Файл: Швырков, В. В. Моделирование внутригодичных колебаний спроса.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 81

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Этим методом мы уточнили коэффициент эластичности опроса от общего товарооборота и коэффициент эластичности спроса от реальной цены.

До элиминирования гетероскедастичности мы имели следующие

параметры

функции потребления

масла животного (2):

 

ßi = 1,992

;

а2= —1,57.

После элиминирования гетероскедастичности параметры аі и а2

были уточнены: GJ= 1,801,

а2 = —1,425.

Колеблемость остаточных величин по периодам изменилась и

стала более

однородной:

в

первом периоде (1949—1955 гг.)

а ti =0,017, во втором периоде

(1956—1966 гг.) а£ з=0,014.

Исследования.показали, что с повышением уровня насыщенно­ сти рынка товарами колеблемость данных о продаже уменьшает­ ся. Поэтому в результате элиминирования гетероскедастичности исключается и влияние ненасыщенное™ рынка товарами.

Для выполнения условия существенности функции (2) в ряде слу­ чаев необходимо в исследование включить дополнительные фак­ торы. К числу дополнительных факторов можно отнести следую­ щие: распределение семей по доходу, распределение работающих по заработной плате, доля денежных поступлений в бюджет кол­ хозников, соотношение между городским и сельским населением, поступления из местных ресурсов и т. п. Для расчета дополнитель­ ных факторов мы предлагаем метод гомогенной регрессии. Метод гомогенной регрессии применяется для определения влияния до­ полнительного фактора после того, как вычислена реакция потре­

бителя на основные факторы

(/ь /2),

т. е. известна функция пот­

ребления:

 

 

G2l,2 =

G] S i + ß 2

S 2 '

И при этом известно теоретическое корреляционное отношение:

Предположим, что требуется определить влияние на потребле­ ние трех дополнительных факторов /3, Ц, 4 1.

Анализ выполняется в три этапа (по числу дополнительных факторов).

Первый этап. На этом этапе исследуется влияние первого до­ полнительного фактора. Данное исследование выполняется в опре­ деленной последовательности.

1. Вычисляем разность между эмпирическими и теоретически ,ми значениями потребления под влиянием двух основных факто­ ров 3], s2:

з,4,5,0= Я2 —ölSl“ 02^2 ' 1 , 1

1 Показатели h,.U, k — это цепные индексы, вычисленные по логарифмам исходной информации.

150


Эта разность образуется под влиянием дополнительных факто­ ров /з, Ц, k и .прочих неучтенных факторов /о.

2. Исследуем связь между е3,4,5 и каждым дополнительным фак­ тором Із, U, k. Исследование проводится для выявления фактора, который с наибольшей силой воздействует на потребление. Этот фактор и будет включен в анализ как первый дополнительный фактор. Анализ проводится но отклонениям. Из /3, Ц, k исклю­ чаются линейные временные тренды li(t)—Si]. Они вычис­ ляются по двум равным периодам. Запишем функции потребле­ ния в зависимости от дополнительных факторов:

8з= 6з[/з —/з(0]> гв.я

5

 

 

 

S3

 

 

Б4 = ^4[/4—/4(0]>

Гел. Si

35= 65[/5 Із(Ѵ) ] ,

Ге 5

 

 

 

 

S5

 

Предположим, что (вычисленные коэффициенты корреляции

по абсолютной величине образуют

следующее неравенство:

|Г е5

| > | Г . 4

I >

1>е3

I*

Ss

S/A

S

 

3

С учетом этого неравенства первым дополнительным факто­ ром будет Із.

