Файл: Стеклов, М. Л. Горизонтальные гидравлические турбины. Конструкция и расчет.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 120
Скачиваний: 0
После остывания всех швов производятся замеры зазоров в сты ках внутреннего и наружного поясов. Замеры показывают, что в стыках внутреннего пояса зазоры увеличиваются (болты, стя гивающие стыки, растягиваются), а в стыках наружного пояса там, где зазоры больше, они увеличиваются больше, там, где были малы — остаются почти без изменения.
Замеряется расцентровка наружного пояса относительно вну треннего (на статоре четырехопорной турбины Саратовской ГЭС она практически не изменилась). Затем производится дополни тельная затяжка болтов на стыках обоих поясов. На наружном поясе все стыки сходятся; на внутреннем остаются зазоры.
Разборка статора для дальнейшей обработки производится по одному из разъемов на половины. Эти половины транспортируются
Рис. V II.3. Сварка колонн статора: а — положение торцов колонн внутреннего и наружного поясов статора; б — установка колонн между пеньками внутреннего и наружного поясов статора
на планшайбу карусельного станка и снова собираются. При этом опять по наружному поясу все стыки секторов сходятся, а на внутреннем — получается клиновой зазор. В этот зазор устанав ливается клиновая прокладка на всю ширину фланца. После этого статор обрабатывается.
Изготовление статора является, таким образом, весьма трудо емким и сложным процессом. Выявляется необходимость в ряде изменений, которые вносятся в технологию и облегчают изготов ление статора для трехопорного агрегата. Эти изменения сле дующие;
1)введение механической обработки торцов пеньков и колонн, для чего торцы должны быть перпендикулярны плоскостям коль цевых фланцев поясов;
2)обеспечение возможности свободной усадки наружного пояса при приварке колонн, для чего при его сборке между всеми секторами устанавливаются прокладки 1,5—2 мм, которые сни маются перед приваркой колонн;
3)уменьшаются по возможности размеры швов приварки ко лонн к пенькам.
Статор трехопорного агрегата. После сборки внутреннего пояса в кольцо он с помощью клиновых домкратов устанавли вается на плите в строго горизонтальной плоскости. Проверка горизонтальности осуществляется гидравлическим уровнем. На плите наносятся такие же риски и центр, как и при сборке первого статора. Затем устанавливается наружный пояс с несколько уве личенными из-за прокладок в стыках диаметральными размерами.
Разметка тонких колонн по длине производится подвижным деревянным шаблоном, а затем торцы этих колонн и соответствую щих пеньков обрабатываются на станке в плоскости, перпенди кулярной кольцевым фланцам поясов (рис. VII.3).
После установки колонн между пеньками зазоры не превышают 1 мм на сторону. Толстая и треугольная колонны обрабатываются газовой резкой с допусками по длине от 2 до 10 мм. Перед сваркой колонн с пеньками на каждом стыке на входной и выходной кром ках колонн и пеньков кернением отмечаются точки, которые ука зывают после сварки усадку швов. Первыми, как и ранее, свари ваются стыки колонн с пеньками внутреннего пояса. Сварка производится снизу вверх несколькими проходами двумя свар щиками с двух сторон каждого стыка.
После остывания швов замеряется их усадка, которая в основ ном оказалась 2—3 мм. На эту же величину увеличиваются за зоры в стыках между колоннами и пеньками наружного пояса. Далее перед сваркой этих стыков удаляются прокладки, заложен ные между стыками секторов наружного пояса с тем, чтобы по следний в процессе сварки мог свободно перемещаться при усадке сварочного шва.
После окончания сварки и проведения необходимых замеров привариваются жесткие связи в виде двутавров № 24 (по два дву тавра по обе стороны каждого стыка секторов). Затем произ водится разборка по одному из разъемов.
После транспортирования половин статора на станок они со бираются без зазоров в стыках.
На основании изложенного можно сделать следующие выводы.
1.Статоры такого размера и конструкции можно изготавли вать по принятой выше технологии, причем изготовление статора трехопорного агрегата значительно проще.
2.Для уменьшения остаточных деформаций и, следовательно, напряжений в статоре от сварки колонн с пеньками обоих поясов необходима механическая обработка торцов колонн и пеньков, так как при этом получаются минимальные зазоры в их сопря
жениях.
3. Сборку наружного пояса при пригонке его пеньков к ко лоннам следует производить на прокладках, которые надо уда лять перед сваркой, чтобы каждый сектор наружного пояса мог под воздействием усадочного усилия шва свободно перемещаться к колонне. Величина усадки прямо пропорциональна величине зазора в стыке свариваемых деталей.
12 м. Л . Стеклов |
177 |
4.Конструкция статоров не является оптимальной с точки зрения технологии их изготовления и транспортирования на ГЭС.
