Файл: Вопросы повышения эффективности производства сборник научных статей..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 72
Скачиваний: 0
Введение системы надбавок и скидок к оптовым ценам, обра зование фондов поощрения предприятий в зависимости от выполнения показателя удельного веса изделий высшей категории качества обеспечило взаимосвязь техники и экономики, способст вовало повышению технического уровня и качества продукции. Очень важно то, что экономическое стимулирование за создание новой техники прямо «привязано» к серийному выпуску новой тех ники в промышленности, '
Кроме того, в отдельных случаях фонд стимулирования обра зуется за счет средств, включаемых в сметную стоимость научноисследовательских и проектно-конструкторских работ. Размер этих средств устанавливается в зависимости от народнохозяйст венного экономического эффекта, получаемого от проведения мероприятия.
Благодаря применению ряда мер по усовершенствованию сис темы стимулирования в электротехнической промышленности увеличилось количество новых изделий, освоенных производством, объем научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. По некоторым подотраслям удельный вес. изделий высшей катего рии качества по сравнению с 1968 годом увеличился брлее чем в 2 раза,
Наблюдается рост экономического эффекта и фондов экономи ческого стимулирования за создание и освоение новой техники на многих предприятиях. Из года в год увеличивается фонд развития новой техники. Вместе с тем эксперимент показывает, что имеется ряд нерешенных вопросов, которые требуют дополнительного ис следования, В настоящее время в выгодном положении остаются те предприятия и организации, у которых фонд материального по ощрения образуется в большей доле за счет первого источника. Ото связано с тем, что в среднем здесь повышен размер отчисле ния (15 проц.) в фонды экономического стимулирования. А по второму источнику, как показывает новоя шкала, размер отчисле ний в фонды экономического стимулирования понижен. Причем с увеличением годового экономического эффекта размер премии за счет второго источника относительно уменьшается, т. е. на каждый рубль эффекта приходится все меньшая сумма премии. А по пер вому источнику этого не наблюдается. Так, при годовом экономи ческом эффекте в сумме до 100 тыс. руб. отчисления в фонды стимулирования составляют 5 тыс. руб. (5 проц.'), а при годовом эффекте до 10000 тыс. руб. — 130 тыс. руб., т. е. всего 1,3 проц. Если учесть это, то предприятия недостаточно заинтересованы в проведении крупных мероприятий с большим экономическим эффектом.
' Необходимо пересмотреть и найти оптимальные размеры от числений по общим источникам с тем, чтобы творцы новой техни ки были заинтересованы в создании новых орудий труда, матери алов и более совершенной технологии. Это значит, что необходимо
54
ориентироваться на уровень, превышающий лучшие мировые об разцы. Именно на это указывает и XXIV съезд КПСС.
При доработке шкалы отчислений необходимо учитывать, что величина отчислений в фонды экономического стимулирования должна составлять не менее 40 — 50 проц. от суммы фондов поощ рительных надбавок.
Нуждается в доработке и порядок согласования величины эко номического эффекта с потребителем нового изделия. Как извест но, в момент согласования расчета экономического эффекта потребитель еще не имеет данных о работе изделия в производст венных условиях. Это приводит к неоправданным задержкам в согласовании расчета экономической эффективности, которую можно установить' только после эксплуатации продукции. Очень много времени, зачастую безрезультатно, уходит на решение воп росов о методике расчетов с предприятиями других министерств, в системе которых дейгтвуют иные методологические материалы.
Возможно, целесообразно для согласования и утверждения расчетов народнохозяйственного экономического эффекта и над бавки к цене установить следующий порядок: разработка расче тов — завод, согласование — головной институт, утверждение — Госкомитет Совета Министров СССР по науке и технике. При та ком порядке упростится система прохождения расчетов, а система образования фондов экономического стимулирования и ценооб разования станет более оперативной и тем самым более действен ной с точки зрения ускорения технического прогресса. Кроме того, утверждение расчетов в Госкомитете Совета Министров СССР по науке и технике позволит вопросы ценообразования и стимули рования новой техники в масштабе всей страны решать на высоком тсхнико-экономическом уровне.
Эксперимент также показывает, что с учетом специфики необ ходимо для каждой подотрасли установить четкое определение терминов «крупносерийное», «массовое», «мелкосерийное», «ин дивидуальное производство».
Отсутствие четкого определения этих терминов вызывает субъективные толкования, споры.
Наиболее трудное положение возникает тогда, когда новые изделия не имеют основного заказчика, а идут небольшими пар тиями многим заказчикам и на комплектацию внутри завода.- Для таких изделий пока нет методики проведения расчетов. Из-за этого в 1971 — 1973 гг. разработчики саранского завода «Электровыпря митель» лишились премий, хотя за это время было разработано н выпущено более 20 новых типов приборов, имеющих высшую группу качества.
