Файл: Стеклов, М. Л. Горизонтальные гидравлические турбины. Конструкция и расчет.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 142

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ном кольце, стыки внутреннего кольца надежно уплотняются установкой на одном из фланцев каждого стыка уплотнительных резиновых профильных шнуров. На внутреннем и наружном кольцах так же выполнены отверстия для установки подшипников цапф лопаток. Места, ослабленные отверстиями, усилены прили­ вами и ребрами. В направляющем аппарате с внутренним регу­ лированием приливы более развиты, так как в этом случае в них устанавливаются подшипники со сквозными отверстиями боль­

шего диаметра.

В турбинах конструкции ХТЗ возможность раздельного демон­ тажа лопаток предусматривается конструкцией внутреннего

Рис. V.4. Конструкция внутреннего кольца направ­ ляющего аппарата, разработанная ХТЗ:

1 — внутреннее кольцо с поперечным разъемом; 2 —

подшипник внутренней цапфы лопатки

кольца (рис. V.4). Оно состоит из двух отдельных колец, отлитых из стали. Одно из них, цилиндрическое, расположено внутри и является опорой подшипника турбины, другое, выполненное по контуру проточной части, является опорой лопаток направляю­ щего аппарата. Разъемы на последнем выполнены по конической поверхности расположения осей лопаток, что допускает их раз­ дельный демонтаж.

Для удобства монтажа направляющего аппарата в собранном

виде на этом же

кольце предусмотрен дополнительный разъем

в горизонтальной

плоскости.

Направляющие лопатки. Конструкция лопатки конического направляющего аппарата значительно отличается от конструкции цилиндрического. Лопатка состоит из пера асимметричного про­ филя и двух цапф, наружной и внутренней (рис. V.5). Профиль тела лопатки переменный. Размеры сечения увеличиваются по всей длине лопатки от внутреннего до наружного торца. Для

104

обеспечения прилегания кромок лопаток друг к другу перо ло­ патки закручивается, вследствие чего оно имеет пространственную винтообразную форму. Толщины профилей пера лопатки сравни­ тельно невелики и поэтому во избежание значительной концен­

трации

напряжений

переход от пера

к цапфам выполняется

плавным.

 

 

 

 

 

 

 

Лопатки для конических направляющих аппаратов выпол­

няются

литыми

из углеродистой либо слабо легированной стали.

В гидротурбинах

 

лопатки

 

являются

 

очень

ответствен­

 

ными деталями, и поэтому

 

пороки

в

литье лопаток не

 

допускаются. Небольшие по­

 

роки могут быть исправ­

 

лены сваркой.

Качество

ма­

 

териала отливок лопаток про­

 

веряется

механическими

ис­

 

пытаниями.

 

 

 

 

 

В лопатках обрабатывают­

 

ся цапфы, выходные кромки

 

пера

и

место

примыкания

 

соседней лопатки. Для уп­

 

лотнения

 

мест

примыкания

 

лопаток

друг

к

другу

на

 

входной кромке каждой ло­

 

патки

по всей длине при­

 

мыкания

 

выполняется

паз

 

для запрессовки

резинового

 

шнура.

 

 

 

 

 

 

 

На

цапфе лопатки в месте

 

насадки

рычага выполняется

 

паз для шпонки, а в центре

 

на торце наружной цапфы —

 

отверстие с резьбой для уста­

 

новки

болта, регулирующего

 

положение

лопатки

относи­

определяются, как и в

тельно

колец.

Размеры

цапф лопатки

цилиндрическом направляющего аппарата из условий прочности и допустимого удельного давления на вкладыши подшипников.

Если вода в реке содержит значительное количество частиц с абразивными свойствами, то вкладыши изготавливаются из бронзы. В этом случае направляющий аппарат снабжается центра­ лизованной густой смазкой (от автоматической смазочной стан­ ции) и уплотнением на каждой лопатке, защищающим цапфу от попадания воды. В отечественных горизонтальных гидротурбинах вкладыши подшипников направляющих аппаратов выполнялись из древпластика, смазываемого водой потока. Опыт эксплуатации показывает, однако, что цапфы из углеродистой стали ржавеют,

