Файл: Сулейманова, Ф. Г. Композиции присадок к моторным маслам из бакинских нефтей.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 153
Скачиваний: 0
рующих элементов. Снижение фильтрующей способности фильтров тонкой очистки из-за указанных неисправностей приводит к интенсивному загрязнению масла, а вследствие этого и преждевременному выходу из строя узлов двигателя.
Ряд проведенных исследований подтвердил сказанное выше. Так, например, после пробега автомобилем «Победа» 2500 км при нормальной работе фильтра тонкой очистки ко личество осадков в масле составило 0,22%. При дальнейшей эксплуатации этого же автомобиля без фильтра тонкой очистки оно возросло до 0,85%- С увеличением продолжи тельности работы двигателя, количество осадков на фильтре тонкой очистки АСФО растет, но на двигателе автомашины «Победа» до пробега 2500—3000 км фильтр работает эффек тивно, после чего скорость накопления осадков в масле чрезмерно возрастает и фильтрующий элемент теряет свою фильтрующую способность.
В условиях эксплуатации встречаются и такие случаи, когда масло в картере чрезмерно загрязнено, а фильтры тонкой очистки относительно чисты. Это наблюдается, когда забиты маслопроводы, идущие к корпусу фильтра или от
него, а также |
калиброванное |
отверстие в |
корпусе |
фильтра, |
в результате |
чего масло не |
подвергается |
тонкой |
очистке. |
При работе двигателей с центробежным фильтром не обходимо обратить внимание на своевременное удаление осадков с ротора фильтра. Толщина слоя осадка в центро бежном фильтре не должна превышать 20—25 мм. В случае превышения указанной толщины слоя осадков фильтр пере стает отделять примеси.
Немаловажную роль в продолжительном сохранении работоспособности масел играет техническое состояние вен тиляции картера, при нормальной работе которой прорыва ющиеся в картер продукты неполного сгорания удаляются и тем самым снижается скорость старения ^масла. Обобщая результаты эксплуатационных исследований по выяснению влияния различных факторов на изменение качества масел в процессе работы, а также на показатели работоспособно сти двигателей, можно отметить, что основными факторами, ускоряющими степень старения смазочных масел ^ и вслед ствие этого влияющими на ухудшение показателей работо способности двигателя, являются:
1. Конструктивные особенности двигателя. В дизельных двигателях смазочные масла подвергаются более ускорен ному старению, чем в карбюраторных. Двухтактные двига тели вызывают большее загрязнение масла, чем четырех тактные. Форсировка двигателей приводит к созданию более жестких условий для смазочных масел и к более быстрому
их старению.
Повышение температурного режима, неполноте сгора ния топлива и увеличение контакта смазочного масла с кис лородом воздуха в дизеле являются основными причинами, зависящими от конструкции двигателя и ускоряющими сте пень старения масла.
2. Техническое состояние двигателя и его узлов. В изно шенных двигателях и при наличии технических неисправно стей в системах питания, охлаждения, вентиляции и филь трации масло в большей степени подвергается процессу старения, чем в новых и технических исправных двигателях.
3. Качества топлив, масел и присадок. При прочих рав ных условиях работы двигателя фактором, определяющим устойчивость масел против окисления (старения), является его углеводородный состав.
Масла метано-нафтенового основания с оптимальным содержанием ароматических углеводородов являются наи более устойчивыми против старения. Применение селектив ной, адсорбционной и гидроочистки .масел позволяет удалять из масляного сырья нежелательные соединения и сохранять оптимальное соотношение углеводородов. Однако примене ние любого способа и любой глубины очистки не придает смазочным маслам требуемых качеств. Поэтому базовые масла не могут удовлетворять требований современных дви гателей. Необходимые качества смазочным маслам придают ся применением эффективных моющих, диспергирующих, антиокислительных и антикоррозионных присадок, которые значительно удлиняют срок службы масел и двигателей.
Качество топлива оказывает существенное влияние на степень старения масел. Сернистые дизельные топлива и бензины с повышенным содержанием нейтральных смол ускоряют процесс старения масел в двигателях. Автобензины каталитического крекинга, малосернистые дизельные топли ва и особенно естественные газы оказывают меньшее влия ние на образование осадков в смазочных маслах, чем сер нистые дизельные топлива и бензин термического крекинга.
4. Условия эксплуатации двигателей. В зависимости от условий эксплуатации изменяется ряд параметров работы двигателей: нагрузка, число оборотов коленчатого вала, рас ход топлива, угол опережения впрыска (угол опережения зажигания), температура охлаждающей жидкости и др. Из менение указанных параметров влияет на температурный режим работы двигателя и масла, что, в свою очередь, ска зывается на интенсивности изменения качеств масел.