3. Вычислим реакцию воздействия а3 первого дополнительно­ го фактора к на формирование потребления. Запишем функцию потребления от первого дополнительного фактора:

Зз= ЯзІ7з—h (0 ] •

Параметр аз вычисляется способом наименьших квадратов. Соблюдение условий независимости, . существенности, отсутствия автокорреляции « гомоскедаетичности обеспечивается методом по­ следовательного перебора вариантов. Варианты образуются в ре­ зультате разного расчленения исследуемого периода на две части. По каждому из этих периодов вычисляются временные тренды:

l3 = a+b t ;

Ь

 

;3 = й + _ _ ;

 

t3 = a + b ln t »

-

Не рассматривая подробно этапы перебора вариантов, пере­ числим их и отметим некоторые особенности в расчетах допол­ нительного фактора:

а) условие независимости соблюдается в результате коррели­ рования отклонений от уровней;

б) условие существенности достигается выполнением логичес­ кой гипотезы относительно знаков (+ , —) параметра а3;

в) условие отсутствия автокорреляции проверяется по остаточ­ ным величинам (ез — е, где ез — теоретические значения, е — эмпи­

151


рические

значения)

с применением критерия Неймана (Я), а

также

вычисляется

коэффициент автокорреляции а) ;

г)

к

условие гомоскедастичности проверяется расчетом пока­

зателя

(/с^1,5).

 

Дальнейший отбор вариантов проводится с учетом ограниче­ ния:

R. = — >0,55.

ез СГе

Из отобранных вариантов находится один вариант, удовлет­ воряющий условию:

 

,

 

 

 

L = ---- =шах.

 

 

Га-k

 

 

4.

Построим статическую

функцию

потребления, включив в

нее первый дополнительный фактор:

 

/Иі|2,з = Яі Si +

ß2 S2 + Ö3 S3

Данный фактор может быть оставлен для дальнейшего иссле­ дования только в том случае, если Rmi 23> Д т і 2 ,

где

 

R

 

J n»l 2,3

 

 

т і,2,з

= — — •

 

 

 

 

am

 

Если же это неравенство не соблюдается, то данная процеду­

ра повторяется с другим

фактором, у которого (гег Sl

) зани­

мает второе место по

абсолютной

величине (см. пункт

2).

Второй этап имеет

своей целью исследовать второй

дополни­

тельный фактор и включить его в статическую функцию потреб­ ления. Анализ выполняется в той же последовательности, что и на первом этапе:

1.

Б45 =/П — ßlSi — <22 S 2 — CI3 S 3

2.

е4’ = 64[/4- / 4(/)],

гч

 

=

— h ( t ) ] ,

r £r

3. £4— ^(01 * При подборе временного тренда соблюдаются условия: а) независимости, б) существенности,

в) отсутствия автокорреляции, г) гомоскедастичности.

 

R 84 >0,55, L = max.

4.

/Пі,2,3,4 =

йі Si +Й2 S2 + Ö3 s 3 _i"ß 4 s4 ’

Если R m 2,3,4

> ^

1, 2,3 > T0 ВТОРОЙ дополнительный фак­

тор остается для дальнейших исследований.

162


Третий этап. На данном этапе исследуется третий дополни­ тельный фактор (по схеме первого этапа):

1.е5 =т — ct\S] — CI2S2 03530454

2. e5 = b5[/s—/5(^)] • rg^

 

3.

= «5 [/5—^5 (^) ]

 

При подборе временного тренда соблюдаются условия:

а) независимости,

 

 

б)

существенности,

 

 

в)

отсутствия автокорреляции,

 

 

г)

гомоокедаетичности

 

 

 

RE >0,55, L = max

 

4. ITli'it3,4,5 = ct[ S] -\-Ü2 S2+ CL3 S3+ ß4S4+ ß5S5

Если RmX'2, 3, 4 , 5

> ^ " 4, 2. 3,4

T0

тРеТИЙ ДОПОЛИИтеЛЬНЫЙ

фактор включается

в исследование.

 

Рассмотренная схема расчета трех дополнительных факторов может быть применена и для определения влияния на потреб­ ление практически любого количества дополнительных фак­ торов.

Мы рассмотрели ряд специальных проблем построения внут­ ригодичной модели анализа потребления. Теперь исследуем ме­ тоды построения внутригодичной модели прогноза потребления.

