Файл: Сулейманова, Ф. Г. Композиции присадок к моторным маслам из бакинских нефтей.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 118
Скачиваний: 0
проводятся большие исследовательские работы по синтезу и применению присадок сульфонатного типа. Им совместно с сотрудниками на базе индивидуальных алкилароматических углеводородов и различных нефтяных фракций получены сульфонаты. В результате этих исследований была разрабо тана технология производства присадки АзНИИ-4, состоящей из двух компонентов: моющего компонента — кальциевых со лей сульфокислот (сульфированных соляровых фракций тяжелой балаханокой и бинагадинской нефтей) и антикор розионного— осерненного масла, взятых в соотношении 2: 1. АзНИИ-4 явилась первой многофункциональной отечествен ной присадкой, внедренной в промышленность. В дальней шем А. М. Кулиевым с сотрудниками [11] была разработана и внедрена в производство сульфонатная присадка АзНИИ-5, для которой основой являются соли сульфокислот сульфиро ванного петролатума.
Первая установка по производству присадки АзНИИ-4 вступила в эксплуатацию в 1949 г., а в 1952—1953 гг. были пущены еще две в г. Баку. В 1958 г. в СССР из всего количе ства выработанных присадок около 65% приходилось на долю АзНИИ-4. АзНИИ-ЦИАТИМ-1, разработанная А. М. Кулие вым, С. Э. Крейном и др. [11], явилась первой алкилфенольной присадкой, получившей промышленное применение в 1950 г. Она улучшает моющие и антиокислительные свойства масел,
атакже снижает температуру их застывания.
Впоследние годы в Азербайджане и в других районах Советского Союза осуществлено производство более эффек тивных алкилфенольных присадок: ЦИАТИМ-339, АзНИИ-7, МНИИП-22 и др. Присадка АзНИИ-7 представляет собой бариевую соль сульфидалкилфенола, полученного алкилиро ванием фенола осерненным керосином термического крекин га. ЦИАТИМ-339 является присадкой того же типа, что и
АзНИИ-7, но отличается от последней расположением серы в молекуле и исходным сырьем для синтеза. В отличие от других алкилфенольных присадок в АзНИИ-7 атомы серы расположены в боковой алкильной цепи. Такое расположе ние серы в молекуле присадки обеспечивает ее более высо кие антикоррозийные свойства.
ЦИАТИМ-339 в настоящее время вырабатывается на ряде заводских установок. АзНИИ-7 в промышленном масшта бе производится в Баку начиная с 1960 г.
Указанные алкилфенольные присадки имеют детергент- но-диспергирующие и антикоррозийные свойства средней эффективности, они добавляются к дизельным маслам в количестве 3—5%; такое масло может применяться на дизе лях средней теплонапряженности. К числу многофункцио нальных и комбинированных следует отнести присадки АзНИИ-8у и ВНИИНП-360. Разработанная А. М. Кулиевым
23
совместно с сотрудниками АзНИИ-8у состоит из смеси при садок СБ-3 (бариевая соль сульфокислот) и АзНИИ-7 (ба риевая соль сульфидалкилфенола), взятых в соотношении 1:1. Присадка ВНИИНГ1-360, разработанная во ВНИИНП, состоит из ВНИИНП-350, представляющей собой алкилфенолят бария, и ВНИИНП-354 — цинковой соли диалкилфенилдитиофосфорной кислоты, взятых в соотношении 2,5:1.
Большая часть масел для карбюраторных двигателей выпускалась без присадок из-за недостаточного количества последних. Добавленные к дизельным маслам присадки по эффективности действия не удовлетворяли потребности парка дизелей, уступая по качеству некоторым импортным присадкам.