5. Удлинение срока смены масла— один из путей сни жения расхода смазочных масел. Оптимальный арок замены масел зависит от степени их старения в условиях работы двигателя. Поэтому критерием оценки качеств масел при
113
установлении оптимального срока их смены должно служить количество продуктов старения и их состав.
6. Учитывая влияние температурного режима двигателя на процесс конденсации, вызывающий образование низко температурных осадков, необходимо создание таких условий работы двигателя, при которых температура воды и масла в
•нем поддерживалась бы на уровне не ниже 54—60° С.
Г Г Л А В А IV
ИССЛЕДОВАНИЕ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ СВОЙСТВ МАСЕЛ И ПРИСАДОК
На основании результатов исследования и моторных ис
пытаний в |
лабораторных |
условиях было установлено, что |
на степень |
старения масел |
при работе двигателей большое |
влияние оказывают качества топлива и смазочного масла (см. главу III). Стабильность топлив и смазочных масел, являющаяся одним из основных их свойств, предопределяет окисляемость и загрязнение смазочных масел в процессе работы двигателя. Скорость и глубина окисления масел ха рактеризуются количеством и природой продуктов их старе ния, наличие которых является причиной нарушения нор мальной работы двигателя.
Данная глава посвящена описанию эксплуатационных свойств ряда базовых масел и присадок. Исследованию под вергались:
а) масла из бакинских нефтей АС-6, АС-10, Д-М, ма шинное СУ и АК-10;
б) масла из восточных нефтей АС-6, АС-9,5 и ДС-.М; в) присадки сульфонатного типа (СБ-3), алкилфеноль-
ного (БФК) и антиокислйтельные (ДФ-11 и ИНХП-21). Физико-химические и функциональные свойства указанных базовых масел и масел с присадками определялись в лабо раторных условиях.
Моторные испытания проводились на отечественных ав тотракторных дизельных и карбюраторных двигателях. Стен ды были оборудованы всеми необходимыми приборами и аппаратурой, которые обеспечивали контроль за ходом ис пытаний и регулировку всех режимных параметров. Режим испытаний был подобран экспериментально, соответствовал условиям эксплуатации и обеспечивал получение значитель ных величин количества продуктов старения масла, износа деталей двигателя и отложений на.них.
115
РЕЗУЛЬТАТЫ ЛАБОРАТОРНЫХ ИССЛЕДОВАНИИ БАЗОВЫХ МАСЕЛ
Химический состав и физико-химические свойства мо торных масел, полученных из бакинских и восточных нефтей, широко известны из опубликованных результатов исследо ваний, проводившихся А. М. Кулиевым, Р. Ш. Кулиевым, Л. Г. Жердевой, Н. И. Черножуковым, С. Э. Крейном и др. Они показали, что автолы и дизельные масл,а селективной очистки из бакинских нефтей по величине индекса вязкости и по цвету уступают соответствующим маслам из восточных нефтей. Хорошие вязкостно-температурные свойства масел из восточных нефтей определяются их химической природой.
Различие углеводородного состава и структуры масел из бакинских и восточных нефтей предопределяет их каче ство. Так, фракции углеводородов, выделенные из масел восточных нефтей, отличаются от соответствующих фракций из бакинских нефтей меньшим значением плотности и боль шим содержанием углеводородов в боковых цепях. Наличие в маслах из бакинских нефтей более циклической ароматики и нафтенов с меньшим количеством углеродных атомов в боковых цепях меньшей длины определяет поведение этих масел в условиях работы двигателя.
В маслах из восточных нефтей преобладают моно- и бициклические углеводороды с большим содержанием угле родных атомов в боковых цепях; в бакинских — би-, три- и тетрациклические е более короткими цепями. Физико-хими ческие свойства исследованных масел из бакинских и во сточных нефтей нормируются соответствующими стандар тами. В связи с этим остановимся на основных функцио нальных свойствах исследованных масел.
СТАБИЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАННЫХ СМАЗОЧНЫХ МАСЕЛ
Стабильность масел определялась различными мето
дами.
Результаты исследования стабильности по поглощению кислорода при методе АзНИИНП. По данным табл. 37 мож
но установить, что:
а) мнсло из благородного сырья — сураханской отбор ной нефти обладает хорошими свойствами как по индук ционному периоду, так и по стабильности;
б) масло из смеси нефтей, содержащее более 6 0 % нефти месторождения Нефтяные Камни, обладает наихудшими свойствами по обоим показателям стабильности;
в) селективная очистка вырабатываемых из перспектив ных нефтей автолов и дизельных масел значительно улуч шает их стабильность.
