Файл: Швырков, В. В. Моделирование внутригодичных колебаний спроса.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 90

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таблица 21

СЕЗОННЫЕ ВОЛНЫ ПОКУПОК КОНДИТЕРСКИХ и ВИННО-ВОДОЧНЫХ И ЗДЕЛИЙ

(РАССЧИТАНО ПО 385 РАБОЧИМ БЮДЖЕТАМ г. МОСКВЫ, 1958 г.)

Кондитер­

 

 

 

 

 

 

ские изде­

 

 

 

 

13,8

лия

112,6102,7100,2 106,4 113,8 99,091,5 97,7 73,0 74,2 112,6116,3

Винно-

 

 

 

 

 

 

водочные

103,1 101,6109,1 109,7114,782,291,981,066,079,1 149,1 112,8

21,0

изделия

Природно-климатические условия Архангельской

области

не

позволяют полностью обеспечить в течение года

население собст­

венными

сельскохозяйственными

продуктами и

поэтому область

снабжается из других районов

страны. Влияние

именно этого

фактора

повышает колеблемость сезонной волны

и

изменяет ее

конфигурацию. Так, например, потребление картофеля населени­ ем Архангельской области снижается с начала года до августа и повышается до октября. В Ростовской области спад сезонной вол­ ны потребления картофеля прекращается уже в июне в связи с появлением нового урожая.

Аналогичные изменения имеют место и в конфигурации сезон­ ной волны потребления молока. После низкого уровня потребле­ ния молока в Архангельской области в зимнее время сезонная волна потребления резко увеличивается в июне (133,3%). Этот уровень держится в течение четырех месяцев (июнь — сентябрь). Высокий уровень (выше 100%) потребления молока в Ростовской области наблюдается с апреля по август.

Достигнутый в СССР высокий уровень развития экономики страны способствует ослаблению непосредственного воздействия природного фактора на сезонность потребления. И это является одним из условий неуклонного роста народного благосостояния.

Социально-бытовой фактор. Социально-бытовой фактор про­ является в общем виде как влияние быта, национальности и на­ циональных праздников на формирование внутригодичных коле­ баний спроса и потребления. Влияние этих причин сказывается особенно отчетливо на формировании сезонной волны потребле­ ния таких товаров, как кондитерские и винно-водочные изделия.

Резкое увеличение покупок винно-водочных и кондитерских изделий наблюдается по праздникам (см. табл. 21). Так, покупки кондитерских-изделий в январе составляют 112,6, в мае— 113,8%, в ноябре— 112,6% и декабре— 116,3%. В эти месяцы возрастаетпокупка винно-водочных изделий: январь — 103,1%, май— 114,7%,

52


СМ

см

в

йГ

£

СЕЗОННЫЕ ВОЛНЫ ПОТРЕБЛЕНИЯ СЕМЕЙ РАБОЧИХ

н а

ЙОО5 и в - а ЙЯ g

Д1,4ч ио 25

ро И о

« в

о

а

Ію

ы «

X

Уft

о’S

зд

О в

g 3 e s .

3

о ?

5 , 0

о u E w

ft

e

N l N C O C O O N O O

^ o t ^ o o o c o r o o o o

N D r H Q o O C O ß o

L O r 4 x f < r - < |> r - 0 ^ C ^ C O

iQ Ю О

0 5 ^ i n ^ Q

СО (О Ю

Ф (О Ю tci b

C M C N T-H

t4- Ю СЮ ■

r—

со см 1-» со

CDOHCOlOO)NOtOiO0in^MNCOC^S

CM CM О со см СО 05 Щ -С О c O l O f O O ) O O N ( N ( N O t -. 0 0 CM — C O r O C ^ t N O O H r - « О О С ' - С О Ю т —i

О Ю Q О ) о : ^

N О) О Г О CN Ю Ю M О СО с о

СО05 05 Г>, 05 ^

ЮN« Ю'Ф О ^ Н ю со

с о г - о о с м ю г о о о о ©

со 05 О СО

O D O O ö O Q C J W O N C O t O O - ' О СО СО СО О ^

ОіЮ^СОСОСОСГіСОСООСОі-нг^СОСМСМС^'-О ^COOOiOO^W HrsQOOtOoOOrON

N^CMCJOOO^HO^OOOOiMiOoocOcN

^C^CMCOCOCOc7>^tO^CD^”ocOCOCÖiOCM

0 0 0 3 0 ) N C O h C 0 0 0 0 3 0 ) 0 ( C l N C O < D a )

О Ю С О ^^нО сО М Ю Н 'С О С ^О О ^Ь ^О )

N M О CO O D H ^ О 5 ю ю ^ ю с м с о о 5 ' ^ г с о т ^

^OO5G5'H (NCS0O3O5OO1OCJ3SCO(,>'CJ5 ЬСООСОСООсО'Ф^ОСОіМЮ »—•о © 05 ь-.

