Файл: Сулейманова, Ф. Г. Композиции присадок к моторным маслам из бакинских нефтей.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 154
Скачиваний: 0
Результаты многочисленных длительных стендовых ис
пытаний автолов, |
полученных из различного сырья в смеси |
с присадками, на |
двигателе ГАЗ-51 (табл. 32) показывают,, |
что применение ряда эффективных присадок более чем в два раза снижает износ деталей двигателя, в б—7 раз — количе ство отложений нагара, в 3—5 р а з — лака и обеспечивает полную подвижность поршневых колец по сравнению с авто лами без присадок. При этом присадки СБ-3 и АзНИИ-8 более эффективно улучшают показатели работоспособности двигателя, чем ЦИАТИМ-339.
Эксплуатационная проверка указанных присадок .в сме
си с автолами из бакинских и восточных нефтей, проводив шаяся в НИИАТ и КазНИПИАТ, подтвердила справедли вость выводов, сделанных по результатам стендовых испыта ний. Применение присадок СБ-3, СК-3 и АзНИИ-8, помимо улучшения показателей работоспособности двигателя, поз волило довести срок смены масла в карбюраторных двига
телях до |
6000—9000 км против 1500—3000 км для масел |
без присадок. |
|
Влияние |
технического состояния двигателя на изменение |
|
качеств масел |
Независимо от технического состояния двигателя режим его эксплуатации создает условия для процесса конденса ции, протекающего с одинаковой скоростью как в новых, так и ,в старых двигателях. Несмотря на это, скорость образова ния осадков в отработанном масле и их природа существен но отличаются при работе на новых или изношенных двига телях. Наличие между поршневыми кольцами и цилиндрами зазоров выше допустимых создает условия для проникнове ния в картер двигателя большого количества топлива, а так же продуктов неполного его сгорания, что приводит к ин тенсивному старению масел.
Исследование влияния технического состояния двигате ля на изменение качества масла проводилось на автомобиль
ном двигателе |
ГАЗ-51 (табл. |
33). Данные показывают, что |
в изношенном |
двигателе по |
сравнению с новым в отрабо |
танном масле накапливается более чем в два раза не раство римых в масле осадков, смол и солей металлов.
Проникновение топлива и продуктов его сгорания в кар тер изношенного двигателя, помимо ускорения окисления смазочных масел, вызывает их разжижение. Специальным исследованием [33] влияния газов, прорывающихся в картер
108
Т а б л и ц а 33
Влияние технического состояния двигателя на изменение качества масла
|
|
С остояние |
двигателя |
Состав |
осадков |
|
|
|
|
изношенный |
новый |
Разжижение масла, % |
|
19,0 |
12,6 |
Количество не растворимых в масле осадков, % |
3,0 |
1,4 |
|
Свинцовые соли и песок, % |
2,3 |
U |
|
Смолы в осадке, % |
|
0,7 |
0,3 |
Скорость образования осадков |
большая |
малая |
|
в масле |
|
||
двигателя ГАЗ-51, |
на степень старения |
масел (табл. 34 и |
35) установлено, что с увеличением количества прорыва ющихся газов количество осажденных на фильтре активных компонентов присадок возрастает, а содержание активных компонентов в масле снижается. В результате этого снижа ется эффективность действия дорогостоящих присадок, и смазочные масла стареют более интенсивно.
|
Т а б л и ц а |
34 |
|
Влияние газов, прорывающихся в картер двигателя, |
|
||
на эффективность действия присадок |
|
|
|
|
|
о п ы т а |
|
П о к а з а т е л и |
|
|
|
|
1 |
2 |
3 |
Прорыв газов в картер, л/мин. |
11,2 |
8 ,8 |
7,0 |
Расход масла, кг |
23,35 |
21,90 |
21,54 |
Компоненты присадки в масле В а + С а , г/кг |
30,3 |
28,8 |
28,8 |
Колич. осаждаемых на фильтре активных компо- |
|
|
|
нентов присадки Ва + Са г/кг |
15,7 |
11,7 |
4,9 |
Колич. компонентов присадки Ва + Са в отраб. мае- |
|
|
|
ле, г/кг |
4,3 |
6,1 |
9,2 |
Колич. активных компонентов присадки Ва + Са в |
|
|
|
отраб. масле, г/кг |
0,3 |
2,0 |
2 ,6 |
Анализ данных табл. 35 показывает, |
что с ростом КО Л И - |
чества прорывающихся в картер газов, помимо увеличения
осадков, происходит также изменение их состава. |
При этом |
||
<в |
отработанном |
масле повышается содержание оксикислот |
|
и |
асфальтенов, |
вызывающих коррозионный износ |
деталей, |
и увеличивается количество отложений лака на деталях. Кроме технического состояния цилиндро-поршневой группы двигателя, степень старения масел значительно зависит от исправности систем питания, вентиляции картера, системы охлаждения и воздушной системы.
