Файл: Боженов, Н. Б. Ремонт и монтаж оборудования заводов переработки пластмасс и резины учебное пособие для химико-механических техникумов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 82
Скачиваний: 0
Таблица 1. Нормативы на ремонт отдельных типов оборудования по переработке пластмасс й резины
О борудование, к р а т к а я |
В р ем я |
работы (в ч) |
В р ем я п ростоя |
З атр аты |
на |
ре |
|||||
м еж д у ремонтам и |
(в ч) |
при ремонте |
монт, |
чел.-ч |
|||||||
|
техн и ческая |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
х ар ак тер и сти к а |
К |
с |
т |
К |
с |
т |
к |
с |
т |
||
|
|
||||||||||
Пресс гидравлический |
34 560 |
8 640 |
1080 |
112 |
85 |
8 |
230 |
150 |
12 |
||
с верхним давлени |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ем, |
усилие 100 тс |
25 920 |
4 320 |
720 |
288 |
72 |
16 |
427 |
178 |
21 |
|
Термопластавтомат |
|||||||||||
ТП-250 |
34 560 |
8 640 |
720 |
240 |
72 |
8 |
480 |
240 |
36 |
||
Машина экструзион |
|||||||||||
ная |
для производ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ства листов из тер |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
мопластов |
51 840 |
17 280 |
720 |
312 |
144 |
8 |
960 |
450 |
24 |
||
Пресс-автоклав, уси |
|||||||||||
лие 300 тс |
51 840 |
8 640 |
720 |
480 |
240 |
8 |
1600 |
800 |
28 |
||
]’езиносмеситель |
|||||||||||
РС-140 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
между средними — на ±20% . Для текущего ремонта отклонения от норм недопустимы.
Удлинение межремонтного периода повышает эффективность ис пользования оборудования в производстве. Вместе с тем увеличение срока службы деталей сверх нормативного может вызвать поломку и ускорить износ деталей. Необоснованное удлинение межремонт ных периодов приводит к снижению производительности машин и повышению расхода электроэнергии из-за повышенного износа деталей, а также к увеличению усилия, необходимого для их пере мещения или вращения.
Нормативы на ремонт оборудования, не предусмотренного в си стеме ППР, устанавливаются руководством предприятия по анало гии с оборудованием, включенным в положение о ППР, с учетом конструктивных особенностей оборудования и условий его эксплу атации. При этом на основное оборудование, определяющее мощность производства, нормативы утверждаются отраслевыми главными упра влениями или объединениями по представлению предприятий.
В случае необходимости корректировки нормативов, предусмот ренных положением о ППР, обоснованные изменения производятся отраслевыми главными управлениями или объединениями.
Нормативы на ремонт общезаводского нехимического оборудо вания (металлорежущего, кузнечно-прессового, электротехниче ского и т. д.) принимаются на основе «Единой системы ППР и рацио нальной эксплуатации технологического оборудования машино строительных предприятий» и других действующих систем ППР.
Нормативы на затраты труда при выполнении отдельных видов ремонта химического оборудования выражены в человеко-часах (чел.-ч), отнесенных к четвертому квалификационному разряду
13
(при семиразрядной сетке). В общие затраты труда на ремонт входят слесарные, станочные и другие виды работ.
Нормативы для каждого вида ремонта предусматривают деление общих трудовых затрат на составные части (структуру трудозатрат), выраженные в процентах от общего объема работ по отдельным типам оборудования. Например, для вальцев структура трудозатрат сле дующая: слесарные работы — 60, станочные — 30, прочие 10%; для каландров соответственно 54, 40 и 6%.
Нормативный объем работ при ремонте металлообрабатывающего оборудования в соответствии с установленной для машиностроитель ных предприятий системой ППР выражается в единицах ремонтной сложности.
Степень сложности ремонта металлообрабатывающего оборудо вания оценивается категориями сложности ремонта. Категория сложности любого агрегата определяется сопоставлением его со стан ком-эталоном. В качестве эталона принята сложность ремонта то карно-винторезного станка 1К62, которому присвоена 11-я категория сложности. Для этой категории установлена трудоемкость капиталь ного ремонта, равная 385 нормо-ч работ 3-го разряда, в том числе
253 нормо-ч слесарных работ, 110 |
станочных и 22 нормо-ч кузнеч |
||
ных, сварочных и других работ. |
|
|
|
Следовательно, единица ремонтной сложности (1-я категория) |
|||
составляет х/ п |
трудоемкости капитального |
ремонта станка 1К62, |
|
или 35 нормо-ч |
при капитальном |
ремонте, |
23,5 при среднем и |
0,85 нормо-ч при текущем ремонте.
Нормы времени на ремонт конкретной машины определяют путем умножения нормо-часов на ремонт машины 1-й категории на величину категории сложности ремонта данной машины.
Ремонтные нормативы позволяют определить потребность в ра бочих различных специальностей и плановые затраты на ремонтные работы, однако не могут служить основанием для оплаты ремонтных работ. Стоимость ремонтных работ определяется по фактически выполненному объему работ.
