ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 129
Скачиваний: 0
широкое применение нашли специальные приборы, называемые подналадчнками.
При использовании подналадчиков измерение детали произво дится после их обработки. Если величина контролируемого разме ра находится в заданных пределах, измерительный прибор не по дает команд и станок работает как и ранее. Если размер детали достигает предельного, измерительный прибор подает команду на подналадку, т. е. на такое перемещение режущего инструмента, которое обеспечит смещение размеров последующих деталей на се редину поля допуска.
На токарных и расточных станках подналадка производится пе ред обработкой следующей детали, на плоско- и бесцеитрошлифо-
вальных станках — в процессе обработки |
последующих деталей. |
|
В подналадчиках измерительный прибор дает команду |
на подна |
|
ладку после окончания обработки очередной детали. |
После того, |
|
как резец проточил деталь, измерительная |
скоба автоматически |
подводится и контролирует ее диаметр. Если диаметр достиг уста новленного предела, подналадчик подает резец вперед, подготав ливая станок к обработке следующей детали.
Имеются подналадчики, которые подают команды на переме щение резца не только вперед, но и назад.
Автостопы. Применение подналадчиков на многорезцовых то карных станках затруднено в силу того, что резцы изнашиваются по-разному, и одновременное перемещение при подналадке не имеет смысла, а подналадка каждого резца требует сложных конструк тивных изменений станков. В этом случае широкое применение на шли автостопы, останавливающие станки, если размеры обрабаты ваемых деталей достигают предельных значений.
Подналадка станка производится вручную.
На рис. 54 показана схема многорезцового станка, обрабаты вающего трехступенчатые валики. Станок оснащен автостопами и автоматическим загрузочно-разгрузочным устройством с двумя автоматическими захватами (руками), перемещающимися в гори зонтальном и вертикальном направлениях. Эти захваты устанавли
вают заготовки и снимают обработанные детали. |
' ' |
||||
Деталь после обработки окатывается *по отводящему лотку до |
|||||
упора |
в фиксатор так, что шейки детали оказываются над призма |
||||
ми пневматического |
подъемного |
столика. |
Столик |
поднимается |
|
вверх, |
подхватывая |
призмами |
деталь, |
и вводит ее в челюсти |
трех измерительных скоб, снабженных электроконтактными датчи ками. Если размер детали выходит за пределы допуска, датчики автоматически останавливают станок. При этом загораются лампоч ки, указывающие, какие из размеров детали выходят за поле допу ска.
Система автоматического регулирования погрешностей системы СПИД. В последние годы разработан ряд систем автоматического регулирования погрешностей системы станок — приспособление — инструмент — деталь.
138
Так, «а кафедре «Технология машиностроения» Станкин создана система автоматического регулирования (САР) для стаби лизации упругих перемещений в системе СПИД, т. е. компенсации погрешностей, вызываемых силовыми деформациями технологиче ской системы.
Рис. 54. Механические руки и автостоп на автоматической линии токарных станков:
1 — подъемный столик: 2 — датчики; 3 — механические руки; 4 — станок
На рис. 55 приведена структурная схема САР. Датчик Д выра батывает сигнал, пропорциональный отклонению регулируемой ве-
Рис. 55. Схема системы автоматического ре гулирования
личины от заданного значения. Сигнал поступает в усилитель У и после усиления — в исполнительное устройство ИУ, которое осуще ствляет поперечное перемещение стола станка. Для наблюдения за ходом обработки установлен показывающий прибор.
13Э
Принцип работы САР, основанный на изменении размера ста тической настройки системы СПИД, позволяет использовать ее для компенсации размерного износа. Для этого необходимо измерять детали, прошедшие обработку, и по результатам измерений выход ных данных деталей вносить коррективы в первоначальную на стройку САР.