109
|
|
|
|
Т а б л |
и. ц а 3 5 |
Количество нерастворимых |
осадков в |
отработанном масле |
|||
|
|
и на фильтре тонкой очистки, г |
|
||
|
|
|
|
№ о п ы т а |
|
|
Показатели |
|
|
|
|
|
|
|
1 |
2 |
3 |
Общее количество осадков |
433 |
338 |
255 |
||
в том числе: |
|
|
|
|
|
на фильтре тонкой очистки |
352 |
228 |
105 |
||
в отработанном масле |
91 |
105 |
150 |
||
Состав осадков: |
|
|
|
|
|
а) на фильтре |
|
|
|
||
оксикислоты + |
асфальтены |
40 |
26 |
14 |
|
карбены + карбоиды |
273 |
179 |
78 |
||
несгораемые осадки |
39 |
23 |
13 |
||
б) в отработанном масле |
|
|
|
||
оксикислоты |
+ |
асфальтены |
12 |
10 |
17 |
карбены + |
карбоиды |
70 |
84 |
113 |
|
несгораемые |
осадки |
9 |
11 |
20 |
|
в) состав всех осадков |
|
|
|
||
оксикислоты |
4- |
асфальтены |
52 |
36 |
31 |
карбены + |
карбоиды |
343 |
263 |
191 |
|
несгораемые |
осадки |
49 |
34 |
33 |
Техническая исправность системы питания обеспечивает своевременную подачу в цилиндр топливснвоэдушной смеси (карбюраторный двигатель) или топлива (дизельный дви гатель) с оптимальным соотношением количества топлива и воздуха. Нарушения в системе питания приводят к обога щению или обеднению рабочей смеси. Как указывалось ранее, работа двигателя на чрезмерно богатой или бедной смесях приводит к загрязнению масла. При работе на бед ной смеси вследствие ухудшения качества распыла топлива капли имеют большие размеры, иопаряютоя медленно и не достаточно хорошо контактируют с кислородом воздуха. Все это приводит к неполному сгоранию топлив,а, посту пающего в цилиндр за цикл. При работе двигателя на чрезмерно богатой смеси часть топлива из-за недостатка кислорода воздуха не сгорает. В обоих случаях продукт не полного сгорания и часть несгоревшего топлива, контакти руя со смазочным маслом, ускоряют его старение.
Проведенные нами исследования показали, что в зави
симости |
от технического |
состояния двигателя в его картер |
за шесть |
часов работы |
попадает около 28—84 л продуктов |
ПО
неполного сгорания, состоящих из водяного пара, различных кислот, тяжелых фракций топлива, сажи и солей металлов. Все эти продукты в конечном счете ускоряют процесс окис ления масла, загрязняют и .разжижают его, вследствие чего' масло теряет свою работоспособность. Неисправная система фильтрации воздуха также способствует интенсивному за грязнению смазочных масел.
Проведенные в НАМИ в эксплуатационных условиях испытания воздушных фильтров на машинах «Москвич-407»,. ГАЗ-51 и M3MA-423 с применением радиоактивных изото пов показали, что техническое состояние воздушных фильт ров оказывает заметное влияние на степень загрязнения смазочных масел. Испытания воздушного фильтра автомо
биля «Москвич-407» |
проводились |
при наличии в |
воздухе |
|
600 мг/м3 пыли. Износ поршневых колец при |
этом |
составил |
||
9 имп/мин, а после |
промывки |
фильтров он |
снизился до |
|
2 имп/мин. |
|
|
|
|
При пробеге автомобиля ГАЗ-51 в тех же условиях на расстояние 30 км в трубке, соединяющей карбюратор с воз душным фильтром, было обнаружено 700 мг/м3 пыли и мас ла. Очистку трубки не производили, автомобиль продолжал свою работу и при вторичном замере в ней было 20000 мг/м3 пыли и масла.
Результаты испытания воздушных фильтров на машине
M3MA-423 |
в |
разных |
атмосферных |
условиях |
приведены в |
|
табл. |
36. |
В |
связи с |
неисправностью воздушных фильтров |
||
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 36 |
|
Влияния технического состояния воздушного фильтра |
|||||
|
|
|
|
на загрязнение масла |
|
|
Пробег |
|
Стандартный воздушный |
Стандартный воздушный |
|||
фильтр МЗМА-427, пыльная |
фильтр МЗМА-427, хорошая |
|||||
испытуе |
|
дорога |
дорога |
|||
мой автома |
|
|
|
|
|
|
шины, |
км |
|
мг |
имп/мин |
мг |
имп'мин |
|
|
|
||||
40 |
|
|
102 |
130 |
12 |
30 |
60 |
|
|
60 |
255 |
17 |
42,5 |
80 |
|
|
195 |
487 |
21 |
52,5 |
100 |
|
|
— |
|
29 |
72,Ъ |
атмосферная пыль из камеры сгорания с продуктами непол ного сгорания попадает в картер двигателя и вызывает износ деталей. Помимо конструктивных особенностей мас ляных фильтров, как указывалось выше, на степень загряз нения масла большое влияние оказывает техническое состоя ние фильтров и маслопроводов, а также срок смены фильт