Файл: Швырков, В. В. Моделирование внутригодичных колебаний спроса.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 90
Скачиваний: 0
Таблица 21
СЕЗОННЫЕ ВОЛНЫ ПОКУПОК КОНДИТЕРСКИХ и ВИННО-ВОДОЧНЫХ И ЗДЕЛИЙ
(РАССЧИТАНО ПО 385 РАБОЧИМ БЮДЖЕТАМ г. МОСКВЫ, 1958 г.)
Кондитер |
|
|
|
|
|
|
ские изде |
|
|
|
|
13,8 |
|
лия |
112,6102,7100,2 106,4 113,8 99,091,5 97,7 73,0 74,2 112,6116,3 |
|||||
Винно- |
|
|
|
|
|
|
водочные |
103,1 101,6109,1 109,7114,782,291,981,066,079,1 149,1 112,8 |
21,0 |
||||
изделия |
||||||
Природно-климатические условия Архангельской |
области |
не |
||||
позволяют полностью обеспечить в течение года |
население собст |
|||||
венными |
сельскохозяйственными |
продуктами и |
поэтому область |
|||
снабжается из других районов |
страны. Влияние |
именно этого |
||||
фактора |
повышает колеблемость сезонной волны |
и |
изменяет ее |
конфигурацию. Так, например, потребление картофеля населени ем Архангельской области снижается с начала года до августа и повышается до октября. В Ростовской области спад сезонной вол ны потребления картофеля прекращается уже в июне в связи с появлением нового урожая.
Аналогичные изменения имеют место и в конфигурации сезон ной волны потребления молока. После низкого уровня потребле ния молока в Архангельской области в зимнее время сезонная волна потребления резко увеличивается в июне (133,3%). Этот уровень держится в течение четырех месяцев (июнь — сентябрь). Высокий уровень (выше 100%) потребления молока в Ростовской области наблюдается с апреля по август.
Достигнутый в СССР высокий уровень развития экономики страны способствует ослаблению непосредственного воздействия природного фактора на сезонность потребления. И это является одним из условий неуклонного роста народного благосостояния.
Социально-бытовой фактор. Социально-бытовой фактор про является в общем виде как влияние быта, национальности и на циональных праздников на формирование внутригодичных коле баний спроса и потребления. Влияние этих причин сказывается особенно отчетливо на формировании сезонной волны потребле ния таких товаров, как кондитерские и винно-водочные изделия.
Резкое увеличение покупок винно-водочных и кондитерских изделий наблюдается по праздникам (см. табл. 21). Так, покупки кондитерских-изделий в январе составляют 112,6, в мае— 113,8%, в ноябре— 112,6% и декабре— 116,3%. В эти месяцы возрастаетпокупка винно-водочных изделий: январь — 103,1%, май— 114,7%,
52
СМ
см
в
йГ
£
СЕЗОННЫЕ ВОЛНЫ ПОТРЕБЛЕНИЯ СЕМЕЙ РАБОЧИХ
н а
ЙОО5 и в - а ЙЯ g
Д1,4ч ио 25
ро И о
« в
о
а
Ію
ы «
X
Уft
о’S
зд
О в
g 3 e s .
3
о ?