105


а ржавчина увеличивает трение в подшипнике; к тому же древпластик с течением времени разбухает и деформируется, теряя цилиндрическую форму. Поэтому сейчас ведутся исследования по выбору материала, не требующего постоянной смазки (под­ шипник заполняется смазкой только при монтаже). Таким мате­ риалом является, например, пластик— композиция на основе эпоксидной смолы. Этот материал не нашел еще широкого приме­ нения, однако испытания на турбинах некоторых ГЭС дали обнадеживающие результаты. Чтобы исключить ржавление цапф,

Рис. V.6. Механизм поворота лопатки с внутренним регулирова­ нием:

1 — лопатка; 2 — рычаг; 3 — накладки;

4 — срезной палец; 5 — шаро­

вые шарниры; 6 — установочный болт;

7 — разрезная шпонка рычага

теперь применяют облицовку их тонкими листами из нержавею­ щей стали.

Точность установки лопаток обеспечивается соосностью под­ шипников, устанавливаемых в расточках наружного и внутрен­ него колец направляющего аппарата. Такая соосность лучше всего достигается совместной расточкой отверстий в кольцах для подшипников. В случае раздельной расточки отверстий в коль­ цах направляющего аппарата соосность подшипников дости­ гается свободной посадкой стакана одного из подшипников — обычно подшипника наружной цапфы. В этом случае окончатель­ ная установка этого подшипника и фиксация его осуществляется при сборке в цехе или при монтаже. Механизм поворота лопатки показан на рис. V.6.

При конструировании направляющего аппарата большое вни­ мание обращается на рациональный выбор длин рычагов и серег и углов установки. Это позволяет значительно снизить требуемое

106

усилие для поворота лопаток и принять диаметр сервомотора направляющего аппарата минимальной величины.

Выбор наиболее рациональных углов установки рычагов и серег достигается рассмотрением нескольких вариантов кинема­ тики по чертежу построения направляющего аппарата. В радиаль­ ных и конических направляющих аппаратах более точные резуль­ таты при определении углов установки рычагов и серег дости­ гаются расчетом. В последнее время такие расчеты выполняются на ЭВМ, где может быть рассмотрено любое число вариантов.

В направляющем аппарате капсульной гидротурбины Сара­ товской ГЭС, например, угол ф равен 79° 30', а |3 равен 5° 24' (рис. V.10).

Регулирующее кольцо (рис. V.6). Кольцо обеспечивает син­ хронность поворота всех лопаток направляющего аппарата и преобразование поступательного движения поршней сервомо­ торов во вращательное перемещение лопаток.

Регулирующее кольцо выполняется стальным литым или сварным из проката швеллерного или коробчатого сечения. В зависимости от условий транспортировки его можно выполнить неразъемным или с разъемом. Оно воспринимает силы от двух сервомоторов и все усилия серег.

Выбор сечения регулирующего кольца производится в зависи­ мости от действующих на него усилий. Стенки кольца ужесто­ чаются ребрами. Перемещение регулирующего кольца напра­ вляется одной или двумя цилиндрическими и двумя торцовыми опорами, на которых располагаются опорные планки из антифрик­ ционных материалов (см. механизм поворота).

Расчет направляющего аппарата

Рассмотрим конструкцию направляющего аппарата, в котором механизм управления расположен внутри капсулы.

Силы, действующие на лопатку. От давления воды на лопатку действует гидравлическая распределенная нагрузка, вызываю­ щая в лопатке значительные напряжения. Для удобства расчета гидравлическая распределенная нагрузка р заменяется приве­ денной ее равнодействующей — суммарной гидравлической си­ лой Рг, которая вызывает изгиб и создает гидравлический крутя­ щий момент М г относительно оси лопатки. Принимаем, что гидра­ влический момент положительный, если он действует на закрытие.

Усилие Рг и момент М тназывают силовыми характеристиками направляющей лопатки, величина которых зависит от напора, формы профиля лопатки, положения оси поворота лопатки отно­ сительно профиля и величины открытия (угла поворота) ло­ патки а 0.

Для управления поворотом лопатки (изменения величины открытия направляющего аппарата) к ее цапфе приложена часть усилия сервомотора. Вместе с усилием Рг приведенное к оси

107


Лопатки усилие сервомотора вызывает в ней изгибные напряже­ ния, а усилие сервомотора, приложенное к рычагу вместе с М т, вызывает в лопатке напряжения кручения.

