Файл: Буклер, В. О. Сборка радиоаппаратуры [учеб. пособие].pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 94
Скачиваний: 1
дить с использованием всех точек и средств крепления, предусмотренных их конструкцией; перед креплением контактирующие поверхности транзистора и теплоотво да рекомендуется смазывать токопроводящими компо зициями. На рис. 6-1 показан пример закрепления тран зистора (а) и диода (б) на теплоотводе. При необходи мости электрической изоляции корпуса прибора от тей-
— 5
Рис. 6-1. Закрепление транзистора (а) и диода (б) на теплоотводе.
1 — транзистор; |
2 — фланец; 3 — винт; |
||
4 — теплоотвод: |
5 — диод; |
6 — шести |
|
гранная |
часть |
диода; |
7 — лепесток; |
8 — гайка; |
9 — шайба. |
|
лоотвода между корпусом и теплоотводом рекомендует ся ставить прокладку из оксидированного алюминия или слюды. Следует иметь в виду, что увеличение тол щины слюдяной прокладки ухудшает условия охлаж дения, поэтому нельзя ставить прокладку большей тол щины, чем это предусмотрено чертежом. Нельзя также прокладывать слюду тоньше, чем 10—15 мкм, так как при закреплении диода или транзистора эта слюда бу дет продавливаться. При установке диодов нельзя при лагать к его изолированному выводу усилие, превышаю щее 10 н, так как это может привести к нарушению це лостности гермоввода с последующим отказом диода. При закреплении диода на теплоотводе его следует удерживать ключом за шестигранное основание 6. Из гиб жестких выводов у мощных диодов и транзисторов также приводит к нарушению целостности их гермо вводов.
Электрическое соединение субблоков шасси между собой осуществляется посредством разъемов. Входы и выходы цепей высокой частоты заводятся на высокочас тотные разъемы, а электрические соединения между ни ми производят с помощью коаксиальных кабелей: это обеспечивает непрерывность экранировки и исключает паразитные связи по высокой частоте. Цепи питания,
201
контроля, сигнализации и др., не несущие напряжения высокой частоты, коммутируются низкочастотными штепсельными разъемами. При установке субблока на шасси должно происходить автоматическое сочленение ножевой колодки разъема субблока с гнездной колод кой, установленной на шасси. Для предотвращения сминания контактов разъема при неточном вставлении суб блока в шасси применяют систему ловителей, точно ори-
Рис. 6-2. Установка субблока на шасси с помощью ловителей.
1 — субблок; |
2 — ножевая |
колодка |
|
штепсельного |
разъема; |
3 — запрессо |
|
ванная втулка |
ловителя; |
4 — отверстие |
для винта, с помощью которого субблок
закрепляется |
|
на шасси; |
5 — штырь ло |
|
вителя; |
6 — пружинная |
шайба; |
||
7 — гнездовая |
колодка |
штепсельного |
||
разъема; 8 — |
шасси. |
|
|
ентирующих взаимное расположение контактов колодок перед их сочленением. Схематически субблок с ловите лями и разъемом изображен на рис. 6-2. Ловитель со стоит из втулки 3 и штыря 5, входящего в нее на сколь зящей посадке. Расположение колодки разъема на суб блоке подгоняется и проверяется по образцовому шас си, а разъем на шасси — по образцовому блоку. Этим достигается механическая взаимозаменяемость суббло ков в выпускаемых заводом изделиях. Закрепление крупных субблоков на шасси осуществляется с помо щью невыпадающих винтов.
На шасси профессионального приемника, кроме суб блоков размещают механизм управления, верньерно шкальное устройство, междублочные электрические сое
динения, |
элементы схем управления |
и контроля. |
Как |
|
правило, |
шасси с установленными |
на нем |
элементами |
|
располагают в кожух, защищающий его |
от механиче |
|||
ских повреждений, а оператора — от поражения |
элект |
рическим током. В зависимости от назначения приемника кожух может выполнять функции электростатическо
202
го экрана, защиты от брызг, пыли или обеспечивать от вод тепла от нагревающихся элементов приемника.
Конструкция приемника содержит усилители с боль шим коэффициентом усиления и поэтому требует совер шенной электрической экранировки ее элементов. По этому в процессе сборки необходимо обращать особое внимание на тщательность выполнения экранировки: экраны, крышки и заглушки должны по всему пери метру плотно без щелей прилегать к корпусу и иметь
хороший электрический |
контакт, а |
предусмотрен |
ные чертежом зачистки |
не должны |
иметь следов |
краски. |
|
-і |
Резьбовые соединения предохраняют |
от самоотвин- |
чивания с помощью пружинных шайб или краски. Если применение пружинных шайб может привести к повреж дению покрытия детали или к повреждению соприкаса ющихся поверхностей деталей из мягкого материала (алюминиевых сплавов, пресс-материала и т. п.), то под пружинную шайбу рекомендуется ставить плоскую шай бу. Краски обеспечивают меньшую надежность законтривания при больших температурных перепадах и нали чии деталей с различными коэффициентами линейного расширения, чем пружинные шайбы. Краски, приготов ленные на основе эпоксидных смол, обеспечивают хоро шую надежность закрепления резьбы, однако возникают большие трудности в случае необходимости разборки соединения.
