Файл: Швырков, В. В. Моделирование внутригодичных колебаний спроса.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 92
Скачиваний: 0
нельзя утверждать, что такое несоответствие является перманент ным. Оно может меняться в зависимости от конъюнктурных усло
вий.
Исследование влияния насыщенности рынка товарами на сезон ность потребления семей в динамике показало, что в районах с ме нее насыщенным рынком товарами сезонные волны покупок и пот ребления изменяются разнохарактерно. В районах же с насыщен ным рынком товарами внутригодичные изменения спроса и пот ребления семей имеют устойчиво эволюционирующие закономер ности. Так, например, в динамике с повышением уровня жизни на селения колеблемость сезонной.волны расходов на продукты пита-, ния уменьшается, а вариация сезонной волны покупок промышлен ных товаров увеличивается.
Задача торговых организаций заключается в приспособлении торгового процесса к спросу населения с целью наиболее полного его удовлетворения. Анализ сезонных волн потребления и покупок (в государственной торговле, в предприятиях общественного пита ния) показал, что внутригодичные колебания покупок в государст венной торговле, как правило, выше сезонных колебаний потребле ния и покупок в предприятиях общественного питания. Это объяс няется тем, что покупки продуктов питания в государственной тор говле могут производиться впрок, тогда как процесс потребления дома и в общественном питании исключает этот момент.
Исследования, проведенные нами за 1952—1959 гг. и 1951— 1965 гг., показали, что процесс сглаживания сезонных волн поку пок на предприятиях общественного питания большинства продук тов питания происходит быстрее и медленнее в государственной торговле.
Анализ соответствия сезонных волн покупок и потребления про дуктов питания с применением коэффициентов корреляции указы вает на высокую связь между потреблением и покупками в госу дарственной торговле, эта связь в динамике увеличивается. Замет- ■ но слабее связь между потреблением и покупками в общественном литании.
Г л а в а III. СТАТИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ПРОГНОЗА СЕЗОННОСТИ СПРОСА И ПОТРЕБЛЕНИЯ СЕМЕЙ
Динамический анализ сезонности спроса и потребления, прове денный во второй главе, показал, что внутригодичные расходы се мей не являются неизменными, они постоянно эволюционируют. Эволюция носит как качественный, так и количественный харак тер, обусловленный влиянием формирующих факторов.
Процесс количественной и качественной эволюции сезонных волн спроса и потребления будет иметь место и в плановом перио де в результате изменения воздействия факторов. Поэтому зада ча исследователя состоит в предвидении эволюции сезонной волны потребления.
Прогноз сезонности спроса и потребления осуществляется при помощи математико-статистических моделей. Применение матема тико-статистических моделей для прогноза сезонности связано с решением следующих проблем:
а) выбор определяющих переменных; б) прогноз факторов;
в) оценка параметра модели для планового периода. Естественно, что ни один из этих вопросов не решается одно
значно. Поэтому, выполняя расчеты по прогнозу, нельзя претендо вать на исключительную точность.
Важным положительным свойством математико-статистических моделей прогноза является то, что при помощи их можно коли чественно выразить любую эконометрическую гипотезу прогноза и вычислить ее. Почти все экономические модели могут быть с доста точной степенью точности проверены путем интерполяции и экстра поляции. Следует, однако, оговориться, что проверка методом интер поляции является необходимой, но не является достаточной. Мо дель, прошедшая успешную проверку путем сопоставления теорети ческих данных с фактическими, может дать неверный прогноз, но нельзя ожидать хорошего прогноза от модели, оказавшейся несо стоятельной при такой проверке.
Во всяком случае экономико-математическое моделирование изучаемых процессов в подавляющем большинстве случаев дает более объективные результаты, чем волевое решение.
Необходимым условием для выполнения прогноза сезонности потребления семей является качественная исходная статистичес кая информация. Внутригодичный прогноз потребления семей ба
119
зируется на месячных данных бюджетной статистики населения, а прогноз внутригодичного спроса населения — на материалах тор говой статистики. Однако средние показатели данных бюджетных обследований населения далеко не всегда достоверны1. Поэто му прогнозу сезонных воли потребления следует предпослать кор ректировку средних данных о доходах и расходах семейных бюд жетов по месяцам.
1. СТАТИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ ДОСТОВЕРНОСТИ МЕСЯЧНЫХ ДАННЫХ БЮДЖЕТНОЙ СТАТИСТИКИ НАСЕЛЕНИЯ ■
Бюджетные обследования населения относятся к выборочным наблюдениям. Организация проведения бюджетных обследований семей и методы отбора единиц наблюдения приводят к недостаточ но точной картине действительного распределения населения по группам душевого дохода. Данные бюджетных обследований, как правило, занижают долю семей с низким доходом и завышают до лю семей с высоким доходом12. Это приводит к завышению боль шинства средних бюджетных показателей. Однако групповые дан ные бюджетной статистики населения (в группировках по душево му доходу) достоверны. Эти данные могут быть использованы для установления корреляционных связей между расходом и доходом, между потреблением и составом семьи, между расходом и разме ром семьи.