При закрытом положении направляющего аппарата гидравли­ ческое усилие и гидравлический момент могут быть определены довольно просто. В этом случае суммарное гидрав­ лическое усилие на ло­

патку

Рг =

(V.1)

где Н — напор с учетом повышения давления; у —■ удельный вес воды.

Гидравлический момент

М т= Ргв — FлНуе, (V.2)

где Гл — площадь коль­ цевого сектора лопатки

(рис. V.7, а); е — вели­ чина эксцентриситета ло­ патки;

 

 

 

 

 

Fn = ~ ( R 2 — r2),

 

 

 

 

 

где Q — угол кольцевого

 

 

 

 

 

сектора

лопатки

(рис.

 

 

 

 

 

V.7, а),

 

 

 

 

 

 

 

П =

---- sin 6;

R =

 

 

 

 

 

 

*0

 

Рис. V.7. Расположение конической лопатки

/?1 .

г1 .

и схема сил, действующих на нее

 

sin 0 ’ Г — sin 0 ’

R и г — радиусы дуг

наружной

и внутренней кромок лопаток;

0 — угол между осью

лопатки

и осью турбины.

 

В конических направляющих аппаратах угол 0 составляет 60—

65°, а радиальных — 0 =

90°.

кольцевого сектора

 

Координата центра

тяжести

 

 

 

2

 

з

sm ~<f

 

 

х. =

Я3 — г

Q

 

(V.3)

3

R2-

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

Для определения гидравлических усилий и моментов, дей­ ствующих на лопатку при разных открытиях, пользуются данными экспериментальных исследований модели установки (рис. V.8, а, б).

108


аIМ,кгс-м

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

3

Рис.

V.8.

Зависимость

I

гидравлических усилий Р

 

и моментов

М

на

нап­

 

равляющей

лопатке

от

1

угла

открытия

направ­

 

ляющего

аппарата

 

 

Ю 20 30 W 50 60 70а,грид

Рис. V.9. Зависимость коэффициентов Ср и Ст от угла открытия направляющего аппарата

109


Для удобства пересчета с модели на натурную турбину поль­ зуются коэффициентами Ср и Ст, определяемыми эксперимен­ тально (рис. V.9, а, б).

Ср — коэффициент гидравлического усилия, зависящий от формы лопатки и угла открытия а 0; Ст — коэффициент гидравлического момента, зависящий от формы лопатки, расположения оси пово­

рота лопатки и угла

открытия а 0,

 

 

Ср

P TD \

_

M rD 1

 

Q2

С„

Q3

 

Выражая расход Q через

приведенный расход Q[, получим:

 

PT= Cp (Q\fD\H\

(V.4)

 

Mr = Cm{Q\fD\H,

(V.5)

где D x — диаметр рабочего колеса, м; Q\ — приведенный расход, л/с; Н — напор, м.

Для определения реакций в опорах лопатки и потребного усилия сервомотороз лопатка рассматривается как двухопорная балка, на которую действуют гидравлическая распределенная нагрузка Р и часть усилия сервомоторов, приходящаяся на одну лопатку, Рс. Гидравлическая распределенная нагрузка заме­

няется гидравлической си­ лой Рг, приложенной в центре давления пера ло­ патки, с координатой xs

(см. рис. V.7, а, б).

 

 

 

Определение

 

 

 

 

потребного

усилия

 

 

 

сервомоторов

 

 

 

 

Определение

 

потреб­

 

 

 

ного усилия сервомоторов

 

 

 

подробно

изложено

в мо­

Рис. V.10. Кинематическая схема механизма

нографии

[17].

 

Здесь

кратко

излагается

лишь

поворота лопатки

 

 

 

 

 

схема расчета.

 

 

 

Составим уравнение всех сил, действующих на лопатку отно­

сительно ее оси О при ходе на закрытие (рис. V. 10),

 

 

 

М г + М Тр

=PcrLHsin ср cos б.

 

 

(V.6).

Здесь М г — гидравлический

момент; Мтр —■момент сил

трения

в опорах лопатки; Рсг — усилие

серьги; LH— длина

накладки

рычага; ф — угол между серьгой

и накладкой; б — угол

между

осью пальца и перпендикуляром к оси серьги

(рис. V.6).

 

 

ПО