Файл: Сулейманова, Ф. Г. Композиции присадок к моторным маслам из бакинских нефтей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 130

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

пленки. Из сказанного следует, что в целях снижения ин­ тенсивности окисления смазочных масел в условиях работы двигателя и предупреждения возникновения очагов корро­ зии наличие антиокислителынопо компонента в композиции присадок к моторным маслам крайне желательно.

В качестве антиокислительных присадок в рекомендуе­ мых композициях для всех групп масел были использованы ДФ-11 и ИНХП-25, а в эталонных — Санталюб-493 и ОЛОА267. Антипемная присадка ПМС-200А оказалась хорошим антиокислителем и в рекомендуемых композициях, помимо основной задачи, выполняет также роль антиокислителя.

Данные лабораторных испытаний указанных антиокислителыных присадок приведены в табл. 73 и на рис. 14 и 15. Анализ полученных результатов показывает, что из всех испытанных антиокислителей лишь антипенная присадка ПМС-200А, добавленная в различных концентрациях, сни­ жает осадкообразование в окисленном в аппарате ДК-2 при температуре 200° С масле. Влияние остальных исследованных антиокислителей на интенсивность осадкообразования раз­ лично и в маслах различного происхождения поведение их также неодинаково. Присадка ПМС-200А, добавленная к маслам в количестве 0,005%, доводит практически до нуля содержание осадка в .масле ДС-11 из восточных нефтей, а в Д-11 из бакинских нефтей снижает его лишь до 6,5%. При­ садки Санталюб-493, ДФ-41 и ИНХП-25 повышают количе­ ство осадка ,в маслах Д-11 и ДС-11 с одинаковой интенсив­ ностью. Максимальное содержание его в Д-11 и ДС-11 с присадкой Санталюб-493 при зольности 0,13 и 0,19% соот­ ветственно 10,8—41,5%; этот же показатель для указанных масел с присадкой ДФ-41 составляет 9,72%, а с присадкой ИНХП-25—40,1%.

Отечественные и импортные антиокислительные присад­ ки, за исключением антипенной ПМС-200А, в условиях окисления масел усиливают осадкообразование по 'Сравне­ нию с тем, что имеет место при окислении масел без приса­ док. Испытанные антиокислительные присадки ИНХП-25, ДФ-11 и Санталюб-493 эффективно снижают коррозионную агрессивность масел Д-11 и ДС-11. При зольности масел с этими присадками, равной 0,05%, коррозионность их снижа­ ется с 350—301 г/м2 практически до нуля. ЛМС-200А в кон­ центрации 0,005% снижает коррозионность базовых масел менее эффективно, чем остальные испытанные присадки, причем дальнейшее увеличение ее концентрации приводит к росту этого показателя.

Испытанные антиокислители эффективно повышают термооиислителыную стабильность масел в тонком слое. По этому показателю отечественные антиокислители имеют

175


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 73

 

 

Сравнительная характеристика антиокислительных

присадок

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конц.

Окисление

Термо-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

в ДК-2

<оррозия

 

 

 

 

 

 

 

 

Зола,

металла

окислит.

Масла с присадками

присадки

 

 

по

 

 

стабиль­

%

д/г-атом

оса-

 

НАМИ,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ь 100,

ность,

г/ж3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

кг

док,

 

май

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ест

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Д-11

из

бакинск.

нефтей

0,007

 

7,51

10,23

 

23

350,0

»

+

0,005%

ПМС-200А

6,23

9,33

 

52

202,5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

»

+

0.01%

 

 

>

6,48

10,50

 

67

207,7

»

+

0,02%

 

 

»

 

8,93

34,39

 

66

234,2

Д-11

+

0,25%

Санталюб-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

■+■

0,7%

 

 

493

0,065

1,45

11,44

44,98

 

76

1,8

>

 

 

 

*

0,187

4,21

11,51

46,06

 

66

2,2

Д-11

+

0,6%

ОЛОА-267

0,129

2,87

12,30

70,05

 