5 ? ^ £ ^ С 2 г ^ 5 ? ^ с о о ’- ^ сѵ3іо 'с м ^ чс г Г о о Г с о '

WfOOJ^N^OOOiOjCOOOaoiOlONO O M O N ^o o iio co co ^ -o c^co O iO ^ -^

l O C O ^ C O W Q O C O C O C O N 00 00 t4» СО CM СО i— <

^ CO GMio CO CO^ О 05 О со СО ^ Ю СМ05 Г-*

5 S ^ £i $$ г? со о SP со ю ' r f —’ см op Ю- со CM"

^ 0 0 5 0 C 5 t0 0 0 0 3 0 )t>»05050'4:'W O -—

 

CQCO Tf

Ю «N (N N Qfi

H «» N « Ф О

N fO

CO N

і о ^ CO

N O C O ^ r - f W c o o O ' f

05 О ) О о

О м о Ю

0 5 0 0 0 0 C - - . C N < —' O O

^ ^

^

CO

со ^

X4* CO C£^ СО

Ю r-< CM Th 00 CO

co2 S ^ , t2 i> ^ o o fO ,,io o '—^ o o —io'c) ^СПООЮС-оООООСМООЬ-O O toO

С О 0 С О н С О О с О ^ С 5 С О 0 н н

н [ О О О 5 Ю

лГ

,—Г _*Г_*.-Г .Г

 

*

-

-

*

-

-

£ J $ P £ r < 2 ^ ir^<£>Tf4 ^ i > - t o o

 

_

О

Ю

С5

оо

C O N O O C M M ’ M ' O O O l O O

 

о с о ОО с о о з

^

^ 55 Н2

^ Ч І П О к 0 5 Ю T f і о 0 N N т Н СО с о

^

5Ö^ t: °о

см* со*4с--" со* »-Г г-Г аГ о>со"

^^^^С^ОЗСТіСТіСТіСЛСПіОО^СГЗСЛОі

 

 

05

0505 05

05 05 05 05 05 05 05 05 05 05 05 05

 

 

М

I—НІН г

е—•«—Ноч *—,

m _і _г

_I

 

.

 

 

 

—*

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ж

 

 

 

 

о

 

 

 

 

к;

 

 

 

 

е(

 

 

 

 

о

 

 

 

 

 

 

 

 

о

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

о

 

 

Оч

 

 

 

 

 

 

 

о

 

 

 

 

 

 

 

«

 

 

 

W

 

 

 

 

о

 

ш

 

 

 

 

 

 

ч

 

=f

 

 

ѵо

 

 

ж

 

о

 

»Я

 

 

3

 

 

 

 

S-

 

 

 

 

о

 

 

сч

 

 

Си

 

 

S4

 

Москве,

сезонных

 

в

Сезонные волны потребления для 1952—1963 гг., 1959—1965 гг. рассчитаны по 10 тыс. рабочих бюджетов РСФСР. Сезонные волны потребления семей рабочих за 1928 г. и 1958 г. рассчитаны способом простой средней, а для расчета

 

Сезонные волны за 1924— 1931 гг., 1926—1927 гг., 1928 г. были рассчитаны по 500 бюджетам рабочих семей, проживающих Ленинграде, Иваново-Вознесенске, Туле, Харькове, Киеве, на Урале и Донбассе.

волн потребления за другие годы применялся метод скользящей средней.

Примечание.

 

 

R.4


Таблица 23

СЕЗОННЫЕ ВОЛНЫ ПОКУПОК ПРОМЫШЛЕННЫХ ТОВАРОВ СЕМЕЙ РАБОЧИХ

Наименование

Периоды:

 

I

 

II

III

 

IV

Коэффициент

1-1924 г.

 

 

 

промышленных

II-

1956—1959кварталгг.

квартал

квартал

квартал

колеблемости

товаров

 

III-

1959-1965 гг.