В процессе сборки в элементах конструкции возни кают внутренние напряжения. Во время эксплуатации происходит естественное снятие этих напряжений, вследствие чего происходит частичное изменение конфи гурации и взаимного расположения элементов устройст ва. Эти изменения малы, но нежелательны в блоках, со держащих частотно-задающие электромеханические уз лы (конденсаторы переменной емкости, вариометры, механизмы с отсчетными шкалами, переключатели в ко лебательных контурах гетеродинов). Изменения эти приводят к нарушению первоначальной настройки ко лебательных контуров, появлению люфтов в механиз мах, т. е. к нарушению точности градуировки и к появ лению нецикличности настройки.
Поэтому как устройство в целом, так и предвари тельно собранные блоки подвергают искусственному старению (термотренировке). Дополнительно к этому
203
корпуса и установочные детали гетеродинных блоков перед их сборкой также подвергают искусственному старению. Термотренировка состоит в многократном че редовании циклов нагревания и охлаждения. В боль шинстве случаев цикл термотренировки заключается в медленном нагревании, выдержке при заданной темпе ратуре, медленном охлаждении до нормальной темпера туры, выдержке в нормальных условиях. Продолжи тельность нагрева, выдержки и охлаждения, температу ру нагрева и число циклов указывают в технологическом процессе. Наибольшая температура нагрева не должна превышать максимально допустимую температуру наг рева элементов конструкции. После термотренировки тщательно проверяют качество сборки и работу меха низмов.
Верньерное устройство является непременной частью большинства связных профессиональных приемников и предназначается для преобразования простейших дви жений руки оператора в необходимые перемещения под вижных частей элементов настройки колебательных контуров. Если в механизм устройства включена отсчетная шкала, то оно называется верньерно-шкальным устройством. Коэффициент замедления верньера в ра диоприемниках составляет от 20 до 80 при сопротивле нии вращению, ощущаемому рукой оператора, в преде лах 50—300 гс-см. Величина тягового момента враще ния находится в пределах 0,5—3,0 кгс-см, при этом вер ньер должен иметь минимальный люфт (мертвый ход). Верньерное устройство обычно выполняется в виде функционального блока и на общей сборке не требует дополнительной регулировки. Верньеры, не имеющие отсчетной шкалы, могут выполняться на фрикционах, а имеющие ее выполняются с применением зубчатых пе редач, люфты в которых устраняются с помощью сдво енных шестерен.
На рис. 6-3 схематически показано устройство вернь ерно-шкального устройства с двойным замедлением. Вращая ручку 2 грубой настройки, можно быстро пере страиваться с одного участка диапазона на другой. При вращении ручки 1 точной настройки дополнительное за медление обеспечивается нарой шестерен а. Вращение ручек передается на муфты сцепления. Муфта 4 переда ет вращение на блок первого гетеродина, а муфта 3— на блок УВЧ. Вал шкалы настройки 5 соединен с валом
204
муфты 4 через замедляющую безлюфтную передачу, по этому угол поворота шкалы больше угла поворота муф ты, что дает возможность уменьшить плотность наст ройки.
Для предотвращения самопроизвольного проворачи вания механизма верньера при приеме предусмотрено стопорное устройство, состоящее из фрикционного дис ка 6, пружины 7 и кулачка 8. Для застопоривания пово-
Рис. 6-3. Схематическое устройство верньерно-шкального устройства с двойным замедлением.
рачивают кулачок 8 в направлении стрелки (рис. 6-3), он давит на пружину 7, которая в свою очередь прижи мает край диска 6 к упору.
Подвижные части элементов имеют ограниченный угол поворота, превышение которого приводит к их по ломке, поэтому в верньере имеется ограничитель угла поворота 10. Принцип действия одной из разновидно стей ограничителя показан на рис. 6-4. Фрикцион 9
205
(рис. 6-3) предохраняет механизм верньера от поломки в случае поворачивания ручек 1, 2 при застопоренном механизме или сработавшем ограничителе вращения.
При жестких требованиях к стабильности частоты применяют фотошкалу, представляющую собой стеклян ный диск с делениями, нанесенными фотоспособом, ук репленный непосредственно на валу настройки первого гетеродина. Деления, нанесенные на шкалу, через опти ческую систему проекцируются на полупрозрачный эк-
Рис. 6-4. Ограничитель враще- |
Рис. 6-5. Устройство оптической |
||
ция. |
шкалы. |
|
|
1 — коромысло; 2 — стопор коромыс |
/ — источник света; |
2 —конденсор; |
|
3 — фотошкала; 4 —объектив; 5 — полу |
|||
ла на оси; 5 — винт, регулирующий |
|||
прозрачный экран. |
|
||
угол поворота коромысла; 4~-контр |
|
гайка; 5 —упор; 5 —вал.
ран с риской, установленный на лицевой панели прием ника (рис. 6-5).
Вал верньера соединяют с валами подвижных ча стей элементов настройки с помощью муфт сцепления, выбирающих в определенных пределах несоосность. По водковая муфта обладает значительным люфтом и по этому используется только в механизмах переключате лей диапазонов. В механизмах настройки применяют безлюфтные муфты: мембранную, безлюфтную поводко вую и гантельную. Чем больше несоосность соединяе мых осей, тем больше погрешность в передаче угла поворота, поэтому перед установкой муфт следует произ вести регулировку соосности путем ориентации взаим ного расположения субблоков, конечно, в пределах, пре дусмотренных конструкцией.
После регулировки соосности муфты устанавливают на осях и устанавливают соответствие углов поворота ведущего и ведомого валов. Для этого ограничитель вращения верньера ставят до упора, а ведомый вал ста
206