Над решением важнейшей проблемы создания эффек тивных присадок, обеспечивающих надежную и долговечную работу современных и перспективных типов двигателей, ра ботают многочисленные коллективы ряда научно-исследова тельских институтов и организаций. В настоящее время раз работана технология синтеза многих более эффективных присадок, которые прошли все этапы исследований и испы таний и внедрены или находятся в стадии промышленного внедрения. К их числу относятся новые сульфонатные и алкилфенолыные присадки. Сырьем для синтеза различных присадок являются нефтяные фракции. А. М. Кулиевым с сотрудниками [19] показано, что чем выше молекулярный вес подвергнутых сульфированию нефтяных фракций, тем лучше растворимость их в масле и выше общий эффект полученных сульфонатов.
В настоящее время в результате работ, проведанных рядом научно-исследовательских институтов, обеспечена воз можность производства сульфонатных присадок СБ-3, GK-3, ПМС и НС-102. Синтез и технология производства СБ-3 и СК-3 разработаны А. М. Кулиевым и К. И. Садыховым. Ис следования показали, что наилучшим сырьем для синтеза этих присадок является дизельное масло Д-11 селективной
очистки.
Присадка СБ-3 является бариевой солью сульфокислот, полученных сульфированием дизельного масла селективной очистки из бакинских нефтей, а СК-3 — кальциевой солью сульфокислот. Эти присадки, обладающие высокими моющи ми и диспергирующими свойствами, прошли все стадии ис пытаний, включая и эксплуатационные, в смеси с автомо бильными маслами, вырабатываемыми из бакинских и во сточных* нефтей, на различных типах двигателей (ГАЗ-51,
М-20, МЗМА-407, ЗИЛ-150 и др.).
Результаты многочисленных испытаний показали, что добавление 10% присадок СБ-3 или СК-3 во все марки авто лов обеспечивает при их применении абсолютную чистоту деталей карбюраторных бензиновых двигателей, полную,
24
подвижность колец и минимальный износ деталей, при смене масла через 6000—9000 км. Положительные результаты про веденных исследований и испытаний позволили организовать в Баку промышленное производство сульфонатных присадок СБ-3, СК-3.
Синтез и технология производства присадки ПМС раз работаны ВНИИНП. В качестве сырья для ее получения применяется масло АС-5 из восточных нефтей. Сульфокисло ты из сульфированного масла извлекаются специальными растворителями, а затем подвергаются омылению гидратом окиси кальция. К числу более эффективных алкилфеяольных присадок относятся БФК и ВНИИНП-370, представляющие собой бариевую или кальциевую соли продуктов конденсации алкилфенола с формальдегидом. Присадка БФК разработа на А. М. Кулиевым и Г. А. Зейналовой, а ВНИИНП-370 — А. В. Дружининой с сотрудниками.
Указанные присадки обладают способностью улучшать моющие, антиокислительные и антикоррозийные свойства масел.
БФК в смеси с маслами Д-11, ДСП1, Д-8 прошла все стадии испытаний, включая и эксплуатационные на авто тракторных двигателях Д-40, КДМ-46, ДТ-54 и ЯАЗ-204 с применением сернистого дизельного топлива. Результаты этих испытаний показали, что добавлением к маслам 6—8% присадки БФК обеспечивается хорошая чистота деталей двигателя, полная подвижность поршневых колец, значитель ное снижение износа деталей и отложений нагара. Эффекгивние ьлияние на улучшение эксплуатационных свойств масел оказывает также присадка ВНИИНП-360 и др.
Положительные результаты, полученные ппи эксплуата
ционных испытаниях масел с присадками БФК. ВНИИНП360 и других, позволили рекомендовать их к промышленному внедрению. В настоящее время присадка ВНИИНП-360 вы рабатывается на ряде заводских установок, а БФК произ водится на Сумгаитском заводе присадок.
Для увеличения срока службы смазочных масел необ ходимо значительно улучшить их стабильность. Присадки сульфонатного и алкилфенольного типов, улучшая эксплуата ционные свойства масел, недостаточно повышают их ста бильность против окисления, что вызывает сокращение мото ресурсов двигателей и приводит к большому расходу сма зочных масел.
