Файл: Боженов, Н. Б. Ремонт и монтаж оборудования заводов переработки пластмасс и резины учебное пособие для химико-механических техникумов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 84
Скачиваний: 0
и за тем, как производственные рабочие выполняют правила эксплу атации и обслуживания.
В целях наилучшей организации межремонтного обслуживания необходимо:
а) обучить рабочих правилам технической эксплуатации и об служивания оборудования;
б) обеспечить обслуживающий персонал инструкциями по экс плуатации и обслуживанию; иметь эти инструкции на каждом ра бочем месте;
в) обеспечить рабочих необходимым инструментом, смазочными и обтирочными материалами;
г) установить учет работы оборудования и останова его на ремонт. Обучение рабочих производится до начала их самостоятельной работы, а в процессе работы каждый рабочий обязан повышать свою квалификацию. Инженерно-техническим работникам цеха ре комендуется производить инструктаж рабочих по эксплуатации
иобслуживанию оборудования.
Вмежремонтное обслуживание входят: смазка, обтирка, чистка, регулярный наружный осмотр оборудования, выявление наружных дефектов, проверка работы предохранительных устройств, проверка состояния трущихся деталей, масляных и охлаждающих систем, наблюдение за работой автоматических устройств и контрольно-из мерительных приборов, за состоянием ремней, соединений и т. п. Кроме того, межремонтное обслуживание включает исправление мелких дефектов и подтяжку креплений.
Межремонтное обслуживание предусматривает правильно орга низованную передачу оборудования на ходу по сменам (аппаратчи ками, машинистами, сменными мастерами, бригадирами). Прини мающий оборудование лично проверяет его состояние и состояние
рабочего |
места. Передача оборудования оформляется |
записями |
в сменном |
журнале, в котором отмечаются отклонения |
от нормы |
вработе оборудования.
Вмежремонтный период наряду с повседневным наблюдением
за оборудованием в процессе его эксплуатации систематически про водятся осмотры с целью проверки его состояния. Осмотр выпол няется, как правило, в нерабочее время дежурным ремонтным персо налом совместно с рабочим, обслуживающим оборудование. Резуль таты осмотра позволяют уточнить объем работ очередного ремонта.
Работники службы главного механика обязаны систематически контролировать межремонтное обслуживание оборудования, сле дить за выполнением правил технической эксплуатации и планов ремонта.
§ 5. ВИДЫ РЕМОНТНЫХ РАБОТ
Текущий, средний и капитальный ремонты различаются между собой объемом выполняемых работ, содержанием работ и продол жительностью ремонта. Ниже рассматриваются основные правила проведения ремонтов и содержание ремонтных работ.
2* |
19 |
Текущий ремонт проводится в установленное по графику время. При периодической работе он проводится, как правило, в нерабочее время. Текущий ремонт выполняется персоналом службы цехового механика с привлечением производственных рабочих. Простой обо рудования по переработке пластмасс и резины в текущем ремонте непродолжителен и составляет обычно 8—16 ч, а для сложного оборудования — 24—120 ч. Руководством для текущего ремонта служит инструкция по обслуживанию оборудования. При текущем ремонте разбираются только отдельные узлы машины или аппарата н подвергаются тщательной проверке следующие детали и узлы:
а) крепежные детали, особенно несущие переменную динами ческую нагрузку (болты, шпильки, муфты);
б) регулируемые детали (затяжные втулки, подшипники), с про веркой зазоров в них;
в) системы смазки и охлаждения; г) зубчатые и ременные передачи, сальники и уплотнения арма
туры; |
пусковые устройства, блокировки, изоляция и контакты; |
д) |
|
е) |
поверхности, подверженные коррозии. |
Дефекты, обнаруженные при проверке оборудования, немедленно устраняются; при этом выполняются следующие работы:
а) замена мелких быстроизнашиваемых деталей; б) зачистка поверхностей трущихся деталей, задиров и забоин; в) подтяжка крепежных деталей; г) регулировка зазоров;
д) притирка кранов и клапанов или их замена;
е) |
замена |
набивок сальников и прокладок в трубопроводах; |
ж) |
чистка |
трубопроводов. |
После текущего ремонта оборудование принимает мастер цеха или участка, о чем делается запись в ремонтном журнале.
Средний ремонт производится, как правило, на месте установки машины или аппарата. Его проводят по графику и ему предшествует подготовка необходимых материалов, а также частей и узлов, пред назначенных для замены изношенных. Средний ремонт выполняется цеховым ремонтным персоналом или силами ремонтно-механиче ского цеха.
Порядок проведения ремопта, указания по разборке оборудова ния, способы определения неисправностей, правила замены и ре монта деталей и узлов и другие сведения по среднему ремонту со держатся в руководстве по ремонту и в технических условиях на ремонт, входящих в комплект ремонтных документов.
