Файл: Швырков, В. В. Моделирование внутригодичных колебаний спроса.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 87

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

работанном А. Вальдом, Д. Йоргенсоном и в спектральном ана­ лизе.

Методы определения сезонности, основанные на разных теоре­ тических предпосылках, дают неодинаковые результаты. Для оцен­ ки точности расчета сезонного компонента нет единого универсаль­ ного критерия. Обычно, применяется несколько методов проверок. Эти методы в основном построены на сопоставлении скорректиро­ ванных динамических данных (на сезонность) с эмпирическим ря­ дом динамики.

Глава II. ЭКОНОМИКО-СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СЕЗОННОСТИ СПРОСА И ПОТРЕБЛЕНИЯ СЕМЕЙ

Основная задача экономико-статистического исследования се­ зонности спроса и потребления семей состоит в анализе влияния тех факторов, которые формируют внутригодичные колебания по­ требительского спроса.

Внутригодичные колебания спроса и потребления сёмей возникают под воздействием ряда факторов, которые распределяют сум­ марные годовые или среднегодовые итоги по отдельным периодам года.

К. Маркс, анализируя процессы капиталистического производ­ ства, писал: «Наряду с общими периодическими сменами фаз про­ мышленного цикла и особыми колебаниями рынка в каждой отрас­ ли производства на сцену выступает так называемый сезон и вне­ запность больших заказов, которые необходимо выполнить в самое короткое время, причем не имеет значения, обусловливаются ли эти сезонные работы периодичностью времен года, благоприятных для судоходства, или же модой»1. ,

К. Маркс классифицировал факторы, формирующие сезонность, на два основных вида: природно-климатические и социально-эко­ номические. Во II томе «Капитала» К. Маркс показывает, что эко­ номическое значение сезонности заключается в разрыве между временем производства и рабочим временем. Под рабочим време­ нем понимается определенное количество связанных между собой рабочих дней, необходимых в определенной отрасли производства для получения готового продукта12. К. Маркс отмечает, что рабо­ чее время всегда меньше времени производства и является частью последнего. Это особенно отчетливо проявляется в сельском хо­ зяйстве, где соединяются вместе сравнительно продолжительный рабочий период и большая разница между рабочим временем и временем производства. Из этого следует, что большей сезонно-1 стыо характеризуются те отрасли, которые имеют продолжитель­ ный разрыв между временем производства и рабочим временем. Сезонность в этих отраслях проявляется в полном или почти пол­ ном прекращении производства на сравнительно большой проме­ жуток времени. А в тех отраслях, которые характеризуются незна­

1 Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т. 23, с. 489.

2 См.: Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т. 24, главы 12 и 13.

47


чительностью этого разрыва, сезонность проявляется в виде внутригодичных подъемов и спадов.

К. Маркс при рассмотрении понятия сезонности исходит преж­ де всего из факторов социального порядка, но вместе с тем придает весьма существенное значение влиянию природно-климатических

факторов.

Социально-экономическая группа факторов охватывает боль­ шой круг причинных явлений, формирующих сезонность спроса и потребления. К ним относятся такие факторы, как социальная принадлежность семьи, бытовой уклад, доходы, цены, уровень раз­ вития производства, условия хранения товаров и т. д.

Некоторые исследователи дополнительно выделяют физиоло­ гические и демографические факторы (влияние возраста, пола, со­

става и размера семьи)1.

Между перечисленными факторами, формирующими сезонность потребления, существует тесная взаимосвязь и нет точного крите­ рия расчленения факторов на группы или типы. Поэтому любую классификацию факторов на группы следует рассматривать как условную, эта условность выражается также и в том, что количе­ ственно измерить в чистом виде влияние того или иного фактора на образование сезонного компонента, как правило, чрезвычайно

трудно. Однако необходимость классификации факторов

нельзя

отрицать. Она

нужна для теоретического

познания природы се­

зонности и для

практического измерения сезонных колебаний.

Анализ сезонности следует проводить как в «статическом», так

и в динамическом аспектах. «Статический»

анализ ставит

своей

целью выявить влияние факторов, формирующих сезонные волны потребления (в течение одного года). Цель динамического анали­ з а — изучение закономерностей формирования сезонных воли по­ требления и анализ их эволюции во времени (в течение ряда лет).

Исследование статичеоких и динамических закономерностей се­ зонности опроса и потребления семей позволяет более обоснованно подойти к разработке методов текущего и перспективного прогноза спроса .й потребления семей по месяцам и кварталам года.

1. ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ СЕЗОННЫХ ВОЛН ДОХОДОВ И РАСХОДОВ СЕМЕЙ

Внутригодичное потребление населения формируется под влия­ нием многочисленных факторов. Исследуем влияние таких факто­ ров, как природно-климатический, социально-бытовой (националь­ ность, праздники), экономический (производство доход, цены) и демографический (состав и размер семьи, возраст и пол потреби­ теля).

Для анализа этих факторов подбираются либо соответствующие статьи потребительского бюджета, либо сопоставляются сезонные

1 См. статьи М. Б. Гальперина и В. Я. Канторовича в книге «Сезонность и сезонные колебания в промышленности и народном хозяйстве». М., 1930.

48


волны

спроса

и

потребле­

%

 

 

 

ния, формирующиеся в раз­

 

 

 

 

ных

климатических

зонах,

 

 

 

 

экономических районах стра­

 

 

 

 

ны, а также в семьях разно­

 

 

 

 

го состава, размера и уров­

 

 

 

 

ня жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

Природно-климатический

 

 

 

 

фактор. Климатический фак­

 

 

 

 

тор — это наиболее сложное

 

 

 

 

явление,

оказывающее

ре­

 

 

 

 

шающее влияние на форми­

 

 

 

 

рование почти

всех

внутри-

 

 

 

 

годичных волн потребления.

