Файл: Боженов, Н. Б. Ремонт и монтаж оборудования заводов переработки пластмасс и резины учебное пособие для химико-механических техникумов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 84

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

и за тем, как производственные рабочие выполняют правила эксплу­ атации и обслуживания.

В целях наилучшей организации межремонтного обслуживания необходимо:

а) обучить рабочих правилам технической эксплуатации и об­ служивания оборудования;

б) обеспечить обслуживающий персонал инструкциями по экс­ плуатации и обслуживанию; иметь эти инструкции на каждом ра­ бочем месте;

в) обеспечить рабочих необходимым инструментом, смазочными и обтирочными материалами;

г) установить учет работы оборудования и останова его на ремонт. Обучение рабочих производится до начала их самостоятельной работы, а в процессе работы каждый рабочий обязан повышать свою квалификацию. Инженерно-техническим работникам цеха ре­ комендуется производить инструктаж рабочих по эксплуатации

иобслуживанию оборудования.

Вмежремонтное обслуживание входят: смазка, обтирка, чистка, регулярный наружный осмотр оборудования, выявление наружных дефектов, проверка работы предохранительных устройств, проверка состояния трущихся деталей, масляных и охлаждающих систем, наблюдение за работой автоматических устройств и контрольно-из­ мерительных приборов, за состоянием ремней, соединений и т. п. Кроме того, межремонтное обслуживание включает исправление мелких дефектов и подтяжку креплений.

Межремонтное обслуживание предусматривает правильно орга­ низованную передачу оборудования на ходу по сменам (аппаратчи­ ками, машинистами, сменными мастерами, бригадирами). Прини­ мающий оборудование лично проверяет его состояние и состояние

рабочего

места. Передача оборудования оформляется

записями

в сменном

журнале, в котором отмечаются отклонения

от нормы

вработе оборудования.

Вмежремонтный период наряду с повседневным наблюдением

за оборудованием в процессе его эксплуатации систематически про­ водятся осмотры с целью проверки его состояния. Осмотр выпол­ няется, как правило, в нерабочее время дежурным ремонтным персо­ налом совместно с рабочим, обслуживающим оборудование. Резуль­ таты осмотра позволяют уточнить объем работ очередного ремонта.

Работники службы главного механика обязаны систематически контролировать межремонтное обслуживание оборудования, сле­ дить за выполнением правил технической эксплуатации и планов ремонта.

§ 5. ВИДЫ РЕМОНТНЫХ РАБОТ

Текущий, средний и капитальный ремонты различаются между собой объемом выполняемых работ, содержанием работ и продол­ жительностью ремонта. Ниже рассматриваются основные правила проведения ремонтов и содержание ремонтных работ.

2*

19



Текущий ремонт проводится в установленное по графику время. При периодической работе он проводится, как правило, в нерабочее время. Текущий ремонт выполняется персоналом службы цехового механика с привлечением производственных рабочих. Простой обо­ рудования по переработке пластмасс и резины в текущем ремонте непродолжителен и составляет обычно 8—16 ч, а для сложного оборудования — 24—120 ч. Руководством для текущего ремонта служит инструкция по обслуживанию оборудования. При текущем ремонте разбираются только отдельные узлы машины или аппарата н подвергаются тщательной проверке следующие детали и узлы:

а) крепежные детали, особенно несущие переменную динами­ ческую нагрузку (болты, шпильки, муфты);

б) регулируемые детали (затяжные втулки, подшипники), с про­ веркой зазоров в них;

в) системы смазки и охлаждения; г) зубчатые и ременные передачи, сальники и уплотнения арма­

туры;

пусковые устройства, блокировки, изоляция и контакты;

д)

е)

поверхности, подверженные коррозии.

Дефекты, обнаруженные при проверке оборудования, немедленно устраняются; при этом выполняются следующие работы:

а) замена мелких быстроизнашиваемых деталей; б) зачистка поверхностей трущихся деталей, задиров и забоин; в) подтяжка крепежных деталей; г) регулировка зазоров;

д) притирка кранов и клапанов или их замена;

е)

замена

набивок сальников и прокладок в трубопроводах;

ж)

чистка

трубопроводов.

После текущего ремонта оборудование принимает мастер цеха или участка, о чем делается запись в ремонтном журнале.

Средний ремонт производится, как правило, на месте установки машины или аппарата. Его проводят по графику и ему предшествует подготовка необходимых материалов, а также частей и узлов, пред­ назначенных для замены изношенных. Средний ремонт выполняется цеховым ремонтным персоналом или силами ремонтно-механиче­ ского цеха.

Порядок проведения ремопта, указания по разборке оборудова­ ния, способы определения неисправностей, правила замены и ре­ монта деталей и узлов и другие сведения по среднему ремонту со­ держатся в руководстве по ремонту и в технических условиях на ремонт, входящих в комплект ремонтных документов.