При среднем ремонте выполняются следующие работы: а) ремонт отдельных узлов с заменой части деталей; б) смена крепежных деталей, прокладок и уплотнений; в) проточка штоков и смена поршневых колец;
г) исправление или замена износившейся арматуры и трубопро водов, регулировка предохранительных клапанов;
д) восстановление антикоррозионных покрытий;
20
е) проверка и ремонт систем смазки и охлаждения; ж) проверка и испытание на герметичность аппаратов и клапанов,
работающих под давлением, а также предохранительных клапанов. Основное технологическое оборудование, отремонтированное це ховым ремонтным персоналом, принимается из среднего ремонта руководством цеха и представителем отдела главного механика. При проведении ремонта силами ремонтно-механического цеха в при емке участвует механик цеха. Сдача оборудования после среднего ремонта оформляется актом, в котором указывается оценка качества
выполненного ремонта.
Вспомогательное оборудование после среднего ремонта прини мает начальник смены с отметкой в ремонтном журнале.
Капитальный ремонт является восстановительным и связан с большими затратами и продолжительным простоем оборудования. Для капитального ремонта используют наиболее прогрессивные методы ремонта: узловой и поагрегатный. В последнем случае ре монт машины или аппарата производится в ремонтно-механическом
цехе завода.
Капитальный ремонт проводят, как правило, силами ремонт но-механического цеха. Объем выполняемых работ и правила про ведения ремонта содержатся в руководстве по ремонту и в техниче ских условиях на капитальный ремонт.
При капитальном ремонте производят полную разборку машины или аппарата, замену и ремонт деталей или узлов, сборку и проверку работы всех механизмов. При капитальном ремонте, как правило, восстанавливают предусмотренные техническими условиями размеры деталей, установленную мощность и производительность оборудо вания.
Капитальный ремонт проводят по графику с предварительной подготовкой деталей, узлов и материалов в соответствии с ведомостью учета дефектов и с ведомостью норм расхода запасных частей на ремонт. Для этого вида ремонта составляют план организации работ
псмету расходов.
Вобъем капитального ремонта входят:
а) замена всех износившихся деталей и узлов или восстановление их с учетом допусков;
б) проверка осей валов, станин или рам, заделка выработанных
мест, |
обработка рабочих плоскостей; |
в) |
тщательная выверка и центровка валов и подшипников; |
г) |
ремонт элементов передач, систем смазки и охлаждения; |
д) восстановление защитных покрытий; е) модернизация машины с возможной унификацией сменных
частей.
Для проведения капитального ремонта, связанного с модерниза цией оборудования, предварительно готовят техническую докумен тацию, утверждают проекты модернизации основного оборудования. После капитального ремонта оборудование должно быть испытано на холостом ходу и при технологической нагрузке и принято
21
в соответствии с техническими условиями комиссией, назначенной руководством предприятия. В состав комиссии, принимающей веду щее оборудование цеха, входят главный механик завода, начальник и механик цеха, а также мастер, ответственный за проведение ре монта. Прием оформляется двусторонним актом с указанием оценки качества ремонта.
§ 6. МЕТОДЫ РЕМОНТА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ
Организация ремонтных работ в значительной мере зависит от принятого метода ремонта. Различают следующие методы: инди видуальный, узловой и поагрегатный.
Индивидуальный метод ремонта характеризуется тем, что детали и узлы, снятые при разборке с машины, после исправления ставят на ту же машину (за исключением оказавшихся негодными и заме ненных новыми). Таким образом, при индивидуальном методе ре монта детали и узлы не обезличиваются.
Этот метод имеет существенные недостатки: длительность про стоя оборудования в ремонте, ограниченная возможность механиза ции работ и применения передовой технологии, высокая себестои мость ремонта.
Длительность простоя вызывается необходимостью восстановле ния деталей после разборки машины. Детали ремонтируют или изготавливают в индивидуальном порядке, и это ограничивает возможность механизации работ. При сборке машины значителен объем точных пригоночных работ, для выполнения которых необ ходимо иметь в ремонтной бригаде слесарей высокой квалифи кации.
При индивидуальном методе затруднены правильная организация и четкое планирование работ, вследствие чего загрузка рабочих ремонтной бригады неравномерна в течение рабочего дня. Длитель ный простой оборудования в ремонте уменьшает фонд времени работы оборудования.
Индивидуальный метод применяется на вновь осваиваемых за водах, а также для ремонта машин, имеющихся на данном предприя тии в небольшом количестве: вальцев, каландров, мощных гидра влических прессов, пропиточных машин.
Узловой метод ремонта характеризуется тем, что разборку ма шины производят в основном узлами и частично деталями. Узлы
идетали, снятые с машины, отправляют в специализированные мастерские ремонтно-механического цеха на проверку и восстано вление, а на их место устанавливают заранее заготовленные, при гнанные и обкатанные новые или отремонтированные узлы и де тали. Таким образом, при узловом методе ремонта основные узлы
идетали обезличиваются.
Узловой метод имеет следующие преимущества перед индивиду альным: снижение длительности простоя оборудования в ремонте, возможность механизации работ, упрощение характера ремонтных
22