 

 

 

 

Влияние

этого

фактора на

 

 

 

 

сезонность спроса

тесно пе­

 

 

 

 

реплетается с другими

фак­

 

 

 

 

торами. В чистом виде влия­

 

 

 

 

ние

климатического

факто­

 

 

 

 

ра

на

сезонность

спроса

 

 

 

 

можно определить только по

 

 

 

 

сугубо

 

сезонным

товарам.

-------Шерстяные тнани

 

К таким товарам

можно от­

 

нести

резиновую,

валяную

------- в а л я н а я а 5

у 8

ь

 

обувь

и в меньшей

мере —

Рис. 11. Сезонные

 

волны

приобретения

шерстяные ткани. Под влия­

промышленных

товаров

рабочими

нием

 

климатического

фак­

(Москва,

1959

г.).

тора

приобретение

резино­

 

 

 

 

вой обуви резко возрастает весной и Осенью, а валяной обуви — зимой. Приведем, например, сезонные волны приобретения про­ мышленных товаров семьями рабочих Москвы (см. табл. 20, рис. 11). Расчет сезонных волн выполнен по однородным семьям (двое взрослых и один ребенок)..

Из приведенных данных в табл. 20 наибольшая колеблемость наблюдается.по резиновой обуви (112,2%) и наименьшая — по шер­ стяным тканям (46,4%).

Сезонные волны покупок шерстяных тканей и валяной обуви имеют приблизительно одинаковую конфигурацию — пик сезонной волны покупок шерстяных тканей и валяной обуви приходится на

зимние

месяцы

(см. рис. 11). Большая часть покупок валяной

обуви

приходится на конец года (декабрь — 298,9%), а шерстя­

ных тканей «а

начало года (январь— 167,7%).

Другую конфигурацию имеет сезонная волна покупок резино­ вой обуви. Пик сезонной волны покупок резиновой обуви прихо­

дится на март (329,1%) и на

сентябрь

(359,2%), а спад в покуп­

ках наблюдается в зимние

и летние

месяцы (январь — 21,1%;

июль — 21,2%).

Природно-климатический фактор оказывает влияние на обра­ зование сезонных волн потребления и опосредствованно через сезон-

4. Заказ 2732

49


Таблица 20

СЕЗОННЫЕ ВОЛНЫ ПОКУПОК ПРОМЫШЛЕННЫХ ТОВАРОВ СЕМЬЯМИ РАБОЧИХ (РАССЧИТАНО ПО 322 ОДНОРОДНЫМ СЕМЬЯМ г. МОСКВЫ, 1959 г.)

Шерстяные

167,7149,8127,487,1 58,141,642,536,1

79,0120,3158,6131,8

46,4

ткани

Резиновая

21,1

21,3329,1 75,075,021,221,251,9359,2

98,1

51,9

75,0112,2

обувь

Валяная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

обувь

194,4

90,3

90,038,137,938,0

0,038,0

89,9142,3142,2298,9

80,5

ность производства. Под влиянием природно-климатического фак­ тора образуются сезонные волны производства почти всех сель­ скохозяйственных видов продукции. В свою очередь сезонность производства формирует сезонные волны потребления продуктов питания.

Опосредствованное влияние природно-климатического фактора исследуется методом сравнения сезонных волн потребления семей, проживающих в разных климатических зонах нашей страны.

Сопоставим сезонные волны потребления картофеля, мяса и молока семей рабочих Ростовской и Архангельской областей (см. табл. 20а, рис. 12); Анализ этих волн показывает, что колеб­ лемость потребления продуктов питания на севере выше, чем на юге. Особенно это характерно в отношении картофеля (15,0% в Ростовской области и 22,1% в Архангельской области) и молока

(24,9%— в Ростовской области и 31,2%— в Архангельской обла­ сти).

СЕЗОННЫЕ ВОЛНЫ ПОТРЕБЛЕНИЯ СЕМЬЯМИ РАБОЧИХ РОСТОВСКОЙ ЗА

 

1-Ростовская область,

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

 

Н-Архаигельская

 

• область

 

 

 

 

 

Картофель

I

110,6

103,6

97,2

92,8

80,7

Мясо

и

111,7

103,6

107,4

100,8

89,0

I

127,4

109,8

93,8

79,0

71,1

Молоко

и

112,2

110,0

106,0

99,4

89,5

I

75,5

70,9

94,6

103,3

127,6

 

и

84,6

75,6

82,2

81,5

87,5

50

--------Дрханеельсная область

Рис. 12. Сезонные волны потребления продуктов литания рабочими (Ро­ стовская и Архангельская области, 1952—1963 гг.).

Таблица 20а

ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ И АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТЕЙ 1952—1963 гг.

 

 

 

 

 

 

 

Коэффи­

 

 

 

 

 

 

 

 

циенты

 

Июнь

Июль

Август

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

внутри­

 

годичной

 

 

 

 

 

 

 

 

колебле­

 

 

 

 

 

 

 

 

мости

 

100,6

100,8

85,9

89,7

108,6

119,8

110,2

15,00

 

85,1

70,5

76,2

107,0

120,0

112,9

115,8

22,07

 

73,2

80,6

85,0

90,3

115,2

131,9

142,7

27,78

 

64,8

68,6

79,4

95,6

130,7

127,4

116,4

28,63

'

136,4

128,6

115,8

98,0

92,6

81,8

75,2

24,91

133,3

155,4

144,0

111,5

92,7

70,8

80,7

31,19

 

4*

51