Эксперимент также подсказывает, что в основных формулах расчетов экономического эффекта и верхнего предела цены тре буют дальнейшего обоснования значения нормативного коэффи
55
циента (Ен—0.15), коэффициента эквивалентности единицы ново го вида продукции с учетом различных параметров. Со временем величины этих параметров изменяются.
Особо следует подчеркнуть, что для таких изделий, как полу проводниковые приборы и др., не имеющих самостоятельного применения, экономический эффект следует определять только в пределах улучшения основных технико-экономических параметров основного комплектующего изделия. Поэтому для комплектующих изделий нецелесообразно специально рассчитывать верхний предел цены с учетом повышения только долговечности и надежности. В этом случае правильнее величину экономического эффекта распре делить в процентном отношении между потребителем и заводомкзготовителем. Распределяемый экономический эффект за счет комплектующих изделий можно представить как разность между верхним и нижним пределом цены. Если в агрегате несколько штук однотипных комплектующих изделий, то экономический эф фект на одно изделие находится по формуле:
V
- L li
N N
где
N— кол-во однотипных изделий;
Э!р — экономический эффект от всех однотипных изделий. Верхний предел цены одного изделия;
Ц." = Ци" + ЭР 1 •
Формула соотношения верхнего предела цены комплектующе го изделия к нижнему пределу плюс затраты Зон будет:
ЦПвп
Ц„Т1 + Зок
Л. И. Чугунова
К ВОПРОСУ О СТИМУЛИРОВАНИИ НАПРЯЖЕННЫХ ПЛАНОВ
Социалистическое государство заинтерисованно в том, чтобы предприятия принимали высокие планы, учитывающие резервы, полное использование производственных-ресурсов.
Напряженность плана должна измеряться, в первую очередь, в период составления плана, а не после его выполнения по исте чении определенного времени.
Под напряжением плана следует понимать такое плановое
56
задание, в котором предусмотрено достижение высоких, но реаль ных показателей за счет максимального использования внутри производственных ресурсов, прежде всего — производственных мощностей на основе новейших достижений науки и техники, передового опыта и совершенствования организации производства и труда в интересах эффективного развития общественного произ водства. Таким образом, напряженный план учитывает не только количество изделий, но и их качество, производительность труда, величину затрат на единицу продукции и т. д.
Существуют различные виды плана: напряженный .высокий, прогрессивный, научно обоснованный, реальный, оптимальный. Они дополняют друг друга. На наш взгляд, наиболее правильно дана общая характеристика напряженного плана Ф. С. Веселко вым: «... напряженный высокий план должен быть одновременно:
—оптимальным, т. е. наиболее эффективно сочетать произ водственные возможности и задачи предприятия с общехозяйст венными интересами;
—прогрессивным, т. е. предусматривать развитие и совер шенствование производства на базе современной науки, техники и передового опыта;
—научно обоснованным, т. е. опираться на передовые техни ко-экономические нормативы и расчеты;
—реальным, т. е. не перенапряженными и обеспечивающим выполнение плана всеми необходимыми материалами, трудовыми
ифинансовыми ресурсами».1
Разработка высоких плановых заданий — это важное требо вание закона планомерного и пропорционального развития. Интересы обеспечения лучшей пропорциональности и эффективно сти производства требуют ориентиции предприятий не на перевы полнение заниженного плана, а на разработку более высоких пла нов. Проблема принятия напряженных планов, высоких темпов производства — это прежде всего проблема эффективности
,использования созданного производственного потенциала, его тех нического перевооружения, что в условиях научно-технической революции определяется интесификацией производства на основе новой техники, повышением эффективности всего общественного производства.
Внастоящее время, когда на первый план выдвинута задача повышения эффективности общественного производства, когда проблема количества изделий в основном решена и на отдельных участках хозяйства возникает проблема их реализации, перед со циалистическими предприятиями ставится задача разработки более высоких планов, т. е. мобилизации имеющихся резервов не
всверхплановом порядке, а путем их заблаговременного планово
го учета.
1 |
В е с е л к о в Ф. С. Стимулы высоких плановых заданий. |
«Наука», |
1968, с. 30, |
57
Включение имеющихся резервов в план позволяет заранее обес печить производство необходимыми материалами, трудовыми и денежными ресурсами, своевременно осуществить подготовитель ные мероприятия. Поскольку дополнительные резервы производ ства учитываются в плане, а не мобилизуются в сверхплановом порядке, повышается пропорциональность развития народного хо зяйства, сбалансированность экономики.
Народнохозяйственное значение напряженных планов состоит в том, что они служат наиболее успешному решению задачи повы шения эффективности общественного производства.
