ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 133
Скачиваний: 0
решение о контролируемой партии продукции принимается по ре зультатам проверки ряда выборок, максимальное число которых заранее установлено: причем, отбор последующей выборки зависит от результатов проверки предыдущих выборок.
Максимальное число выборок в каждом конкретном случае вы бирается особо, исходя из условий оптимальности.
Однако минимального среднего объема выборки можно добиться при использовании п о с л е д о в а т е л ь н о г о контроля, при котором решение о контролируемой партии продукции принимается по ре зультатам проверки нескольких выборок, максимальное число кото рых заранее не установлено и определяется в процессе ее контроля в зависимости от результата проверки предыдущих выборок. Из партии берут и испытывают последовательно по одному изделию, а результат сразу же наносят на предельную диаграмму последо вательного выборочного контроля (рис. 46). Испытания продолжа-
Рис. 46. Предельная диаграмма последователь ного контроля
ются до тех пор, пока не будет принято решение о принятии или
•браковке партии, т. е. пока результаты испытаний, отмечаемые точками на диаграмме, не выйдут в верхнюю или нижнюю зону. Математическое обоснование системы последовательного контроля уже разработано, хотя этот метод еще не нашел широкого примене ния на практике.
Механизированные приборы для измерения деталей в процессе
•обработки. Для измерения деталей в ряде случаев приходится ■останавливать станок, снимать деталь и ставить ее на специальный измерительный прибор. При этом непроизводительно расходуется много времени. Поэтому еще в 1922—1924 гг. были созданы первые приборы, позволяющие измерять деталь в процессе обработки.
Н е а в т о м а т и ч е с к и е к о н т р о л ь н ы е у с т р о й с т в а . Для контроля диаметров широкое применение нашли индикатор ные скобы. Такая скоба опирается на контролируемую деталь тре мя точками: микрометрическим, боковым и нижним упорами. Ниж ний подвижней упор связан рычагом с индикатором. Прибор дает
1 3 0
возможность измерять вращающиеся детали. Скоба настраивается на нужный размер по эталону.
Недостатком скобы является то, что при неправильной установ ке вращающаяся деталь может вырвать скобу из рук рабочего. Этого недостатка нет у скоб с призматическими неподвижными на конечниками (скобы-наездники или рейтерные скобы). Скобы-на ездники устанавливают на детали сверху. Средним наконечником служит шток миниметра, который закреплен в корпусе цилиндра. Недостатком скобы-наездика, так же как и индикаторной скобы, является то, что рабочий не может управлять станком и одновре менно производить измерение. Поэтому использование таких прибо ров не дает значительного выигрыша во времени.
Этот недостаток удается исключить применением измеритель ных приборов, установленных непосредственно на станке.
Ряс. 47. Съемная седлообразная скоба
Одним из таких приборов является седлообразная скоба, уста навливаемая на основании люнета станка (рис. 47). Скоба под дей ствием собственного веса прижимается губками к поверхности об рабатываемой детали и опирается призмами на цапфы люнета.. Верхний конец измерительного штока упирается в удлиненный на-' конечник миниметра, который позволяет контролировать размер детали непосредственно в процессе шлифования. Однако для сня тия обработанной и установки новой детали измерительный при бор нужно снимать и снова устанавливать.
9* |
131' |
Следующим усовершенствованием измерительных средств яви лось введение накидных седлообразных скоб. Такая скоба укреп ляется на станке на кронштейне и отводится от обрабатываемой де тали поворотом за рукоятку. Губки у скобы делаются неподвиж ными, что позволяет настраивать ее на разные диаметры. По тако му же принципу построены накидные индикаторные скобы для шлифовальных станков.
Значительно сложнее приборы, служащие для измерения внут реннего диаметра конических и цилиндрических отверстий в про цессе шлифования.
А в т о м а т и ч е с к и е у с т р о й с т в а а к т и в н о г о к о н т р о л я . Рассмотренные типы приборов являются средствами меха низации операций контроля. При их применении рабочий должен следить за показанием прибора с тем, чтобы своевременно вмешать ся в процесс обработки. Поэтому следующим этапом совершенство вания средств контроля явилось создание приборов активного конт роля, которые по результатам измерения обрабатываемых деталей сами управляют механизмами станка, вмешиваясь в технологиче ский процесс. Оборудование такого вида является самоуправляю щимся.