Расход масел по отношению к расходу топлива у нас в настоящее время почти в два риза превышает установленные- в США нормы расхода масел. Если в СССР расход масла в 1959 г. составлял в среднем 4,5% от расхода топлива, то в 1965 г. он снизился до 4,1%, а к 1980 г. он будет доведен до
25-
2,5%. В США расход масла в 1965 г. составил 1,85—2,0% от расхода топлива. Решение столь важной задачи по сни жению расхода масла будет достигнуто как улучшением ка чества уже вырабатываемых присадок к маслам, так и разра боткой и организацией производства новых высокоэффектив ных моющих и антиокислительных присадок.
Наибольшее применение в качестве антиокислительных присадок к моторным маслам получили фенольные соедине ния, а также соединения, содержащие в своем составе амин ные группы, серу, фосфор и некоторые другие функциональ ные группы. В области синтеза антиокислительных присадок к моторным маслам ведутся работы в ряде институтов Со ветского Союза. Разработанные ВНИИНЛ антиокислительные присадки ВНИИНП-353 и ВНИИ-354 представляют со бой соответственно диалкилфенилдитиофоофорную кислоту и диалкилфенилдитиофосфат цинка.
На базе фосфор- и серусодержащих соединений П. И. Саниным синтезированы присадки ДФ-1, ДФ-5, представля ющие собой бариевую (ДФ-1) и цинковую (ДФ-5) соли диаЛ|Килтиофосфорнои кислоты, и разработана технология их получения. Им же разрабогана и получила широкое приме нение серу- и фосфорсодержащая присадка на базе алифа тических спиртов — ДФ-11, которая в смеси с сульфонатны ми присадками к автолам обеспечивает надежную и продол жительную работу карбюраторных двигателей [18].
В. И. Исагулянцем разработаны присадки ИП-22К и ИП-150, представляющие собой: первая — кальциевую соль диэфиродитиофосфорной кислоты на основе дисульфида мо ноили диалкилфенола (щелочная или нейтральная) и вто р ая —'Щелочную кальциевую соль диэфира дитиофосфорной кислоты на основе моноалкилфенола. В качестве антиокислительных присадок к моторным маслам А. М. Кулиевым с сотрудниками синтезирован ряд серу- и фосфорсодержащих соединений.
В ИХП АН Азербайджанской ССР под руководством акад. А. М. Кулиева разработана антиокислительная при садка ИНХП-21 — бариевая соль продукта конденсации алкилфенола с аммиаком и формальдегидом, обработанного пятисернистым фосфором. ИНХП-21 получается путем кон денсации алкилфенола с формальдегидом и аммиаком, с дальнейшей обработкой продукта конденсации 1П1ятисернистым фосфором и гидратом окиси бария. Эта присадка имеет в своем составе: фосфора 2,2—2,5%, серы 3,3—3,5%, золь
ность |
18—49, вязкость |
при 100° С 42,8 сст и щелочность |
ее |
|
40—43, |
а кислотность |
10— 12 |
мг КОН на 1 г присадки. |
На |
базе БФК, СБ-3 и ИНХП-21 |
под руководством автора раз |
|||
работаны композиции |
присадок для всех групп автотрактор |
26
ных масел. Синтез и разработка технологии получения раз личного типа присадок к моторным маслам детально изло жены в книге А. М. Кулиева [19].
ИЗМЕНЕНИЕ КАЧЕСТВА СМАЗОЧНОГО МАСЛА В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ ДВИГАТЕЛЕЙ
Как известно, при работе двигателей под влиянием раз личных факторов смазочное масло изменяет свое первона чальное качество, стареет. Одной из главных причин старе ния смазочного масла является его окисление в условиях работы двигателя. Вопросам окисления минеральных масел посвящены работы многих ученых Советского Союза и зару бежных стран.