Прогноз внутриігодичного потребления производится по фор­

муле

(13), но предварительно необходимо вычислить функции

2: (t),

h(t) на плановый период. Так как на плановый пе­

риод показатели общего расхода даны в целом за год, то нужно

определить

аналогичные

данные по месяцам.

Эти расчеты мы

предлагаем выполнять в семь этапов.

временного

трен­

'Первый

этап — расчет

по

месячным данным

да общего расхода методом Н. С. Четверикова.

коле­

Второй

этап — расчет относительных внутригодичных

баний.

этап — построение

однофакторной

динамической

_мо-

Третий

дели прогноза внутригодичных колебаний общего .расхода в за­ висимости от уровня общего расхода.

Четвертый этап — расчет на плановый период внутригодич­ ных колебаний общего расхода по однофакторной динамической модели.

Пятый этап — расчет сезонной волны общего расхода на пла­

новый период.

по

Шестой этап — расчет на плановый период общего расхода

месяцам.

по

Седьмой этап — расчет цепных индексов общего расхода

месяцам на плановый период.

Только после этих предварительных расчетов следует перехо­ дить к построению внутригодичной модели прогноза потреб­ ления.

В прогнозируемой модели (с учетом основных и агрегирован-

153


ных факторов) в первую очередь вычисляются линейные тренды z(t), 4(0• Определение линейного тренда представляет известную трудность. Для решения этой задачи примем гипоте­ зу, согласно которой цепные индексы потребления z определяют­ ся изменением цепных индексов общего товарооборота и реаль­ ного индекса цен. Связь между цепными индексами потребления, общего товарооборота и реального индекса цен вычисляется в

пять этапов.

 

 

 

 

 

(харак­

Первый этап. За отобранный период последних лет

терных

для планового периода)

 

устанавливается линейная

связь между z и z(I)2):

z = a + bzi2 .

'

(15)

 

где

 

Zl,2 =

, ,

,

1

 

 

На

втором этапе

CL\ l\ + Cl2 h

цепные индексы

потреб­

 

 

вычисляем по

(15)

ления z в зависимости от значений U и 12, заданных на первый

плановый год.

этапе

рассчитывается

интерполяционным мето­

На

третьем

дом линейный временной тренд потребления

z(t)

по

отчетным

значениям z

(за

отобранный период отчетных

лет)

и

вычислен­

ному

теоретическому показателю z

(на втором этапе)

для

пер­

вого

планового года:

z(t) ==a + b t

 

 

 

 

(16)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На четвертом этапе методом интерполяции рассчитываются

линейные временные тренды по U и I

(за

отобранный период

от­

четных

лет

и один плановый год):

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

U(0 = Оі -\-b\t~,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

І2{£)—Я2 ~\-b2t.

 

z на

 

 

(17)

. На пятом этапе выполняется прогноз

предстоящий

год

по (4)

с учетом

z(t),

U{t), l2{t).

Расчет

на

второй

плановый

год производится аналогично. В период для анализа включается второй плановый год. Следует отметить, что изложенный метод прогноза потребления не является универсальным. Если общая тенденция изменения потребления за последние годы не, была характерной для планового периода, то прогноз потребления на первые два-три года выполняется по статической многофак­

торной модели:

 

2= 0і/і+ 02/2 '

(18)

На четвертый и последующие годы

прогноз цепных индексов

потребления производится вышеизложенньш методом «интерпо­

ляции». Исходная информация

для этих расчетов

формируется

из последнего отчетного года

(скорректированного

в результате

интерполяционных расчетов) и трех лет, рассчитанных по стати­ ческой функции (18). Следует заметить, что применение стати­ ческой модели спроса элиминирует влияние ненасыщенности рынка товарами достаточно полно на 4-й и 5-й годы. В прогно­ зе на первый и второй годы ненасыщенность рынка товарами частично присутствует из-за влияния последнего года отчетного периода.

154 .