1 1 6
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
3 7 |
|
Термостабильность масел по поглощению кислорода |
|
|||||
|
|
|
Врем» |
погло Время поглощения |
|||
|
Наименование масла |
|
щения |
1 см* |
20 см3 кислород», |
||
|
|
|
кислорода, |
мин |
мин |
|
|
АК-Ю |
|
|
16 |
|
142 |
|
|
АК-6 из сураханской отборной нефти |
26 |
|
300 |
|
|||
АК-6 из смеси перспективных нефтей |
И |
|
113 |
|
|||
АС-10 |
» |
|
21 |
|
200 |
|
|
АС-6 |
» |
|
11 |
|
140 |
|
|
Машинное СУ |
КПСС |
17 |
|
164 |
|
||
Д-11 завода им. XXII съезда |
18 |
|
164 |
|
|||
Д-11 из смеси перспективных нефтей |
20 |
|
230 |
|
|||
(200% |
фурфурола) |
|
17 |
|
|
|
|
Д-8 (150% фурфурола) |
|
|
220 |
|
|||
Стабильность масел |
<в тонком слое |
по |
методу |
проф. |
К. К. Папок. Результаты исследования масел по показате лям их термоокислительной стабильности в тонком слое, приведенные в табл. 44, показывают, что исходные масла из восточных и бакинских нефтей в случае окисления в тонком слое при 250° С имеют низкую термическую стабильность (Ti5o°c) и высокий коэффициент лака.
СТАБИЛЬНОСТЬ МАСЕЛ В ОБЪЕМЕ ПО МЕТОДУ ДК-НАМИ
Анализ масел, окисленных в объеме по методу ДКНАМИ (табл. 38), позволяет сделать следующие выводы:
а) характер процесса окисления масел из восточных нефтей различен, масла из бакинских нефтей при окислении образуют осадки пропорционально времени, масла же из восточных нефтей при 10—30-часовом окислении дают не значительное количество осадков, но в дальнейшем интенсив ность их окисления настолько велика, что образующиеся при этом осадки превышают их количество в маслах из бакин ских нефтей;
б) масла кислотно-контактной очистки, помимо образо вания большого количества осадков по сравнению с масла ми селективной очистки, имеют тенденцию к образованию заметных количеств оксикиелот и асфальтенов;
в) в маслах селективной очистки при окислении образу ется меньшее количество осадков;
г) в маслах кислотно-контактной очистки, содержащих значительно большее количество асфальтенов и оксикиелот, чем масла селективной очистки, имеет место большее при ращение вязкости. Это подтверждает предположение о том,
117
0 0
Масло
АК-10 бакинское
АС-10
АС-9,5 НКЗ
Д-11 бакинское
ДС-11 НКЗ
Машинное СУ АС-6 НКЗ
Таблица 38
Стабильность различных масел при t = 200°С
|
|
10 часов |
|
|
30 |
часов |
|
|
50 |
часов |
|
Приращение вяз-1 кости при 100 °С,[ сст |
Общий осадок, % |
Состав осадков, % |
Приращение вяз кости при 100 °С, сст |
Общий осадок, % |
Состав |
осадков, |
% |
Общий осадок, % |
Состав осадков, % |
||
асфальтены и оксикислоты |
карбены и карбоиды |
асфальтены и оксикислоты |
карбены и карбоиды |
Приращениевяз кости при 100 С°, сст |
асфальтены и оксикислоты |
карбены и карбоиды |
|||||
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2,99 |
1,48 |
1,20 |
0,28 |
31,66 |
7,71 |
7,25 |
0,46 |
79,35 |
14,27 |
9,00 |
5,27 |
1,04 |
0,13 |
0,13 |
0 |
6,27 |
0,98 |
0,78 |
0,20 |
17,90 |
4,71 |
4,44 |
0,27 |
1,19 |
0,15 |
0,15 |
0 |
3,88 |
0,50 |
0,26 |
0,24 |
10,40 |
5,88 |
5,57 |
0,31 |
0,58 |
0,02 |
0,02 |
0 |
7,48 |
2,98 |
2,89 |
0,09 |
59,17 |
6,76 |
6,46 |
0,30 |
1,21 |
0,17 |
0,17 |
0 |
6,06 |
0,24 |
0,24 |
0,0 |
23,48 |
5,53 |
5,27 |
0,26 |
0,77 |
0,39 |
0,18 |
0,21 |
7,70 |
3,61 |
2,80 |
0,81 |
13,58 |
7,26 |
5,01 |
2,25 |
— |
— |
— |
— |
2,21 |
1,76 |
1,59 |
0,17 |
31,89 |
9,15 |
8,99 |
0,16 |