Файл: Стеклов, М. Л. Горизонтальные гидравлические турбины. Конструкция и расчет.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 141
Скачиваний: 0
Рис. V.l. Радиальный направляющий аппарат:
/ — наружное кольцо; 2 — подшипник наружной цапфы лопатки; 3 — трубчатый кол лектор для слива протечек через подшипники лопаток; 4 — втулка подшипника наруж ной цапфы лопатки; 5 — рычаг; 6 — накладка; 7 — срезной палец; 8 — шаровой шар нир; 9 — регулирующее кольцо; 10 — опора регулирующего кольца; 11 — подшипник
внутренней цапфы лопатки; 12 — внутреннее кольцо направляющего аппарата; 13 —
лопатка
7 М. Л. Стеклов |
97 |
Лопаток, количество которых определяется при конструирова нии, регулирующего кольца и поворотного механизма.
Наружное и внутреннее кольца выполняются разъмными и изготовляются литыми или сварными из углеродистой стали. Для удобства сборки оба кольца имеют разъем в горизонтальной плоскости. Наружное кольцо не бетонируется, и направляющий аппарат при надобности может быть полностью демонтирован. В плоскости поперечного сечения колец направляющего аппарата лопатки располагаются радиально.
Цапфы лопаток помещаются в подшипниках с вкладышами из древпластика, установленными во внутреннем и наружном коль цах. Внутренние цапфы лопаток направляются во втулках внутрен него кольца. Наружные цапфы направляются во втулках наруж ного кольца. В этих подшипниках лопатки могут поворачиваться
впределах 0—75°, благодаря чему изменяется величина открытия направляющего аппарата. Подшипник смазывается водой непо средственно из потока. Цапфы лопаток в наружных подшипниках имеют разиновые манжетные уплотнения. Протечки воды через уплотнения собираются в трубчатый коллектор, из которого они отводятся в сливной колодец шахты турбины. От осевого переме щения лопатка удерживается наружным подшипником, в торец которого с одной стороны упирается ее буртик, с другой — рычаг, надеваемый на наружный конец цапфы. Рычаг с закрепленными на нем двумя накладками фиксируется клиновой цилиндрической шпонкой и удерживается крышкой и болтом. Серьги, соединенные
срычагом при помощи накладок, совершают пространственное движение, так как поворот регулирующего кольца и лопаток осуществляется в различных плоскостях. Поэтому шарниры, соединяющие серьги с регулирующим кольцом и рычагами, выполняются шаровыми.
Серьги, связывающие регулирующее кольцо с рычагами, вы полняются как талрепы, которые позволяют компенсировать неточности изготовления отдельных звеньев поворотного меха низма и регулировать положение направляющих лопаток в со стоянии их полного закрытия.
Накладки скрепляются с рычагом срезным пальцем, который
вслучае попадания между лопатками постороннего твердого тела во время закрытия направляющего аппарата срезается, благодаря чему предотвращается поломка этой лопатки и ее механизма поворота, а остальные направляющие лопатки могут закрыться. На наружных накладках установлены конечные выключатели, подающие сигнал при срезе пальцев.
Поворот лопаток осуществляется с помощью регулирующего кольца, которое приводится в движение двумя сервомоторами, вертикально установленными в шахте турбины. Регулирующее кольцо выполняется сварным или литым из углеродистой стали,
сразъемом по вертикали или без разъема. Оно направляется опорой, которая выполняется обычно как одно целое с наружным
98
или промежуточным кольцами направляющего аппарата. В местах касания регулирующего кольца с опорой закреплены по шесть или восемь планок из антифрикционного металла или капрона. Смазка всех шарниров поворотного механизма и трущихся поверх ностей регулирующего кольца при изготовлении опорных планок и втулок из антифрикционного металла производится автомати чески из резервуара центральной смазочной станции. При изгото
влении |
опорных планок и втулок |
из капрона смазка не тре |
буется |
и поэтому такие турбины |
выполняются без смазочной |
станции. |
|
Конический направляющий аппарат. Основным отличием кони ческого направляющего аппарата от радиального является на клонное расположение лопаток. Угол наклона лопаток к гори зонтальной оси агрегата составляет 60° или 65°. При угле на клона 65° несколько сокращается общая длина направляющего
аппарата вдоль оси турбины и, следовательно, |
длина |
агрегата. |
С другой стороны, при уменьшении угла |
наклона |
лопаток |
к оси турбины увеличивается проходное сечение в зоне направляю щего аппарата и несколько улучшаются энергетические качества турбины.