67

3,9

Д-11

+ 1%ДФ-11

0,068

3,35

12,8

11,74

 

91

0,75

»

 

+

1,2%

 

»

 

0,081

3,95

10,80

28,01

 

83

0,75

»

 

+

1,5%

 

»

 

0,101

4,95

10,74

13,11

 

69

0,45

»

 

+

2%

 

»

 

0,135

6,59

9,72

58,40

 

66

0,45

ДС-11

из

воет,

нефтей

 

 

7,76

20,84

 

29

341,0

»

+

0,005%

ПМС-200А

0,35

7,28

 

62

202,0

»

+

0,01%

 

 

»

0,37

7,53

 

72

153,6

»

+

 

0,2%

 

 

»

0,38

7,61

 

69,5

178,6

 

 

 

 

ДС-11

+

1,2%

ДФ-11

0,081

3,95

8,8

28,89

 

69

2,45

»

 

 

+

2%

 

 

»

0,135

6,59

9,7

63,15

 

66

3,85

ДС-11

+

0,25%

Санта

 

 

 

 

1

и

 

»

 

 

+

0,7%

 

люб-49 3 0,065

1,45

9,46

20,85

1,7

 

 

 

»

0,187

4,21

10,78

35,33

|

98

2,2

»

 

+ 0,6% ОЛОА-267

0,129

2,87

8,87

27,2

76

5,75

Д-11

+ 0,5% ИНХП-21

0,036

1,71

10,19

25,41

 

24

8,0

»

 

+

1%

 

 

»

0,072

3,41

10,01

28,42

 

31

1,0

»

 

+

 

1,5%

 

 

»

3,11

5,02

9,97

33,55

 

38,5

отс.

176


преимущества перед импортными. Максимальное значение термоокислительной стабильности масел Д-11 и ДС-11 с присадкой Санталюб-493 при зольности соответственно 0,1 и 0,18% составляет 78 и 98 мин; в случае применения ДФ-11— 69 и 91 мин, а с присадкой ИНХП-25—83 и 91 мин. Макси- !малыное значение термоокислительной стабильности указан­ ных масел (70—75 мин) достилается при концентрации в них

присадки ПМС-200А 0,005%.

Как указывалось выше, предлагаемая в качестве антиленной присадка ПМС-200А в композициях отечественных

Рис. 14. Термоокислительная стабиль- Рис. 15. Коррозионная агрессинность масел в зависимости от качества ность масел в зависимости от каче-

исодержания антиокислительных ства и содержания антиокисли-

присадок:

/Б —Д-11+ Санталюб-493;

тельных присадок: /Б —Д-11 +

2Б—то

же+ДФ -11; ЗБ—то ж е +

+ Санталюб-493; 2Б—то ж е+

+ ПМС-200А; 1В— ДС-11 +Санталюб-

+ДФ -11; ЗБ—то же+ПМС-200А;

493; 2В— то ж е+Д Ф -11;

^В—ДС-11 + Санталюб-493; 2В—то

ЗВ— то же+ПМС-200А.

же+Д Ф -11;ЗВ—тоже+ПМС-200А.

присадок ряда групп масел обладает высокими антиокисия­ тельными свойствами. Добавление ее в оптимальной концен­ трации 0,005%' к маслам из бакинских и особенно из во­ сточных нефтей снижает осадкообразование, нарастание вязкости и повышает термоокислительную стабильность, не оказывая эффективного влияния на снижение коррозионной агрессивности базовых масел.

1— 12

177

ИССЛЕДОВАНИЕ КАЧЕСТВ МАСЕЛ С КОМПОЗИЦИЕЙ МОЮЩИХ И АНТИОКИСЛИТЕЛЬНЫХ ПРИСАДОК

Многочисленные исследования и испытания масел с мою­ щими и диопер,пирующими присадками показали, что эти присадки, не оказывая влияния на процесс окисления, спо­ собствуют сохранению образовавшихся нерастворимых про­ дуктов окисления в мнсле в состоянии взвеси, т. е. в мелко­ дисперсном состоянии. Известно также, что минеральные масла в условиях работы двигателя под влиянием высоких температур, контакта с металлическими поверхностями и кислородом воздуха подвергаются процессу окисления с образованием продуктов окисления. Интенсивность окисле­ ния минеральных масел, помимо условий работы двигателя, обусловливается при прочих равных условиях их качеством и .природой.