При этом очень важно, чтобы предприятия были экономически заинтересованы в том, чтобы брать болэе высокие задания. «Нап ряженный, высокопроизводительный труд, — указывал Л. И. Брежнев на XXIV съезде КПСС, — должен поощряться, кроме того, вознаграждаться». Сентябрьский (1965 г.) Пленум ЦК КПСС определил основные научно обоснованные принципы стимулирова ния более высоких планов и их выполнения.
Как свидетельствует опыт работы, они реализованы далеко не полностью, хотя предприятия получили стимулы к высоким планам. Большинство предприятий значительно перевыполняет задания, что свидетельствует о принятии заниженных планов, о том, что в действующем механизме материального стимулирования имеются объективные и субъективные предпосылки, толкающие предприя тия на принятие облегченного плана. Предприятия стремятся при держать резервы и принять облегченные планы с тем, чтобы эти резервы как можно дольше «работали» на образование фондов экономического стимулирования максимальных размеров.
В настоящее время задача стимулирования высоких планов решается в промышленности на основе принципов, разработанных Сентябрьским (1965 год) Пленумом ЦК КПСС. Народнохозяйст венное значение стимулирования высоких планов состоит в том, что оно обеспечивает правильное сочетание материальных и моральных интересов предприятий и работников с интересами государства. Проблема напряженных планов должна решаться в рамках общей системы стимулирования производства. При этом очень важно оце нить степень напряженности плановых заданий в промышленности.
О напряженности плановых показателей нередко судят толь по степени их выполнения. Такой подход нельзя признать право мерным, потому что в процессе реализации плана всегда вскрыва ются и используются внутренние резервы. Степень напряженно сти планов, по нашему мнению, необходимо оценивать в период их разработки и выполнения.
Поэтому точность выводов о напряженности работы на основе
.динамики планируемых и расчетных технико-экономических пока зателей без предварительного глубокого анализа весьма отно сительна.
Для характеристики напряженности планов и результатов их выполнения невозможно, на наш взгляд, использовать такиое пока
затели, как объем реализации, размер прибыли, уровень рента бельности по различным предприятиям даже одной и той же отрасли. Оценка на основе стоимостных показателей уровня напряженности планов предприятий может дать искаженное представление о трудовом вкладе коллектива из-за влияния цен, сдвигов в материалоемкости изделий, т. е. из-за влияния факто ров, не зависящих от предприятия. Однако при громадной номенк латуре и равном количестве выпускаемой продукции не могут быть применены и натуральные показатели. Следовательно, нужны ка кие-то другие показатели и методы, с помощью которых можно было бы наиболее точно учесть «плотность плана» и величину ма териального вознаграждения. При этом определение напряженно сти планов предприятий производится различными методами, которые можно объединить в три группы:
1. Напряженность плановых заданий устанавливается по при росту расчетной прибыли на 1000 рублей собственных затрат.1
2.Определение напряженности планов производится по систе ме балльной оценки.21
3.Напряженность плановых заданий устанавливается с по мощью коэффициента напряженности, который определяется:3 произведением индексов роста объема производства, производи тельности труда, снижения себестоимости, коэффициента исполь зования основных фондов, произведением индексов, отражающих
определенную сторону деятельности предприятия — индексом роста объема производства, индексом снижения производственных зат рат на один рубль продукции, индексом использования производ ственных мощностей.
Все эти методы оценки напряженности планов в известной степени аргументированны, хотя и не лишены недостатков. При оценке напряженности планов в одних случаях предпринимаются попытки учесть все направления деятельности предприятий, в дру гих — ограничиться лишь отдельными из них. Для одних величин используются стоимостные, для других — натуральные показате ли. Одни показатели соизмеряются с исходным уровнем, другие — с плановым.
Особенно много экспериментов в этом направлении проведено за последнее время во внутризаводских подразделениях. Это и по нятно. Именно в цехах и на участках виднее, чем где-либо, связь материального поощрения с трудовым вкладом коллектива, имен
1 К л е ц к и й В. Стимулирование напряженных |
планов внутризаводских |
|||||||
подразделений. Минск, |
1970; Д р о з д С. Стимулирование |
напряженных |
пла |
|||||
нов на |
Гомельском заводе |
тракторных |
пусковых двигателей. |
Минск, |
1969. |
|||
2 Б р а г и н с к и й |
Б. О |
критериях |
напряженности |
хозяйственных |
пла |
|||
нов. — «Вопросы экономики», 1972. № 9 и др. |
|
|
|
|
||||
3 Б о н д а р е н к о |
А., Л и о н В. Материальное стимулирование напряжен |
|||||||
ных плановых заданий. Вопросы труда |
и хозрасчета |
на |
современном этапе; |
|||||
Т а щ е в |
А. Оценка и |
стимулирование напряженных планов предприятий. — |
||||||
«Экономика и организация |
промышленного производства», 1971, |
№ 6 |
|