Опираясь на достоверную бюджетную информацию, характери зующую связь между отдельными бюджетными показателями, а также используя материалы сплошной отчетности с идентичными показателями (статистика доходов, заработной платы, торговая статистика), представляется возможным разработать систему эко номико-статистических расчетов для повышения достоверности ме сячных данных семей о доходах и расходах.
Анализ существующих методов повышения достоверности годо вых бюджетных данных3 и их критическое рассмотрение позволили нам разработать комплексную систему математико-статистических- моделей по уточнению месячных данных бюджетной статистики. Расчеты по этим моделям предлагается производить в несколько этапов.
На первом этапе формируется исходная информация, которая применяется в последующих расчетах. Эта информация состоит из бюджетных материалов и основывается на некоторых предвари
1 Вопросы повышения уровня жизни трудящихся. М., 1959, с. 215—223.
2 См.: Швырков В. В. Закономерности потребления промышленных и про довольственных товаров. М., 1965, с. 27.
3 Методологические вопросы изучения уровня жизни трудящихся. [Вып. 1]. Под ред. И. Ю. Писарева. М., 1959, с. 52—85; Опыт применения математических методов и ЭВМ в экономико-математическом моделировании потребления. М., 1968, с. 230—245.
120
тельно выполненных расчетах. Перечислим исходную информацию: а) генеральное распределение членов семей по душевому дохо
ду за март Р(Хг.м)и,
б) распределение членов семей по душевому доходу за март по данным выборочного бюджетного обследования семей Р( ХМ)\
в) распределение членов семей по душевому потреблению про дукта «А» за каждый месяц года по данным выборочного бюджет ного обследования семей Р (Уя), Р (Уф)---
На втором этапе методом равных повторяемостей12 по бюджетам семей рассчитывается функциональная связь между распределе ниями семей по душевому доходу Р (ХМ) и по потреблению продук та «А» на душу за март Р(УМ) :
Y* = f(XM) ■
На третьем этапе по бюджетным данным вычисляются функ циональные связи между распределениями семей в группировке по душевому потреблению продукта «А» за март и за каждый месяц года [Р (Ум) , Р(УЯ), Р(УФ),...]:
Улі = ф ( У я ) , |
У Д1 = ф(Уд5) |
и Т . Д. |
На четвертом этапе методом преобразования распределёний оп ределяется генеральное распределение членов семей по душевому потреблению продукта «А» за март3:
сіх.„
Р( у ,
dYM
х м= хя&м)
На пятом этапе рассчитываются генеральные распределения членов семей по душевому потреблению продукта «А» для каждого месяца года (например, для января):
Р( У») |
dYM |
Р ( У М) |
|
|
тм= гм(гя) |
На этом этапе применяются показатели,, вычисленные на треть ем и четвертом этапах.
На шестом (заключительном) этапе производится расчет сред них показателей о душевом потреблении товаров по месяцам года. Расчет выполняется методом перевзвешивания групповых данных о потреблении по вычисленным генеральным распределениям чле нов семей в тех же группах по уровню потребления:
[ Р ( У г . я ) , Р ( У г . ф ) , Р ( У г..к); ■■• ] *
Теоретические основы изложенного метода предполагают, что 1) бюджетные данные достоверны в группах по душевому дохо
ду и по душевому потреблению;
1 Это распределение вычисляется по данным генерального распределения работающих с разной заработной платой за март.
2 См. подробнее в книге «Математические и статистические методы в кон кретной экономике» (М., 1963, с. 133).
3 О преобразовании распределений см.: Боярский А. Я. Математика для эко номистов. М., 1961, с. 333.
121
2) на функциональную связь между распределениями семей по расходам (потреблению) и доходу, а также по расходам за отдель ные месяцы не оказывает существенного влияния вид распределе ния членов семей по этим .признакам.