Для компенсации упругих перемещений системы СПИД исполь зуется метод регулирования продольной подачи. В этих системах отклонение суппорта от настроечного положения фиксируется дат чиком, который выдает напряжение прямого или обратного направ ления. Направление сравнивается с опорным напряжением в срав нивающем устройстве, усиливается и в виде сигнала управления поступает на обмотку электродвигателя. Электродвигатель вращает управляющий шпиндель гидравлического регулятора; направление вращения зависит от знака поданного напряжения. В результате этого происходит изменение скорости вращения ходового валика и подачи.
Эти системы являются типовыми системами автоматического регулирования.
Статистическое регулирование технологического процесса. На базе математической статистики основан еще один метод контроля^ отличный от статистического приемочного контроля качества про дукции. Это метод статистического регулирования технологическо го процесса, в основе которого лежит текущий контроль за произ водством с целью предупреждения возможности появления бракана контролируемом станке, участке, в цехе, на заводе.
Как показывает практика, даже в тщательно настроенной и от лаженной технологической линии с течением времени происходят отклонения размеров (или других параметров) обрабатываемых деталей, обусловленные случайными и систематическими ошибками. К систематическим ошибкам можно отнести, например, износ ин струмента, направляющих станка, тепловую деформацию обраба тываемой детали, различие в сырье.
Впроцессе работы станка через установленные равные проме жутки времени или после обработки определенного количества де талей выборка из п штук деталей подвергается контролю. После несложной математической обработки результаты измерений нано сятся на контрольную карту, позволяющую наглядно отразить ход производственного процесса и намечающиеся отклонения в наст ройке и регулировке станков.
Внастоящее время в производственной практике применяются несколько видов контрольных карт, из которых наибольшее рас пространение получили карты средних значений, карты медиан, карты размахов и различные их комбинации.
К а р т а с р е д н и х |
з н а ч е н и й |
(х-карта) представлена на |
|
рис. |
56. По оси абсцисс откладывается время t или порядковый но-^ |
||
мер |
очередной выборки, |
а по оси |
ординат — среднее значение х |
140
контролируемого параметра х, подсчитанное по результатам конт роля выборки п:
х = — 2 * ; - |
(91) |
п /=1 |
|
На контрольную карту наносят среднюю линию, характеризую
щую центр рассеивания или среднюю величину х средних значений контролируемого параметра, а также верхнюю и нижнюю грани
цы допустимых отклонений значений х — г р а н и ц ы р е г у л и р о в а н и я .
Рис. 56. Карта средних значений (х-карта)
Положение средней линии и границ устанавливают по резуль татам ранее проводившихся измерений (прошлый месяц, .квартал, год) по формулам
х = — (хг + |
х2+ ... + хт); |
(92) |
||
т |
|
|
|
|
К В = Х + З а - ; |
К я = х — З а —, |
|
||
где т — количество выборок, |
по результатам |
которых |
строится |
|
карта; |
|
|
|
_ |
crj— среднее квадратическое |
отклонение |
средних значений х |
по результатам т выборок.
Если величина a~i неизвестна, положение границ регулирования можно определить по формулам:
К в = X - f Аа; К„ = X — Аа,
где А — коэффициент, который выбирается из таблиц и определяет ширину «поля естественного допуска» (расстояние между границами);
141
■0 — среднее квадратическое отклонение всех значений контро лируемого параметра.
В ГОСТ 15894—70 и в стандартах США коэффициент А выби
рается таким, чтобы 99,73% всех ожидаемых значений х находи лось в пределах ограниченной зоны. Английские статистики раздви гают границы регулирования с тем, чтобы между ними ожидалось
появление 99% значений х.
Объем выборки п должен быть постоянным, так как его изме нение ведет к перестройке всей карты и вычислению новых конт рольных границ.
Когда технологический процесс находится в нормальном состоя нии, очередные точки на контрольной карте ложатся вблизи сред
ней линии. Если точка х вышла за границу регулирования, необхо димо срочно производить регулировку процесса. Однако еще до
выхода х за контрольную границу карта дает возможность заранее до появления дефектных деталей судить о намечающихся наруше ниях технологического процесса по следующим признакам:
появление нескольких последовательных значений х вблизи контрольной границы; _
расположение всех значений х по одну сторону от средней ли
нии; |
|
очень сильный разброс х; |
_ |
наметившаяся тенденция приближения х к одной из контроль ных границ.