5 , 0
о u E w
ft
e
N l N C O C O O N O O |
^ o t ^ o o o c o r o o o o |
||
N D r H Q o O C O ß o |
L O r 4 x f < r - < |> r - 0 ^ C ^ C O |
||
iQ Ю О |
0 5 ^ i n ^ Q |
СО (О Ю |
Ф (О Ю tci b |
C M C N T-H |
t4- Ю СЮ ■ |
r— |
со см 1-» со |
CDOHCOlOO)NOtOiO0in^MNCOC^S
CM CM О со см СО 05 Щ -С О c O l O f O O ) O O N ( N ( N O t -. 0 0 CM — C O r O C ^ t N O O H r - « О О С ' - С О Ю т —i
О Ю Q О ) о : ^ |
N О) О Г О CN Ю Ю M О СО с о |
|
СО05 05 Г>, 05 ^ |
ЮN« Ю'Ф О ^ Н ю со |
|
с о г - о о с м ю г о о о о © |
со 05 О СО |
O D O O ö O Q C J W O N C O t O O - ' О СО СО СО О ^
ОіЮ^СОСОСОСГіСОСООСОі-нг^СОСМСМС^'-О ^COOOiOO^W HrsQOOtOoOOrON
N^CMCJOOO^HO^OOOOiMiOoocOcN
^C^CMCOCOCOc7>^tO^CD^”ocOCOCÖiOCM
0 0 0 3 0 ) N C O h C 0 0 0 0 3 0 ) 0 ( C l N C O < D a )
О Ю С О ^^нО сО М Ю Н 'С О С ^О О ^Ь ^О )
N M О CO O D H ^ О 5 ю ю ^ ю с м с о о 5 ' ^ г с о т ^
^OO5G5'H (NCS0O3O5OO1OCJ3SCO(,>'CJ5 ЬСООСОСООсО'Ф^ОСОіМЮ »—•о © 05 ь-.
5 ? ^ £ ^ С 2 г ^ 5 ? ^ с о о ’- ^ сѵ3іо 'с м ^ чс г Г о о Г с о '
WfOOJ^N^OOOiOjCOOOaoiOlONO O M O N ^o o iio co co ^ -o c^co O iO ^ -^
l O C O ^ C O W Q O C O C O C O N 00 00 t4» СО CM СО i— <
^ CO GMio CO CO^ О 05 О со СО ^ Ю СМ05 Г-*
5 S ^ £i $$ г? со о SP со ю ' r f —’ см op Ю- со CM"
^ 0 0 5 0 C 5 t0 0 0 0 3 0 )t>»05050'4:'W O -—
|
CQCO Tf |
Ю «N (N N Qfi |
H «» N « Ф О |
||
N fO |
CO N |
і о ^ CO |
N O C O ^ r - f W c o o O ' f |
||
05 О ) О о |
О м о Ю |
0 5 0 0 0 0 C - - . C N < —' O O |
|||
^ ^ |
^ |
CO |
со ^ |
X4* CO C£^ СО |
Ю r-< CM Th 00 CO |
co2 S ^ , t2 i> ^ o o fO ,,io o '—^ o o —io'c) ^СПООЮС-оООООСМООЬ-O O toO
С О 0 С О н С О О с О ^ С 5 С О 0 н н |
н [ О О О 5 Ю |
||||||||
лГ |
,—Г _*Г_*.-Г .Г |
|
* |
- |
- |
* |
- |
- |
|
£ J $ P £ r < 2 ^ ir^<£>Tf4 ^ i > - t o o |
|
_ |
О |
Ю |
С5 |
оо |
|||
C O N O O C M M ’ M ' O O O l O O |
|
о с о ОО с о о з |
|||||||
^ |
^ 55 Н2 |
^ Ч І П О к 0 5 Ю T f і о 0 N N т Н СО с о |
|||||||
^ |
5Ö^ t: °о |
см* со*4с--" со* »-Г г-Г аГ о>со" |
|||||||
^^^^С^ОЗСТіСТіСТіСЛСПіОО^СГЗСЛОі |
|
|
|||||||
05 |
0505 05 |
05 05 05 05 05 05 05 05 05 05 05 05 |
|
|
|||||
М |
I—НІН г |
е—•«—Ноч *—, |
m _і _г |
_I |
|
. |
|
|
|
|
—* |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ж |
|
|
|
|
о |
|
|
|
|
к; |
|
|
|
|
е( |
|
|
|
|
о |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
о |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
<а |
|
|
|
|
|
|
о |
|
|
Оч |
|
|
|
|
|
|
|
о |
|
|
|
|
|
|
|
|
« |
|
|
|
W |
|
|
|
|
|
о |
|
ш |
|
|
|
|
|
|
|
ч |
|
=f |
|
|
ѵо |
|
|
ж |
|
о |
|
»Я |
|
|
3 |
|
|
|
|
|
S- |
|
|
|
|
о |
|
||
|
сч |
|
|
Си |
|
|
S4 |