 

 

 

 

 

сезонной волны

Шерстяные

 

I

 

 

64,0

112,0

119,2

104,8

21,4

ткана

 

11

 

 

112,0

 

84,1

102,9

101,0

12,1

 

 

 

III

 

 

116,7

 

89,6

85,1

108,6

13,1

 

Шелковые

 

I

 

 

 

 

■4■

 

ткани

 

II

 

 

123,4

112,1

89,2

75,3

20,2

 

 

III

 

 

100,8

 

93,9

91,8

113,5

6,9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- ь ч

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Л

 

 

о о о

Напмено-

 

 

 

 

 

 

 

 

Л

 

“ О Q

 

=;

 

 

 

 

 

 

о

 

5

ванне

 

 

 

 

 

д

о

си

 

 

товаров

Си

Си

н

о

 

В

н

 

 

СЗ

 

 

►ч

CS

 

 

 

а

Си

си

«3

о

о

о

 

 

 

 

В

сз

U

О

 

 

 

к .

6-

S

<

S

S -

 

<

и

 

 

Шерстя­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ные

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ткани

6,0121,8

64,8 165,662,4108,0 164,4 10,8 182,4

69,6 138,0106,8

55,0

1924

1959—

 

 

 

85,177,2

66,9

80,798,2

88,0106,0 106,0135,7

24,6

1965 гг. 122,9 119,3 124,3

Примечание. Сезонные волны за 1924 г. рассчитаны способом простой средней по бюджетам

рабочих

семей

г. Москвы.

Сезонные

волны

за 1959—1965 гг. вычислены способом скользящей средней по

10 тыс. рабочих

бюджетов РСФСР.

ноябрь— 149,1%, декабрь— 112,8%-

Колеблемость сезонной

вол­

ны покупок винно-водочных изделий

(21,0%) выше

сезонной вол­

ны покупок кондитерских изделий

(13,8%).

фактор

яв­

Как и климатический фактор,

социально-бытовой

ляется довольно устойчивым. Для его изменения требуется дли­ тельный период времени.

Исследуем

колеблемость

сезонных волн потребления

продук­

тов питания и покупок промышленных товаров за

период в не­

сколько десятилетий.

 

 

 

 

 

колеблемость

Наши исследования показали, что квартальная

 

потребления хлебных продуктов и картофеля

за

период

1928—

1965 гг. повысилась.

 

потребления молока за

период

Колеблемость сезонной волны

с 1924—1931

гг. по 1952—1963 гг. не изменилась

(см. табл. 22).

По остальным продуктам питания

(мясо,

яйца,

масло животное,

масло растительное, рыба,

кондитерские

изделия)

произошло

уменьшение

колеблемости

сезонной

волны

 

потребления

(см. табл. 22).

 

 

 

 

 

 

 

Увеличение колеблемости сезонных волн потребления хлебных

продуктов, картофеля и уменьшение сезонной

колеблемости по­

требления по другим продуктам питания

свидетельствует

о более

54


полном удовлетворённы потребностей населения в продуктах пи-

таініия.

 

 

 

волн

покупок

Рассмотрим изменение колеблемости сезонных

промышленных товаров. Колеблемость

сезонной

волны

покупок

шерстяных тканей снизилась

за период

с 1924 г. по

1959—

1965 гг. (см. табл. 23). Уменьшилась

и внутригодичная

колебле­

мость покупок шелковых тканей

с 20,2% до

6,9%

(за период с

1956—1959 гг. до 1959—1965 гг.).

 

 

 

 

 

Анализ внутригодичных колебаний потребления и покупок за длительный промежуток времени показывает изменение не только размаха колебаний сезонных волн, но и их конфигурации главным образом под влиянием бытового фактора.

Сопоставление (см. табл. 22) месячных сезонных волн за 1924—1931 гг. и 1952—1963 гг. (1959—1965 гг.) показывает, что за эти периоды произошло смещение пика сезонных волн потребления молока, мяса, картофеля и других продуктов питания. Сезонная волна потребления яиц осталась без изменений.

Дополнительные исследования показали, что большое смеще­ ние пика сезонной волны произошло по мясу. Максимальный уро­ вень потребления мяса в 1913—1914 гг. приходился на апрель (смена великого поста пасхой). Высокое потребление мяса в ап­ реле сопровождалось низким потреблением рыбы. Соотношение в потреблении мяса и рыбы в апреле 1952—1963 гг. диаметрально изменилось (см. табл. 22): потребление рыбы повысилось (126,7%), а потребление мяса сократилось (97,2%). Пик сезонной, волны потребления рыбы в 1925—1926 гг. приходится на апрель (176,8%), а в 1952—1963 гг. переместился на май.

Смещение пика сезонной волны потребления произошло также по маслу животному и растительному. Максимальное потребление

масла животного в 1926—1927 гг. приходилось на

декабрь

(125,0%), а

в 1959—1965 гг, — на октябрь (110,6%)-

Максимум

потребления

масла растительного переместился с марта

(125,6%)

на ноябрь (110,5%).

