Файл: Стеклов, М. Л. Горизонтальные гидравлические турбины. Конструкция и расчет.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 121
Скачиваний: 0
статора с нижней на сурике с установкой контрольных штифтов начинается центровка и установка в рабочее положение всего ста тора. Для этого на заранее установленные и проверенные геоде зической службой строительства скобы натягиваются струны, ко торые являются продольной и поперечной осями.
На струны навешиваются отвесы и с помощью рулетки или специального штихмасса проверяется правильность установки статора по осям и отметке и цилиндричность наружного и вну треннего поясов по отношению к оси. Убедившись в правильном положении статора, последний закрепляют домкратами и арма турой, сваренной с выпусками арматуры из основного бетона. Окончательно закрепляются все фундаментные болты.
Камера турбины собирается на монтажной площадке совместно с фундаментным кольцом, опускается к месту установки и сме щается в сторону нижнего бьефа для возможности установки блока направляющего аппарата.
Направляющий аппарат, собранный как указано выше, от дельно по половинкам опускается на место и соединяется со ста тором турбины, а половинки направляющего аппарата соеди няются между собой. После закрепления направляющего аппарата на статоре опускается заранее собранный в кольцо опорный ко нус регулирующего кольца (без регулирующего кольца и планок), который соединяется с наружным кольцом направляющего ап парата.
Камера рабочего колеса подтягивается к опоре регулирующего кольца и устанавливается соосно статору и направляющему ап парату. Ее положение регулируется клиньями, домкратами и рас тяжками и крепится электросваркой к выпускам арматуры основ ного бетона.
Все фланцевые соединения деталей с целью герметизации сты ков уплотняются резиновыми шнурами и смазываются белилами или суриком.
Устанавливаются и окончательно привариваются все обли цовки. Прокладываются и окончательно раскрепляются все за кладные трубы к измерительным приборам.
Чаще всего при бетонировании кольцевых деталей закладных частей (статора, камеры турбины и др.) сталкиваются с тем, что к внешней нижней оребренной части поверхности не проникает бетон. Поэтому строители согласовывают с шеф-персоналом за- вода-изготовителя турбины места со стороны проточного тракта, в которых разрешается выполнить дополнительные отверстия для подачи бетона; отверстия заглушаются после бетонирования.
Закладные части до бетонирования должны представлять еди ный жесткий узел, надежно закрепленный в основном бетоне и соединенный с выпусками арматуры. Все прокладки, клинья и прочие детали крепления должны быть сварены электросваркой. Бетонирование не должно вызывать деформации установленных деталей.
184
Установка сервомоторов направляющего аппарата. Сервомо торы в случае продолжительного хранения подвергаются ревизии на монтажной площадке и после ревизии в собранном виде опу скаются на место до установки регулирующего кольца. Сервомо торы прикрепляют к фундаментным плитам и совместно с ними временно устанавливают до сопряжения тяг с проушинами регу лирующего кольца, не соединяя их. Окончательный монтаж серво моторов производится после установки механизма поворота на правляющего аппарата. Убедившись в совпадении проушин и тяг в двух крайних положениях хода регулирующего кольца (при наличии запаса хода поршня сервомоторов на закрытие), фунда ментные плиты «прихватывают» сваркой к арматуре основного бетона и заливают их бетоном. Окончательно установленные серво моторы при полностью закрытом направляющем аппарате должны иметь запас хода поршней на закрытие, обусловленный чертежом.
Собранный направляющий аппарат должен быть опробован на открытие и закрытие с промером торцовых зазоров и зазоров по кромкам касания лопаток и замеров давлений в полостях серво моторов для открытия и закрытия лопаток при незатопленном тракте.
Монтаж роторной части турбин
После застывания бетона статорных частей производят осмотр
иповторную проверку их соосности. Вынимают верхнюю поло вину направляющего аппарата и конуса регулирующего кольца,
атакже съемные части камеры турбины. Нижняя половина кор пуса подшипника вместе с сегментами устанавливаются на место
ивыверяется относительно фланца статора турбины. Устанавли вают на место приспособление для опоры свободного фланца тур бинного вала (рис. VII.9).
На монтажной площадке собирают укрупненный узел: вал
турбины со штангами, рабочее колесо со всеми лопастями, но без конуса рабочего колеса, заранее опущенного в камеру. При уста новке уплотнений лопастей и лопастей на монтажной площадке уплотнения испытываются на протечки масла.
Сегменты турбинного подшипника должны быть пришабрены по валу ранее. Перед установкой блока колесо—вал на опорный конус последний укрепляется на камере трубой, чтобы воспол нить жесткость конуса, которая уменьшилась из-за отсутствия верхней его части.
Транспортирование укрупненного узла к месту монтажа про изводится краном и последовательными такелажными операциями, (рис. V II.10).
Узел укладывается горизонтально на двух опорах. Одной из них является подшипник турбины, а другой — приспособление для опоры фланца вала.