'Сложность химического состава минеральных масел, а также наличие многочисленных факторов, оказывающих влияние на интенсивность окисления, вынуждают исследова­ телей судить об интенсивности процессов окисления на осно­ вании качеств конечных продуктов окисления, которые, по­ степенно осаждаясь на деталях двигателя в виде нагара, лака и шлама, нарушают нормальную работу двигателя. Та­ ким образом, надежная работа двигателей зависит от нали­ чия в маслах как моющих, так и антиокислительных при­ садок. Высокоэффективная антиокислителвная присадка, снижая интенсивность окисления масла, препятствует обра­ зованию продуктов окисления масел и значительно облег­ чает работу моющих присадок. Таким образом, нормальная работа современных двигателей не может быть обеспечена маслами, содержащими только моющие или только антиакислительные присадки.

Сохранение стабильности работающих масел, смывание с деталей двигателя отложившихся продуктов окисления и удержание их в (мелкодисперсном состоянии в масле может быть обеспечено лишь использованием комплекса моющих и антиокислительных присадок. Опыт работы показал, что ис­ пользование присадок, обладающих одновременно двумя этими качествами, менее эффективно, чем присадок с раз­ дельными функциональными свойствами. Многочисленные стендовые и эксплуатационные испытания присадок СБ-3, СК-3, БФК и АзНИИ-7 показали меньшую их эффективность при применении в отдельности. Так, например, ОБ-3 при (кон­ центрации 10% в автолах по своим моторным качествам оказалась на одном уровне с 5% присадки АзНИИ-8у, со­ стоящей из СБ-3 и АзНИИ-7 в соотношении 1:1. Еще более эффективными оказались сочетания БФК и СБ-3. Это об­ стоятельство вызвало необходимость исследования компози­ ций моющих и инт1ио1Кисдителыных присадок к маслам.

178


В целях изучения поведения моющих и анти©миелительных .присадок при их 'совместном действии нами исследован ряд композиций. Результаты были Сравнены е 'соответству­ ющими данными, полученными при изучении композиций импортных присадок. Анализ экспериментальных материалов (табл. 74) показал, что 'композиции присадок, рекомендуе­ мые для всех трупп масел и состоящие из сульфонатной присадки СБ-3, алиилфенольной \БФК, антиокислительных ИНХП-21 или ДФ-11 и аятипеНной ПМС-200А, характери­ зуются хорошей 'совместимостью, а это обеспечивает доведе­ ние эксплуатационных качеств бакинских масел до уровня эталонных с импортными присадками фирмы «Монсанто». Коррозионная агрессивность, количество осадка, моющий по­ тенциал и термоокислительная стабильность масел из бакин­ ских нефтей практически находятся на уровне эталонных масел с импортными присадками. Некоторое увеличение количества осадка в окисленных маслах с антиокислителями ДФ-11, Санталюб-493, очевидно, объясняется 'разложением этих присадок при 'высоких температурах испытания.

При условии высоких температур (200—300° С) заметно падают моющий потенциал и общая щелочность смазочной композиции, содержащей :в своем составе ряд антиокислительных присадок. На основании найденной зависимости между моющим потенциалом и температурой среды 'подбор композиции присадок производится в зависимости от теплонапряженности двигателей. Поэтому композиции, содержа­ щие присадки Санталюб-493, ДФ-11 и Л3-23к, являясь эф­ фективными для менее теплонапряженных двигателей, ока­ зались непригодными для ряда форсированных теплонапря­ женных двигателей.

