе |
|
|
|
|
оксикислоты и асфальтены |
|
7,91 |
3,46 |
|
Нарастание вязкости |
при |
100°С, сст |
33 |
18,55 |
Отработанное |
масло |
|
|
|
Кинематическая вязкость |
при 50°С, |
|
|
0 |
о сл |
|
1 |
92
5,14
4,41
22,51
С С Т |
|
|
|
15,5 |
14,75 |
17,29 |
Кислотное число, мг КОН |
|
0,49 |
0,14 |
0,11 |
||
Зольность, % |
двигателя |
0,12 |
0,10 |
0,40 |
||
Работоспособность |
|
|
|
|||
Износ гильз цилиндров, мк |
32 |
21 |
21 |
|||
Средний износ одного компрессион- |
|
|
|
|||
ного кольца мг |
маслосъемного |
2280 |
340 |
250 |
||
Средний износ одного |
|
|
|
|||
кольца, мг |
свободных |
колец |
1174 |
332 |
205 |
|
Количество |
10 |
16 |
19 |
|||
» |
закоксованпых колец |
6 |
0 |
0 |
||
Отложение нагара на поршне с коль- |
|
|
|
|||
цами, г |
|
|
|
183 |
9,3 |
7,0 |
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 31 |
|
Влияние присадок |
на изменение качеств масел при работе |
|||||
(продолжительность |
двигателя |
ГАЗ-51 |
топливо—бензин А-70) |
|||
испытания 600 часов, |
М а с л о
Увеличение |
вязкости, |
сст |
|||
при 50°С |
|
|
|
||
100°С |
|
коксуемости, |
|||
Увеличение |
|||||
% |
кислотного |
числа, |
|||
Рост |
|||||
мг |
КОН |
|
|
|
|
Рост мех. примесей, % |
|||||
Железо |
в |
отработанном |
|||
масле, мг/кг |
|
|
|||
Количество |
осадков, |
% |
|||
Термоокислит. |
стабиль- |
||||
ность, |
мин |
|
|
Моющие свойства, баллы
Автолы |
из восточных |
Автолы из бакин |
|||||
|
|
нефтей |
|
ских нефтей |
|||
АС-9,5 без присадок |
АС-9,5 с |
10% СБ-3 |
АС-9,5 с 3% ЦИАТИМззэ |
АС-6 с 10% СБ-3 |
АС-10 без присадок |
АС-10 с 10% СБ-3 |
АС-6 с 10% СБ-3 |
10,36 |
2,0 |
9,42 |
2,96 |
14,71 |
9,7 |
1,75 |
|
1,9 |
1,2 |
2,12 |
0,40 |
2,40 |
0,6 |
0,31 |
|
0,27 |
0,10 |
0,20 |
0,24 |
0,28 |
0,13 |
0,23 |
|
0,24 |
0,21 |
0,32 |
0,18 |
0,05 |
0,23 |
0,13 |
|
0,01 |
0,08 |
0,04 |
0,02 |
0,01 |
0,01 |
0,01 |
|
33 |
18 |
20 |
25 |
27 |
13 |
20 |
|
4,49 |
7,71 |
5,87 |
9,86 |
8,09 |
12,8 |
12,88 |
|
24 |
28 |
30 |
24 |
20 |
29 |
24 |
|
3,0 |
0,5 |
1—1,5 |
0,5 |
4,5 |
0,5 |
0,5 |
106
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Т |
6 i |
t ( i |
|
|
|
Влияние |
различных присадок |
на показатели |
работоспособности двигателя ГАЗ-51 |
|
|
|
|||||||
|
|
(продолжительность испытания 600 часов, топливо — бензин А-70) |
|
|
|
|
|||||||||
|
|
|
Масло из бакинских |
неф |
АС-9,5 |
из восточных нефтей |
с присадками |
|
|
|
|||||
|
|
|
тей |
с присадками |
АС-6 |
из |
АС-6 из |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
Показатели |
работоспо |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
бакин |
восточ |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ских |
ных |
|||||
собности двигателя |
без |
10% |
10% |
5% |
|
3% |
10% |
10% |
5% |
||||||
без |
нефтей с нефтей с |
||||||||||||||
|
|
|
|||||||||||||
|
|
присадок |
СБ-3 СК-3 |
Аз-8 |
присадки |
Ц-339 |
СБ-3 |
СК-3 |
Аз-8 |
10% СБ-3 10% СБ-3 |
|||||
Износ гильз цилиндра, мк |
29,0 |
9,9 |
17,4 |
3,4 |
13,0 |
9,0 |
4,5 |
5,0 |
4,9 |
1,0 |
12,0 |
||||
Износ комплекта |
порш- |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
невых колец, мг |
|
460 |
140 |
165 |
158 |
520 |
210 |
190 |
200 |
174 |
162 |
158 |
|||
Состояние поршневых |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
колец, баллы |
|
9 |
0 |
0 |
0 |
28,0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
0 |
0 |
||
Отложения |
нагара, |
г |
15,8 |
1,68 |
1,94 |
1,44 |
13,1 |
8,93 |
0,70 |
1,06 |
2,1 |
0,87 |
0,98 |
Чистота поршней, баллы |
5,0 |
1,0 |
1,0 |
2,0 |
4,5—5,0 |
3,5 |
1,0 |
1,0 |
2,0 |
1,52 |
1,50 |