На ЛМЗ угол наклона лопаток конического направляющего аппарата принят равным 60°. Следует отметить, что в выборе этого угла сыграла роль унификация с аналогичными направляющими аппаратами диагональных турбин, где он конструктивно более уместен.
Оси лопаток конического направляющего аппарата располо жены на образующих поверхности конуса с вершиной на продоль ной оси агрегата. В зависимости от размеров турбины кониче ские направляющие аппараты выполняются с наружным регули рованием или с внутренним. При наружном регулировании вся система управления лопатками, в том числе рычаги, серьги и регу лирующее кольцо, расположены на поверхности наружного кольца направляющего аппарата. При внутреннем регулирова нии вся система управления лопатками расположена внутри капсулы.
Направляющий аппарат с внутренним регулированием целе сообразно применять в капсульных турбинах при диаметре рабо чего колеса 7 м и более. По сравнению с агрегатами других типов в капсульных агрегатах инерционные массы ротора гене ратора значительно меньше. Поэтому большие протечки через направляющий аппарат при остановленном агрегате могут вызвать движение ротора. В связи с этим все соприкасающиеся поверх ности лопаток должны быть надежно уплотнены. Это достигается установкой специальных профилированных резиновых шнуров на поверхности контакта. В тех случаях, когда такие шнуры не могут быть установлены, выходные кромки лопаток в закрытом положении направляющего аппарата тщательно подгоняются к поверхностям контакта входных кромок. Торцы лопаток подго
7 |
99 |
няются к сферическим поверхностям наружного и внутреннего колец с минимальными зазорами.
Каждая лопатка имеет по две цапфы, расположенные в под шипниках, установленных на наружном и внутреннем кольцах направляющего аппарата. В подшипники запрессованы втулки из древпластика, смазываемые водой непосредственно из потока. В случаях, если вода в реке грязная, применяется густая масля ная смазка (солидол). Цапфы в месте насадки рычага выполняются удлиненными. При наружном регулировании удлиненной выпол няется наружная цапфа, при внутреннем регулировании — вну тренняя. На удлиненных цапфах устанавливается резиновое манжетное уплотнение.
В связи с трудностью демонтажа конического направляющего аппарата предусматривается возможность выема лопаток, в слу чае их ремонта или замены — по одной или по две лопатки. Такая возможность обеспечивается конструкцией наружного кольца— (ЛМЗ), и конструкцией внутреннего кольца— (ХТЗ).
Конический направляющий аппарат с наружным регулирова нием. Направляющий аппарат с наружным регулированием (рис. V.2, ЛМЗ) состоит из наружного и внутреннего колец, ком плекта лопаток, системы рычагов и серег и регулирующего кольца, связанного с двумя сервомоторами, с помощью которых он упра вляется .
Наружное кольцо — сварное, состоит из частей, количество которых выбирается в два раза меньше числа лопаток из условия монтажа. Своими фланцами наружное кольцо крепится с одной стороны к наружному кольцу статора турбины, с другой — к ка мере турбины. Внутреннее кольцо — литое, выполняемое в зави симости от габаритов из двух или четырех частей, своими флан цами крепится с одной стороны к внутреннему поясу статора турбины, с другой — к опорному конусу подшипника турбины.
Лопатки устанавливаются в подшипниках, расположенных в наружном и внутреннем кольцах с углом наклона 60° или 65°. На наружные цапфы лопаток надеты рычаги, связанные с регули рующим кольцом серьгой, двумя накладками и срезным пальцем. Серьги соединяются с рычагом и регулирующим кольцом так же, как и в осевом направляющем аппарате, сферическими шарни рами, допускающими пространственное перемещение серьги.
Регулирующее кольцо расположено на специальной опоре, выполненной на промежуточном поясе камеры турбины. Опорные планки регулирующего кольца и все втулки сферических шарни ров выполняются из капрона, не требующего смазки. Регулирую щее кольцо с помощью двух пальцев соединено с тягами двух сервомоторов, вертикально расположенных в шахте турбины на двух бетонных тумбах.