В случае надобности дополнительной опорой колеса могут служить прокладки, закладываемые в зазор между нижней ло-
592 |
185 |
пастью и камерой. К рабочему колесу присоединяется его конус, а к последнему —• приспособление для застропки троса при по вороте ротора краном (рис. VII. 11).
Положение подшипника может регулироваться прокладками под лапами нижней половины корпуса и под опорами сегментов на величину до 3 мм. Плоскость торца турбинного вала должна
фланца вала турбины до соединения с генераторным валом:
1 — вал генератора; 2 — вал турбины; 3 — гидравлические домкраты; 4 — фланец внутренней обечайки статора
быть параллельна плоскости торца фланца статора, а лопасти ра бочего колеса должны иметь равномерный зазор в камере в соот ветствии с допусками.. Основным условием является параллель ность плоскостей фланцев. Для возможности прицентровки вала генератора ротор турбины перед центровкой должен быть смещен со своего рабочего положения в сторону нижнего бьефа на ~30 мм.
Перед опусканием генератора собранный масловодоприемник после испытания на монтажной площадке должен быть заранее опущен в головную часть камеры.
186
И) |
ю |
Рис. VII. 10. Этапы такелажных ра бот при монтаже ротора гидротур бины Перепадных ГЭС (Ингурский каскад): а — сборка рабочего коле са с валом; б — кантовка узла; в — перенос узла; г — опускание узла
в кратер турбины
Рис. VII. 11. Приспособление для поворота ротора гидротурбины краном
187
Центровка агрегата
Центровка производится в следующей последовательности: цен тровка ротора турбины (рис. VII. 12); прицентровка фланца вала турбины к валу генератора и их соединение (рис. VII. 13); проверка биения вала поворотом ротора агрегата (рис. VII. 14).
Роторная часть турбины считается сцентрованной, когда: ло пасти рабочего колеса имеют равномерный зазор по камере; под шипник отрегулирован по валу в корпусе (при снятых уплотне ниях); торец фланца турбинного вала параллелен торцу фланца статора турбины; фланец турбинного вала концентричен фланцу
статора турбины. |
|
Данные замеров заносятся в соответствующий формуляр |
|
(рис. VII. 12). |
Каждый формуляр снабжен штампом, а также таб |
лицей записи |
замеров. |
Прицентровка фланца вала генератора к фланцу вала турбины и их соединение. После установки ротора генератора на подшип ник с одной стороны и на приспособление — с другой, фланец генератора прицентровывается к фланцу вала турбины с точ ностью по образующим до 0,1 мм и на параллельность фланцев до 0,06 мм.
Статор генератора, в котором клиньями расперт ротор с валом, подается в кратер. Внутри генераторного вала уже лежит штанга, фланец которой выступает за пределы фланца вала, обращенного к турбине. Удерживая генератор на кране, соединяют фланцы обеих штанг: той, что расположена в вале генератора, и той, что расположена в вале турбины. Затем придвигают статор генера тора к статору турбины и соединяют их фланцы. После этого при-
центровывают фланец вала генератора к фланцу |
вала турбины |
в соответствии с существующими нормами точности. |
К прицентро- |
ванному фланцу вала генератора временными болтами подтяги вается фланец вала турбины. Перед подтягиванием вала турбины необходимо совместить заводские риски на образующих фланцев поворотом ротора турбины краном. После этого установить штат ные болты. Затягивание болтов фланцевого соединения произ водится термозатягом.
Термозатяг болтов фланцевого соединения валов
Соединение фланцев обычно производится с помощью припасо ванных (призонных) болтов, которые плотно вставлены в отвер стия обоих фланцев и поэтому не только испытывают напряжения растяжения, стягивая фланцы, но и напряжения среза под дей ствием крутящего момента турбины. Поэтому необходимо транс портировать вал генератора на завод-изготовитель турбины и совместно обрабатывать отверстия в обоих валах.
Такая технология неудобна, не экономична и ставит в зависи мость друг от друга производства двух различных заводов.
188
Перепадные ГЭС
Формуляр
Гидроагрегат, станционный Ns- прицентровки фланца вала к статору турбины
Гидротурбина, заводской №----
Места |
+ 2 |
— X |
замеров |
+ * |
— Z |
|
а |
<3* |
|
II t— |
|
Парал |
|
|
лельность |
|
|
— X |
+ х |
Дирекция ГЭС |
+ Z |
— Z |
|
Ч = |
b2 |
Тур |
бина |
||
|
|
Завод- |
|
|
изготови |
|
|
тель |
|
|
Гене |
|
|
ратор |
+ Z |
— Z |
X — X |
Монтажная |
|
|
|
Концен |
|
|
организация |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
тричность |
|
|
|
Фами |
Под |
|
к |
К |
|
Представители |
Дата |
||
|
лия |
пись |
Рис. V II.12. Формуляр прицентровки фланца вала к статору турбины
189