Наиболее признанной в настоящее время является пере писная теория автоокисления, разработанная в конце прош лого столетия, независимо друг от друга, А. Н. Бахом и К. Зиглером и развитая позднее на основе теории цепных реакций. Сущность этой теории заключается в том, что моле кула кислорода вследствие своей ненасыщенности может присоединяться к окисляемому веществу целой молекулой, без предварительной диссоциации на атомы. Автоокисление происходит с образованием неустойчивых первичных переки сей, которые при последующем автоокислении распадаются, а освобождающаяся при их разложении энергия способ ствует окислению новых порций еще не прореагировавшего исходного вещества.
Перекисная теория окисления получила широкое развитив в работах Колеидара, Штаудингера, Брукса, Зелинского, Иванова и Черножукова. Образование перекисей в резуль тате автоокисления, а также самоускореиие автоокислительных процессов за счет каталитической роли образовавшихся перекисей установлены экспериментально.
Современный взгляд на механизм автоокисления углево дородов основывается на теории цепной реакции окисления, разработанной акад. Н. Н. Семеновым. Развитие реакции автоокисления протекает по цепному механизму. Источни ками образования цепей являются активные молекулы, обра зующиеся как за счет термической активации исходного углеводорода, так и за счет распада образовавшихся проме жуточных продуктов—перекисей. Кислород внедряется в мо лекулы углеводорода, как правило, между связью С—Н, а не С—С, и таким образом первичными продуктами окисле ния являются гидроперекиси. Одноатомные гидроперекиси под действием температуры и молекулярного кислорода рас падаются с образованием спиртов, альдегидов, кетонов, кис лот и воды.
27
Одноатомные гидроперекиси присоединяют молекуляр ный кислород и образуют двухатомные гидроперекиси, кото рые, разлагаясь, образуют кислоты, кетонокислоты, альде гиды и воду. Это разложение сопровождается разрушением молекулы углеводородов по связи С—С и образованием вы сокомолекулярных и низкомолекулярных кислот. Окисли тельные процессы при повышенных температурах требуют подвода тепла извне. При автоокислении молекулярным кис лородом при низкой и высокой температуре энергия, необхо димая для развития процесса, доставляется окисляемым веществом. Реакция образования перекиси и последующий распад происходят с выделением тепла, сопровождаемым уменьшением общего запаса энергии системы, за счет энер гии окисляемого вещества [20—24].
Основные процессы окисления углеводородов протекают следующим образом. Продуктами окисления являются гидро перекиси, спирты, альдегиды, кетонокислоты, вода, высоко молекулярные и низкомолекулярные кислоты [22]. Гидро перекиси, образующиеся при окислении алкилароматических углеводородов с короткими цепями, при распаде образуют фенолы и кетоны. Кислоты, присоединяя молекулярный кис лород по связям С—Н, образуют новую гидроперекись, в результате чего получаются оксикислоты. Альдегиды и кето ны, реагируя с одноатомной гидроперекисью, образуют монооксиалкилперекиси, которые, распадаясь, дают кислоты и спирты. Альдегиды легко окисляются кислородом с обра зованием карбоновых кислот.
Кетоны окисляются труднее, чем альдегиды, и в основ ном подвергаются конденсации или способствуют образова нию монооксилалкиллерекисей. Спирты окисляются в аль дегиды или кетоны: основная их масса реагирует с кисло тами, образуя сложные эфиры. Оксикислоты при выделении из них воды переходят в лактоны, лактиды и непредельные кислоты или конденсируются с образованием эфиров. Поми мо указанных продуктов, в результате окисления углеводо родов и превращений продуктов окисления образуются вода,, окись углерода и углекислый газ.
Известно, что см1аз0'чные масла состоят из смеси угле водородов различного строения. Следовательно, изучение механизма окисления отдельных групп углеводородов позво лит предвидеть поведение масла в эксплуатационных усло виях, определить степень окисления и характер образующих ся .при этом окисленных продуктов.
Парафиновые углеводороды. Как установлено многими исследователями, окиоляемоеть первичных углеводородов растет с увеличением их молекулярного веса. Первичными продуктами окисления являются гидроперекиси, разложение которых приводит к образованию соединений с меньшим со
28