Длительные стендовые испытания масел с указанными присадками, проведенные на некоторых форсированных дви­ гателях, подтвердили эти выводы. Антиокислительная при­ садка Санталюб-493 и противензноеная ЛЗ-23 к вызвали коррозионные разрушения втулок, изготовленных из фосфо­ ристой бронзы, при этом указанные присадки в 'Смеси с мас­ лами при окислении в лабораторных условиях при 180— 200° С увеличивали кислотное число млела.

Опыт эксплуатации различных типов двигателей под­ твердил, что применение ряда антиокислительных присадок отрицательно сказывается на чистоте деталей двигателя, увеличивает отложения нагара и лака (табл. 75). Лабора­ торные исследования показали, что при 130—200° С масла с некоторыми антиокислительными 'присадками имеют кислую реакцию, поэтому .можно было ожидать, что в условиях ра­ боты двигателей ЯАЗ-204 и ГАЗ-51 на масле с указанными присадками не может быть обеспечена требуемая чистота деталей двигателя. Присадки СБ-3 и СК-3, обладая высо-

179


00

о

Т а б л и ц а 74

Качества масел различных групп с композициями присадок

 

«С

 

.Концметал

присадки гатомл /кг

Масла с присадками

Золь­

 

 

ность,

 

Д-11 из бакинских нефтей

0,007

0

»+ 0,7% Монто-613 + 0,7% Сан-

>

+

1,5%

»

+

талюб-493

0,31

12,5

0,7%

>

0,43

21,2

»

+

4%

»

+

0,25%

»

0,73

49,7

»

+

9%

»

+

0,7%

»

1,81

108,5

»

+

18% Монто-702

 

 

2,57

192

ДС-11

из воет,

нефтей

 

 

 

0,005

0

»+ 0,7% Монто-613 + 0,7% Сан-

»

+

1,5%

»

 

+

талюб-493

0,30

12,5

 

0,7%

»

0,40

21,2

*

+

4%

»

 

4- 0,25%

»

0,70

49,7

»

+

9%

»

 

+

0,7%

>

1,6

108,5

»

+

18%

Монто-702

 

 

2,8

192

Д-11

+

3%

СБ-3

+

2%

ДФ-11

 

0,32

И

»

+

5%

»

+

1,2%

»

 

0,41

29,3

»+ 5% БФК + 2% СБ-3 +

+0,5% Л3-23

к+ 0,005% ПМС-200А 0,58

51,3

»

+

11% »

+

 

4 % » 0,5 % » +

 

»

+ 0,005%

»

 

1,3

11,0

+

15% »

+

 

6% + 0,5% » +

 

+

 

0,005%

 

«

1,61

152

Окисление в

Коррозия

Термо-

 

 

 

аппарате ДК-2

 

 

 

в аппа-

окислит.

 

 

Мотор-

 

 

 

 

 

увеличе­

рате

стабиль­

Моющий

Щелоч­

ный ин­

осадок,

ние вяз­

ДК-2 с

ность по

потен­

ность,

декс по

кости при

катализа­

методу

циал

мг КОН

методу

%

тором,

Папок,

 

 

ИДМ-60ф

100°С,

 

 

 

г, д/2

мин

 

 

 

 

сст

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7,51

10,23

350

23

0

0

14,20

52,17

1,6

65

25

0,84

16,4

13,4

45,0

1,1

60

40

1,14

5,9

8,47

14,75

6,0

52

45

2,46

4,82

5,47

8,55

3,1

103

50

6,59

3,69

2,49

6,30

8,9

66

85

7,81

3,12

7,26

20,8

301

29

0

0

10,3

18,9

6

63

30

1,06

11,01

8,3

15,6

5,8

60

60

1,50

6,67

5,4

17,8

отс.

70

46

2,50

3,28

следы

11,34

отс.

80

65

5,36

3,08

следы

9,16

6

66

86

5,56

1,95

11,79

45,90

2,4

39

30

0,32

12,1

9,27

35,6

2,1

44

40

0,60

6,1

6,07

10,4

75,8

100

72

2,8

5,2

5,73

14,7

7,3

100

85

6,2

4,8

3,60

11,33

6,0

100

85

7,02

3,54