В зависимости от способа воздействия на исполнительные орга ны оборудования средства активного контроля подразделяются на три типа:
автокалибраторы — устройства, изменяющие процесс обработки или прекращающие его в момент достижения заданной величины контролируемого размера. Такой тип активных средств контроля ис пользуется для проведения контроля в процессе обработки;
автоподналадчики — устройства, которые, воздействуя на меха низмы наладки станка, изменяют их расположение относительно обрабатываемой поверхности деталей. Производя подналадки, та кие устройства обеспечивают обработку деталей в заданных пре делах;
автоблокировщики (автостопы) — устройства, не пропускающие для обработки на станке детали или заготовки с погрешностями, выходящими за установленные допуски (припуски), и останавли вающие станок при выходе размеров обрабатываемых деталей за установленные допуски или в случае поломки режущего инстру мента.
Системы автоматического активного контроля являются система ми с обратной связью. Выходными параметрами у этих систем яв ляются: непосредственно размер обрабатываемой детали, положе ние режущей кромки инструмента, положение исполнительных ор ганов станка. Входными параметрами систем активного контроля являются приводные органы станка: двигатель привода исполни тельных органов, электромагнит, воздействующий на храповое или золотниковое устройство механизма подач и другие элементы.
В современных автоматических контрольных приборах приме
132.
няют электроконтактные, пневматические, индуктивные, фотоэлек трические и радиоактивные датчики.
На рис. 48 показаны схемы трехконтактной скобы с электроконтактным датчиком. В датчике имеется два неподвижных электри ческих контакта (левый и правый) и один подвижный, закреплен ный на верхнем конце поворотного углового рычага. Для поворота рычага служит вертикальный шток,
прижатый пружиной к верхнему кон |
|
||||||||||
цу |
измерительного |
наконечника |
|
||||||||
скобы. В начале шлифования шток |
|
||||||||||
датчика поднят вверх. Угловой ры |
|
||||||||||
чаг |
оттягивается |
пружиной влево, |
|
||||||||
прижимая, |
подвижный |
контакт к |
|
||||||||
левому |
контакту. |
Контакты замы |
|
||||||||
кают цепь, включающую черновую |
|
||||||||||
подачу |
шлифовального |
круга. |
По |
|
|||||||
мере снятия припуска шток датчика |
|
||||||||||
постепенно опускается. Когда основ |
|
||||||||||
ной припуск снят и нужно перехо |
|
||||||||||
дить на чистовое шлифование, шток |
|
||||||||||
своим выступом поворачивает рычаг, |
|
||||||||||
который отходит от левого контак |
|
||||||||||
та вправо. При этом автоматически |
|
||||||||||
уменьшается |
поперечная подача и |
|
|||||||||
начинается |
чистовое |
шлифование. |
|
||||||||
Когда деталь получит заданный раз |
|
||||||||||
мер, рычаг контакта касается пра |
|
||||||||||
вого контакта и станок автоматиче |
|
||||||||||
ски выключается. |
соответствующие |
|
|||||||||
|
На |
размеры, |
|
||||||||
окончанию чернового |
и |
чистового |
|
||||||||
шлифования, датчик настраивают по |
|
||||||||||
эталонным деталям. |
|
|
измери |
|
|||||||
|
В основу индуктивных |
|
|||||||||
тельных устройств положена зависи |
|
||||||||||
мость |
величины |
индуктивного со |
|
||||||||
противления |
катушки |
|
от |
величи |
|
||||||
ны воздушного зазора |
в магнитной |
Рис. 48. Трехконтактная ско |
|||||||||
цепи. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ба с электроконтактным дат |
|
|
Схема |
накидной скобы |
с |
ин |
чиком: |
||||||
дуктивным |
датчиком |
|
приведена |
1 — измерительный наконечник; |
|||||||
|
2 — рычаг; 3 — контакты; 4 — |
||||||||||
на |
рис. |
49. |
На |
штоке |
датчика за |
шток; 5 — индикатор |
|||||
креплен |
якорь, |
помещенный между |
|
сердечниками верхней и нижней индуктивных катушек. В начале обработки шток скобы, шток датчика и связанный с ним якорь на ходятся в крайнем верхнем положении. Зазор между верхней ка тушкой и якорем меньше, чем зазор между якорем и нижней катуш кой. Неравенство зазоров вызывает изменение индуктивности кату
133
шек. По электрической цепи, куда включены катушки, проходит ток и станок получает рабочее движение. По мере уменьшения диаметра детали шток датчика опускается и воздушные зазоры между яко рем и катушками постепенно выравниваются. В момент достиже ния деталью заданного размера зазоры становятся одинаковыми, прохождение тока по цепи прекращается и станок автоматически выключается.