5.Следует выполнять статоры такого размера либо с незамкну тыми наружными поясами, либо перенести приварку колонн к пень кам наружного пояса на место монтажа. Но и этого может быть недостаточно. При изготовлении статоров для большой серии турбин в короткие сроки может возникнуть необходимость исклю чить карусельную обработку статора в сборе и фрезеровку сты ков наружного пояса. Обрабатываться будет полностью только внутренний пояс. В этом случае стыки наружного пояса свари ваются между собой силовыми швами при монтаже после при варки колонн, аналогично сварке стыков камер турбин верти кальных агрегатов.
Такая технология изготовления статоров еще не разработана,
не исследованы величины зазоров, обеспечивающих компенсацию сварочных деформаций и т. д.
26. ОБРАБОТКА ОТВЕРСТИЙ ДЛЯ ПОДШИПНИКОВ ЛОПАТОК ВО ВНУТРЕННЕМ И НАРУЖНОМ КОЛЬЦАХ НАПРАВЛЯЮЩЕГО АППАРАТА
Ответственной и сложной технологической операцией является расточка отверстий во внутреннем и наружном кольцах направ ляющего аппарата для подшипников лопаток.
Для обработки этих отверстий без существенных отклонений по шагу и соосно друг другу изготавливается специальная ос настка. Так, для колец направляющего аппарата турбин Перепадных ГЭС и Череповецкой 2-й очереди эта оснастка показана на рис. VII.4. На монтажной плите закрепляется поворотный стол с установленной на нем шпиндельной частью станка ЛР24. Эта шпиндельная часть расположена под углом 30° к горизонтали. Вокруг поворотного стола к плите крепится опорная сварная кон струкция с двумя кольцевыми концентричными фланцами. Эти фланцы обработаны и имеют отверстия, соответствующие отвер стиям во фланцах внутреннего и наружного колец направляющего аппарата.
Опорная конструкция центруется относительно станка и вы ставляется горизонтально по гидравлическому уровню на клино вых домкратах. Разность высот поверхностей фланцев точно соот ветствует чертежным размерам наружного и внутреннего колец.
Кольца с окончательно обработанными фланцами устанавли ваются и закрепляются на опорной конструкции таким образом, чтобы отверстия, отлитые в кольцах, оказались примерно друг против друга. Затем суппорт с резцом подводится к отверстию внутреннего кольца и отверстие обрабатывается. Далее к про двинутому через обработанное отверстие шпинделю присоединяется удлинитель, установленный в подшипнике, размещенном на про межуточной кольцевой площадке опорной конструкции. Удлини
178
тель с резцом подводится к отверстию в наружном кольце и произ водится дальнейшая обработка.
После указанной обработки удлинитель отъединяется от шпин деля, последний выводится из отверстия внутреннего кольца и стол
Рис. VII.4. Обработка отверстий для подшипников лопаток нап равляющего аппарата:
1 — поворотный стол станка; 2 , 9 — фланец сварной конструкции;^ — станок; 4 — внутреннее кольцо направляющего аппарата; 5 — шпиндель ная часть станка; 6 — подшипник шпиндельной части; 7 — удлинитель шпинделя; 8 — наружное кольцо направляющего аппарата; 10 — сварная опорная конструкция; 11 — монтажная плита
поворачивают на угол 22° 30' (так как число лопаток 16), пере ставляют подшипник с удлинителем и обработка повторяется.
Такая технология вполне себя оправдала и обеспечивает не обходимую точность.
27, ОБРАБОТКА ЛОПАТКИ НАПРАВЛЯЮЩЕГО АППАРАТА
Лопатка конического направляющего аппарата представляет собой отливку сложной пространственной формы с меняющимися профилями пера по высоте лопатки, поэтому механическая ее обработка сложна.
Поверхность заготовки размечается и обрабатывается подруб кой или наплавкой с точностью ±10—15 мм по пространствен ному шаблону, изготовленному в соответствии с теоретическим чертежом лопатки. При разметке лопатки по шаблону одновре менно размечаются сферы торцов, оси цапф, их диаметры и центры.
12* |
179 |
Затем, после сверления центров, лопатку устанавливают на спе циальный токарный станок ЛР61, в котором лопатка вращается, а два суппорта с резцами у каждой из цапф неподвижны. На этом станке одновременно обрабатываются обе цапфы и небольшая
Рис. VII.5. Схема установки направляющей лопатки для обработки сферы на внутреннем и наружном торцах
(указанная в чертеже) плоская площадка вокруг цапф на торцах лопатки.
После обработки на этом станке лопатка устанавливается на специальный расточной станок ЛР86, на котором ведется обра ботка сферы торцов лопатки. Сферы обрабатываются поочередно, сначала со стороны одной цапфы, затем со стороны другой. Обра-
Рис. V II.6. Схема установки |
направляющей лопатки для обра? |
ботки прилива |
на входной кромке |
ботка сфер начинается точно от края плоской площадки, выполнен ной ранее на станке ЛР61, к периферии. При обработке лопатка неподвижна, а суппорт с резцом вращается. Обработка ведется по копиру, по которому перемещается ролик, передавая это пере мещение суппорту с резцом (рис. VII.5)
После окончания обработки сферы торцов лопатки ее уста навливают на строгальный станок для обработки плоскости при лива на входной кромке, торца выходной кромки и канавки в при
180
лесо, |
направляющий аппарат, масловодоприемник, сервомоторы |
и др. |
Однако на монтажной площадке ГЭС узлы вновь собираются |
уже в более крупные блоки и по мере готовности монтажа фунда ментных частей подаются в кратер. Сборка узлов на монтажной площадке, как и в цехе завода, производится таким образом, что продольная ось этих узлов, а следовательно, турбины распола гается вертикально (рис. VII.8).