Первая гипотеза проверяется в результате расчетов ошибок вы борки для бюджетных показателей в группах по душевому доходу и потреблению. Доказано, что эмпирическая линия регрессии не зависит от формы распределения независимой переменной1. Это легко проверить, рассчитав по каждой выборке эмпирические линии регрессии, например потребление молока в группировке по доходу. Колеблемость средних значений потребления молока в одинаковых группах по доходу проверяется на существенность по формуле
Уі-У2 nid
|
|
|
где |
|
2 |
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
md= Y |
m1 + /n2 |
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
er |
ni2= |
er |
; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
m != — =•. |
— =r |
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
V«1 |
|
|
V«2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
({/i — i / i ) 2 + 2 |
(i/ г — У2)2 |
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
cr= |
|
iii+iii— |
2, |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
Вторая |
гипотеза .нуждается |
в |
другом |
методе |
статистической |
||||||||
проверки. Этот метод проверки проиллюстрируем |
на |
конкретном |
|||||||||||
примере. Из генеральной |
совокупности |
(950 |
бюджетов |
семей |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица |
60 |
|
|
|
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ СЕМЕЙ II ОДИНОЧЕК ПО ДОХОДУ ЗА МАРТ |
|
|
|||||||||
^ч. |
|
Варианты выборок |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Группы |
^ч. |
1 2 |
3 |
4 |
5 6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
п |
12 |
||
дохода |
|
на |
|||||||||||
душу |
населения |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
в % к |
м аксимальной4«, |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
границе |
первой |
группы '4 *, |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
по доходу |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
До 100 100—133 133—200 200-266 266—333 333—400 400—466 466-533 533—666
Итого
7 |
9 |
6 |
4 |
10 |
6 |
4 |
10 |
8 |
13 |
5 |
8 |
16 |
9 |
10 |
12 |
63 |
121 |
•69 |
66 |
100 |
40 |
40 |
42 |
131 |
101 |
107 |
116 |
170 |
85 |
80 |
60 |
95 |
73 |
100 |
102 |
40 |
120 |
180 |
74 |
48 |
31 |
45 |
49 |
30 |
70 |
46 |
87 |
25 |
23 |
27 |
25 |
15 |
40 |
18 |
53 |
13 |
16 |
18 |
15 |
11 |
20 |
14 |
28 |
10 |
13 |
23 |
15 |
8 |
10 |
8 |
34 |
400 |
400 |
400 |
400 |
400 |
400 |
400 |
400 |
8 |
6 |
10 |
16 |
12 |
15 |
16 |
12 |
44 |
70 |
90 |
95 |
80 |
100 |
80 |
55 |
150 |
107 |
60 |
85 |
50 |
45 |
55 |
65 |
30 |
27 |
45 |
30 |
16 |
18 |
25 |
25 |
10 |
12 |
19 |
17 |
4^О О |
400 |
400 |
400 |
1 См.: Фишер В. А. Статистические методы для исследователей. М., 1958, с. 108.
122
Москвы, март, 1966 г.) (произведем 12 выборок, в каждой выбор ке— 400 семей (см. табл. 60). Распределения членов семей по ду шевому доходу Р(Х) в выборках резко отличаются между собой в результате целенапрарленного отбора семей. Отбор же семей в группах по душевному доходу проводился методом случайной выборки.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица |
61 |
|
|
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ |
СЕМЕЙ И |
ОДИНОЧЕК |
|
|
|
|
|||||
|
ПО РАЗМЕРУ ПОТРЕБЛЕНИЯ МОЛОКА ЗА МАРТ |
|
|
|
|
|||||||
|
Варианты |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
выборок |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Группы |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
потребле- |
ѵ. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ния молока |
(в |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
литрах на душу населения)
0-- 0,5
0,5-- 1,0
1Д>-- 2,0 2,0-- 4,0
4Д)-- 6,0 6,0-- 8,0 8,0--12,0 12,0--16,0 16,0--20,0
Итого
17 |
18 |
13 |
15 |
16 |
6 |
7 |
12 |
12 |
8 |
26 |
21 |
26 |
27 |
24 |
67 |
83 |
77 |
76 |
74 |
72 |
69 |
73 |
75 |
67 |
72 |
70 |
69 |
65 |
77 |
87 |
82 |
76 |
77 |
86 |
37 |
32 |
32 |
36 |
35 |
16 |
20 |
22 |
18 |
13 |
400 400 400 400 400
22 |
19 |
21 |
21 |
19 |
22 |
25 |
10 |
13 |
10 |
14 |
7 |
14 |
14 |
25 |
21 |
21 |
20 |
24 |
26 |
29 |
80 |
70 |
75 |
71 |
72 |
67 |
59 |
76 |
75 |
68 |
75 |
73 |
75 |
74 |
57 |
74 |
65 |
69 |
76 |
68 |
72 |
76 |
78 |
78 |
68 |
79 |
73 |
73 |
31 |
33 |
35 |
39 |
35 |
31 |
32 |
21 |
17 |
27- |
23 |
16 |
24 |
22 |
I 1 |
|
|
|
|
|
|
О4х О |
400 |
400 |
400 |
400 |
400 |
400 |
Таблица 62
ПОТРЕБЛЕНИЕ МОЛОКА (у ) И ДОХОД СЕМЬИ ,(.ѵ) (РАСЧЕТ МЕТОДОМ РАВНОЙ ПОВТОРЯЕМОСТИ) ЗА МАРТ МЕСЯЦ
Ѵ2Э