|
Москве, |
сезонных |
|
в |
Сезонные волны потребления для 1952—1963 гг., 1959—1965 гг. рассчитаны по 10 тыс. рабочих бюджетов РСФСР. Сезонные волны потребления семей рабочих за 1928 г. и 1958 г. рассчитаны способом простой средней, а для расчета |
|
Сезонные волны за 1924— 1931 гг., 1926—1927 гг., 1928 г. были рассчитаны по 500 бюджетам рабочих семей, проживающих Ленинграде, Иваново-Вознесенске, Туле, Харькове, Киеве, на Урале и Донбассе. |
волн потребления за другие годы применялся метод скользящей средней. |
|
Примечание. |
|
|
R.4
Таблица 23
СЕЗОННЫЕ ВОЛНЫ ПОКУПОК ПРОМЫШЛЕННЫХ ТОВАРОВ СЕМЕЙ РАБОЧИХ
Наименование |
Периоды: |
|
I |
|
II |
III |
|
IV |
Коэффициент |
|||
1-1924 г. |
|
|
|
|||||||||
промышленных |
II- |
1956—1959кварталгг. |
квартал |
квартал |
квартал |
колеблемости |
||||||
товаров |
|
III- |
1959-1965 гг. |
|
|
|
|
|
сезонной волны |
|||
Шерстяные |
|
I |
|
|
64,0 |
112,0 |
119,2 |
104,8 |
21,4 |
|||
ткана |
|
11 |
|
|
112,0 |
|
84,1 |
102,9 |
101,0 |
12,1 |
|
|
|
|
III |
|
|
116,7 |
|
89,6 |
85,1 |
108,6 |
13,1 |
|
|
Шелковые |
|
I |
|
|
— |
|
— |
— |
|
■4■ |
— |
|
ткани |
|
II |
|
|
123,4 |
112,1 |
89,2 |
75,3 |
20,2 |
|||
|
|
III |
|
|
100,8 |
|
93,9 |
91,8 |
113,5 |
6,9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- ь ч |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Л |
|
|
о о о |
Напмено- |
|
|
|
|
|
|
|
|
Л |
|
“ О Q |
|
|
=; |
|
|
|
|
|
|
о |
|
5 |
||
ванне |
|
|
|
|
|
д |
о |
си |
|
|
||
товаров |
Си |
Си |
н |
о |
|
В |
н |
\о |
|
|
||
СЗ |
|
|
►ч |
CS |
|
|
||||||
|
а |
Си |
си |
«3 |
о |
о |
о |
|
|
|
||
|
В |
сз |
U |
О |
|
|
||||||
|
к . |
6- |
S |
< |
S |
S - |
|
< |
и |
|
|
|
Шерстя |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ные |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ткани |
6,0121,8 |
64,8 165,662,4108,0 164,4 10,8 182,4 |
69,6 138,0106,8 |
55,0 |
||||||||
1924 |
||||||||||||
1959— |
|
|
|
85,177,2 |
66,9 |
80,798,2 |
88,0106,0 106,0135,7 |
24,6 |
||||
1965 гг. 122,9 119,3 124,3 |
Примечание. Сезонные волны за 1924 г. рассчитаны способом простой средней по бюджетам
рабочих |
семей |
г. Москвы. |
Сезонные |
волны |
за 1959—1965 гг. вычислены способом скользящей средней по |
10 тыс. рабочих |
бюджетов РСФСР. |
ноябрь— 149,1%, декабрь— 112,8%- |
Колеблемость сезонной |
вол |
||
ны покупок винно-водочных изделий |
(21,0%) выше |
сезонной вол |
||
ны покупок кондитерских изделий |
(13,8%). |
фактор |
яв |
|
Как и климатический фактор, |
социально-бытовой |
ляется довольно устойчивым. Для его изменения требуется дли тельный период времени.