Влияние рассматриваемого фактора сказалось и в увеличении потребления кондитерских изделий в марте, мае и в ноябре (см. табл. 22). Если в 1928 г. сезонная волна потребления конди­ терских изделий в марте составляла 65,8%, в мае 106,9%, в нояб­ ре 98,8%, то в 1958 г. она увеличилась в марте до 109,3, в мае — 112,1 ив ноябре — до 101,3%.

За рассматриваемый промежуток времени наблюдаются изме­ нения конфигурации и в сезонных волнах покупок промышленных товаров. Сопоставим квартальные сезонные волны покупок шер­ стяных и шелковых тканей семьями рабочих за 1924 г., 1956— 1959 гг. и 1959—1965 гг. (см. табл. 23). Пик сезонной волны по­ купок шерстяных тканей в 1924 г. приходился на II и III кварталы, а в 1956—1959 гг. он перемещается на I квартал. Конфигурация сезонной волны покупок промышленных товаров в 1924 г. в зна­ чительной степени определялась товарным голодом. Подтвержде­ нием этого служат данные о покупках шерстяных тканей по меся-

55


Таблица 24

 

КОЭФФИЦИЕНТЫ КОЛЕБЛЕМОСТИ СЕЗОННЫХ ВОЛН

 

 

 

ДОХОДОВ СЕМЕЙ РАБОЧИХ

И КОЛХОЗНИКОВ

 

 

 

 

Наименования 1

Денежные поступ­

Всего денежных доходов

 

 

 

 

 

 

 

статей

денеж- 1

ления по месту

 

 

 

Социальные

■—-~^НЫХ доходов

основной работы

(2)

 

_ <3>

группы

 

 

 

 

си

 

 

Рабочие

 

 

 

 

9,1

 

8,0

 

3,0

Колхозники

 

 

 

 

32,7

 

17,6

 

12,1

Примечание,

(і) и (2 )— рассчитаны по месячным данным сезонной волны

семей одинакового

 

размера, состава

н

дохода;

Москва, Московская

область, 1959

г.

 

(3 ) — рассчитано

по

месячным данным

сезонной

волны доходов

семей разного

 

размера, состава и дохода; РСФСР, 1959—1965 гг.

 

 

цам1. В декабре сезонная волна покупок шерстяных

тканей была

равна 106,8%,

в феврале— 121,8%, а

в январе — 6,0%. Разумеет­

ся, что резкое

сокращение покупок тканей в январе

было вызва­

но полным исчезновением их в продаже.

Непрерывный рост народного благосостояния в СССР создает благоприятные условия для широкого проявления воздействия социально-бытового фактора на формирование сезонных волн покупок.

Социально-бытовой фактор в более конкретной форме прояв­ ляется в виде влияния социального положения семьи на форми­ рование внутригодичных волн спроса и потребления. Влияние этого фактора исследуем по данным потребительских бюджетов рабочих и колхозников за 1959 г., 1951—1965 гг.123.

Сезонные волны доходов. Для анализа сезонности доходов ра­ бочих семей выделим следующие статьи: заработная плата по ме­ сту основной работы, прочие денежные поступления и весь доход. Из приходной части бюджета семей колхозников исследуем де­ нежные поступления из колхозов, денежные поступления за рабо­ ту в государственных и кооперативных организациях, прочие денежные поступления и совокупный денежный доход.

Сезонные волны отдельных статей доходов семей рабочих и колхозников резко различаются между собой по величине колеб­ лемости (см. табл. 24). Так, у рабочих наименьшая колеблемость

наблюдается по всему доходу (8%)

и заработной плате

(9,1 %)3,

а

наибольшая

(см. табл. 25) — по прочим поступлениям

(35,2%).

У

колхозников

наибольшая колеблемость сезонной

волны — по

денежным поступлениям из колхоза

(32,7%), а

наименьшая

(см. табл. 25)— по денежным поступлениям за работу в государ­ ственных организациях (19,5%).

1 См.: Сезонность и сезонные колебания в промышленности и народном хо­ зяйстве, с. 490—492.

2 Расчеты сезонных волн доходов и расходов рабочих бюджетов РСФСР произведены по 10 тыс. семей и одиночек, а семей колхозников — по 13 тыс. бюджетам. Сезонные волны потребительских бюджетов г. Москвы вычислены по 1200 рабочим бюджетам.

3 Следует заметить, что заработная плата в Японии колеблется по месяцам более чем в 2,5 раза (Japan Statistical Yearbook, 1965, march).

56