При среднем ремонте выполняются следующие работы: а) ремонт отдельных узлов с заменой части деталей; б) смена крепежных деталей, прокладок и уплотнений; в) проточка штоков и смена поршневых колец;

г) исправление или замена износившейся арматуры и трубопро­ водов, регулировка предохранительных клапанов;

д) восстановление антикоррозионных покрытий;

20


е) проверка и ремонт систем смазки и охлаждения; ж) проверка и испытание на герметичность аппаратов и клапанов,

работающих под давлением, а также предохранительных клапанов. Основное технологическое оборудование, отремонтированное це­ ховым ремонтным персоналом, принимается из среднего ремонта руководством цеха и представителем отдела главного механика. При проведении ремонта силами ремонтно-механического цеха в при­ емке участвует механик цеха. Сдача оборудования после среднего ремонта оформляется актом, в котором указывается оценка качества

выполненного ремонта.

Вспомогательное оборудование после среднего ремонта прини­ мает начальник смены с отметкой в ремонтном журнале.

Капитальный ремонт является восстановительным и связан с большими затратами и продолжительным простоем оборудования. Для капитального ремонта используют наиболее прогрессивные методы ремонта: узловой и поагрегатный. В последнем случае ре­ монт машины или аппарата производится в ремонтно-механическом

цехе завода.

Капитальный ремонт проводят, как правило, силами ремонт­ но-механического цеха. Объем выполняемых работ и правила про­ ведения ремонта содержатся в руководстве по ремонту и в техниче­ ских условиях на капитальный ремонт.

При капитальном ремонте производят полную разборку машины или аппарата, замену и ремонт деталей или узлов, сборку и проверку работы всех механизмов. При капитальном ремонте, как правило, восстанавливают предусмотренные техническими условиями размеры деталей, установленную мощность и производительность оборудо­ вания.

Капитальный ремонт проводят по графику с предварительной подготовкой деталей, узлов и материалов в соответствии с ведомостью учета дефектов и с ведомостью норм расхода запасных частей на ремонт. Для этого вида ремонта составляют план организации работ

псмету расходов.

Вобъем капитального ремонта входят:

а) замена всех износившихся деталей и узлов или восстановление их с учетом допусков;

б) проверка осей валов, станин или рам, заделка выработанных

мест,

обработка рабочих плоскостей;

в)

тщательная выверка и центровка валов и подшипников;

г)

ремонт элементов передач, систем смазки и охлаждения;

д) восстановление защитных покрытий; е) модернизация машины с возможной унификацией сменных

частей.

Для проведения капитального ремонта, связанного с модерниза­ цией оборудования, предварительно готовят техническую докумен­ тацию, утверждают проекты модернизации основного оборудования. После капитального ремонта оборудование должно быть испытано на холостом ходу и при технологической нагрузке и принято

21


в соответствии с техническими условиями комиссией, назначенной руководством предприятия. В состав комиссии, принимающей веду­ щее оборудование цеха, входят главный механик завода, начальник и механик цеха, а также мастер, ответственный за проведение ре­ монта. Прием оформляется двусторонним актом с указанием оценки качества ремонта.

§ 6. МЕТОДЫ РЕМОНТА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ

Организация ремонтных работ в значительной мере зависит от принятого метода ремонта. Различают следующие методы: инди­ видуальный, узловой и поагрегатный.

Индивидуальный метод ремонта характеризуется тем, что детали и узлы, снятые при разборке с машины, после исправления ставят на ту же машину (за исключением оказавшихся негодными и заме­ ненных новыми). Таким образом, при индивидуальном методе ре­ монта детали и узлы не обезличиваются.

Этот метод имеет существенные недостатки: длительность про­ стоя оборудования в ремонте, ограниченная возможность механиза­ ции работ и применения передовой технологии, высокая себестои­ мость ремонта.

Длительность простоя вызывается необходимостью восстановле­ ния деталей после разборки машины. Детали ремонтируют или изготавливают в индивидуальном порядке, и это ограничивает возможность механизации работ. При сборке машины значителен объем точных пригоночных работ, для выполнения которых необ­ ходимо иметь в ремонтной бригаде слесарей высокой квалифи­ кации.

При индивидуальном методе затруднены правильная организация и четкое планирование работ, вследствие чего загрузка рабочих ремонтной бригады неравномерна в течение рабочего дня. Длитель­ ный простой оборудования в ремонте уменьшает фонд времени работы оборудования.

Индивидуальный метод применяется на вновь осваиваемых за­ водах, а также для ремонта машин, имеющихся на данном предприя­ тии в небольшом количестве: вальцев, каландров, мощных гидра­ влических прессов, пропиточных машин.

Узловой метод ремонта характеризуется тем, что разборку ма­ шины производят в основном узлами и частично деталями. Узлы

идетали, снятые с машины, отправляют в специализированные мастерские ремонтно-механического цеха на проверку и восстано­ вление, а на их место устанавливают заранее заготовленные, при­ гнанные и обкатанные новые или отремонтированные узлы и де­ тали. Таким образом, при узловом методе ремонта основные узлы

идетали обезличиваются.

Узловой метод имеет следующие преимущества перед индивиду­ альным: снижение длительности простоя оборудования в ремонте, возможность механизации работ, упрощение характера ремонтных

22