При монтаже капсульных агрегатов к наиболее важным опе рациям относятся: правильная установка фундаментных частей (статора турбины, а если их два, то центровка обоих относительно друг друга); опускание вала турбины с рабочим колесом в кратер и соединение с ротором генератора; правильная установка ротора агрегата на опорные подшипники. В качестве примера приводятся важнейшие операции по монтажу турбин средней мощности Перепадных ГЭС Ингурского каскада и крупнейших турбин четырех опорного и трехопорного агрегата Саратовской ГЭС.
Монтаж гидротурбин для Перепадных ГЭС. Общая схема монтажа
Детали собирают в укрупненные блоки и транспортируют к месту установки станционным мостовым краном.
Обе половины капсулы, осмотренные на монтажной площадке,, заранее транспортируются к месту установил, где временно уста навливаются на выкладки со смещением в сторону верхнего бъефа для последующего монтажа и соединяются между собой. Детали
иотдельные узлы до установки на место очищаются от защитных покрытий и забоин. Поверхности деталей, заливаемые в бетон, соответственно очищаются.
Укрупненные блоки через монтажные люки в основном бетоне здания ГЭС опускаются и устанавливаются в рабочее положение на клинья и прокладки по высотным отметкам и осям, заданным строительной частью. Расположение монтажных люков не по зволяет непосредственно краном устанавливать некоторые детали
иотдельные узлы на рабочее место; оттяжку деталей на место следует производить посредством блоков и лебедок, пользуясь монтажными скобами, закрепленными в основном бетоне.
Закладные части (камера, фундаментное кольцо и др.), со бранные в кольца до опускания на место должны во избежание
деформации по возможности храниться в нерабочем положении. Закладные части после бетонирования в сборе должны представ лять единый жесткий узел, надежно закрепленный в основном бетоне фундаментными болтами, распорными домкратами, растяж ками и клиньями. Все прокладки, клинья и растяжки должны быть приварены электросваркой.
Сливной клапан в отсасывающей трубе в целях безопасности, следует монтировать в первую очередь. При монтаже клапана следует обратить особое внимание на строго вертикальное поло
182
жение штока клапана, легкость его хода и плотность прилегания к седлу. В процессе монтажа турбины сливной кдапан в целях безопасности всегда должен находиться в открытом состоянии
инадежно защищаться от возможных механических повреждений
изасорения.
Монтаж статора, камеры турбины и направляющего аппарата
Сборка статора. Статор полностью собирается на монтажной площадке в горизонтальном положении фланцем, обращенным к направляющему аппарату, вверх. Стыки секторов, которые не подлежат разборке при опускании статора вниз на фундамент, промазываются суриком и окончательно закрепляются всеми бол тами. Стыки, подлежащие разборке, суриком не промазываются и болты могут быть поставлены не все, но зазор в стыках не до пускается.
На статоре турбины собирается направляющий аппарат. Два стыка на внутреннем и наружном кольцах направляющего аппа рата, по которым производится разъем при опускании в кратер агрегата, собираются предварительно, т. е. без сурика и резино вого уплотнения. Остальные стыки собираются окончательно с про мазкой суриком или с установкой резиновых шнуров, полной за тяжкой всех болтов и штифтовкой.
Сборка направляющего аппарата. Сначала полностью соби рается внутреннее кольцо направляющего аппарата. Затем в нем устанавливаются по две направляющие лопатки внутренними цап фами и подшипниками. Направляющие лопатки должны быть предварительно очищены от защитного покрытия, забоин, заусен цев и подобраны по номерам гнезд. На наружные цапфы направ ляющих лопаток надеваются секторы (V8 часть) наружного кольца направляющего аппарата без подшипников направляющих лопа ток. Подшипники в собранном виде со всеми деталями устанав ливаются на концах направляющих лопаток вслед за сборкой сек торов; затем монтируются детали поворотного механизма направ ляющего аппарата.
После того как направляющий аппарат собран, производится проверка на легкость хода и величину угла поворота каждой лопатки. Лопатки в открытом состоянии свариваются между собой арматурой, либо угольниками или мелкими швеллерами. Более крупными швеллерами (двумя-тремя на каждую половину) свари ваются между собой наружное и внутреннее кольца направляю щего аппарата. После этого направляющий аппарат отдельными половинами снимается со статора, перекантовывается в рабочее положение и отставляется в сторону до опускания на место. В слу чае готовности фундамента под статор устанавливаются фунда ментные болты статора, и статор по половинам опускается на место. Нижняя половина статора сразу же соединяется с болтами без центровки. После опускания и соединения верхней половины
183