Во избежание самозахлопывания лопаток при срезе пальцев и для ограничения возможности их большого разворота устано влены упоры: на всех рычагах и у каждой лопатки на внутреннем
100
кольце направляющего аппарата. На внутренних цапфах лопа ток устанавливаются подшипники, закрывающиеся крышками наглухо и не допускающие протечки воды внутрь капсулы. На наружных цапфах лопаток для предотвращения протечек уста навливаются манжетные резиновые уплотнения.
!
Рис. V.2. Конический направляющий аппарат с наружным регулированием:
/ — наружное кольцо; 2 — подшипник наружной цапфы; 3 — меха низм поворота лопаток; 4 — опора регулирующего кольца; 5 — ло патка; 6 — внутреннее кольцо; 7 — подшипник внутренней цапфы
Для удобства монтг. жа и демонтажа в месте соединения напра вляющего аппарата с коническим поясом камеры турбины пло скости фланцев выполняются коническими или между ними устанавливается специальный компенсатор.
Конический направляющий аппарат с внутренним регулирова нием. Направляющий аппарат (рис. V.3, ЛМЗ) состоит из наруж
101
ного и внутреннего колец, комплекта лопаток, системы рычагов и серег и регулирующего кольца, связанного с двумя прямоос ными сервомоторами.
Конструкция наружного и внутреннего колец не отличается от направляющего аппарата с наружным регулированием. Также
аналогичны конструкция и установка лопаток. Вся система упра вления лопатками расположена во внутреннем поясе статора и в турбинной части капсулы. Управление лопатками осуще ствляется двумя прямоосными сервомоторами, установленными вертикально, во внутреннем поясе статора турбины. Усилие и перемещение поршней сервомоторов передаются через пальцы регулирующему кольцу. Последнее при помощи механизма пово
102
рота, состоящего из системы рычагов, серег со сферическими шар нирами, соединяется 'с внутренними цапфами лопаток.
Регулирующее кольцо — сварное из двух частей, выполнено жестким коробчатого сечения. Его перемещение направляется двумя опорными кольцами, состоящими каждое из восьми частей. На направляющих кольцах, устанавливаются капроновые на кладки (планки). Из капрона также выполнены втулки шарнир ных соединений серег с рычагами и регулирующим кольцом.
Опорные элементы регулирующего кольца выполнены в виде кольцевых погонов из нержавеющей стали, приваренных к его обработанной поверхности.
Предотвращение возможности самозахлопывания лопаток при срезе пальца в процессе регулирования, и ограничение большого разворота лопаток осуществляется так же, как в направляющем аппарате с наружным регулированием.
Кольца направляющего аппарата. Наружное и внутреннее кольца являются составной частью проточного тракта турбины и служат опорой для направляющих лопаток. Их омываемые поверхности выполняются сферическими.
Наружное кольцо направляющего аппарата не бетонируется; его конструкция должна обеспечивать необходимую прочность, отсутствие деформаций и герметичность в стыках.
Вконструкции ЛМЗ наружные кольца выполняются сварными из частей, количество которых кратно числу лопаток. Такое разде ление наружного кальца принимается для возможности демонтажа лопаток одновременно по две штуки.
Наружное кольцо представляет собой относительно тонкостен ную оболочку, усиленную снаружи системой круговых и радиаль ных ребер жесткости. Эти ребра связываются круговыми флан цами кольца, фланцами на стыках отдельных частей и патрубками на его наружной поверхности для установки корпусов подшипни ков наружных цапф лопаток. Плотность в разъемах колец дости гается установкой уплотнительных резиновых шнуров, заложен ных в пазы, выполненные на одном из двух фланцев каждого разъема.
Вконструкции ХТЗ наружные кольца направляющего аппа
рата первоначально выполнялись из стального литья. Выполне ние таких крупных деталей из стального литья приводит к значи тельному увеличению веса наружного кольца, что связано с повы шением его стоимости. Поэтому в последующих конструкциях на ХТЗ перешли на сварные конструкции.
Внутреннее кольцо направляющего аппарата закрепляется консольно на внутреннем поясе статора турбины. В конструкции ЛМЗ такие кольца в зависимости от габаритов выполняются из двух или четырех частей. Внутреннее кольцо направляющего аппарата является также опорой для подшипника турбины, поэтому должно выполняться очень жестким. В связи с этим оно снабжено развитыми фланцами и ребрами. Так же как и в наруж
на