Установленные ремонтные нормативы не являются неизменными. В связи с механизацией трудоемких ремонтных операций и внедре нием в ремонтную практику новых приспособлений, уменьшающих затраты труда, нормативы пересматриваются в порядке, устано вленном положением о ППР.
§ 3. СТРУКТУРА РЕМОНТНОЙ СЛУЖБЫ ПРЕДПРИЯТИЙ ПО ПЕРЕРАБОТКЕ ПЛАСТМАСС И РЕЗИНЫ
На заводах переработки пластмасс и резины возглавляет ремонт ную службу и руководит ею главный механик предприятия. Он осу ществляет административно-техническое руководство отделом глав ного механика (ОГМ), а также техническое руководство ремонтно механическим цехом.
Главный механик подчинен главному инженеру предприятия. В отделе главного механика имеется штат специалистов, органи
14
зующих и контролирующих выполнение всех мероприятий ППР (включая межремонтное обслуживание), осуществляющих техни ческое руководство ремонтной службой, обеспечивающих ремонт ную службу технической документацией, запасными частями и ма
териалами. Инженерно-технические работники |
ОГМ объединены |
в отдельные бюро или группы, число и штаты |
которых зависят |
от состава и мощности предприятия. |
|
Рис. 1-1. Структура управления службами главного механика.
Составподотделов ОГМ завода по переработке пластмасс и ре8ины может быть следующим: бюро или группа планово-предупре дительного ремонта, конструкторское бюро, группа запасных ча стей и материалов (рис. 1-1).
Бюро планово-предупредительного ремонта на основе действу ющей системы ППР составляет годовые графики ремонта, контроли рует их выполнение, контролирует состояние оборудования, а также правильность его эксплуатации и межремонтного обслуживания.
Конструкторское бюро составляет техническую документацию на ремонтные работы: чертежи запасных частей, проекты модерни зации оборудования и механизации производств, руководства по ре монту и технические условия на ремонт оборудования.
Группа запасных частей и материалов планирует обеспечение ремонтных работ запасными частями, узлами и материалами и обеспе чивает ими. Запасные части и узлы предприятия по переработке пластмасс и резины получают по заявкам с машиностроительных заводов и, кроме того, изготавливают в ремонтно-механическом цехе |(РМЦ).
15
В ведении главного механика находится ремонтно-механический цех, а на крупных предприятиях — цехи (или участки РМЦ) спе циализированного ремонта. На небольших и средних по мощности предприятиях главному механику подчинен также ремонтно-строи тельный цех.
Ремонтно-механический цех производит ремонт, модернизацию и монтаж оборудования, изготавливает запасные части и узлы для ремонта, нестандартное оборудование, несложные механизмы, ин струменты и приспособления. В ремонтно-механический цех входят производственные отделения или участки, специализирующиеся на выполнении определенного вида работ. Они оснащаются соответ ствующими станками и необходимым оборудованием.
Состав отделений может быть следующим: слесарное, механиче ское, кузнечно-термическое, сварочное, нестандартного оборудова ния. На крупных предприятиях в составе РМЦ имеются специали зированные участки по ремонту отдельных видов оборудования, например по ремонту гидропрессов, насосов, компрессоров, венти ляционных систем и т. д. В РМЦ могут быть выделены участки по из готовлению и восстановлению запасных деталей и узлов для одно типного оборудования, имеющегося на предприятии в большом количестве.
В слесарном отделении производят разборку оборудования, промывку и дефектовку деталей и узлов, ремонт методами слесарной обработки и сборку оборудования. Отделение имеет слесарные вер
стаки, подъемно-транспортные средства, |
необходимый инструмент |
и приспособления для разборки и |
сборки узлов оборудо |
вания. |
|
Вмеханическом отделении производят изготовление и восстано вление деталей методами механической обработки. Отделение осна щается токарными, фрезерными, строгальными, сверлильными, зуборезными, шлифовальными и другими станками.
Вкузнечно-термическом отделении выполняют кузнечные ра
боты, а также термическую и химико-термическую обработку дета лей (закалку, цементацию, азотирование). Отделение оборудуется кузнечными молотами, горнами, термическими печами, закалочными ваннами.
Сварочное отделение производит все сварочные работы, а также восстановление деталей методами сварки, наплавки и металлизации. Отделение оснащено оборудованием для электродуговой и газовой сварки, установками для выполнения работ по наплавке и металли зации.
Штат ремонтно-механического цеха состоит из рабочих-станоч- ников (токарей, фрезеровщиков, шлифовальщиков), кузнецов, свар щиков, слесарей и рабочих других специальностей.
В составе РМЦ целесообразно иметь участки или бригады спе циализированного ремонта оборудования производственных цехов. Оснащенность участков или бригад и их состав определяются видом ремонтируемого оборудования, объемом и содержанием выполняемых
16
работ. Обычно ремонтные бригады РМЦ производят капитальный и средний ремонт и модернизацию оборудования.