Исследуем |
колеблемость |
сезонных волн потребления |
продук |
|||||
тов питания и покупок промышленных товаров за |
период в не |
|||||||
сколько десятилетий. |
|
|
|
|
|
колеблемость |
||
Наши исследования показали, что квартальная |
|
|||||||
потребления хлебных продуктов и картофеля |
за |
период |
1928— |
|||||
1965 гг. повысилась. |
|
потребления молока за |
период |
|||||
Колеблемость сезонной волны |
||||||||
с 1924—1931 |
гг. по 1952—1963 гг. не изменилась |
(см. табл. 22). |
||||||
По остальным продуктам питания |
(мясо, |
яйца, |
масло животное, |
|||||
масло растительное, рыба, |
кондитерские |
изделия) |
произошло |
|||||
уменьшение |
колеблемости |
сезонной |
волны |
|
потребления |
|||
(см. табл. 22). |
|
|
|
|
|
|
|
|
Увеличение колеблемости сезонных волн потребления хлебных |
||||||||
продуктов, картофеля и уменьшение сезонной |
колеблемости по |
|||||||
требления по другим продуктам питания |
свидетельствует |
о более |
54
полном удовлетворённы потребностей населения в продуктах пи-
таініия. |
|
|
|
волн |
покупок |
Рассмотрим изменение колеблемости сезонных |
|||||
промышленных товаров. Колеблемость |
сезонной |
волны |
покупок |
||
шерстяных тканей снизилась |
за период |
с 1924 г. по |
1959— |
||
1965 гг. (см. табл. 23). Уменьшилась |
и внутригодичная |
колебле |
|||
мость покупок шелковых тканей |
с 20,2% до |
6,9% |
(за период с |
||
1956—1959 гг. до 1959—1965 гг.). |
|
|
|
|
|
Анализ внутригодичных колебаний потребления и покупок за длительный промежуток времени показывает изменение не только размаха колебаний сезонных волн, но и их конфигурации главным образом под влиянием бытового фактора.
Сопоставление (см. табл. 22) месячных сезонных волн за 1924—1931 гг. и 1952—1963 гг. (1959—1965 гг.) показывает, что за эти периоды произошло смещение пика сезонных волн потребления молока, мяса, картофеля и других продуктов питания. Сезонная волна потребления яиц осталась без изменений.
Дополнительные исследования показали, что большое смеще ние пика сезонной волны произошло по мясу. Максимальный уро вень потребления мяса в 1913—1914 гг. приходился на апрель (смена великого поста пасхой). Высокое потребление мяса в ап реле сопровождалось низким потреблением рыбы. Соотношение в потреблении мяса и рыбы в апреле 1952—1963 гг. диаметрально изменилось (см. табл. 22): потребление рыбы повысилось (126,7%), а потребление мяса сократилось (97,2%). Пик сезонной, волны потребления рыбы в 1925—1926 гг. приходится на апрель (176,8%), а в 1952—1963 гг. переместился на май.
Смещение пика сезонной волны потребления произошло также по маслу животному и растительному. Максимальное потребление
масла животного в 1926—1927 гг. приходилось на |
декабрь |
|
(125,0%), а |
в 1959—1965 гг, — на октябрь (110,6%)- |
Максимум |
потребления |
масла растительного переместился с марта |
(125,6%) |
на ноябрь (110,5%).
Влияние рассматриваемого фактора сказалось и в увеличении потребления кондитерских изделий в марте, мае и в ноябре (см. табл. 22). Если в 1928 г. сезонная волна потребления конди терских изделий в марте составляла 65,8%, в мае 106,9%, в нояб ре 98,8%, то в 1958 г. она увеличилась в марте до 109,3, в мае — 112,1 ив ноябре — до 101,3%.