Рис. 49. Скоба с индуктивным датчиком: |
, |
/ — сердечник; 2 — якорь; 3 — катушки; 4 — шток |
|
Схема пневмоэлектроконтактного датчика для |
измерения диа |
метров валов трехконтактной скобой приведена на рис. 50. Датчик выполнен в виде трех сообщающихся сосудов. К среднему сосуду (рис. 50, а) подается сжатый воздух от пневматической измеритель ной системы. По мере увеличения давления воздуха ртуть в сред нем сосуде будет опускаться, а в боковых — подниматься. Величи на давления сжатого воздуха определяется положением измери тельного штока прибора. На штоке имеется клапан, который про пускает воздух из пневматической системы в атмосферу. Чем мень ше будет зазор S между клапаном и его седлом, тем меньше воз духа будет выходить из системы и тем больше будет давление в си стеме. В момент окончания чернового шлифования давление воз духа повышается настолько, что ртуть в правой трубке достигает правого контакта и замыкает электрическую цепь, что вызывает автоматическое переключение поперечной подачи шлифовального круга с черновой на чистовую (рис. 50, б ).
При чистовом шлифовании клапан продолжает опускаться. В мо мент достижения деталью заданного размера (рис. 50, в) ртуть в ле вой трубке сосуда замыкает левый контакт датчика, автоматиче ски отключая при этом станок.
К устройствам с пневматическим датчиком относится устройство для управления процессом комплектования шарикоподшипников.
134
Эта система лишена обратной связи. Устройство служит для. изме рения разности диаметров беговых дорожек колец подшипников и подачи на стенд сборки шариков нужного размера, заранее рассор тированных и уложенных в соответствующие бункеры.
в
Рис. 50. Скоба с пневмоэлектроконтактным датчиком
Схема автомата приведена на рис. 51. К дорожкам наружного 7 и внутреннего 6 колец подшипника подводятся сопла пневматиче ской измерительной системы. В правую полость мембранного дат чика 5 поступает воздух, давление которого пропорционально раз ности диаметров беговых дорожек колец. Одновременно с этим от распределительного вала приводится в движение клин 1, что посте пенно увеличивает противодавление воздуха, подаваемого в левую полость мембранного датчика. В тот момент, когда происходит за мыкание контакта 2 мембранного датчика, щетка 3 находится на контакте коммутатора 4, связанном с тем 'бункером, в котором ле жат шарики с размером, соответствующим измеренной разности
135
средних диаметров беговых дорожек колец. Одновременно происхо дит срабатывание реле Р и на сборку поступают шарики требуе мого размера.
Рис. 51. Схема автомата для комплектования шарико подшипников
В фотоэлектрических измерительных устройствах используется фотоэлектрический эффект (рис. 52). Световой поток от источника света 3 падает на фотоэлемент 4. Измерительный стержень 2, ка-
3 |
4 |
5 |
6 |
сающийся детали 1, изменяет щель в перегородке, регулируя этим величину светового потока. Возникающий под действием света ток через электронный усилитель 5 подается на электроаппаратуру 6 станка или сортировочного устройства.
136
В основу радиоактивных датчиков положено явление поглоще ния или отражения радиоактивных излучений материалом измеряе мого объекта. На рис. 53 приведена схема устройства, предназна-
■Рис. 53. Схема радиоактивного датчика для измере ния толщины ленты при прокатке
ценного для контроля толщины ленты при прокатке. Источник ра диоактивного излучения 7 помещен по одну сторону от контроли руемого объекта 6. С противоположной стороны расположена иони зационная камера 5. Прошедшее через обрабатываемую деталь радиоактивное излучение вызывает в ионизационной камере 5 ток. Вместо ионизационной камеры может быть использован счетчик радиоактивных частиц. От усилителя 4 ток подается на серводви гатель 2, через который происходит управление положением вали ка 1, определяющим толщину ленты при прокатке. Прибор 3 слу жит для визуального контроля толщины прокатываемой ленты.
Подналадчики. В некоторых случаях непосредственное измере ние деталей в процессе их обработки затруднено. Например, при сверлении, зенкерованин и развертывании обрабатываемые отвер стия закрыты режущим инструментом; при чистовом точении де таль вращается с большой скоростью, в результате чего подводи мые к ним наконечники измерительных устройств быстро изнаши ваются, на токарных станках при обточке валов образующаяся стружка может не только сбить настройку прибора, но даже повре дить самый прочный прибор. Поэтому на оборудовании такого типа
137