К а р т а м е д и а н (х-карта) имеет те же значение и смысл, что и карта средних значений, но значительно упрощает вычисления. Если несколько значений х разместить в возрастающей степени, то м е д и а н о й этой случайной величины будет называться значе ние величины, занимающей в ряду среднее положение.
Принцип построения карты такой же: определяют среднее зна чение медиан и две границы регулирования. На карту наносят зна чения медиан, определяемые для каждой выборки. Для построения
х-карты число п деталей в выборке желательно брать нечетным. К а р т а с р е д н и х к в а д р а т и ч е с к и х о т к л о н е н и й
{S-карта) применяется для более глубокого анализа совершенства технологического процесса. В этом случае на карту наносят средние квадратические отклонения случайной величины х в каждой вы борке. Карта имеет нулевую линию и одну верхнюю контрольную
•границу. Положение точек на карте характеризует степень рассея ния случайной величины х.
К а р т а |
р а з м а х о в (7?-карта) также характеризует величину |
|||
рассеяния |
случайной |
величины, |
но позволяет |
значительно упро |
стить вычисления по |
сравнению |
с S-картой. |
Р а з м а х о м назы |
вается разность между наибольшим и наименьшим значениями х в выборке: 7?=хmax—Хщт- Значения размахов откладывают на
142
контрольной карте вверх от нулевой линии; они не должны превы шать верхний предел регулирования.
В машиностроительной практике большое распространение по
лучили комбинированные х/5-карты и x/R-карты, содержащие ин формацию о средних значениях контролируемой величины и ее раз бросе. Указанные виды контрольных карт применяются в случае контроля продукции по какому-нибудь одному количественному признаку. Если контроль необходимо проводить по нескольким признакам, то приходится применять несколько карт.
В ряде случаев целесообразнее бывает контролировать продук цию по качественному или альтернативному признаку. Тогда при меняются другие виды контрольных карт:
«р»-карта регистрирует изменение во времени среднего процен та (или доли) брака в некотором множестве деталей п за опреде ленный период:
X
р = — ;
и
«рп-карта» является разновидностью «р-карты» и регистрирует не относительное, а абсолютное количество дефектных изделий;
«с-карта» регистрирует количество дефектов, выявленных в-оп- реденной, заранее установленной единице продукции, и поэтому называется иногда картой дефектов. Применяется она чаще Есего в текстильной и целлюлозно-бумажной промышленности для реги страции, например, количества узелков на 100 пог. м нити, количе ства дефектов в рулоне ткани или бумаги;
««-карта» применяется вместо «с-карты» в том случае, если проба состоит из нескольких единиц продукции и число еди ниц от пробы к пробе меняется. Тогда на контрольной карте нано сят значения «=с/п.
Применение статистических методов контроля наиболее эффек тивно на тех предприятиях, где однотипная продукция выпускается в больших количествах длительное время — подшипники, зубчатые колеса, часы, автомобили и многие другие машины и их эле менты.
Методы статистического регулирования технологических процес сов позволяют заранее выявить намечающиеся отклонения в ходе технологического процесса еще до появления бракованных дета лей, поэтому их применение целесообразно только на хорошо от лаженных, стабильно работающих предприятиях, участках, стан ках.
Метод контрольных карт нашел широкое признание за рубежом. Применяется он и на отечественных заводах, например, Московском 2-ом часовом заводе, Львовском заводе кинескопов, ГПЗ-1, Винниц ком радиоламповом заводе и целом ряде других предприятий.
В Советском Союзе выпускается серия государственных стан дартов на статистические методы контроля качества, из которых ■многие уже изданы. Вот важнейшие из этих стандартов: