Файл: Сулейманова, Ф. Г. Композиции присадок к моторным маслам из бакинских нефтей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 154

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Результаты многочисленных длительных стендовых ис­

пытаний автолов,

полученных из различного сырья в смеси

с присадками, на

двигателе ГАЗ-51 (табл. 32) показывают,,

что применение ряда эффективных присадок более чем в два раза снижает износ деталей двигателя, в б—7 раз — количе­ ство отложений нагара, в 3—5 р а з — лака и обеспечивает полную подвижность поршневых колец по сравнению с авто­ лами без присадок. При этом присадки СБ-3 и АзНИИ-8 более эффективно улучшают показатели работоспособности двигателя, чем ЦИАТИМ-339.

Эксплуатационная проверка указанных присадок .в сме­

си с автолами из бакинских и восточных нефтей, проводив­ шаяся в НИИАТ и КазНИПИАТ, подтвердила справедли­ вость выводов, сделанных по результатам стендовых испыта­ ний. Применение присадок СБ-3, СК-3 и АзНИИ-8, помимо улучшения показателей работоспособности двигателя, поз­ волило довести срок смены масла в карбюраторных двига­

телях до

6000—9000 км против 1500—3000 км для масел

без присадок.

Влияние

технического состояния двигателя на изменение

 

качеств масел

Независимо от технического состояния двигателя режим его эксплуатации создает условия для процесса конденса­ ции, протекающего с одинаковой скоростью как в новых, так и ,в старых двигателях. Несмотря на это, скорость образова­ ния осадков в отработанном масле и их природа существен­ но отличаются при работе на новых или изношенных двига­ телях. Наличие между поршневыми кольцами и цилиндрами зазоров выше допустимых создает условия для проникнове­ ния в картер двигателя большого количества топлива, а так­ же продуктов неполного его сгорания, что приводит к ин­ тенсивному старению масел.

Исследование влияния технического состояния двигате­ ля на изменение качества масла проводилось на автомобиль­

ном двигателе

ГАЗ-51 (табл.

33). Данные показывают, что

в изношенном

двигателе по

сравнению с новым в отрабо­

танном масле накапливается более чем в два раза не раство­ римых в масле осадков, смол и солей металлов.

Проникновение топлива и продуктов его сгорания в кар­ тер изношенного двигателя, помимо ускорения окисления смазочных масел, вызывает их разжижение. Специальным исследованием [33] влияния газов, прорывающихся в картер

108


Т а б л и ц а 33

Влияние технического состояния двигателя на изменение качества масла

 

 

С остояние

двигателя

Состав

осадков

 

 

 

 

изношенный

новый

Разжижение масла, %

 

19,0

12,6

Количество не растворимых в масле осадков, %

3,0

1,4

Свинцовые соли и песок, %

2,3

U

Смолы в осадке, %

 

0,7

0,3

Скорость образования осадков

большая

малая

в масле

 

двигателя ГАЗ-51,

на степень старения

масел (табл. 34 и

35) установлено, что с увеличением количества прорыва­ ющихся газов количество осажденных на фильтре активных компонентов присадок возрастает, а содержание активных компонентов в масле снижается. В результате этого снижа­ ется эффективность действия дорогостоящих присадок, и смазочные масла стареют более интенсивно.

 

Т а б л и ц а

34

Влияние газов, прорывающихся в картер двигателя,

 

на эффективность действия присадок

 

 

 

 

о п ы т а

 

П о к а з а т е л и

 

 

 

 

1

2

3

Прорыв газов в картер, л/мин.

11,2

8 ,8

7,0

Расход масла, кг

23,35

21,90

21,54

Компоненты присадки в масле В а + С а , г/кг

30,3

28,8

28,8

Колич. осаждаемых на фильтре активных компо-

 

 

 

нентов присадки Ва + Са г/кг

15,7

11,7

4,9

Колич. компонентов присадки Ва + Са в отраб. мае-

 

 

 

ле, г/кг

4,3

6,1

9,2

Колич. активных компонентов присадки Ва + Са в

 

 

 

отраб. масле, г/кг

0,3

2,0

2 ,6

Анализ данных табл. 35 показывает,

что с ростом КО Л И -

чества прорывающихся в картер газов, помимо увеличения

осадков, происходит также изменение их состава.

При этом

отработанном

масле повышается содержание оксикислот

и

асфальтенов,

вызывающих коррозионный износ

деталей,

и увеличивается количество отложений лака на деталях. Кроме технического состояния цилиндро-поршневой группы двигателя, степень старения масел значительно зависит от исправности систем питания, вентиляции картера, системы охлаждения и воздушной системы.

109


 

 

 

 

Т а б л

и. ц а 3 5

Количество нерастворимых

осадков в

отработанном масле

 

 

и на фильтре тонкой очистки, г

 

 

 

 

 

№ о п ы т а

 

 

Показатели

 

 

 

 

 

 

1

2

3

Общее количество осадков

433

338

255

в том числе:

 

 

 

 

на фильтре тонкой очистки

352

228

105

в отработанном масле

91

105

150

Состав осадков:

 

 

 

 

а) на фильтре

 

 

 

оксикислоты +

асфальтены

40

26

14

карбены + карбоиды

273

179

78

несгораемые осадки

39

23

13

б) в отработанном масле

 

 

 

оксикислоты

+

асфальтены

12

10

17

карбены +

карбоиды

70

84

113

несгораемые

осадки

9

11

20

в) состав всех осадков

 

 

 

оксикислоты

4-

асфальтены

52

36

31

карбены +

карбоиды

343

263

191

несгораемые

осадки

49

34

33

Техническая исправность системы питания обеспечивает своевременную подачу в цилиндр топливснвоэдушной смеси (карбюраторный двигатель) или топлива (дизельный дви­ гатель) с оптимальным соотношением количества топлива и воздуха. Нарушения в системе питания приводят к обога­ щению или обеднению рабочей смеси. Как указывалось ранее, работа двигателя на чрезмерно богатой или бедной смесях приводит к загрязнению масла. При работе на бед­ ной смеси вследствие ухудшения качества распыла топлива капли имеют большие размеры, иопаряютоя медленно и не­ достаточно хорошо контактируют с кислородом воздуха. Все это приводит к неполному сгоранию топлив,а, посту­ пающего в цилиндр за цикл. При работе двигателя на чрезмерно богатой смеси часть топлива из-за недостатка кислорода воздуха не сгорает. В обоих случаях продукт не­ полного сгорания и часть несгоревшего топлива, контакти­ руя со смазочным маслом, ускоряют его старение.

Проведенные нами исследования показали, что в зави­

симости

от технического

состояния двигателя в его картер

за шесть

часов работы

попадает около 28—84 л продуктов

ПО



неполного сгорания, состоящих из водяного пара, различных кислот, тяжелых фракций топлива, сажи и солей металлов. Все эти продукты в конечном счете ускоряют процесс окис­ ления масла, загрязняют и .разжижают его, вследствие чего' масло теряет свою работоспособность. Неисправная система фильтрации воздуха также способствует интенсивному за­ грязнению смазочных масел.

Проведенные в НАМИ в эксплуатационных условиях испытания воздушных фильтров на машинах «Москвич-407»,. ГАЗ-51 и M3MA-423 с применением радиоактивных изото­ пов показали, что техническое состояние воздушных фильт­ ров оказывает заметное влияние на степень загрязнения смазочных масел. Испытания воздушного фильтра автомо­

биля «Москвич-407»

проводились

при наличии в

воздухе

600 мг/м3 пыли. Износ поршневых колец при

этом

составил

9 имп/мин, а после

промывки

фильтров он

снизился до

2 имп/мин.

 

 

 

 

При пробеге автомобиля ГАЗ-51 в тех же условиях на расстояние 30 км в трубке, соединяющей карбюратор с воз­ душным фильтром, было обнаружено 700 мг/м3 пыли и мас­ ла. Очистку трубки не производили, автомобиль продолжал свою работу и при вторичном замере в ней было 20000 мг/м3 пыли и масла.

Результаты испытания воздушных фильтров на машине

M3MA-423

в

разных

атмосферных

условиях

приведены в

табл.

36.

В

связи с

неисправностью воздушных фильтров

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 36

 

Влияния технического состояния воздушного фильтра

 

 

 

 

на загрязнение масла

 

Пробег

 

Стандартный воздушный

Стандартный воздушный

фильтр МЗМА-427, пыльная

фильтр МЗМА-427, хорошая

испытуе­

 

дорога

дорога

мой автома­

 

 

 

 

 

шины,

км

 

мг

имп/мин

мг

имп'мин

 

 

 

40

 

 

102

130

12

30

60

 

 

60

255

17

42,5

80

 

 

195

487

21

52,5

100

 

 

 

29

72,Ъ

атмосферная пыль из камеры сгорания с продуктами непол­ ного сгорания попадает в картер двигателя и вызывает износ деталей. Помимо конструктивных особенностей мас­ ляных фильтров, как указывалось выше, на степень загряз­ нения масла большое влияние оказывает техническое состоя­ ние фильтров и маслопроводов, а также срок смены фильт­