За рассматриваемый промежуток времени наблюдаются изме нения конфигурации и в сезонных волнах покупок промышленных товаров. Сопоставим квартальные сезонные волны покупок шер стяных и шелковых тканей семьями рабочих за 1924 г., 1956— 1959 гг. и 1959—1965 гг. (см. табл. 23). Пик сезонной волны по купок шерстяных тканей в 1924 г. приходился на II и III кварталы, а в 1956—1959 гг. он перемещается на I квартал. Конфигурация сезонной волны покупок промышленных товаров в 1924 г. в зна чительной степени определялась товарным голодом. Подтвержде нием этого служат данные о покупках шерстяных тканей по меся-
55
Таблица 24
|
КОЭФФИЦИЕНТЫ КОЛЕБЛЕМОСТИ СЕЗОННЫХ ВОЛН |
|
|||||||
|
|
ДОХОДОВ СЕМЕЙ РАБОЧИХ |
И КОЛХОЗНИКОВ |
|
|
||||
|
|
Наименования 1 |
Денежные поступ |
Всего денежных доходов |
|||||
|
|
|
|
|
|||||
|
|
статей |
денеж- 1 |
ления по месту |
|
|
|
||
Социальные |
■—-~^НЫХ доходов |
основной работы |
(2) |
|
_ <3> |
||||
группы |
|
|
|
|
си |
|
|
||
Рабочие |
|
|
|
|
9,1 |
|
8,0 |
|
3,0 |
Колхозники |
|
|
|
|
32,7 |
|
17,6 |
|
12,1 |
Примечание, |
(і) и (2 )— рассчитаны по месячным данным сезонной волны |
семей одинакового |
|||||||
|
размера, состава |
н |
дохода; |
Москва, Московская |
область, 1959 |
г. |
|||
|
(3 ) — рассчитано |
по |
месячным данным |
сезонной |
волны доходов |
семей разного |
|||
|
размера, состава и дохода; РСФСР, 1959—1965 гг. |
|
|
||||||
цам1. В декабре сезонная волна покупок шерстяных |
тканей была |
||||||||
равна 106,8%, |
в феврале— 121,8%, а |
в январе — 6,0%. Разумеет |
|||||||
ся, что резкое |
сокращение покупок тканей в январе |
было вызва |
но полным исчезновением их в продаже.
Непрерывный рост народного благосостояния в СССР создает благоприятные условия для широкого проявления воздействия социально-бытового фактора на формирование сезонных волн покупок.
Социально-бытовой фактор в более конкретной форме прояв ляется в виде влияния социального положения семьи на форми рование внутригодичных волн спроса и потребления. Влияние этого фактора исследуем по данным потребительских бюджетов рабочих и колхозников за 1959 г., 1951—1965 гг.123.
Сезонные волны доходов. Для анализа сезонности доходов ра бочих семей выделим следующие статьи: заработная плата по ме сту основной работы, прочие денежные поступления и весь доход. Из приходной части бюджета семей колхозников исследуем де нежные поступления из колхозов, денежные поступления за рабо ту в государственных и кооперативных организациях, прочие денежные поступления и совокупный денежный доход.
Сезонные волны отдельных статей доходов семей рабочих и колхозников резко различаются между собой по величине колеб лемости (см. табл. 24). Так, у рабочих наименьшая колеблемость
наблюдается по всему доходу (8%) |
и заработной плате |
(9,1 %)3, |
|||
а |
наибольшая |
(см. табл. 25) — по прочим поступлениям |
(35,2%). |
||
У |
колхозников |
наибольшая колеблемость сезонной |
волны — по |
||
денежным поступлениям из колхоза |
(32,7%), а |
наименьшая |
(см. табл. 25)— по денежным поступлениям за работу в государ ственных организациях (19,5%).
1 См.: Сезонность и сезонные колебания в промышленности и народном хо зяйстве, с. 490—492.
2 Расчеты сезонных волн доходов и расходов рабочих бюджетов РСФСР произведены по 10 тыс. семей и одиночек, а семей колхозников — по 13 тыс. бюджетам. Сезонные волны потребительских бюджетов г. Москвы вычислены по 1200 рабочим бюджетам.
3 Следует заметить, что заработная плата в Японии колеблется по месяцам более чем в 2,5 раза (Japan Statistical Yearbook, 1965, march).
56