Работой бригад, участков и отделений РМЦ руководят мастера и бригадиры. Численность рабочих и штат мастеров зависит от со става подразделений, оснащенности цеха станками и оборудованием, а также от объема выполняемых работ.
Ремонтно-строительный цех выполняет работы по ремонту произ водственных зданий и сооружений и строительные работы, связанные
среконструкцией цехов, монтажом и ремонтом оборудования.
Впроизводственных цехах завода ремонтом оборудования руко водит механик цеха, имеющий в своем подчинении мастеров по ре монту. Мастера руководят ремонтными бригадами, в состав которых входят рабочие различных специальностей: слесари, сварщики, трубопроводчики, монтажники и др. В небольших цехах, где нет ремонтных мастеров, механик руководит ремонтом непосредственно
через бригадиров.
Ремонтная служба производственных цехов осуществляет те кущий ремонт и устранение мелких неполадок, а также постоянный контроль за состоянием оборудования и выполнением правил экс плуатации и технического обслуживания. С этой целью при цехе имеется мастерская, оборудованная металлорежущими станками
иприспособлениями для ремонта цехового оборудования. Изложенная выше организация ремонтной службы, сложившаяся
в настоящее время, называется смешанной. Она характеризуется тем, что одна часть ремонтных сил и средств (рабочих и металло режущих станков) рассредоточена по отдельным производственным цехам, а другая находится в ремонтно-механическом цехе. При этом ремонтная служба и персонал производственных цехов выпол няют обычно межремонтное обслуживание и текущий ремонт, а ре монтная служба РМЦ производит капитальный, а иногда и средний ремонт цехового оборудования.
С развитием техники и автоматизации производства повышаются требования к ремонтной службе предприятий, возрастает объем и сложность ремонтных работ, возникает необходмость сокращения сроков работ. В связи с этим доля работников ремонтной службы в общей численности производственного персонала увеличивается.
Совершенствование организации и проведения ремонта оборудо вания идет по пути централизации и специализации ремонтных работ.
Централизованная ремонтная служба обеспечивает ремонт всего оборудования и проведение всех видов ремонта силами ремонтно-ме ханического цеха. В этом случае отдел главного механика не только планирует ремонты, но и осуществляет их с помощью подчиненного ему ремонтно-механического цеха. При такой системе механики це хов подчинены непосредственно главному механику завода. Центра лизация ремонта позволяет обеспечить сттетшялизяпито ремонтных работ и повысить производительность труда ремонтного«хсерсонал».
Конкретные формы централизации и специализа^йд
2 З а к а з 945 ! Э К З Е М П Л Я Р
J ЧИТАЛь'ЮГО 3.
работ зависят от мощности предприятия, специфики ремонтиру емого оборудования, его количества, эксплуатационных и конструк тивных характеристик. Унификация деталей и узлов оборудования, применение в производстве однотипного оборудования являются необходимыми условиями централизации ремонтной службы и спе циализации ремонтных работ.
Централизация ремонтной службы предприятий позволяет осу ществить специализацию всех ремонтных подразделений, входящих в ее состав, для чего необходимы следующие организационно-тех нические мероприятия:
а) подчинение всех ремонтных подразделений (РМЦ и ремонт ных мастерских производственных цехов) отделу главного механика; б) организация в РМЦ централизованного капитального и сред
него ремонтов; в) организация централизованного изготовления запасных дета
лей и узлов оборудования; г) создание специализированных бригад для ремонта оборудо
вания; д) закрепление за ремонтными бригадами оборудования опреде
ленного типа.
Важно отметить, что работы по межремонтному обслуживанию и текущему ремонту (включающие постоянный контроль за состоя нием оборудования, выполнение правил эксплуатации и техниче ского обслуживания оборудования, а также устранение мелких неполадок) нельзя осуществить вне пределов основного производ ства, поэтому они не могут быть централизованы.
Для выполнения этих задач в штате производственных цехов остаются дежурные слесари, смазчики и наладчики.
§ 4. МЕЖРЕМОНТНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
Нормальная работа оборудования возможна лишь при правиль ной его эксплуатации и бережном отношении к нему обслужива ющего персонала. Поэтому составной частью межремонтного обслу живания оборудования является квалифицированная эксплуатация его в период работы и повседневное соблюдение правил технического обслуживания.
Межремонтное обслуживание производится силами самих ра бочих (аппаратчиками, прессовщиками, машинистами) и персоналом службы цехового механика (дежурными слесарями, слесарями-ре- монтниками, смазчиками и др.). Выполнение рабочими правил тех нического обслуживания — важнейшее средство уменьшения из носа машин и, следовательно, увеличения времени работы оборудо вания между ремонтами.
Рабочий, обслуживающий оборудование, обязан хорошо знать меры безопасности при работе на нем, правила пуска, останова, обнаружения неисправностей, значения параметров. Работники службы цехового механика наблюдают за состоянием оборудования
18